Warning: mysqli_stmt::bind_param(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 68

Warning: mysqli_stmt::execute(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 78

Warning: mysqli_stmt::bind_result(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 79

Warning: mysqli_stmt::fetch(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 80

Warning: mysqli_stmt::close(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 83
© Данная статья была опубликована в № 46/2002 журнала "Школьный психолог" издательского дома "Первое сентября". Все права принадлежат автору и издателю и охраняются.
  •  Главная страница "Первого сентября"
  •  Главная страница журнала "Основы православной культуры"
  • Как стяжевается святость
    СЛОВО ПАСТЫРЯ

    Священник Александр ЗАХАРОВ

    Как стяжевается святость

    Святитель Николай. Икона XX в.

    Святитель Николай. Икона XX в.

    Вспоминая сегодня великого угодника Божия, святителя Николая Чудотворца, мне хочется вспомнить и время, в которое он жил. Основное время его жизни пришлось на первую половину IV века. Начало этого века памятно в церковной истории прежде всего тем, что Церковь окончила наконец свой трехвековой путь гонений и мученичества, кровью своих мучеников, твердостью исповедников отстояв право на законное существование в Римской империи.

    Конечно, это было радостно для христиан. И когда в Никее по инициативе святого равноапостольного императора Константина был созван I Вселенский Собор, на который съехались люди, еще очень хорошо помнившие и Диоклетиановы гонения, и гонения восточного соправителя Константина Ликиния (некоторых из них эти гонения коснулись лично: Фиваидский епископ Пафнутий был лишен глаза и хромал, Неокесарийский епископ Павел не владел руками, обожженными раскаленным железом по приказу Ликиния), понятно, какое ликование и какая радость наполняла души этих людей, известных святостью жизни, высокой мудростью, чудотворениями. Более трехсот епископов присутствовало на Соборе, а вместе с пресвитерами и диаконами общее число собравшихся насчитывало около двух тысяч человек...

    Но основная причина, заставившая их собраться тогда в Никее, была скорее печальна, чем радостна. Она состояла в том, что на смену внешним гонениям пришли испытания внутренние: едва став свободной, Церковь оказалась буквально раздираема внутренними нестроениями, богословскими несогласиями и спорами.

    Главным зачинщиком споров явился александрийский пресвитер Арий. В своем учении он попытался объединить христианское Откровение с очень авторитетной тогда греческой (эллинской) философией. Эллинская философия знала учение о Логосе, но Логос платонизма и неоплатонизма – это просто посредник между Богом и материей, некое орудие, посредством которого Бог устрояет мир. Божественное Откровение говорит: Слово было Бог, то есть Логос – это и есть Бог. Для эллинской философии и законов ее формальной логики это вопиющая бессмыслица. Недаром святой апостол Павел говорил, что Христос для иудеев соблазн, а для эллинов безумие (1 Кор. 1, 23).

    В эллинской философии нет и христианского учения о спасении. Ведь Христос – это не только Сын Божий, бывший у Отца прежде создания мира, но Христос еще и Спаситель человечества. Именно для этого Слово стало плотью (Ин. 1, 14).

    Арий же попытался законами формальной логики, рожденными ограниченным человеческим умом, ограничивать Бога. Творение стало рассуждать о своем Творце: чего Он может, а чего не может... Вот это уже было нелогично. Может ли самый "умный" компьютер постичь вполне сознание и возможности своего творца – человека?.. Еще нелепее подчинять требованиям ограниченного человеческого ума непостижимую жизнь Творца Вселенной. Бог может все! Буквально все. Одно из Его определений – "всемогущий" – это именно и обозначает: "все могущий, чего только пожелает".

    По сути дела все еретики так или иначе пытались ужиться с формальной логикой. И в наш "плюралистический" век многие считают: "Ну какая разница, кто как думает, кто во что верит? Один думает так, другой – иначе; пусть думают кто как хочет, все равно, лишь бы жили мирно".

    "Жить мирно" – это, конечно, прекрасно и к этому надо стремиться. Заставлять всех людей думать, как мы хотим, – от этого сохрани нас Господь! Об этом замечательно говорил уже вспоминавшийся мной сегодня святой равноапостольный император Константин: "Если кто сам в чем убедился и принял, пусть не навязывает этого с насилием другому; что узнал кто-либо и уразумел, пусть употребит на пользу ближнего, если возможно; а если невозможно, пусть оставит его в покое. Потому что одно – добровольно принимать подвиг ради бессмертия, и иное – принуждать к нему казнями". (А.Бриллиантов. Император Константин Великий и Миланский эдикт 313 г.). Вот еще на эту тему цитата из Лактанция: "Нужно защищать религию не убивая, но умирая; не жестокостью, а терпением; не злодеянием, а честностью. А если ты вздумаешь защищать религию кровопролитием, истязаниями, злодействами – ты не защитишь, а опозоришь и оскорбишь ее... Если в приносящем жертву нет сердечного расположения, то религия уже подорвана, уже ее вовсе нет".

