ДУХОВНОЕ ЗДОРОВЬЕ

Двенадцать ступеней из ада в жизнь

Как возникла и работает православная группа анонимных алкоголиков и наркоманов братства "Радонеж"

 Иеромонах Анатолий (Берестов) беседует с бывшими пациентами (наркоманами). Крутицкое подворье, Москва. Фото Аллы Андриановой Иеромонах Анатолий (Берестов) беседует с бывшими пациентами (наркоманами). Крутицкое подворье, Москва. Фото Аллы Андриановой

Однажды мой школьный товарищ, член общества анонимных алкоголиков, привел к нам в церковь руководителя центра "Ковчег" психотерапевта Александра Голомазова. Это по его инициативе в Самаре возникло общество анонимных алкоголиков. Он один из немногих психотерапевтов, который признает реальность духовного мира и духовной жизни и то, что медики должны передавать своих пациентов психологам, а те — священникам. Другого способа нет. Иначе от психологов они опять возвращаются к медикам, кружатся в этом колесе, и на это тратятся громадные деньги. Иногда это делается по неразумию, иногда – искусственно: наркоману просто продлевают жизнь, немножко его подлечив, чтобы он не умер. Его реанимируют, и он опять потребляет наркотики. Опытные медики и психологи уже знают: только при помощи медицины и психотерапии попавших в зависимость не спасешь. Этим людям нужна Божия помощь, которую Церковь дает в своих таинствах.
Александр Голомазов рассказал, что к ним в "Ковчег" приходят много представителей разных конфессий и сект и уводят к себе людей, в основном православных, и предложил создать православную группу поддержки, которую мы назвали группой духовного роста. Так родилось братство "Радонеж". Мы собираемся каждое воскресенье в храме, в четыре часа вечера на вечернее богослужение с пением акафиста иконе Божией Матери "Неупиваемая Чаша", потом ставим столы прямо в храме, и начинается работа в группе. Может быть, это и непривычно выглядит, когда в западной части храма стоят столы, на столе горит свеча, разложены конфеты и пряники, разлит чай, за столом сидят мужчины и женщины, юноши и девушки. С торцов восседают ведущий группы (один из братии) и священник. Мы проводим работу группы в храме по нашей бедности, поскольку никаких других помещений у нас нет. А может быть, в этом есть особый Промысл: в церкви никто не может себе позволить вольных выражений и непозволительных тем, что нередко случается в нецерковных группах.
На первых порах большинство в группе представляли взрослые мужчины-алкоголики. Потом добавились родители из фонда "Второе рождение" и общества "Родители против наркотиков". Родители стали приводить своих детей, начали приходить жены, подружки, уже и скамейки некуда было ставить. Решили группу разделить на зависимых и созависимых. О созависимых – это родители и жены, которые достаточно долгое время жили вместе с алкоголиками и наркоманами и у которых в результате такого общения произошли личностные деформации, – будет особый разговор. Разделить группы было необходимо: дети не могли быть откровенными при родителях, алкоголики – при женах. Для созависимых организовали группу, которая стала собираться по четвергам.
Когда созависимые отделились, возникло предложение разделить группу только на алкоголиков и только на наркоманов. Совместных групп обычно не существует. Наркоманы в миру обычно презирают алкоголиков, считая, что напиваться и валяться под забором неприлично, в отличие от "благородного" наркотического опьянения, не представляя того, что со временем они могут деградировать хуже алкоголиков. Алкоголики, со своей стороны, не могут понять, как это можно что-то нюхать, колоться, для них это просто поразительно. На первый взгляд, нет ничего, что бы объединило этих людей в одну группу, да и возрастная разница у них достаточно большая. К нашему счастью, было высказано одно достаточно разумное и трезвое предложение. Один из взрослых алкоголиков сказал: "Наркоманы по возрасту годятся нам в дети, это и есть наши дети, и если мы, отцы, не поможем им, то кто им поможет, разве можно оставлять их одних?" Мы сразу согласились с этими словами, да по правде сказать, мы уже привыкли друг к другу и особого желания делиться не имели, просто следовали традиции. Создав смешанную группу, мы явились как бы новаторами, да вдобавок часть созависимых со слезами на глазах просили их взять к себе. Со временем привыкли и к ним, чему они были несказанно рады.

