Warning: mysqli_stmt::bind_param(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 68

Warning: mysqli_stmt::execute(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 78

Warning: mysqli_stmt::bind_result(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 79

Warning: mysqli_stmt::fetch(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 80

Warning: mysqli_stmt::close(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 83
© Данная статья была опубликована в № 30/2002 журнала "Школьный психолог" издательского дома "Первое сентября". Все права принадлежат автору и издателю и охраняются.
  •  Главная страница "Первого сентября"
  •  Главная страница журнала "Основы православной культуры"
  • Бородинская игумения
    ПРАВОСЛАВИЕ В СУДЬБАХ ОТЕЧЕСТВА

    Бородинская игумения

    Бородино... Бородинское поле... Кому из русских людей не знакомы эти названия? Эпоха громоносного 1812 года... События его никогда не изгладятся из памяти не только людей русских, но и чужеземцев, ибо исход этой войны решал судьбу не одной только России, но и всего мира. Ни в средней, ни в новой истории нашего Отечества не встречается нашествия, подобного нашествию Наполеона, и почти все европейские народы, обрушившись на Россию, играли значительные роли в этой кровавой драме. За одиннадцать часов смертного боя при Бородине полегло на Бородинском поле 75 тысяч человек. "Земля взмокла, напиталась кровью и почернела", – пишет современник.
    И Господь не оставил в забвении место, где тысячи христианских воинов-мучеников, за "Веру, Царя и Отечество живот свой положивших", лежат в сырой земле. На поле Бородинском вскоре после кровавых событий возникает живой памятник – Спасо-Бородинский женский монастырь, где и по сей день возносятся молитвы за убиенных воинов и приносится Бескровная Жертва.
    Существует замечательное предание, одно из множества, ореолом окружающих имя Маргариты Михайловны Тучковой – вдовы незабвенного русского генерала Александра Алексеевича Тучкова, основательницы Спасо-Бородинской обители. После совершившегося долгожданного бракосочетания коляску счастливых молодоженов останавливает на дороге нищий старец: "Монахиня Мария, возьми посох", – обращается он к новобрачной. Она с удивлением отвечает: "Я не монахиня..." "Возьми посох", – настаивает старик. И Маргарита, взволнованная странным даром, принимает из рук незнакомца посох...
    В судьбе игумении Марии есть много таинственного и необъяснимого, но не это поставило ее в ряд великих русских подвижниц.
    Истории возникновения святой обители и его основательнице и первоначальнице, приснопамятной игумении Марии, посвящается наш рассказ.

    Жизнь и служение игумении Марии

    Игумения Мария (в миру Маргарита Михайловна Тучкова)Игумения Мария (в миру Маргарита Михайловна Тучкова)

    Иночество глубоко коренится в духе и сущности христианства. Монашество всегда исполняло великое служение в Христовой Церкви, и без истинного монашества немыслима и истинная Христова Церковь. Монашество – источник благодатного воздействия на мир, на его жизнь, на весь народ. Сердце России билось в обителях монашеских.
    Монашество на Руси процветало до времени несчастного сближения с Западом. "Прорубив окно в Европу", Петр I существенно повредил защитные механизмы православной России. В результате в XVIII–XIX веках на Руси стали существовать две параллельные культуры, две цивилизации: традиционная соборная православная цивилизация и новомодная безбожная культура.
    Дух богоборчества проник в Россию, которая во все века ее жизни была сильна лишь правдой Божией, верностью заповедям Божиим, царю и Отечеству. Вера в Бога и духовная доблесть собрали русский народ в величайшее и могущественнейшее государство мира. Но после того как высшие сословия России стали заражаться иностранным безбожием и вольнодумством и эта страшная зараза стала переходить в народ, Господь попустил ей тяжкое наказание. "Зачем это приходили к нам французы? – скажет позднее святитель Феофан Затворник. – Бог послал их истребить то зло, которое мы у них же и переняли. Покаялась тогда Россия, и Бог помиловал нас".
    Отечественная война 1812 года имела свой особый, мистический смысл для православной России, которая, после падения Византийской империи, по воле Божией, приняла на свои плечи бремя ответственности хранителя и защитника Вселенского Православия. Решался вопрос – быть или не быть России, и от этого решения зависела судьба всего мира. Русский народ сознавал, что эта война попущена ему Богом за грехи, ибо во все времена судьба нашего Отечества самым непосредственным образом зависела всегда от нравственного состояния народа.
    В эту войну ярко вспыхнул светильник веры в душах русских людей, и Бог помиловал покаявшуюся Россию, поверженную в бедствие и разорение. В душевных муках, униженный в непомерной гордыне своей, позорно бежал из России Наполеон, бросая на произвол судьбы свое войско.

