ДУХОВНОЕ ЗДОРОВЬЕ

Двенадцать ступеней из ада в жизнь

Как возникла и работает православная группа анонимных алкоголиков и наркоманов братства "Радонеж"

Продолжение. Начало см. № 14 за 2002 г.
Наказание грешных. Клеймо двери пономарской. XVI в. ВологдаНаказание грешных. Клеймо двери пономарской. XVI в. Вологда

Однажды на заседание пришел человек, представился как алкоголик. Обсуждалась тема семейных отношений. У многих алкоголиков и наркоманов после того, как они начинали трезвую жизнь, обострялись внутрисемейные отношения. Он попросил слова и стал говорить о том, что, когда стал приходить домой трезвый, увидел в доме полнейший беспорядок: грязные полы, гора невымытой посуды. Оказалось, что его никто не ждет и никто не собирается радоваться его приходу. Каждый живет сам по себе. Попытки навести порядок посредством уговоров и увещеваний порождали раздражение и зло вокруг него и внутри него. Так длилось некоторое время, пока, по словам нашего гостя, однажды он не понял, что вымыть грязную посуду необходимо ему самому. И это он должен сделать не в укор жене и дочери, а для себя, чтобы не стать злым, иначе добром все не закончится. Приходит с работы и начинает молча мыть горы грязной посуды. Так продолжается один вечер, второй... на третий в кухню робко заглядывает дочь, и, когда он взял веник, чтобы подмести коридор, она ему сказала, что уже подмела. Жена погладила брюки и почистила башмаки.
Простой рассказ гостя, который зашел к нам только один раз, открыл духовную глубину жизни по заповедям Господним. Заповеди требуют любить и прощать врагов. Оказывается, это больше необходимо не врагам, а нам. Если не будешь прощать, станешь злым, окаменеешь сердцем. Если не будешь подавать милостыню, станешь скупым. Все, что ты делаешь в земной жизни для других, возвращается к тебе внутренней чистотой и духовной радостью.
Во время обсуждения желающие высказаться поднимают руки, ведущий предоставляет слово. Можно говорить не только по теме, но и о наболевшем. Обсуждение длится обычно от часа до полутора часов. Если есть ко мне вопросы, говорящий их задает. Мне предоставляют слово в конце заседания. Стараюсь поправить ошибочные выступления, сформулировать православную точку зрения по обсуждаемой проблеме, отвечаю на возникшие вопросы. За эти годы сложился целый цикл воскресных бесед.

В конце встречи ведущий читает следующие слова:
"В заключение я хочу добавить, что мнения, выраженные здесь, – это мнения только тех, кто говорил. Примите же то, что вам понравилось. Истории, услышанные вами, были рассказаны в доверии и должны оставаться секретными. Сохраните их только в вашем сознании.
Несколько слов тем из нас, кто еще недавно с нами:
– какими бы ни были ваши проблемы, среди нас есть люди, испытывающие их также;
– если вы пытаетесь держать душу открытой, вы найдете здесь помощь;
– вы постепенно придете к выводу, что нет столь трудной ситуации, которую нельзя было бы улучшить, и нет несчастья столь большого, чтобы нельзя было бы уменьшить;
– мы все несовершенны, и, может быть, наше гостеприимство не показало всю теплоту нашего отношения к вам, которая есть в наших сердцах;
– через какое-то время вы откроете для себя, что даже если вам понравились не все из нас, вы все равно любите нас, а мы – вас;
– говорите друг с другом, говорите откровенно до конца хоть с одним из нас, и пусть здесь не будет сплетен и критики друг друга;
– пусть понимание, мир и любовь нашей программы будут вырастать в вас день за днем.
Не забывайте о 7-й традиции: братство "Радонеж" непрофессиональная организация, существующая на добровольные пожертвования своих членов. Собранные средства идут на чаепитие, литературу и на другие нужды братства. Все, кто желает, могут присоединиться ко мне в заключительной молитве".
В группах анонимных алкоголиков принято читать особую молитву, привезенную из Америки. Когда мне ее прочитали, послышалось что-то знакомое. Оказалось, что это молитва Оптинских старцев. Ее перевели сначала на английский язык, потом опять на русский, и она стала сильно отличаться от подлинника. В нашем братстве встреча группы завершается молитвой святителя Филарета, митрополита Московского:

"Господи, не знаю, чего мне просить у Тебя. Ты един ведаешь, что мне потребно. Ты любишь меня паче, нежели я умею любить себя. Отче, даждь рабу Твоему, чего сам я просить не умею. Не дерзаю просить ни креста, ни утешения: только предстою пред Тобою. Сердце мое Тебе отверсто; Ты зришь нужды, которых я не знаю. Зри и сотвори по милости Твоей. Порази и исцели, низложи и подыми меня. Благоговею и безмолвствую пред Твоею святой волею и непостижимыми для меня Твоими судьбами. Приношу себя в жертву Тебе. Нет у меня другого желания, кроме желания исполнять волю Твою; научи меня молиться; Сам во мне молись! Аминь".