Заседания братства "Радонеж"

Как развить сердце? Представляй себя на месте других. Как расширить сердце? А вот как: посылает Господь какого-нибудь человека, надо отнестись к нему внимательно, войти в его положение, посвятить ему уголок своего сердца. Так постепенно все новые и новые люди будут входить в наше сердце, и оно будет расширяться. Полюбить всех можем только через Христа.

Праведный Алексий МЕЧЕВ

Заседания группы, которую мы постепенно стали называть братством, начинается с общей молитвы. Мы обычно поем "Царю Небесный..." или "Отче наш...". После молитвы благословляется трапеза. Ведущий зачитывает преамбулу. Вот ее текст.
"Братство "Радонеж" – это добровольное объединение людей, которые пришли к убеждению, что только Бог через веру в Сына Своего Единородного Иисуса Христа в благодати Духа Святого, в лоне Православной Церкви может исцелить их от недуга алкоголизма и наркомании.
Единственное условие для членства в братстве это желание бросить пить. Члены братства не платят вступительных взносов, оно существует благодаря их добровольным пожертвованиям.
Братство является частью прихода церкви в честь Преподобного Сергия Радонежского. Его члены считают, что активное участие в богослужениях и таинствах, а также в приходской жизни – непременное условие избавления их от недуга.
Наша основная цель оставаться трезвыми при поддержке могучей силы Божией благодати, используя многовековые традиции Православия, а также методику "12 шагов", избавиться от своего пагубного пристрастия и помогать другим алкоголикам и наркоманам вести трезвую богоугодную жизнь".
После преамбулы зачитываются "шаги". Читают все по очереди. Прочитав один "шаг", передают листочек следующему. Группа занимается по программе "12 шагов". Мы приняли эту программу потому, что она не противоречит Православию, но интерпретацию известным "12 шагам" дали православную, более глубокую. Приведем нашу интерпретацию "12 шагов".

1. Мы признали свое бессилие перед алкоголем, признали, что мы потеряли контроль над собой.
2. Пришли к убеждению, что только Бог через веру в Сына Своего Единородного Иисуса Христа в благодати Духа Святого может вернуть нам здравомыслие.
3. Приняли решение полностью и безоговорочно передать себя воле Творца, явившегося в полноте Святой Троицы, став прихожанами единой Соборной и Апостольской Православной Церкви.
4. Глубоко и бесстрашно оценили свою жизнь с точки зрения соответствия ее Божественным заповедям и порядка православной жизни.
5. Признали перед Богом, православным священником, а также перед собой истинную природу наших заблуждений, искренне покаялись, участвуя в таинстве Покаяния.
6. Кротко и смиренно, с сокрушенным сердцем, искренне печалясь о содеянном, но надеясь на Божие долготерпение и многомилостивостъ, подготовились к таинству Святого Причастия, прося, чтобы Бог избавил нас от греха.
7. В своих церковных и домашних молитвах смиренно просили Бога об обновлении душ и телес наших, чтобы разум мог познать Его волю, и стремились соответствовать ей.
8. Оценив благость и милосердие Божие ко всем людям и противоположность этому нашей прошлой жизни, составили список тех, кому мы причинили зло, и преисполнились желания загладить свою вину перед Богом и ними.
9. Старались примириться, просить прощения у всех ближних, возместить нанесенный им ущерб, моля Бога о помощи в восстановлении мира и доброго порядка. Неустанно молились о здоровье и благополучии всех наших знакомых.
10. Продолжали входить в церковную жизнь и изменять себя. Допуская ошибки, сразу шли на исповедь к Врачу духовному и каялись в грехах.
11. Стремились к соблюдению заповедей Божиих, понимая, что только богоугодная православная жизнь, молитва, душеполезное чтение, богомыслие – путь к нашему трезвению и спасению.
12. Не гордясь достигнутым, продолжая духовное совершенствование и богопознание, стараемся поделиться нашим опытом с другими людьми и применять эти принципы во всех наших делах.

