Warning: mysqli_stmt::bind_param(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 68

Warning: mysqli_stmt::execute(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 78

Warning: mysqli_stmt::bind_result(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 79

Warning: mysqli_stmt::fetch(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 80

Warning: mysqli_stmt::close(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 83
© Данная статья была опубликована в № 41/2002 журнала "Школьный психолог" издательского дома "Первое сентября". Все права принадлежат автору и издателю и охраняются.
  •  Главная страница "Первого сентября"
  •  Главная страница журнала "Основы православной культуры"
  • Слово Божие всегда истинно
    ПРАВОСЛАВНАЯ ПЕДАГОГИКА

     

    Слово Божие всегда истинно

    Аще вы пребудете во словеси Моем, воистинну ученицы Мои будете и уразумеете истину, и истина свободит вы (Ин. 8, 31–32).

    Продолжаем публикацию докладов Х Рождественских международных образовательных чтений, посвященных проблемам современного духовного образования.

    Об устойчивости педагогического процесса. Взаимосвязь Священного Писания и научной педагогики

    Необходимо предуведомить слушателей, что по общенаучным вопросам наш педагогический коллектив консультировал известный православный ученый, математик и биолог профессор Иван Борисович Погожев – он подсказал идею создания устойчивого педагогического процесса. По вопросам использования русского языка как носителя религиозной и научной информации мы получали консультации у кандидата филологических наук доцента Нины Павловны Саблиной.

    В первой части доклада мы постараемся ответить на следующие вопросы:

    • По какому принципу выбирать стратегию и тактику воспитания и обучения из всего огромного мирового школьного опыта?

    • Какие методы и приемы воспитания светской педагогики сможет взять на вооружение православная школа? Что именно и в каком объеме можно взять у Коменского, Песталоцци, Ушинского, Макаренко и так далее?

    • Как выстроить устойчивый педагогический процесс?

    Очевидно, что в основу выбора того или иного метода воспитания и обучения должен быть положен принцип не случайных симпатий, а, во-первых, следование Закону Божиему, а во-вторых, научное обоснование. Научное обоснование необходимо, чтобы привлечь к православной педагогике добросовестных светских учителей, которых в России очень много, а также для того, чтобы объединить воспитание и обучение под кровом Церкви. Необходимо прекратить распри между наукой и религией, между церковным и нецерковным народом в той части, где эти распри организованы силами зла, где они надуманы. Давно известно, что добросовестная наука не противоречит истинам веры, а, напротив, подтверждает их и является своеобразным комментарием к Священному Писанию, а каждый нецерковный человек – потенциальный христианин.

    В начале ХХ века гениальный русский математик Александр Михайлович Ляпунов открыл "теорию устойчивости и равновесия механических систем". В двух словах: эта теория помогает вычленить параметры стабильности того или иного механического процесса, где основным компонентом является регулятор устойчивости. Долгое время это открытие использовалось только в научном мире (например, регулятором устойчивости самолета является автопилот, который производит автоматическую регулировку всех узлов и агрегатов и обеспечивает максимальную безопасность полета; в человеческом организме таким регулятором являются молекулы НК – так называемые "нормальные киллеры", которые уничтожают те клетки, которые отклоняются от общей идеи существования организма; в жизни животных и растений, как теперь выяснилось, таким регулятором устойчивости является принцип естественного отбора и т. д.) В последнее время стало очевидным, что теория устойчивости вполне применима не только в науке, но и в общественной и даже в духовной жизни. Почему наш мир так хрупок? Потому что в него привнесены многие элементы неустойчивости.

    На протяжении всей мировой истории человечеством было выработано немало мировоззренческих и научных систем, но ни одна из этих систем не оказалась незыблемой. Иначе говоря, с точки зрения теории устойчивости, мудрость человека, мудрость "мира сего", оказалась крайне неустойчивым и постоянно изменяющимся явлением. Что же осталось незыблемым и неизменяемым? Конечно же Божие Откровение. Одно оно на протяжении огромного отрезка времени не поколебалось ни одною буквою и даже ни одной черточкой, по слову Господа: Доколе не прейдет небо и земля, ни одна иота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все (Мф. 5, 18). А остальные писания рухнули как неосновательные, устарели как невечные, и если они не упразднились до конца, то только в той части, в какой они не противоречат Священному Писанию.

    Господь сказал: Я создам церковь Мою, и врата ада не одолеют ея (Мф. 16, 18). Разве это не основополагающий принцип идеальной устойчивости? Или: Небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут (Мф. 24, 35). Разве это не значит, что слова Господа, которыми создан мир, бесконечно устойчивее самого творения, ибо они вечны. Иисус Христос сказал также: И так, всякаго, кто слушает слова Мои сии, и исполняет их, уподоблю мужу благоразумному, который построил дом свой на камне. И пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и устремились на дом тот; и он не упал; потому что основан был на камне. А всякий, кто слушает сии слова Мои, и не исполняет их, уподобится человеку безрассудному, который построил дом свой на песке. И пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры и налегли на дом тот; и он упал, и было падение его великое (Мф. 7, 24–27).