Поем все вместе "Достойно есть...", потом всех благословляю, объявляю расписание богослужений и еще долго беседую отдельно с теми, у кого есть вопросы; если есть необходимость, то и исповедую желающих.
Одной встречи в неделю для начинающих недостаточно, поэтому мы попросили благословения у владыки Сергия открыть подобные группы при других храмах. Сейчас в нашем городе четыре православные группы, которые проводят свои заседания в разные дни.
Главный результат работы братства – воцерковление. Важно, чтобы бывшие алкоголики и наркоманы стали благочестивыми прихожанами, — и тогда Господь все устроит.
Однажды на заседание братства пришел известный в городе психолог, который специализируется на работе с наркоманами, но скептически относится к церковным братствам. После заседания он мне сказал, что, по его мнению, только несколько человек можно считать здоровыми, и назвал их. Как он меня порадовал. Он назвал тех, кто воцерковился, кто постоянно посещает храм, регулярно исповедуется и причащается, строит уклад домашней жизни по православным законам. Так мы неожиданно получили подтверждение правильности нашего подхода.

Отчитка

Фото Бориса Чубатюка Фото Бориса Чубатюка

В дни, когда рождалось наше братство, на самарскую землю приехал к своим духовным чадам из Псковской епархии архимандрит Мирон (Пепеляев). Отец Мирон имеет благословение старцев Псково-Печерского монастыря и архиепископа Евсевия совершать чин отчитки духовно болящих. Мы взяли благословение у нашего владыки Сергия, архиепископа Самарского и Сызранского, на то, чтобы отец Мирон совершал чин отчитки в нашем храме.
Много существует мнений по поводу чина отчитки. Для нашего братства чин отчитки связан с конкретным священником — отцом Мироном. Отец Мирон – опытный монах, прекрасный проповедник, простой и добрый человек. Молитва старца, помазание освященным елеем, окропление святой водой — сильное средство пробуждения души.
Современный человек часто не верит в реальность демонических сил. На отчитке каждый воочию видел и слышал, как бесы могут владеть душой и мучить ее, какое это ужасное состояние и какой необходим подвиг, чтобы обрести свободу.
Когда человек страждет или одержим страстями, то, как свидетельствует Евангелие, болезненный дух, или дух злобы, изгоняется постом и молитвой. Особенно страшна для сил зла молитва, которую возносят за нас люди высокой духовности. Есть специальный чин молебного пения – заклинание злых духов. Этот чин по благословению старцев совершают особо духовные люди, прошедшие многолетний искус монашеской жизни.
В Самаре очень много страждущих, одержимых различными страстями: наркоманией и алкоголизмом, духами злобы, блуда, раздражения. Одержание это ощущается, когда некая сила внутри управляет нами и нам она не подвластна. Поэтому мы часто совершаем такие поступки, говорим такие слова, что потом думаем: "Господи, ну что же я натворил?" Но сдержать себя не можем. Для помощи таким людям мы и пригласили отца Мирона в наш храм. Он в свое время подвизался на Афоне, нес монашеский подвиг в Псково-Печерском монастыре.
Об отчитке отец Мирон говорит так: "Слово "отчитка" по смыслу восходит к слову "отчет". Стало быть, любой участвующий в этом чине держит отчет перед Богом за свою жизнь. А отчитывающий как бы ответствует за всех, берет на себя ответственность.
Чин отчитки – это помощь душам, измученным бесами, это единоборство. Оружием в этом единоборстве служат 12 Евангельских чтений, псалмы царя Давида, заклинательные молитвы Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста, Григория Чудотворца, священномученика Киприана и других святых отцов. Важна и духовная подготовка отчитывающего. До поста он уже должен быть постящимся.
Без помощи самого болящего священнику очень сложно. А в чем эта помощь заключается? Во-первых, необходимо понять, что всегда и во всем за собой следить надо. Говорить меньше, не ходить на всякие вечера и увеселения, где грех подстерегает. Каждый должен следить за собой. Жить благочестиво. Понимать, что необходимы пост и воздержание.
Пост – это не голод, а посильное говение, воздержание телесное и духовное. Есть надо, но только вегетарианскую пищу. Старайтесь вкушать два раза в день: для этого отмените завтрак. Перед самой отчиткой, как перед Причастием, необходимо поститься строже. Телесный пост нужно сочетать с воздержанием духовным. От этого тоже успех во многом зависит. Лучше постараться ни с кем не ругаться, ни на какие увеселения не ходить, отсечь от себя празднословие. Все это врата бесов в наши душу и тело.
Когда человеку становится легче, важно напомнить слова Спасителя: "Иди и больше не греши". А если нагрешишь, еще хуже будет. Тогда вместо одного семь злейших бесов вселятся".
После каждой отчитки батюшка принимает всех, кто желает испросить у него совета или получить благословение. Много раз он участвовал в заседаниях нашего братства. Вот уже более трех лет отец Мирон приезжает в Самару, проводит отчитки в нашем храме и других храмах по всей губернии. Большинство из нашей братии признают, что пробуждение души, первое ощущение благодати, воцерковление началось для них после встречи с отцом Мироном, после отчитки.