По сути это известная в Православии лествица духовного восхождения.
Периодически мы зачитываем двенадцать советов святого праведного Иоанна Кронштадтского желающим бросить пить.

Статья подготовлена при поддержке интернет - магазина «united-it.ru». Если Вы решили приобрести качественную телефонную гарнитуру, то оптимальным решением станет обратиться в интернет-магазин «united-it.ru». Перейдя по ссылке: «гарнитуры Plantronics цена», вы сможете, не отходя от экрана монитора, заказать телефонную гарнитуру по выгодной цене. В интернет - магазине «united-it.ru» работают только высококвалифицированные специалисты с огромным опытом работы с клиентами.

1. Пробудись от сна невежества и дурмана! Посмотри на себя, что с тобой стало! Как мучаешь ты себя и своих близких, сколько зла привносишь в мир!
2. Скажи твердо и решительно, без тени сомнения: "Отрекаюсь от тебя, пойло сатаны! Сочетаюсь с Тобой, Господи Иисусе Христе. Спаси меня, изнемогаю. Одолевает коварный и хитрый враг меня. Придай крепости, твердости и постоянства в моем чистосердечном решении освободиться от пьянства. Да будет воля Твоя!" (Или то, что подсказывает сердце, своими словами.)
3. Ни в коем случае не откладывай на потом. Осознав, начинай борьбу с вражеской страстью немедленно и не вступай с ним ни в какие переговоры, не иди ни на какие уступки, воплощая лишь одно свое требование: никогда, ни при каких обстоятельствах и ни по какому поводу не пить!
4. Однако не надейся только лишь на себя, иначе проиграешь. Было бы неразумно отказываться от медицинской помощи в случае ее необходимости.
5. Контролируй себя, наблюдай за собой постоянно. На это уйдут месяцы и даже годы. Не давай себе ни малейшего послабления. Мгновенная слабость может вновь вернуть все на прежние позиции. Не возгордись своим трезвлением, иначе вознесешься, после чего неминуемо упадешь, что и случается нередко с теми, кто посчитал, что все уже позади.
6. Если же вдруг упал, поднимайся после срыва вновь, как ни в чем не бывало. Кайся, говори себе: "Поделом мне за всю мерзость моих грехов, скудность покаяния, слабость воли, испорченность нрава!" И вновь начинай сражение с невидимым врагом. Однако обязательно извлеки из случившегося должные выводы и проанализируй свои просчеты.
7. Беги от пьяных компаний, спаивателей, "калымов", праздно проводящих свое время, и тунеядцев, как от чумы. Стерегись блуда, пиршеств. Особенно настраивай себя на трезвление в праздники, дни рождения и получки, а также оберегайся других поводов для пьянства. Ты свое уже испил сполна!
8. Не пей ни за свое, ни за чужое здоровье. От этого ничье здоровье еще не улучшилось, а твое окончательно будет разрушено.
9. Находи и занимайся больше полезным делом. Думай о деле, трудись, созидай. Незанятый ум – мастерская для дьявола!
10. Посещай церковные службы в храме, особенно Божественные литургии, читай Священное Писание, приобщайся Святых Таин. В этом залог не только победы, но и истинного исцеления души!
11. Всячески искореняй в себе эгоизм, сластолюбие, гордыню, себеугодие и все дурные свойства характера.
12. Ищи усердно помощи у Спасителя, и Он непременно спасет тебя, прогонит бесовское полчище, которое вселилось в тебя за твое невоздержание, нерадение о себе, за леность и холодность к молитве, за маловерие и неверие, за удаление от Бога и от Церкви.