    В память 1812 года, по повелению кроткого и смиренного государя Александра I Благословенного, была выбита медаль с надписью: "Не нам, не нам, но Имени Твоему". В этом проявилось истинно христианское смирение и сознание того, что только лишь по милости Божией была спасена тогда от неминуемой гибели Россия, а вместе с нею и Европа.
    Название "Бородино" на протяжении вот уже почти двух столетий является для всех людей олицетворением высшего христианского долга – долга служения Отечеству, христианского подвижничества, героизма и нравственного мужества. Одно лишь упоминание о нем всегда пробуждало в сердцах всех мыслящих людей воспоминания о той страшной кровавой трагедии, которая разыгралась однажды здесь, в малоизвестном месте под Москвой, которого и на географической карте-то не было тогда, – трагедии, которая потрясла весь мир и от исхода которой зависели судьбы всего мира.
    И вот здесь, на Бородинском поле, земля которого напоена христианской кровью тысяч русских православных воинов-мучеников, на их святых мощах и возникла в начале XIX века новая святая обитель. В период возрождения русского иночества, чему всей жизнью своей способствовал святитель Филарет, Господь Промыслом Своим явил новое благодатное место в России. И эта новая святая обитель имела свою сокровенную тайну.
    Нередко человек, предызбранный Богом для блага многих, не слышит призыва Его к исполнению Божия Промысла о себе, и тогда воля Божия явственно познается в роковых событиях. Так произошло с Маргаритой Михайловной Тучковой, урожденной Нарышкиной, призванной Богом не для одних добродетелей семейных и не для украшения светского общества, а для того, чтобы на спасительных пажитях монашества упасти многих агниц стада Христова в пустыни Бородинской.
    Маргарита Михайловна происходила из древнего именитого рода Нарышкиных, по линии отцовской, и знатного рода князей Волконских – по материнской. Родители ее Михаил Петрович и Варвара Алексеевна отличались особым благочестием, глубокой приверженностью и любовью к государю и Отечеству. Благочестивое семейство пользовалось всеобщим уважением и привлекало к себе благоволение всего Царственного дома.

    Маргарита получила слишком раннее развитие. Уже в детском возрасте в ней проявлялись блестящие качества ума и удивительная твердость воли. Благодаря врожденной живости и пылкости характера, которые, несмотря на свое дальнейшее глубокое смирение, Маргарита пронесла через всю свою жизнь, она обладала впечатлительным и чувствительным сердцем, ее влекло ко всему прекрасному и возвышенному. Она была одарена высоким приятным голосом, очень любила музыку и пение, изящные искусства, отлично владела немецким и французским языками, любила много читать и размышлять. Однако воистину "дивны дела Твоя, Господи!" Все эти незаурядные качества – любовь к тленному, земному, преходящему – были, по милости Божией, направлены на самоотверженное служение Божественному, нетленному и вечному. Душа ее, пройдя через Голгофу мук и страданий, очистилась, преобразилась и засияла божественным светом.
    Вся жизнь и служение игумении Марии – это Путь. Путь, по словам святителя Игнатия (Брянчанинова), доставляющий совершенство. Такой путь Господь назвал "последованием Себе", так как он служит точнейшим выражением учения, преподанного Господом, и посильным подражанием тому роду жизни, который проводил Спаситель во время Своего земного странствования.
    Игумения Мария принадлежала к тем редким, исключительным людям, которые соединяют в себе высокую, истинно христианскую любовь, смирение, неутомимое трудолюбие и мудрость, основанную на глубокой вере. И этот поистине редкий дар христианской любви стал смыслом всей ее жизни и деятельности. Вначале это была любовь и послушание родителям, которые не дали своего благословения на ее брак с блестящим генералом Александром Алексеевичем Тучковым. Шесть лет мучительного испытания было послано ей, прежде чем она получила родительское согласие. Это были первые уроки терпения и смирения. Затем была жертвенная любовь к мужу, которого она сопровождала во всех заграничных походах, разделяя с ним все опасности и терпеливо перенося все трудности военной жизни. Имея "душу милостивую", она никогда не могла равнодушно видеть человеческие нужды и скорби и, несмотря на то, что от рождения привыкла к роскоши и изобилию, в этих походах она часто забывала о собственных своих нуждах ради удовлетворения потребностей ближних. Например, во время стоянки наших войск в Швеции и бывшего там голода она до расточительности раздавала нищим шведам хлеб и деньги, ходила по их хижинам, посещала больных и увечных. Это были уроки милосердия, служения и любви к ближнему. Затем была любовь к сыну, в котором она души не чаяла и который в пятнадцатилетнем возрасте умер на ее руках. От этого горя она едва не лишилась рассудка, но потом смирилась, со словами: "Се аз, Господи, и чадо, еже ми дал еси". Это был тяжелый урок покорности Воле Божией.
    И вот постепенно ее душевная человеческая любовь путем горьких испытаний с годами возрастала в ней все более и более, пока наконец не преобразилась в любовь духовную, любовь и высокое служение Богу и ближним, равно как и ее печаль о горячо любимом супруге, погибшем на поле брани, преобразилась в печаль и увековечила молитву на Бородинском побоище.

