Warning: mysqli_stmt::bind_param(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 68

Warning: mysqli_stmt::execute(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 78

Warning: mysqli_stmt::bind_result(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 79

Warning: mysqli_stmt::fetch(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 80

Warning: mysqli_stmt::close(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 83
© Данная статья была опубликована в № 29/2002 журнала "Школьный психолог" издательского дома "Первое сентября". Все права принадлежат автору и издателю и охраняются.
  •  Главная страница "Первого сентября"
  •  Главная страница журнала "Основы православной культуры"
  • Ключ от врат Небесного Царства
    ЦЕРКОВНЫЙ ПРАЗДНИК

    Ключ от врат Небесного Царства

    Крест запрестольный работы преподобного Амвросия, троицкого резчика. XV в.Крест запрестольный работы преподобного Амвросия, троицкого резчика. XV в.

    Крест – неразлучный спутник христианина. Первая святыня, которую получает в дар как бы от Самого Бога новокрещеный младенец, – это нательный крестик. Во все дни нашей жизни: в беде и радости, в испытаниях и благоденствии сопровождает нас крест – знак спасительного для нас Распятия Христова. Вспоминая о смертном часе, каждый верующий надеется, что и над его могилой будет возвышаться крест – безмолвной молитвой Всевышнему о прощении грехов почившего. Величайшее же упование – что крест будет спутником нашим и в грядущем воскресении мертвых, свидетельствуя нашу веру и вводя нас в вечно счастливое Небесное Царство.
    Один взгляд на изображение Креста Христова приводит верующего человека в умиление. Вспоминаются ужасные страдания, которые претерпел Распятый Иисус, чтобы спасти нас, грешных, неблагодарных, погрязших в нечистоте. В душе пробуждается жгучий стыд: неужели мы и дальше будем оскорблять порочной и грязной жизнью своей Вселюбящего Господа, принесшего ради нас такую Жертву? Закипают на глазах слезы очистительного покаяния, к которому зовет нас Пречистый Спаситель. В сердце уже не остается места ненависти, мелочным обидам на ближних, ведь Христос с Креста молился даже о распинателях Своих: Отче! прости им, ибо не знают, что делают (Лк. 23, 34).
    При мысли о величайшем терпении Сына Человеческого проходит тягостное уныние.
    Является готовность сносить все житейские скорби и испытания ради Вечного Неба, открытого для нас Сладчайшим Иисусом. Пробуждается любовь к людям – к братьям и сестрам твоим, за которых, как и за тебя, страдал и умирал на Кресте Господь. Оживает, воспламеняется в душе святая любовь к Богу Всемилостивому. Так, взирая на Животворящий Крест, всеми чувствами и помыслами входит человек в неизреченную любовь Божию. Спасительное для верных знамение Креста страшно для демонов, помнящих, что именно этим оружием Христос разрушил врата их мрачного царства. Сам диавол-человекоубийца трепещет при виде Честного Креста, положившего предел его злобной власти. Имевший право мучить грешников всезлобный дух посягнул и на Безгрешного Иисуса, задумав умертвить Его позорной смертью, – и был навеки посрамлен Крестом Господним. Радуйся, Кресте, жезле силы Христовой, имже мы пасемся на пажитех Евангельских учений, радуйся, яко тобою невредими сохраняемся от волков душегубных, яко львове рыкающих и ищущих, кого поглотити, – воспевает Святая Церковь.