Новокрещенный. Фото Евгения Крылова Новокрещенный. Фото Евгения Крылова

Первый шаг часто начинают совершать непроизвольно, когда в состоянии почти погибельном из души страждущего вырывается крик: "Господи, доколе? Господи, помоги, нет сил больше терпеть!" Может быть, это первая молитва в жизни, первое обращение к Творцу и Создателю, которое будет услышано. Как это трудно понять, что без Бога, без Божией помощи преодолеть свою немощь, свою болезнь невозможно. Так происходит смирение своей гордыни. Обычно ведь человек пьет, колется и при этом считает, что в любой момент может бросить, но ему просто пока не хочется. И почему-то не бросает, иногда до гробовой доски.
Следующие шаги ведут к покаянию, переосмыслению своей жизни, изменению отношений с близкими, примирению с Богом через покаяние. Человек должен примириться с собой, ближними и с Богом. Он входит в церковную жизнь через таинства Исповеди и Святого Причастия. Учится руководствоваться в своей жизни заповедями Божиими и церковным уставом. Братство – часть нашего прихода, и члены братства по мере сил включаются в приходскую жизнь. Со временем они становятся более опытными прихожанами, так как имеют возможность беседовать на богословские темы, чаще общаются со священником.
У членов братства сильная потребность в духовном общении. Они пережили такие скорби, которые затронули, пробудили внутренний мир, внутреннее состояние человека. А через попущение скорбей Господь стучится в наше сердце, напоминая о смерти и вечности.
После того как прочитаны шаги, принято представляться. Можно называть свое имя, можно вымышленное, главное назвать проблему, с которой ты пожаловал к нам. Удивительно наблюдать, особенно новичкам, когда вполне благополучные, трезвые люди по очереди представляются, говоря: Андрей – алкоголик, Александр – алкоголик, Володя – наркоман, Марина – наркоманка, и когда очередь доходит до новичка, который еще пять минут назад не мог даже себе признаться, что он алкоголик или наркоман, он со смирением вслед за всеми повторяет: Олег – алкоголик, Виталий – наркоман.

В группе алкоголиков и наркоманов особая этика поведения. Человек говорит откровенно. Его никто не имеет права перебивать, обсуждать его слова, задавать вопросы и давать советы. Каждый высказывает то, что наболело, и говорит только о себе, ни о ком другом. Этика такого общения потеряна в миру. Люди сразу начинают спорить, задавать вопросы, редко кто кого слушает.
В нашем братстве люди по многу лет не употребляют алкоголь и наркотики, но называют себя алкоголиками и наркоманами, немощь свою ощущают, знают, что без Божией помощи трудно держаться. Нельзя алкоголику немного пить, нельзя немного колоться наркоману. Нельзя этого вообще. Пусть вокруг люди живут, как знают, каждый должен быть ответственен за свою жизнь, поэтому наша братия говорит только о себе: "Мне нельзя, я не буду".
В братстве все помогают друг другу. Двенадцатый шаг в этом и заключается: исцелился сам — помоги другому. Эти люди показывают новичкам примером своей жизни, что их прежнее состояние преодолимо. Они должны были умереть, как умерли многие их ровесники. Они много лет пили и кололись, но с Божией помощью это преодолели. Это живой опыт, и это – подвиг. Приходит наркоман или алкоголик и видит перед собой победителя, а его пугали тем, что ломку нельзя перенести. Главное – видеть пример перед глазами. А как они понимают друг друга, потому что алкоголика может понять алкоголик, наркомана – наркоман, понять его состояние, переживания! Если кто-то начинает мучиться, обязательно один из опытных членов братства поговорит с ним. Ни психолог, ни священник часто не могут дать того, что может дать новичку исцелившийся наркоман или алкоголик. Мы – теоретики, мы не переживали этих состояний. Они понимают друг друга с полуслова.
Существуют правила, которых члены братства неукоснительно придерживаются и которые передают друг другу: дома держать алкоголь и отраву нельзя; ходить туда, где соблазняют, и общаться с такими людьми нельзя; соглашаться на первую рюмку или на первую дозу нельзя; нельзя потакать своим желаниям; надо тянуть время; есть много психологических подмен: ты хочешь одного, а кажется, что совсем другого.
Особенно важно помнить, что алкоголизм и наркомания — дело бесовское. Часто наши братья срываются, когда, сами чуть-чуть протрезвев и ощутив радость жизни, бегут спасать своих заблудших товарищей. Мы всегда предупреждаем, что за спиной наркомана и алкоголика стоит сам враг рода человеческого, встреча с ним опасна, он всегда обманет неопытную душу. Спасись сначала сам, как советовал преподобный Серафим Саровский, и тогда вокруг тебя спасутся тысячи. Неразумное стремление спасти всегда заканчивается одинаково – срывом. Сценарий всегда почти один и тот же. Узнав, что кто-то прекратил потребление отравы или бросил пить, к нему звонят и приходят члены бывшей компании, а бывает, что и он сам идет к ним. Первые слова при встрече звучат благородно. Наркоманы и бывшие собутыльники начинают хвалить своего спасающегося знакомого, при этом поговаривают, что и они сами желают того же, но только не сегодня, а завтра. Завтра они обязательно вместе прекратят свою непотребную жизнь, но это будет завтра. А сегодня есть небольшая доза или бутылка. Далее следует предложение: "Давай последний раз выпьем или уколемся, а завтра пойдем туда, куда ты нас поведешь". И наш малоопытный, но имевший благие намерения брат остается с ними, часто опять надолго.