    Вдова генерала Тучкова на Бородинском поле. Худ. Н.С. МатвеевВдова генерала Тучкова на Бородинском поле. Худ. Н.С. Матвеев

    Возникновение Спасо-Бородинского монастыря можно назвать рождением после смерти. После смерти любимого мужа Маргарита Михайловна решила посвятить место его гибели уединенной молитве, и после смерти тысяч православных воинов, за Веру, Царя и Отечество живот свой положивших, стали стекаться сюда вдовы и сироты, единственным желанием которых было в уединении и тишине возносить свои молитвы к Богу о павших героях. И в этом заключается одна из особенностей обители. Здесь возникла непостижимая и чудная связь живых с усопшими, то молитвенное общение, которое не прекращалось до самого ее закрытия. Свидетельством тому неоднократные видения схимонахини Рахили, подвижницы Спасо-Бородинской, в одном из которых она видела воинов в белых одеждах и в венцах. "Они заполнили весь монастырь, – говорила она, – и было так радостно, как на Светлый день".
    Итак, с того трагического момента, когда Маргарита Михайловна узнает об ужасной смерти своего горячо любимого супруга, начинается ее крестный путь. Все те скорби и тяжелые испытания, обрушившиеся на нее, не были наказанием Божиим за грехи. Подобно слепорожденному из Евангельской притчи (Ин. 9), ни она не согрешила, ни родители ее. На ней, Своей избраннице, Господь явил славу Свою и дела Свои.
    В одном из писем к игумении Марии святитель Филарет, который был ее духовным отцом, утешая ее в непомерной скорби и пророчески указывая на ее будущее высокое служение, писал: "Припоминайте чаще: сила Божия в немощех совершается. Господь в Свое время препоясует и ведет Своих избранных так, как бы они не желали, но туда, куда желают достигнуть... Помогайте во имя Господа Иисуса Христа бедным, утешайтесь, утешая несчастных. Не грешно мыслить, что, может быть, вы избраны оружием для утешения тысячи страждущих. Ежели и за чашу воды обещана награда, то сколь велико будет воздаяние за тысячу чаш? И как мы осмеливаемся отказываться от труда и воздаяния? Не требуется ли время для заслуг порознь малых, но в совокупности составляющих великое?"
    Матушка Мария в одной из своих бесед признавалась: "Я никогда не думала о том, что со мною здесь будет, а только о том, что уже было. Бывшее же здесь слишком сроднилось со мною, чтобы не приковать меня навсегда к этому месту... Господь, видимо, пособил нашей немощи и позволил мне устроить то, чего я никогда не надеялась видеть; никогда я не могла вообразить себе и того, что когда-либо буду игуменией Бородинскою; но в обители Святого Сергия удостоилась я принять образ иноческий от рук нашего Владыки. Так благословение преподобного, которому близко все отечественное, распространилось и на поле Бородинское". Какая покорность воле Божией и какое глубокое смирение в этих словах. И как удивительно подходят ко всей самоотверженной жизни игумении Марии слова пророка Давида: Не нам, Господи, не нам, но имени Твоему даждь славу – слова, которыми смиренный и кроткий государь Александр I Благословенный оградил себя от почестей и славы человеческой, показав тем самым не только России, но всему миру пример высокого христианского служения.