    Бывшая в ветхозаветные времена орудием казни воров и убийц, позорная крестовина преображена Безгрешным Спасителем в Честной Крест – Крест Божественной чести. Крестное древо сделалось оружием непобедимой победы Христовой. Крест – ключ, отомкнувший врата ада перед прощенными грешниками. Крест – опора земным подвижникам, которые по завету апостольскому распяли плоть свою со страстями и похотями (Гал. 5, 24). Крест явится знамением Сына Человеческого на небе (Мф. 24, 30) – в час Страшного Суда Божия, когда каждый человек воспримет по делам своим вечное блаженство или вечную погибель. Крест – ключ и от врат Небесного Царства, вводящий верных в славу сынов Господних: и не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его (1 Кор. 2, 9).
    Крест является не только образом, напоминающим нам о жертвенном подвиге Спасителя мира. Освященные изображения Креста или Распятия Господня есть иконы, на которых таинственно почивает благодать Всевышнего. Эти святыни дарованы нам для укрепления веры и благочестия, для придания сил в борьбе с греховными соблазнами и нашими немощами, для исцеления душ и телес наших.
    "Не только понятие ("слово") Креста и его тайна, но самое знамение его Божественно и достопоклоняемо, будучи священной и честной печатью, освящающей и совершающей данные от Бога человеческому роду вышеестественные и неизреченные блага, отъемлющей проклятия и суждения, уничтожающей тление и смерть, доставляющей верную жизнь и благословение. Знамение Креста – Спасительное Древо, Царский Скипетр, Божественный Трофей над врагами видимыми и невидимыми", – говорит святитель Григорий Палама. Крест стал таинственным орудием, которым Христос Спаситель выкорчевывает корень всякой человеческой скорби – грех. Освященное излитой на него Пречистой Кровью Господней, крестное древо изливает потоки животворящей силы. Крестом побеждаются любая опасность, болезнь и сама смерть. По слову преподобного Ефрема Сирина, "Крест водружен среди вселенной, насажден на лобном месте и тотчас произрастил гроздь жизни".
    Когда усилиями святой равноапостольной царицы Елены в окрестностях Иерусалима был обретен Животворящий Крест Господа нашего Иисуса Христа, от прикосновения к священному древу воскрес мертвый. С тех пор неисчислимы стали чудесные исцеления больных от Креста Господня.

    В Константинополе, где хранился Животворящий Крест Христов, было замечено, что различные эпидемии чаще всего возникают в конце лета. Потому было введено в обычай: 1 августа каждого года Крест Господень – сокровище сокровищ Царьграда – выносить из императорского дворца, помещать в соборе Софии Премудрости Божией для поклонения и помощи народу, а потом совершать крестный ход во главе с Крестом. Торжественная процессия епископов, духовенства и тысяч мирян направлялась на реки для освящения воды. Как некогда Сын Божий, принимая крещение в водах Иордана, освятил естество вод всего мира и изгнал гнездившегося там змия, так Честной Крест Господень освящал и воды, и воздух, и город, и окрестные селения, и всю православную Византию, изгоняя угрожающую людям заразу. Неописуемым ликованием встречали верующие величайшую святыню. Церковное песнопение восхваляет Честный Крест Господень: Радуйся, Кресте, торжество веры христианския и благонадежный якорю упования нашего, радуйся, святых храмов Божиих украшение и домов благочестивых ограждение. Радуйся, полей, вертоградов благословение, радуйся, всех стихий освящение.
    Это торжество, известное с IX века, именовалось исхождением, предъисхождением или происхождением честных древ Животворящего Креста Господня – крестное древо как бы исходило из царской сокровищницы, предводительствовало шествием верных и проходило по просторам земли. "Крест предгрядый Божественный!" – восклицал при виде этого дивного зрелища святитель Георгий Амастридский.
    День 1 августа (14 августа н. ст.), когда в Царьграде праздновалось изнесение Животворящего Креста, одновременно является особо памятным днем для Русского Православия. По свидетельству летописи, крестил князь великий Владимир Киевский всю Русь августа 1.
    Свершенное святым равноапостольным великим князем Владимиром просвещение народа светом Христовой истины преобразило Русскую землю. Сидевшей во тьме и тени смертной, прозябавшей в языческой дикости Руси было дано Божественное Откровение. Разрозненные славянские племена, жители близких и далеких княжеств осознали себя братьями и сестрами по святой вере, единились в любви, становились одним великим целым – русским народом Божиим. На смену жестокости пришло милосердие, вместо права силы явился справедливый суд, беснование идолопоклонства уступило место величию Божественных служб, человеческие жертвоприношения исчезли перед Священным Таинством Бескровной Жертвы. Русь восприняла дар учителей славянства святых равноапостольных Кирилла и Мефодия – славянскую письменность, сам язык обрел стройность и способность выражать возвышенные понятия. Вознеслись к Небесам звуки Божественных песнопений, вдохновенные мастера стали писать дивные иконы и созидать прекрасные храмы. Русский человек начал осознавать смысл своей жизни не в удовлетворении животных нечистых страстей, а в высшем призвании к Вечному Небесному житию, в служении ближним и Богу Вселюбящему. В тиши монастырских келлий иноки записывали события, происходящие на Русской земле, – народ осознавал смысл своей истории, запечатленной Промыслом Божиим. Варварский край, внушавший ужас или презираемый соседними странами, становился Великой Святой Русью. Таковы были светоносные плоды Крещения Руси, свершившегося 1 августа 988 года. Тогда знамением грядущего державного величия Русской земли воздвигся над нею Честной Крест Господень.

    Из проповеди архиепископа Ташкентского и Среднеазиатского ВЛАДИМИРА
    TopList