    Итак, строить надо на фундаменте вечном, незыблемом. Основание это есть вера Христова. Поэтому если мы будем строить наш педагогический процесс на основании Православия, то создадим очень устойчивую систему воспитания, которая не станет идеальной только по причине нашей греховности. Регулятором устойчивости этого процесса должно стать Священное Писание.

    Итак, с помощью Божией поищем такой регулятор в Откровении и заодно постараемся ответить на такой вопрос: существуют ли подобные регуляторы в общепризнанной светской педагогике и можно ли пользоваться ими как православными методами?

    Как учит Господь? Как учит Христос? Что за божественная дидактика и божественная методика была и есть у нашего Божественного Учителя? Конечно, исчерпать эту тему невозможно, но сделать некоторые выводы даже нашим слабым умом, очевидно, можно.

    Еще до грехопадения Господь дал первый урок Своему ученику, Адаму. Попробуем разобрать этот урок. Как сказано во второй главе книги Бытия, Бог повелел Адаму дать имена творениям Божиим, чтобы видеть, как он назовет их, и чтобы, как наречет человек всякую душу живую, так и было имя ей... И нарек человек имена всем скотам и птицам и всем зверям полевым (Быт. 2, 20). Что это было за наречение? Поскольку Адам никаких слов, кроме слов Божиих, не знал, то он не мог привнести в эти наименования ничего небожественного, небогоподобного, так как сам был сотворен словом Божиим по образу и подобию Божиему. А поскольку в Слове Божием содержится сущность творения, то Адам понимал эту сущность, и речь его была такова, что очень в высокой степени содержала эту сущность. Значит, в речи Адама хранилось знание о том, чему он дал название, и это давало ему власть над творением. Давая толкование на это место Библии, святые отцы учат, что у Адама не было другого выхода, как только лишь, повторяя слова, которыми был создан мир, проникая в них, учась Слову Божиему, познать суть вещей, которые были материальны. (Смотри толкование Библии у Лопухина.)

    Из этого приема божественной дидактики можно сделать такой вывод: начинать обучение детей надо со Слова Божия, с языка, с наименования основных вещей, понятий и категорий. Такой подход к первичному воспитанию ребенка вполне соответствует не только народной, но и научной педагогикие. Например: об этом есть у Песталоцци в звуковом методе обучения родному языку, а также у Ушинского, Ильина, Симеона Полоцкого и у многих других выдающихся педагогов, не исключая и советскую методику воспитания.

    Второй пример. Как учит Христос? Господь учил притчами, а потом объяснял эти притчи для "внешних". Что это значит с точки зрения методологии? Это значит, от общего к частному, то есть дедуктивный метод обучения – один из самых распространенных методов, широко практикуемый, например, в знаменитой Александрийской школе. У Яна Амоса Коменского в его "Великой дидактике" в самом начале находим этот же принцип дедукции в положении о "пансофии", то есть "всеобщем знании". Кстати, на основе этого метода мы разработали методику преподавания и разработку учебных программ, которую назвали методикой "русской матрешки".

    Еще пример. Как учит Господь? Он говорит Своим ученикам: Посмотрите на полевые лилии... (Мф. 6, 28); или: От смоковницы возьмите подобие (Мф. 13, 28). Что это за метод обучения? Конечно же это метод наглядности, о котором знают все!

    Другой пример. Как учит Господь? Он сказал: Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что даете десятину с мяты, аниса и тминa, и оставили важнейшее в законе: суд, милость и веру; сие надлежало делать и того не оставлять (Мф. 23, 23). Если посмотреть на это изречение Христа, отталкиваясь от методики воспитания, то мы увидим, что Господь излагает метод первостепенного и второстепенного. Изложение этого метода мы можем увидеть также и в евангельском повествовании о Марфе и Марии, где, по толкованию блаженного Феофилакта, Христос вовсе не осуждает Марфу за ее заботу о пропитании, но отдает предпочтение Марии – то есть духовному перед материальным. Но ведь этот метод также давным-давно практикуется в педагогике, начиная с Адольфа Дистервега, который первый научно разработал и внедрил в педагогическую практику понятие о существенном и несущественном.

    Еще пример. В Писании есть много изречений, общий смысл которых можно свести к одному: "Что посеет человек, то и пожнет". Например, апостол Павел в Послании к Коринфянам пишет: Кто сеет скупо, тот скупо и пожнет; а кто сеет щедро, тот щедро и пожнет... (2 Кор. 9, 6). В педагогике это называется методикой "естественных последствий". И впервые основательно эту методику разработал Жан-Жак Руссо в своем труде "Эмиль, или О воспитании".

    За неимением времени мы ограничимся выше приведенными примерами взаимосвязи божественной дидактики и научной педагогики и перейдем от теории к практике и коротко расскажем о том, как Священное Писание помогло нам решить конкретные методологические проблемы.