    В самом деле: у безутешной вдовы трагически погибшего генерала Александра Тучкова (тело его разорвало снарядом, и Маргарита Михайловна была лишена самого простого человеческого утешения – припасть к останкам мужа и предать их земле), у нее не было и в мыслях создавать обитель. Не найдя утешения у людей, она обращается к Богу и решает посвятить уединенной молитве то место, на котором, по свидетельству очевидцев, погиб ее муж, доблестно защищая Отечество свое, и, чтобы увековечить его память, построить там небольшую церковь для принесения постоянной Бескровной Жертвы. Она продает все свои драгоценные вещи и присовокупляет к этой сумме вклад в 10 тысяч рублей, сделанный самим государем Александром.
    Рядом с будущей церковью она выстраивает маленький домик-сторожку для своих приездов во время возведения храма, в котором и поселяется окончательно после внезапной смерти своего горячо любимого пятнадцатилетнего сына Николеньки вместе с преданной ей до самой смерти своей француженкой-эмигранткой мадам Бувье, его нянькой.
    Начинается новый этап в жизни игумении Марии, этап, который, не погрешив, можно назвать высоким служением Богу и людям, к чему она и была призвана и подготовкой к которому была вся ее предыдущая жизнь. С этого самого времени ее частная печаль становится печалью общественной, и ее личная молитва об убиенном герое-супруге становится общественной молитвой о всех воинах-мучениках, за Веру, Царя и Отечество живот свой положивших. Не тотчас же возникла святая обитель. Митрополит Филарет, узнав об опасном душевном состоянии Маргариты Михайловны после тяжких утрат, сразу же к ней приехал. Он объяснил безутешной вдове и матери весь нехристианский характер ее горя и обратил внимание на вдов и сирот, поселившихся, подобно ей, на Бородинском поле. Святитель посоветовал составить из них монашескую общину. Маргарита, несмотря на свое тяжелое состояние, послушалась святителя и покорилась. С тех пор в смиренной душе ее водворился мир.
    Вначале это была небольшая община, а затем, в 1838 году, она была преобразована в монастырь второго класса. Сам государь император Николай Павлович сделал значительный вклад для постройки монастыря, благодаря чему вокруг обители возвели стены с четырьмя башнями по углам. В одной из башен была устроена церковь во имя Филарета Милостивого – небесного покровителя митрополита Филарета, под чьим духовным руководством находилась обитель. В конце июля 1839 года митрополит Филарет освятил новый храм и весь монастырь, а через год, 28 июня, в Троице-Сергиевой Лавре Маргарита Михайловна, будучи уже к тому времени в иноческом постриге с именем Мелания, приняла от рук владыки новое пострижение – в мантию, с именем Мария, и на следующий день была возведена им в сан игумении.

    Воистину благословение Божие покрывало обитель. Узаконение настоятельства игумении Марии улучшило благосостояние сестер и ей самой доставило обширную и более определенную деятельность на ниве Божией. Вы есте свет мира – так сказал Господь Своим ученикам, и игумении Марии не суждено было оставаться под спудом отшельничества. Свет ее добродетелей засиял на всю Россию.
    Благодаря уважению многих церковных иерархов и милости к обители всего Царственного дома спасо-бородинская игумения сделалась опорой для всех несчастных, приходящих к ней. Ее благотворительности не было конца. Не имея возможности от себя подавать значительную помощь нуждающимся, так как все свои личные средства она вкладывала в обитель, она вызывала для них благотворительность других. Жертвы на монастырь поступали от графов, князей, купцов и самого Царственного дома, в близкое общение со всеми лицами которого она была введена по благосклонному отношению государя Николая I и его супруги Александры Феодоровны и на которых она, безусловно, имела благодатное духовно-нравственное влияние. Имена жертвующих на Спасо-Бородинскую обитель ежедневно поминались не только на литургии, но и на проскомидии, а во дни именин благодетелей служились особые молебны о здравии их.
    Утешения игумении Марии проникали и в убогие жилища бедняков, и в темницы. Благодаря близости и силе своего ходатайства у сановников двора и Церкви она не останавливалась на этом пути до самоотвержения и одним возвращала свободу, другим доставляла средства к жизни, иных страдальцев устраивала в жизни семейной определением их на службу, а их детей – в казенные заведения.
    Но всеобщая любовь и уважение, близость к императорской семье не надмевали смиренную игумению. Любовь к Богу и ближним была главным в ее жизни. Она не переставала жаждать слова Божия и молитвенного с Ним общения. До последнего вздоха своего она продолжала питать себя и сестер чтением отеческих писаний, не пропуская ни одной церковной службы. В обители был строгий пустынножительный устав, приносилась Бескровная Жертва за души павших героев и совершалось чтение о них Неусыпаемой Псалтири.