Если предоставляется возможность участвовать в чине отчитки, для алкоголиков и наркоманов это бывает полезно. Только следует предупредить, что за отчитку иногда берутся люди, не имеющие права этим заниматься, а часто самозванцы или колдуны. Поэтому следует участвовать в этом чине, только если он совершается в православных монастырях или в православных храмах. Для участия в отчитке желательно взять благословение приходского священника. Не вздумайте ходить по бабкам, "снимающим порчу". Это прямой путь к беснованию и одержимости.

Мы можем сказать, что отчитка принесла пользу нашим наркоманам и алкоголикам. Но главное – мы поняли необходимость поста и молитвы как средства освобождения от нечистого духа, осознали пользу участия в церковной жизни и паломничества по святым местам, встреч с опытными священниками, монахами и старцами, о чем все время нам говорил и отец Мирон.

Паломничество

Один наш брат, алкоголик работал на стареньком небольшом автобусе. За небольшие деньги хозяин автобуса позволял нам совершать на нем паломничество по святым местам. На первых порах нет необходимости ехать далеко. В каждой епархии есть святые места. В нашей епархии наиболее почитаемым местом является село Ташла. Село прославилось тем, что в 1917 году там явилась чудотворная икона Богородицы "Избавительница от бед". На месте явления иконы появился источник с целебной водой. В это село и совершали мы первые паломничества. Читали акафист у чудотворной иконы, купались в источнике, исповедовались у почитаемого мудрого батюшки, настоятеля Ташлинской церкви протоиерея Николая Винокурова.
Постепенно маршрут паломничества пролег уже за пределы нашей епархии. Наша братия посещала Дивеево и Санаксарский монастырь, святыни Симбирской епархии. Автобус был старый, часто ломался. Одним словом, далеко на нем не уедешь. Одна добрая душа из наших благотворителей стала давать нам в паломничество новый автобус. Москва, Петербург, Псков, Печоры – далеко не полный список городов, в которые мы совершали паломничество.
Четыре года назад у наших прихожан родилась мысль совершить пешее паломничество в Ташлу. Это примерно 90 километров. В первый день Петрова поста уже четвертый раз мы, помолившись, отправляемся к чудотворной иконе. В последний раз нас было более двухсот человек, половина из них – члены братства "Радонеж". Идем три дня с крестами, иконами, песнопениями. Несем на себе наши немощи, болезни, мозоли и неземную радость в душе и сердце. Вернувшись домой, начинаем ждать следующего года.

Родителям, которые обнаружили, что их дети стали зависимы от наркотиков, мы советуем срочно брать отпуск и ехать со своими детьми, если они еще вас хоть немного слушают, в монастырь и жить там сколько это возможно, молиться вместе с братией монастыря и трудиться там. Не везите детей в состоянии наркотического опьянения. Если необходима медицинская помощь, то с помощью врачей снимите физическую зависимость. Сдайте анализы на наличие наркотиков в организме и на ВИЧ. Возьмите результаты анализов с собой. Будет лучше, если вы попросите сопроводительное письмо у приходского священника. Желательно ехать в монастыри, где есть старцы, опытные духовники, которые вам дадут духовный совет, как строить жизнь дальше, помогут покаяться в ваших грехах. Просите их молитв. Если ваших детей оставляют трудниками в монастырях, пусть остаются и живут сколько могут. Наша братия чаще всего отправляется в Санаксарский монастырь, что находится в Мордовии, и монастыри Псковской епархии. Мы благодарны наместникам монастырей и братии за терпение и любовь к нам.

