Warning: mysqli_stmt::bind_param(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 68

Warning: mysqli_stmt::execute(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 78

Warning: mysqli_stmt::bind_result(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 79

Warning: mysqli_stmt::fetch(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 80

Warning: mysqli_stmt::close(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 83
© Данная статья была опубликована в № 39/2002 журнала "Школьный психолог" издательского дома "Первое сентября". Все права принадлежат автору и издателю и охраняются.
  •  Главная страница "Первого сентября"
  •  Главная страница журнала "Основы православной культуры"
  • К преподобному Севастиану Карагандинскому
    ПАЛОМНИЧЕСТВО

     

    К преподобному Севастиану Карагандинскому

    На одиннадцатый год жизни школы Свято-Никольского собора г. Алматы по благословению высокопреосвященнейшего Алексия, архиепископа Астанайского и Алматинского, при воскресной школе были открыты вечерние Богословские курсы для взрослых. С 17 октября 2001 года два раза в неделю собирались наши "курсанты" на лекции по катехизису, Библейской истории, истории Церкви и церковно-славянскому языку...

    В гостях у игумении Севастианы, рядом с кельей, где подвизался старец Севастиан

    В гостях у игумении Севастианы, рядом с кельей, где подвизался старец Севастиан

    В конце года экзамены принимал настоятель храма протоиерей Валерий Захаров, за его плечами многолетний опыт пастырского служения. Конечно, все мы волновались, и педагоги, и слушатели Богословских курсов. Экзамены прошли по милости Божией благополучно. В конце экзаменов отец Валерий сказал: "Чувствуется, что вы не зря проводили здесь вечера, но необходимо теперь в своей жизни использовать полученные знания".

    Вскоре началась подготовка к летней практике – так мы назвали паломническую поездку по святым местам Караганды и Карагандинской области и посещение женского монастыря г. Астаны.

    Настал день отъезда. Отец Валерий Захаров служит молебен о путешествующих, благословляет нас. Мы подходим к иконе святителя Николая с частицей его мощей, затем к раке с чудотворными мощами священноисповедника Николая, митрополита Алма-Атинского и Казахстанского, и к иконе преподобного Александра Свирского с частицей мощей, испрашивая благословения угодников Божиих.

    Начало пути. Вокзал. Поезд... Все наши помыслы устремлены к старцу Севастиану:

    "Троицы Святыя служителю, земне ангеле и небесне человече, духовнаго Оптинскаго старчества преемниче, Христов священнотаинниче и исповедниче, Духа Святаго обитель всечестная, преподобне отче Севастиане, досточтиме, испроси мирови мир u душам нашим велию милость" (тропарь).

    Видимо, по молитвам угодников Божиих паломническая поездка превзошла все наши ожидания. Вот только небольшая часть тех мыслей, впечатлений и переживаний, с которыми мы вернулись в свой город.

    Озол Галина Альбертовна, слушательница Богословских курсов:

    – 30 июня 2002 года. Я, самый счастливый человек, с группой паломников еду в Караганду первый раз.

    И вот мы на благословенной карагандинской земле. Едем во Введенский собор. Нас очень тепло встречают. Сразу идем на службу. Поклоны у раки преподобного Севастиана Карагандинского. И сразу стало так хорошо, тепло. Первая мысль: вот я и дома. После службы улыбчивая матушка Лидия пригласила нас размещаться, а затем на трапезу, и все это с такой любовью. Пища казалась медом. Затем вечернее правило у раки преподобного. Утро следующего дня началось с акафиста преподобному Севастиану, а затем литургия, молебен. Эти необыкновенные ощущения я сохраню на всю жизнь. Приехал отец Александр, настоятель Введенского собора, духовное чадо преподобного. Внимательный, заботливый, очень добрый – сама любовь. Это ощущение праздника присутствовало во все дни нашего пребывания во Введенском соборе. Затем была встреча с духовными чадами преподобного: Ольгой Федоровной, лечившей преподобного старца Севастиана, и с настоятелем собора отцом Александром. Это были не просто воспоминания, рассказы, а скорее живая беседа, общение духовное с самим преподобным старцем Севастианом через его духовных чад, которые хорошо помнят и исполняют наказ своего духовного отца: "Об одном только вас прошу: да любите друг друга".