Мы советуем: если к вам обращаются за помощью алкоголики или наркоманы, дайте адрес или телефон тех, кто им может реально помочь, напишите записку с адресом православной церкви, где имеется братство трезвости, где можно побеседовать, исповедаться и приготовиться к таинству Святого Причастия. Если человек на самом деле желает спасения, он сам придет по данному ему адресу. Если он, сам того часто не ведая, желает вас погубить, пусть отвечает пред Богом за свою жизнь. Держитесь подальше от прежних компаний, бегайте греха, не обращайте внимания на то, что вам говорят бывшие знакомые. Вы им помочь не сможете, а они вас могут соблазнить на прежнюю жизнь.

Пережитый бывшими алкоголиками и наркоманами опыт – духовный, особый опыт преодоления, он делает человека одухотворенным. Они откровенны до исповедальной глубины, рассказывают про самые свои глубокие падения, чтобы показать: смотри, с какого дна я поднялся, ты тем более сможешь. Многие из них – бесстрашные люди, они уже мало чего и кого боятся. Они столько уже пережили в своей жизни, уже перехоронили многих своих друзей, родственников, знакомых. И в том, что они живы, они видят чудо и Божию помощь. Это особый путь. Они пережили свои скорби, теперь чужие скорби переживают. Они, как фронтовики (пусть фронтовики не обидятся на меня), попали в самое пекло духовной брани, где убивают не просто тело, а ведут в погибель вечную. Идет борьба за души. Сатана отрывает человека от Бога и ведет его в небытие, к вечным мучениям. Они пережили это реально, как блудные дети: умерли — и воскресли, погибли – и спаслись.
Первые два года мы разбирались в смысле каждого шага, а это означает, что мы говорили о вере, покаянии, молитве, заповедях Божьих – другими словами, проникали в тайны Православия и церковной жизни. Мы не заставляли никого ходить на богослужения, участвовать в таинствах. Мы об этом говорили, говорили о том, что вне Церкви нет спасения. Постепенно каждый самостоятельно приходил на первую исповедь – какой же это был праздник! Как радостно было видеть родные лица на богослужении, причащать, а потом и венчать женатых и замужних.
На третий год мы стали работать по темам. Каждая тема выражала духовную суть одного из шагов. Одна из бесед была посвящена срывам. Мы попытались проанализировать, в чем причина срывов. Каждый задумался и поделился своим опытом. В результате мы пришли к выводу, что каждому срыву предшествовало грехопадение, ссора человека с Богом, в результате чего благодать отходит от человека и начинают проявляться его немощи. Мы еще раз убедились, что преодолеть алкоголизм и наркоманию можно, изменив всю свою жизнь. Главное – богоугождение, стремление к праведности, целомудрию и святости.

Продолжение следует
Протоиерей Евгений ШЕСТУН,
Самара

TopList