Созависимость

У Источника жизниУ Источника жизни

Созависимыми мы называем людей, живущих с алкоголиками и наркоманами и в результате этого потерявших свою личностную жизнь. Жизнь семьи, где есть алкоголики и наркоманы, начинает определяться поведением страждущих, а значит, косвенно зависеть от рюмки или дозы. Другими словами, это особый вид зависимости от наркотических веществ через другого человека. Созависимость является одновременно и результатом наркомании и алкоголизма, и одной из причин, их порождающих,
В истоке этого явления лежит нарушение Божественного мироустроения в социальных отношениях. Согласно Священному Писанию, главой семьи является муж, мужу глава – Христос. Если глава семьи живет по заповедям Божиим, участвуя в церковной жизни, укрепляется, вразумляется и вдохновляется Божией благодатью, советуется с духовником и получает его благословение на добрые дела, тогда эту семью можно назвать "малой Церковью". Жена и дети, почитая мужа и отца, чего требует и Священное Писание, через главу семьи связывают свою жизнь с Богом, а значит, через послушание и смирение обретают свободу в Боге. Но если муж не почитает Бога и его жизнь определяется ограниченным человеческим разумом, страстями, греховными наклонностями, соблазнами мира, то в такую непредсказуемую плотскую жизнь он вовлекает и всю свою семью. Семья становится зависимой от прихоти человека, который может быть алкоголиком или наркоманом, блудником или сребролюбцем, властолюбцем или лгуном. Зависимость от земного в человеке и есть созависимость.
В семье могут быть и другие искажения. К примеру, когда жена начинает управлять семьей и мужем, что противоречит Божественному устроению семьи. В этом случае муж теряет свою свободу. Даже если с различных точек зрения внешне это будет выглядеть приемлемо, духовный дискомфорт, не всегда осознаваемый, приводит к распаду семьи. Господь установил, что главой семьи может быть только муж. Если он не занимает своего места, то начинает мучиться. Результатом этого мучения могут быть супружеские измены, винопитие и в итоге – распад семьи.
Самое распространенное явление в наше время — это зависимость родителей от своих детей. Чаще всего она проявляется в форме неразумной родительской любви, когда родители не понимают цели своей жизни и жизни ребенка, а значит, не имеют представления о его воспитании, все сводя к потаканию любой прихоти ребенка, стараются его обласкать, одеть, накормить, оградить от любой трудности, сделать жизнь беззаботной.
В православном понимании ребенок – дар Божий. Поскольку его дал Господь, то родитель обязан привести свое чадо к Богу. Это определяет смысл воспитания, наполняет воспитание конкретным содержанием. К Богу православный человек приходит, входя в церковную ограду. Воспитание можно определить как процесс воцерковления. Нельзя научить ребенка тому, чего сам не умеешь. Атмосфера церковной, благодатной жизни в семье становится условием правильного развития и духовного становления ребенка.
Однажды меня пригласили на встречу со специалистами центра "Семья". Задал им всем вопрос, который часто волнует молодых родителей: "Как надо кормить новорожденных детей: по часам или когда начнет просить?" Для людей, получивших современное демократическое образование, ответ был очевиден. Почти все сказали: "Кормить следует, когда запросит". Тогда у меня возник следующий вопрос: "Кто устанавливает порядок в доме, кто кем управляет?" Специалисты задумались и, может быть, стали понимать, что ребенок будет продолжать настаивать на своем и в дальнейшей жизни, будет заставлять выполнять свои желания, выплакивать их. С первых часов жизни ребенок властвует в семье, лишив родителей свободы, а это и есть созависимость. Святитель Феофан Затворник советует придерживаться в кормлении распорядка, устанавливаемого родителями. Ребенок должен привыкать к тому, что он живет по воле родителей, должен учиться терпеть, слушаться, переносить маленькие неудобства. Это один из примеров, который показывает, что в воспитании детей нет мелочей. Родители должны не изобретать свой опыт, не пользоваться чужеродным, а учиться у матери-Церкви и ее святых тому, как жить самим и как сохранить в неповрежденности души своих детей.

Родители забывают, что дар свободы дан не только детям, но и им тоже. Ребенок имеет право просить, родитель имеет право отказать, и ребенок должен признавать это, должен уважать право своих родителей иметь свое мнение и свою жизнь. В семье должны жить свободные люди, сознающие свое место, свои обязанности и свою ответственность за жизнь.

На этой встрече задал еще один вопрос: "Когда семья собралась за обеденным столом, кому первому вы несете тарелку?" Сразу раздалось несколько голосов: "Сыну". Постепенно наступила тишина. "Тогда кто у вас глава семьи?" – возник следующий вопрос.
На эту тему можно говорить долго, мы и говорим на группах созависимых, которые собираются в нашем храме по четвергам и являются неотъемлемой частью нашего братства "Радонеж".

Окончание следует
Протоиерей Евгений ШЕСТУН,
Самара

TopList