    Но в это же самое время мы никак не можем согласиться с тем, что "все равно, как верить"... Как это "все равно", когда одна вера истинная, а другая – ложна, одна – спасительна, другая – тщетна?!

    Знать нам надо бесценное сокровище наше – святоотеческое наследие, – знать и беречь, как зеницу ока! И не уклоняться от Православия ни в какие погибельные ереси и лжеучения. Ведь за нашим Символом веры, который мы поем за каждой литургией, стоят годы и годы богословских споров...

    Хочется сказать и о том, как отстаивать Православие от ересей и лжеучений. "Арии" ведь и теперь не перевелись. На Западе Римский папа в средние века такие вопросы решал просто: на костер! Но этот же Запад породил сначала Реформацию, а потом ее бесчисленных детенышей в виде современных сект и так называемых конфессий. Костры не помогли.

    Теперь пришла пора вспомнить и молитвенно празднуемого сегодня святителя Николая Чудотворца. Он тоже присутствовал на том самом I Вселенском Соборе в Никее. И вот, слушая, как Арий излагает свое нечестивое учение, Мирликийский архиепископ воспламенился ревностью по Боге и "заушил" еретика – дал ему пощечину. При всем честном народе! Почему я сейчас о нем вспомнил? Потому что знаю, встречался с такими православными людьми, которые с восторгом указывали мне на этот эпизод из жития святителя Николая. Так и видно было, что им безмерно по душе такие решительные действия. Дай им волю, они бы всех теперешних еретиков тут же "заушили"...

    Но эта мера уместна была лишь в отдельном и исключительном случае. В подавляющем же большинстве случаев нам надо памятовать, что мы не Николаи Угодники, а большие негодники – спесивые, спорливые, гневливые, самолюбивые грешники. И двигает нами сплошь да рядом не "ревность по Боге", а "ревность плотская": собственная наша гневливость, раздражительность, элементарная невыдержанность. Конечно, бывает, что в отдельных, исключительных случаях, пожалуй, что и надо "заушить". Я сам был однажды свидетелем, как человек несомненно богоугодной жизни (старец Николай с острова Залита) "заушил" в моем присутствии одно лицо – правда, не за ересь, был другой повод.

    Знай же: если тебе хочется обличать и "заушать" – это и есть вернейший признак того, что тобой двигает "плоть и кровь", а не Дух Святой. Дух Святой наполняет сердце любовью – даже к самому последнему грешнику. Это святоотеческая классика: грех ненавидь – грешника люби. Любовь жалеет, любовь не хочет причинять боль. Если ж и идет на это, так с крайним нежеланием, не видя иного выхода, иного средства для спасения того, кого любит.

    Драгоценные мои, до дара обличения надо еще дорасти. А покуда не дорос – обличай-ка ты себя. Вот тебе поле для тренировок. Здесь можешь злиться и раздражаться сколько угодно – пожалеть себя все равно не преминешь. Да и решается этот вопрос просто: если тебе хочется обличать – значит, тебе еще рано обличать.

    И святитель Николай, драгоценные мои, канонизирован вовсе не за то, что "заушил" Ария. Когда бы к лику святых причисляли за пощечины – много у нас теперь было бы святых... Вы вспомните, какова была реакция отцов Собора на поступок святителя Николая? Как святые отцы отреагировали на эту пощечину? Страшным для святителя Николая образом отреагировали: положено было снять с него сан за такую решительность. Ни много ни мало! Может ли быть что страшнее для священнослужителя? И только вмешательство Божие оправдало поступок мирликийского архиерея в глазах отцов Собора. Некоторым из них было видение: лишенному сана святителю Николаю с одной стороны Иисус Христос с Евангелием, с другой – Матерь Божия с омофором вручают знаки его сана, которых его лишили. Это видение было расценено как небесное заступничество за святителя. Его немедленно освободили и восстановили в сане.

    А за что же святитель был канонизирован? Драгоценные мои, за совсем другие деяния! Милосердие его к нуждающимся было поистине безмерно; а сколько чудес сотворил через него Господь!.. До чего же это был кроткий, смиренный и добрейший человек! Почитайте его житие, как он милосердствовал.

    Драгоценные мои, святость стяжевается кротостью, смирением, терпением, милосердием, человеколюбием. Вот бы нам всем чему подражать! А то охотников до пощечин много, а таких, которые бы ходили и разносили тайно по малоимущим кошельки с деньгами, как это делал святитель Николай, про таких я что-то не слыхал... Разве что они в самой уж крайней тайне это делают, хотя даже святой Николай не утаился, а они умудряются как-то таиться. Вот осторожные-то какие!..

     

    Не будь побежден злом, но побеждай зло добром – всегда нам надо держать на памяти эти золотые слова святого апостола Павла (Рим. 12, 21). И во взаимоотношениях с еретиками надо руководствоваться тем же. Помните, как святитель Григорий Богослов говорил о цели богословских диспутов с еретиками: "Мы добиваемся не победы, но ждем возвращения братьев, разлука с которыми терзает нас".

    Из проповеди в день памяти святителя Николая Чудотворца 6/19 декабря

    TopList