Warning: mysqli_stmt::bind_param(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 68

Warning: mysqli_stmt::execute(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 78

Warning: mysqli_stmt::bind_result(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 79

Warning: mysqli_stmt::fetch(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 80

Warning: mysqli_stmt::close(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 83
© Данная статья была опубликована в № 34/2002 журнала "Школьный психолог" издательского дома "Первое сентября". Все права принадлежат автору и издателю и охраняются.
  •  Главная страница "Первого сентября"
  •  Главная страница журнала "Основы православной культуры"
  • Русская Палестина
    СВЯТЫНИ ОТЕЧЕСТВА

     

    Русская Палестина

    Самый древний монастырь на нашей земле, основанный еще до официального принятия Русью христианства, находится в ее южных приделах, в самом центре Черноземья. Это Свято-Спасский женский монастырь (Воронежско-Липецкая епархия).

    Среди необозримых плодородных полей и зеленых лесов, в 150 километрах от Воронежа перед вами вдруг возникают белесые, с мелкой и бедной растительностью холмы. Это меловые горы, в которых в седой древности были выкопаны христианами пещеры, положившие основание монастырю. По преданию, в них обретался и проповедовал святой апостол Андрей Первозванный, здесь находили убежище от преследований и первые христиане.

    Свято-Спасский женский монастырь в селе Костомарово называют Русской Палестиной. Здесь есть места, удивительно повторяющие палестинские пределы, есть своя Гефсимания, свой Кедрон, гора Фавор, Голгофа с крестом на вершине. Вдали, на ровной линии горизонта можно увидеть небольшую гряду деревьев, очень напоминающую ту, которую обычно изображают на иконах бегства Святого Семейства в Египет.

    Свято-Спасский собор

    Свято-Спасский собор

    Вереницу холмов опоясывает белая меловая дорога с высеченными входами в пещерные храмы. Самый большой из них – Спасский, названный в честь Спаса Нерукотворного, вмещает до двух тысяч человек во время богослужения. Его своды держат большие меловые колонны. В полумраке, при редком мерцании зажженных свечей и лампадок, теряешься в его огромном пространстве.

    Много трогательных пожертвований остается здесь от паломников – кто-то рушник для иконки подарит, кто-то иконочку оставит или что-то, что может служить благоукрашению храма. В стенах высечены кельи для монахов-отшельников с крошечными оконцами для передачи хлеба, воды и записочек с просьбами помолиться. Раньше в Великий пост один из святых отцов этой обители закрывался на сорок дней в пещерке-келлии и нес там молитвенный подвиг.

    Храм Преподобного Серафима Саровского располагается посередине гряды холмов. Недавно девочке из воронежской паломнической группы явился преподобный Серафим в светлом сиянии. Она его сразу узнала и не испугалась, а наоборот, испытала необыкновенную радость при виде его. Он очень ласково заговорил с ней. Девочка стала звать остальных, но они увидели только светлое сияние, которое потом исчезло.

    Самый же крайний храм называется Пещерой Покаяния. Очень холодный узкий коридор с тесными стенами, ведет в глубь горы, непосредственно к месту покаяния, где совершалось таинство Исповеди. До революции сюда на исповедь отправляли самых отчаянных грешников. Темно, трепетно, в нишах – зажженные перед иконочками свечи, прикладываешься к иконам и идешь далее, освещая себе путь язычком огня от свечи. Здесь такая тишина, святость, что физически ощущаешь, как мир с его суетой, шумом отдаляется от тебя, как бы осыпается с тебя, и уже кажется и нереальным. Здесь остаешься поистине наедине с собой и своими грехами. Потолок с каждым шагом становится все ниже, а мысли все более смиренные, и покаянник, таким образом, доходит до самой пещеры уже в глубоком поклоне и глубоком смирении... Последним отшельником, жившим в Пещере Покаяния, был священник Петр, расстрелянный тут же, где принимал исповедь.

    Русская Палестина в Костомарове

    Русская Палестина в Костомарове

    Святость этих мест такая, что каждая травинка, каждый кусочек мела целебные. На горах растет трава, завезенная со Святой Горы Афон. Ладанкой называется. Если ее растереть между пальцев, запахнет ладаном. Еще есть черногорка, тоже со Святой Горы.

    В монастыре постоянно мироточат иконы, а однажды паломники видели огненный столп, уходящий в небо. Недавно четыре радуги сразу воссияли над Костомаровской обителью, одна над другой...

    Есть в обители место, где являлась Божия Матерь. По преданию, подвизался в монастыре один иеромонах, и однажды он тяжко согрешил. Через некоторое время, когда к нему пришло осознание своего греха, ему стало так больно, что он уже не знал, как ему жить дальше. Он стал беспрестанно плакать и молить у Бога прощения. И так пламенно молился о прощении, что из стены вышел огонь, появилась Царица Небесная и сказала, что грех ему прощен. В том месте в стене сохранилась трещина, как в Иерусалиме на столбе, куда однажды ударил Святой огонь. Здесь много теперь молятся, и все просьбы по вере исполняются, особенно когда молятся дети. Есть здесь усыпальница, хотя и пустая, но полная благодати. В ней когда-то лежала богато украшенная плащаница Божией Матери – одна из древнейших. И теперь от нее часто исходит тонкое благоухание, свидетельствующее, что Царица Небесная не покидает этих мест.