    3 июля мы едем в Михайловку, в храм, где служил преподобный Севастиан. Нас встречает игумения, мать Севастиана, духовное чадо преподобного. Очень волнуюсь. Матушка Севастиана – сама кротость и любовь. Все подходят под благословение. Я назвала свое имя, матушка Севастиана благословила, а затем опустила свою руку, сложенную в крестном знамении, на мои руки... Служба в храме монастыря особенная. Душа, трепеща, чувствовала умиление, покаяние, страх Божий, любовь, радость, огромное желание исправить все в своей жизни, невозможность жить так, как жила ранее, сильное ощущение благодати, встречу с Богом. Служба закончилась, и жаль было расставаться. Матушка Севастиана пригласила на трапезу, а пока накрывали столы, принимала подарки и каждому говорила ласковое слово. На десерт у нас была клубника. Мне она показалась особенно вкусной, ароматной, и тут матушка Севастиана рассказала историю этой клубники и попросила нас помянуть отрока Владимира, который был очень хорошим ребенком, послушным, умным, английский язык знал лучше, чем его отец, помогал своей бабушке на даче и сажал рассаду той самой клубники, которую мы теперь едим. Он в четверг причастился Святых Христовых Таин, а через два дня, в воскресенье, был с родителями на празднике, и во время салюта, после того как взорвался третий заряд, отрока убило осколком. Бабушка его безутешна. Матушка Севастиана объяснила нам, что бабушка принесла этот первый урожай клубники, чтобы помянуть своего внука Владимира, а сама не съела ни одной ягодки. Слез я сдержать не могла. Мы помолились об отроке Владимире. Потом было наставление матушки Севастианы о том, что надо доверять Промыслу Божию о нас, надо иметь память смертную и не терять молитвы в горе...

    Простившись с матушкой Севастианой, мы отправились в Долинку. Отец Михаил рассказывал нам о Карлаге, мы побывали в здании, где выносились приговоры осужденным. Ходили смотреть камеры, в которых сидели осужденные, и камеру, из которой выводили на расстрел. Затем мы были на Мамочкином кладбище, молились там. Этого забыть нельзя. Эти дети, которые там похоронены, отдали свои жизни за Господа нашего Иисуса Христа, и было стыдно за то, что я жила беспечно, во грехе. Просила прощения у всех тех деток, которые безвинно пострадали, чтобы дать нам возможность уже в наше время осознать и покаяться в тех грехах, которые связали нас по рукам и ногам. Стоя на этой пропитанной мученической кровью земле, я впервые в полной мере ощутила, что значит потерять ребенка. Затем мы были в храме, где хранится древо, на котором рукой преподобного Севастиана Карагандинского вырезан крест, у которого втайне, будучи осужден, отец Севастиан служил литургии и причащал своих духовных чад – монахинь.

    Затем мы на короткое время заехали в Михайловку. Галина Васильевна (директор нашей церковно-приходской школы) попросила матушку Севастиану сказать нам наставление о смирении. Матушка Севастиана усадила нас за стол выпить чаю. Было у нас 15 минут времени и, пока мы пили чай с лимоном, пирогами, ели клубнику, матушка Севастиана со смирением рассказывала нам: "Я недавно прочитала..." И дальше была необыкновенная беседа-наставление. Я старалась запомнить каждое слово. Затем мы фотографировались с матушкой Севастианой. Она подарила нашей церковно-приходской школе вторую книгу о преподобном старце Севастиане и кассету с песнопениями о нем. Благословила меня матушка фотографией преподобного старца Севастиана, от которой происходили исцеления: "Во исцеление души и тела", а потом матушка приложила мне фотографию преподобного к сердцу.

    Мы вернулись во Введенский собор, где с нами беседовал отец Михаил. Я получила ответы на многие вопросы, даже не задавая их. Следующим был день, в который отец Александр благословил нас причащаться, день нашего отъезда из Караганды. На всю жизнь я запомнила эту исповедь. То горячее, со слезами, покаянное чувство и ощущение, что не отец Александр, а сам преподобный старец Севастиан был свидетелем моей исповеди Господу нашему Иисусу Христу. Преподобный укреплял меня и помогал в решимости исправиться. Затем Причастие Святых Христовых Таин, в последний раз приложилась к мощам преподобного старца Севастиана и просила, просила молитвенной помощи. Как не хотелось уезжать!