    Генерал А.А. ТучковГенерал А.А. Тучков

    Молитвенный дух обители привлекал сюда множество людей. Сам государь император Николай Павлович любил помолиться в этом святом месте.
    Истинная христианская любовь тесно соединяла между собой все общество спасо-бородинских сестер. Любвеобильная душа матушки Марии – печальной вдовы и осиротелой матери – обрела себе неистощимую пищу в кругу своего духовного, постепенно умножающегося семейства. О ее смирении и терпении, о сердце, исполненном любви и попечения о своих пустынных чадах, свидетельствуют ее письма к сестрам.
    Величайшим смыслом жертвенного служения игумении Марии было также и то, что она подготовила благодатную почву для возникновения в монастыре старчества. Женское старчество всегда было редким явлением, и сама она не была старицей в полном смысле этого слова. Скорее всего, ее можно назвать предтечей этого делания.
    После блаженной кончины игумении Марии в 1852 году в обители старчествовали такие угодницы Божии, как схимонахини Сарра и Рахиль, монахиня Митродора и другие. В 1851 году осуществилось давнее великое желание неутомимой труженицы во славу Церкви и Отечества. По высокому ходатайству Ее Императорского высочества великой княгини Марии Николаевны был высочайше утвержден план собора во имя Владимирской иконы Божией Матери как еще один памятник Бородинской битве. Новый храм был необходим еще и потому, что количество сестер монастырских умножилось до 200 человек и уже не хватало места для такого количества молитвенниц за приснопамятных героев бессмертного 1812 года. В обитель потекли новые пожертвования, и в том же 1851 году произошла закладка храма.

    Но не суждено было великой подвижнице дожить до первой литургии в долгожданном храме. На 72-м году жизни всеми любимая и почитаемая игумения Мария причастилась перед уходом в вечность святых Христовых Таин, что является знаком особого Божия благоволения, и ее многострадальная и любвеобильная душа тихо отошла ко Господу. Честные останки ее по сей день покоятся в склепе Спасского храма рядом с горячо любимым сыном.
    Так исполнила свое божественное назначение на земле приснопамятная игумения Мария, грешная, как она сама себя называла по великому своему смирению; так исполнились на ней слова святителя Филарета об этом ее божественном назначении, сказанные ей в утешение за 25 лет до ее блаженной кончины.
    В монастыре делается великое дело: совершается спасение душ человеческих, идет молитва за мир и подается пример истинно христианской жизни. Вся история монашества красноречиво свидетельствует о том, что истинно монашествующие всегда несли, несут и поныне самое высокое служение людям – служение делу их спасения – молитвою и духовным руководством. Примером такого служения была Спасо-Бородинская обитель. Но замечательная ее особенность в том, что на протяжении всего своего существования, вплоть до закрытия ее в 1929 году, она поддерживала в людях тот высокий патриотический дух русского народа, "воинов благочестивых, славою и честью венчанных", который вел их на смерть за Веру, Царя и Отечество, и умирали они легко и радостно, понимая, что их мученическая кончина ведет их в жизнь вечную.
    Спасо-Бородинская обитель явилась живым памятником на поле трагической битвы, памятником тем, которые стояли на смерть за веру Христову и которые теперь предстательствуют пред Господом за нас, грешных, которых, по милости Своей, пока еще терпит Господь, ожидая покаяния. Вечная память им и вечная память игумении Марии, которая, так же как и они, положила жизнь свою за други своя.

    Поле-полюшко

    Ах, поле-полюшко
    Ты Бородинское,
    Ах, горе-горюшко –
    Люта годинушка.
    Сыны Руси Святой
    Лежат в земле сырой,
    Но память их хранит
    Обитель, что там стоит.
    Надгробная плита
    У памятного креста,
    И скорбная мольба:
    "Да будет воля Твоя".
    Храни ты, полюшко,
    Нам память и о той,
    Взрастившей здесь любовь
    Любовию святой.
    О свет-Мариюшке,
    О нашей матери,
    Что здесь нашла покой
    С почившей братией.

    Послушница ЕЛЕНА
    TopList