Warning: mysqli_stmt::bind_param(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 68

Warning: mysqli_stmt::execute(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 78

Warning: mysqli_stmt::bind_result(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 79

Warning: mysqli_stmt::fetch(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 80

Warning: mysqli_stmt::close(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 83
© Данная статья была опубликована в № 31/2002 журнала "Школьный психолог" издательского дома "Первое сентября". Все права принадлежат автору и издателю и охраняются.
  •  Главная страница "Первого сентября"
  •  Главная страница журнала "Основы православной культуры"
  • От верности Богу зависит наша судьба
    УЧИМСЯ ПРАВОСЛАВИЮ

    От верности Богу зависит наша судьба

    Паремии на праздник перенесения из Едессы в Царьград образа Нерукотворенного Спаса

    Второзаконие
    (6, 1, 6–7, 9–15)

    Спас Нерукотворный. Икона XX в.Спас Нерукотворный. Икона XX в.

    Сказал Моисей к людям: Итак, Израиль, слушай постановления и законы, которые я [сегодня] научаю вас исполнять, дабы вы были живы [и размножились], и пошли и наследовали ту землю, которую Господь, Бог отцов ваших, дает вам [в наследие]; итак храните и исполняйте их, ибо в этом мудрость ваша и разум ваш пред глазами народов, которые, услышав о всех сих постановлениях, скажут: только этот великий народ есть народ мудрый и разумный. Ибо есть ли какой великий народ, к которому боги его были бы столь близки, как близок к нам Господь, Бог наш, когда ни призовем Его? Только берегись и тщательно храни душу твою, чтобы тебе не забыть тех дел, которые видели глаза твои и чтобы они не выходили из сердца твоего во все дни жизни твоей; и поведай о них сынам твоим и сынам сынов твоих, о том дне, когда ты стоял пред Господом, Богом твоим, при Хориве, [в день собрания] и когда сказал Господь мне: собери ко Мне народ, и Я возвещу им слова Мои, из которых они научатся бояться Меня во все дни жизни своей на земле и научат сыновей своих. Вы приблизились и стали под горою, а гора горела огнем до самых небес, и была тьма, облако и мрак. И говорил Господь к вам [на горе] из среды огня; глас слов [Его] вы слышали, но образа не видели, а только глас; и объявил Он вам завет Свой, который повелел вам исполнять, Десятословие, и написал его на двух каменных скрижалях; и повелел мне Господь в то время научить вас постановлениям и законам, дабы вы исполняли их в той земле, в которую вы входите, чтоб овладеть ею. Твердо держите в душах ваших, что вы не видели никакого образа в тот день, когда говорил к вам Господь на [горе] Хориве из среды огня.

    В первой паремии мы слышим призыв Моисея хранить в жизни данные Богом законы. От того, как они будут исполняться на деле, в жизни не только современников Моисея, но и среди всех поколений избранного народа, зависит судьба всех людей. Избрание народа, величие его среди окружающих племен и народов – в прямой зависимости от сохранения заповедей Божиих, от верности Богу. Народ, хранящий эту верность, будет опытно знать, что близко Господь, что Он слышит молитвы и исполняет прошения (чего не имеют другие народы, кланяющиеся истуканам). Моисей подчеркивает необходимость внимания и заботы о душе ("вонми себе... и снабди душу твою"). Говорит он это очевидцам синайского общения народа с Богом, в котором сам он был представителем, предстателем за свой народ. Моисей призывал участников этого момента и их детей всегда помнить о нем как о чуде, благоговеть перед Богом и передавать этот опыт Богообщения в род и потомство. Что напоминал Моисей своими призывами? Тот день, когда Бог повелел всем собраться в Хориве. Это место было уже частью Синая. Зачем всем надо было собираться, если Моисей один поднялся на вершину, чтобы говорить с Богом? Чтобы народ испытал страх перед Богом. Страх перед Его могуществом, величием, силой и славой. Пока еще рабский страх, удерживающий от разгула страстей, обуздывающий и хранящий от всякого беззакония.
    Народ, собравшийся вокруг указанного места, видел гору в огне, вершина которой скрывалась во тьме, закрытая вихрем. Народ слышал голос Божий и трепетал. Видеть же Бога не мог никто, кроме Моисея, но и ему не дано было видеть лицо Бога во всей славе, чтобы остаться живым. Вероятно, Моисей видел Бога в человеческом образе. Его это не смущало, так как он умел благоговеть перед Богом, а народ мог легко снова уклониться в идолопоклонство, не имея сил преодолеть общие с окружающими народами представления о Боге. Завет, о котором говорил Моисей, это Десять заповедей, исполняя которые народ будет иметь право называться народом Божиим.

    Эта паремия читается в праздник Нерукотворного Спаса для того, чтобы напомнить всем верующим о том, что явлением в мире Спасителя все получили возможность видеть Его человеческий лик.
    В Ветхом Завете лишь Моисею дано было видеть Сына Божия в человеческом образе, в Новом – всем верующим. Откровением Божественной тайны ("Бог во плоти явися") человек огражден от опасности обожествлять природу или творение рук своих и потому может кланяться изображению Богочеловека на иконе, возводя ум к Первообразу.