    День Святой Троицы

    День Святой Троицы

    Первый раз монастырь подвергся разорению в 1930-е годы. Сестер и батюшек разогнали, но во время войны многие местные жители приходили, молились здесь о своих сыновьях, мужьях перед иконой "Святое Семейство", и не только местные. Кто молился, у того все вернулись с войны живыми. После войны стали просить открыть монастырь, и в 1945 году здесь открыли один храм как приходской, и много людей стало вновь приезжать сюда. В 1958 году храм вновь закрыли, и закрытие это сопровождалось невероятной жестокостью и злобой. Богоборцы, испытывавшие необъяснимую ненависть к храму, ворвавшись сюда, сначала стреляли в иконы, а потом белые стены его постарались до черноты полностью закоптить сажей. Зрелище, по словам очевидцев, было страшное. От тех времен сохранилась только одна икона Божией Матери – Валаамская. Это ныне самая драгоценная святыня обители. При разорении обители ее спасли, а потом вернули монастырю. Когда в нее стреляли, пули разлетались в разные стороны, ни одна из них не попала в лико Пречистой. Всего у иконы шесть ранений. Икона часто мироточит. Сначала были замечены две капельки, потом потекло их много… Богородица плачет и молится о нас, грешных, кем бы мы ни были.

    В келлиях тогда же замучили и забили до смерти священнослужителей. Все стены были залиты кровью, и до 1990-х годов следы крови сохранялись, но потом по неведению, когда возобновляли монастырь, они были счищены. В одной келлии тем не менее остались следы-углубления от пуль и штыков. Здесь люди прикладываются к самим стенам.

    После бесчинств безбожники стали взрывать храм изнутри и снаружи, надеясь, что все рухнет и следов их ужасающего беззакония не останется. Но совершилось чудо. Господь, вразумляя безумцев, сохранил храм, он не рухнул. Свод, когда раздался взрыв, поднялся на метр в воздух и потом опять встал на свое место. Чинившие этот страшный разбой тогда в страхе разбежались. Но с тех пор в пещерах пошли нарушения в циркуляции воздуха, появилась большая влажность, чувствуется сильная сырость, по стенам и иконам стекает вода. И что удивительно – с некоторых икон тем не менее не сходят краски, они сохраняют яркость и свежесть. Когда мы стояли перед иконой "Святое Семейство", перед которой молились матери о своих сыновьях и мужьях во время войны, было впечатление, что она написана совсем недавно, и можно было подумать, что это список с той иконы. Оказалось, та самая…

    Голгофа

    Голгофа

    Тяжелая участь постигла тех, кто разрушал эти храмы. Приезжала как-то женщина из Москвы, у которой все предки из Костомарова. Очень плакала и говорила, что жизнь у нее лично и у ее родных очень тяжелая. Кто-то сошел с ума, кого-то убили, очень страшные у всех судьбы. Она теперь поняла, что это оттого, что ее предки разрушали эти храмы. Сильно страдает.

    Как-то у матушки-настоятельницы спросили, можно ли вернуть убийце благодать. Она ответила: "Каждый из нас, несмотря ни на какие тяжкие грехи, должен найти в себе мужество покаяться. Надо только осознать свою вину и попросить прощения у Бога, Который всегда ждет". Паломники, приезжая сюда, обращаются ко всем святым отцам обители, убиенным во время гонений, и по молитвам приходит очень быстрая помощь.

    Монашеское служение здесь – настоящее подвижничество, тем более для сестер. Климат суровый, летом – палящее солнце, растительность, как было сказано выше, бедная, зимы суровые, ветреные, морозы бывают до 40 градусов. В 1997 году по благословению митрополита Воронежского и Липецкого Мефодия началось возрождение обители. Первые насельницы жили в вагончиках. "Я думал, будут проблемы с подбором насельниц. Место отдаленное, глухое, а желающих оказалось столько, что пришлось отказывать", – вспоминает владыка Мефодий, очень любящий эту обитель, всячески опекающий ее и при каждой возможности старающийся посетить монастырь. Настоятельница здесь – матушка Серафима (Иванова). Попечением и молитвами владыки уже возведен храм в честь иконы Божией Матери "Взыскание погибших", построен сестринский корпус.

    Однажды заехал сюда американский ученый. Посетив пещерные храмы, вдруг расплакался: "Русские не знают, какая у них есть жемчужина". Верующие знают – и делают все, чтобы сохранить ее. Зимой, когда холмы покрываются снегом, на фоне синего неба обитель представляет зрелище необычайное. А когда солнце заходит, горы освещаются золотым божественным светом, как бы являя нам духовную сущность этой обители.

    TopList