    Например, мы долгое время не могли понять, каким образом преподавать детям старшего возраста Закон Божий, пока не открыли Евангелие и не прочли: Не мечите бисер перед свиньями (Мф. 7, 6). По толкованию святых отцов, свиньи – это наши страсти. Дети младшего возраста практически не засорены страстями, поэтому перед ними можно метать бисер, то есть Слово Божие. Дети старшего возраста более подвержены страстям, поэтому им не должно сразу, без предварительной подготовки говорить о высоких истинах веры, чтобы не натолкнуться на скепсис и отторжение Божественных законов духовной жизни, как это случилось во многих воскресных школах. В связи с этим мы составили и цикл лекций, который можно объединить под названием "Введение в Закон Божий" и который предполагает нравственную реабилитацию детей и поэтапное воцерковление их. Уроки по этим лекциям мы преподавали по особой, двухуровневой методике: первый уровень – это уровень информационный, а второй – проповедческий.

    Еще один практический пример. Используя притчу Господа Иисуса Христа о горчичном зерне, мы разработали методику обучения, которую назвали методикой "снежного кома", когда через преподавание одного предмета, как через некое окошко, открывается доступ к другим дисциплинам количеством до десяти, причем дисциплины эти, как гуманитарные, так и точные, как богословские, так и светские, даются одновременно. Своеобразной подсказкой здесь служит изречение апостола Павла: Даров много, а дух один. Обоснование этой методики довольно сложное и строится на том, что все науки организованы на основе числа и меры и что в русском языке математики не меньше, чем в математике, что науки взаимопроникают друг в друга и что по сути существуют не отдельные науки, а, если можно так выразиться, некая научная масса, которая имеет свою иерархическую организацию. По сути дела, есть только одна наука в высшем смысле этого слова – Закон Божий, а все ocтальные – лишь комментарии к этому закону. Материал подается разумно нарастающим валом и заканчивается проповедью, а не решением задач. Это индуктивный метод. Здесь принцип один: каждое явление, всякая научная информация является поводом для славословия и молитвы. Здесь воспитание неотделимо от образования.

    Еще два слова о методике "русской матрешки", о которой было сказано выше в связи с божественной методикой обучения притчами. Здесь метод дедуктивный, он основывается на двух моментах: во-первых, на православном Символе веры как на самом совершенном интеграле человеческого опыта, а во-вторых, на такой науке, которую мы назвали "История человеческих знаний". Важнейшим здесь является правильное составление так называемых "входящих" и "выходящих матрешек", с которым у нас большие проблемы в связи с крайней скудостью нашей собственной образованности.

    Еще мы применяем так называемый метод "поэтической педагогики". В основе этого метода также положен Символ веры, только греческий перевод слов "Творцу неба и земли". В греческом оригинале слово "Творец" переводится как "Поэт". Здесь ключ к таким наукам, как этика, культурология, эстетика. Не имея возможности преподавать эти науки отдельно, мы включаем их в уроки "Введение в Закон Божий". Здесь уместно будет сказать, что нами написан целый цикл дидактических стихотворений для детей младшего и старшего школьного возраста.

    И последнее, о чем хотелось бы сказать в плане практического применения Священного Писания в области педагогики, – о том, какое изречение Христа помогло нам составить общий стратегический план воспитания ребенка и познакомить с самим этим планом. Христос сказал: Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч (Мф. 10, 34). На основе этого речения Господа нашего мы поставили перед собой вот такую концептуальную задачу воспитания, состоящую из пяти пунктов:

    1. Поставить правильный духовно-нравственный "диагноз" ребенку.

    2. "Рассечь" душу ребенка надвое мечом Христовым, то есть отделить в нем добро от зла.

    3. Познакомить ребенка с "рассеченными половинами" – в нем самом и в мире.

    4. Организовать ребенка на сознательную борьбу со злом – в себе и в мире.

    5. К моменту выхода ребенка из приюта сделать его "самовоспитывающимся", то есть сознательным соработником Христа. Это значит, что ребенка надо не только воспитать и обучить, но и дать саму методику воспитания и обучения.

    Здесь необходимо сказать, что любая, самая правильная методика воспитания будет лишь кимвалом звенящим, если она не будет насыщена благодатью, идущей oт воцерковленности педагога. Впрочем, это уже вопрос не учительства, а исповедничества.

    Н.Н. НЕЖИВЕНКО,
    директор детского социального приюта "Рассвет",
    г. Радужный
    Владимирской обл.

    Фото Евгения Крылова

    Спонсор публикации статьи: компания «АВТО-ЛАЙФ» предлагает приобрести автоаксессуары оптом, по ценам производителя. На сайте компании www.Anjuny.ru можно купить для женщин автоаксессуары, от производителя "A NICE JOURNEY. Большой выбор автоаксессуаров, от боксов для мусора, до ковриков на пол, украсят салон автомобиля, сделают его более комфортным и подходящим под Ваши вкусовые предпочтения.

    TopList