    Второзаконие
    (5, 1–7, 9–10, 23–26, 28; 6, 1–5, 13, 18)

    И созвал Моисей весь Израиль, и сказал им: слушай, Израиль, постановления и законы, которые я изреку сегодня в уши ваши, и выучите их, и старайтесь исполнять их. Господь, Бог наш, поставил с нами завет на Хориве; не с отцами нашими поставил Господь завет сей, но с нами, которые здесь сегодня все живы. Лицем к лицу говорил Господь с вами на горе из среды огня; я же стоял между Господом и между вами в то время, дабы пересказывать вам слово Господа, ибо вы боялись огня и не восходили на гору. Он тогда сказал: Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства; да не будет у тебя других богов перед лицем Моим. Не поклоняйся им и не служи им; ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, за вину отцов наказывающий детей до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои. И когда вы услышали глас из среды мрака, и гора горела огнем, то вы подошли ко мне, все начальники колен ваших и старейшины ваши, и сказали: вот, показал нам Господь, Бог наш, славу Свою и величие Свое, и глас Его слышали мы из среды огня; сегодня видели мы, что Бог говорит с человеком, и сей остается жив; но теперь для чего нам умирать? ибо великий огонь сей пожрет нас; если мы еще услышим глас Господа, Бога нашего, то умрем, ибо есть ли какая плоть, которая слышала бы глас Бога живаго, говорящего из среды огня, как мы, и осталась жива? И Господь услышал слова ваши, как вы разговаривали со мною, и сказал мне Господь: слышал Я слова народа сего, которые они говорили тебе; все, что ни говорили они, хорошо. Вот заповеди, постановления и законы, которым повелел Господь, Бог ваш, научить вас, чтобы вы поступали [так] в той земле, в которую вы идете, чтоб овладеть ею; дабы ты боялся Господа, Бога твоего, и все постановления Его и заповеди Его, которые [сегодня] заповедуют тебе, соблюдал ты и сыны твои и сыны сынов твоих во все дни жизни твоей, дабы продлились дни твои. Итак, слушай, Израиль, и старайся исполнить это, чтобы тебе хорошо было и чтобы вы весьма размножились, как Господь, Бог отцов твоих, говорил тебе, [что Он даст тебе] землю, где течет молоко и мед. [Сии суть постановления и законы, которые заповедал Господь Бог сынам Израилевым в пустыне, по исшествии их из земли Египетской.] Слушай, Израиль: Господь, Бог наш, Господь един есть; и люби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всеми силами твоими. Господа, Бога твоего, бойся, и Ему [одному] служи, [и к Нему прилепись], и Его именем клянись. И делай справедливое и доброе пред очами Господа [Бога твоего], дабы хорошо тебе было и дабы ты вошел и овладел доброю землею, которую Господь с клятвою обещал отцам твоим.

    Вторая паремия снова возвращает нас к Моисею, повторяя тот же призыв хранить верность завету, который был дан не отцам, то есть не Аврааму, Исааку и Иакову, а их потомкам.
    Слышавшие Бога, но не видевшие Его, они сами хотели, чтобы Моисей говорил с Богом, так как самих их сковал страх. Моисей, напоминая уже известное, учил ответственности, благоговению перед Богом, избравшим их из среды всех других народов и выведшим из Египта, избавившим от ненавистного рабства. Если они не способны к высоким чувствам преданности, бескорыстия и умиления перед величием Божиим, то хотя бы должны быть благодарны за освобождение от ига рабства. Здесь же напоминает Моисей заповедь не только не поклоняться чужим богам, но и не приравнивать к ним cвоего, не унижать Его низведением на степень местночтимого бога любого другого народа. Это вызовет в истинном Боге чувство глубокого недовольства, похожего на ревность супруга, узнавшего, что у его жены есть другой...
    Израильтяне были убеждены, что видеть Бога и уцелеть невозможно. Они боялись и голос Его слышать, потому и просили Моисея быть их посредником. Моисей не устает убеждать всех помнить Бога, чтить его и хранить заповеди Его, чтобы Он был милостив к ним и благословил успехом все дела их. Тогда они окрепнут, народ увеличится, общественная и хозяйственная жизнь наладится на страх врагам. Дальше снова повторяется заповедь чтить единого Бога. Это основная ветхозаветная заповедь, которая влечет за собой другую; если Бог – единственная святыня жизни, то нельзя не любить Его. Любить же надо всем сердцем, всей душой (то есть не только чувством, но и волей, разумом), "всею крепостию" (то есть всеми усилиями, направленными на выражение любви делом). Заключительные слова: "Того убоишися, и Тому единому послужиши, и к Нему прилепишися" – говорят о благоговении и почитании Бога, которое ярче всего выражается в богослужении.
    Ветхозаветные призывы чтить Бога не потеряли своего значения и теперь. Если к древним обращено было слово Боговидца Моисея с увещанием хранить верность Невидимому Богу, Недоступному, Непостижимому, Богу, один голос Которого внушал всем страх, то тем более христианам прилично благоговеть, чтить и любить Бога, приблизившегося к грешному человечеству через воплощение Сына Божия. Естественно, что празднование Нерукотворенного Образа подготавливается этими словами древнего пророка и Боговидца.

    Епископ ВИССАРИОН (Нечаев)

    Спонсор публикации статьи: туроператорская компания SUNMAR TOUR предлагает по выгодным ценам купить туры в курортные страны. Воспользовавшись предложением компании SUNMAR TOUR, Вы сможете заказать горящие туры, которые позволят за полцены провести качественный отдых в Греции, Египте, Турции, Таиланду или Испании. Подробнее ознакомиться с предложением, можно на сайте компании SUNMAR TOUR, который располагается по адресу http://www.sunmar.ru/

    TopList