    Затем наш путь лежал в Астану. Здесь нас встретили отец Дмитрий и настоятельница монастыря матушка Рафаила. Нас разместили в кельях женского монастыря в честь иконы Божией Матери "Взыскание погибших". Жили мы по монастырскому уставу и удостоились чести молиться вместе с монахинями. Мне было очень страшно. Казалось, и сам воздух в монастыре строгий. Молебен у иконы Божией Матери начинался в 4.50 утра. Мне показалось, что больше трех дней пребывания в монастыре я не выдержу. Чуть со страху не умерла, когда матушка Рафаила сказала педагогам, что нужно еще пять человек, которые будут читать в пятисотнице перед чудотворной иконой Божией Матери "Взыскание погибших" молитву "Богородице Дево, радуйся" 10 раз, а затем молитву "Владычице моя, Пресвятая Богородице, спаси мя грешную" один раз с земным поклоном. В числе этих пяти человек оказалась и я. И во второй день матушка Рафаила благословила нам принять участие в пятисотнице. Так близко к Матери Божией я никогда в жизни себя не ощущала. Матушка Рафаила с материнской любовью нас благословляла. И покидать стены монастыря уже не хотелось. Много наставлений я получила, причастилась Святых Христовых Таин. Перед самым отъездом приложилась к чудотворной иконе Божией Матери Почаевской. Очень люблю своих детей, внуков, близких, но если бы мне, грешнице, было сказано, что нужно остаться в стенах этого монастыря, я, хорошо осознавая, какая это ответственность перед Господом, осталась бы. Я видела, как трудятся монахини и какою жертвенною любовью всех любят. Я видела с какой кротостью, смирением, любовью монахини принимают от настоятельницы матушки Рафаилы замечания, сколько в них терпения и любви в общении друг с другом. Для меня это была живая, пламенеющая любовью ко Господу нашему Иисусу Христу проповедь заповедей Божиих.

    Еселев Александр Валерьевич:

    С утра день (3 июля 2002 года) начался около 6 часов с утреннего правила в Свято-Введенском храме. День обещал быть дождливым, поэтому после молитвы пришлось сразу же идти за курткой, и очень кстати: небольшой дождик не заставил себя долго ждать. Едем в храм Рождества Пресвятой Богородицы.

    Небольшой храм Рождества Пресвятой Богородицы на ул. Западной, который построил и в котором служил батюшка Севастиан, казалось, пропитан благодатию Божией настолько, что она как-то ощущалась даже за оградой на улице. Все потихоньку проходят в низенький храм, в котором уже идет чтение молитв. Замерли и внимаем...

    Впервые увидел архимандрита Петра – старца, о котором уже много рассказывали. Сразу как-то почувствовалось, что это он. Не удалось поговорить с ним – ну что же, смиряюсь...

    Что-то начало происходить в храме около двери. Поворачиваю голову: монахиня благословляет прихожан – матушка Севастиана. Хотя вижу ее впервые – нет сомнений, что это она. Искренность и любовь.

    После окончания службы, накормленные и с миром в душе, едем по святым местам – Долинка, Мамочкино кладбище, – мысли о том, что кругом все полито мученической кровью, заставляют замирать сердце...

    За время паломнической поездки все как-то сроднились, хотя в явной мере это почувствовалось, когда вернулись к утреннему богослужению в Свято-Никольский собор.

    После поездки мы поняли, что летняя практика была одним из важнейших дел на наших Богословских курсах. На летнюю практику выехала группа из 21 человек: 20 взрослых и одна из мам взяла с собой 9-летнюю девочку. Двоякое чувство было у всех нас во время паломнических дней: с одной стороны – быстротечность времени, а с другой – его емкость, необыкновенная наполненность. И как знать, может быть, для кого-то из нас время летней практики на Богословских курсах будет на Страшном суде тем оправданием, о котором сказал один игумен, объясняя важность дней, прожитых в монастыре.

    Вернувшись в свой родной Свято-Никольский собор, мы не расстаемся: делимся впечатлениями, обмениваемся фотографиями. Видя нашу радость, те, кто не смог поехать, выясняют, когда будет следующая поездка. Нам всем хочется, чтобы такие поездки стали традицией. Будем испрашивать благословения у нашего епархиального руководства и благодарить Бога за пережитую радость.

    Июль 2002 г.

    Подготовила Г. ЧЕРЕПАНОВА,
    директор церковно-приходской
    школы Свято-Никольского
    собора г. Алматы

    TopList