Warning: mysqli_stmt::bind_param(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 68

Warning: mysqli_stmt::execute(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 78

Warning: mysqli_stmt::bind_result(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 79

Warning: mysqli_stmt::fetch(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 80

Warning: mysqli_stmt::close(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 83
© Данная статья была опубликована в № 28/2002 журнала "Школьный психолог" издательского дома "Первое сентября". Все права принадлежат автору и издателю и охраняются.
  •  Главная страница "Первого сентября"
  •  Главная страница журнала "Основы православной культуры"
  • Истина святая и непогрешимая
    УЧИМСЯ ПРАВОСЛАВИЮ

    Истина святая и непогрешимая

    О чтении Священного Писания

    Вникай в себя и в учение; занимайся сим постоянно: ибо, так поступая, и себя спасешь, и слушающих тебя.

    (1 Тим. 4, 16)

    С момента вступления человека в союз с Богом в таинстве святого Крещения ему вменяется в обязанность регулярное чтение Священного Писания. Почему святая Церковь отводит Священному Писанию такую важную роль? Ответом на этот вопрос служат слова апостола Павла к апостолу Тимофею: Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности, да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен (2 Тим. 3, 16–17).
    Указывая на богооткровенный характер Священного Писания, чтение которого умудряет во спасение верою во Христа Иисуса (2 Тим. 3, 15) каждого человека, апостол Павел здесь же возвещает о массовом отступлении людей от чистоты апостольской веры. Время, в которое будет все это происходить, апостол называет последним днем (2 Тим. 3, 1).
    Эгоизм, питаемый самолюбием и самомнением, то есть доверием своему разуму, приведет к тому, что люди последних дней будут иметь вид благочестия, а силы его отрекутся (2 Тим. 3, 5). Это отречение от благодати Духа Святого, а значит, и от Христа и Бога, примет массовый характер. Именно поэтому апостол Павел и говорит: Злые же люди и обманщики будут преуспевать во зле, вводя в заблуждение и заблуждаясь (2 Тим. 3, 13).
    В связи с этим апостол Павел и указывает на Священное Писание как на источник чистой живительной воды неповрежденного слова Божия, которое в те последние времена послужит оружием к обличению лжеучений и для наставления к праведности.
    Все это как нельзя кстати относится к нашему времени, когда незнание Священного Писания большинством людей из церковной среды и людей, только находящихся на пути к Церкви, становится серьезным поводом для соблазнов. Эти соблазны порождаются носителями различных христианских конфессий-сект. Возникнув стихийно и сравнительно недавно (200–100 лет назад), они смело используют Священное Писание в качестве рекламы, тем самым достигая определенного эффекта – привлечения значительной массы людей.
    Но, к сожалению, вероучения всех христианских сект, имея начало в католичестве и протестантизме, несут в себе много изъянов, которые вносят явное противоречие в Священное Писание. Причина этому — незаконное посягательство на право разъяснять Священное Писание.

    Таким правом, согласно Священному Писанию и Священному Преданию Церкви Христовой, наделяются только те, которым определено в Церкви конкретное служение с соответственным даром Святого Духа. Об этом праве достаточно ясно свидетельствует апостол Павел в Первом послании к Коринфской Церкви, которое было написано в 57 году по Р.Х., то есть через 3 или 4 года после отбытия из Коринфа (Деян. 18, 9–11). В этой Церкви, находившейся под управлением ученика апостола Павла Аполлоса, возникли нестроения и расколы (1 Кор. 1, 12). Одним из поводов для возникших нестроений были споры о чрезвычайных дарах духовных.
    Указывая христианам на обязательность соблюдения определенного порядка – все должно быть благопристойно и чинно (1 Кор. 14, 40), – апостол поставляет любовь выше всякого дара (1 Кор. 13). Он говорит о признаках любви: Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине: все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит (1 Кор. 13, 4–7).
    Любовь – это отличительное свойство сынов Божиих, учеников Христовых, ибо именно такова была новая заповедь, данная апостолам Спасителем мира: По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою (Ин. 13, 35).
    Со временем, как пишет апостол Павел, умолкнут языки, прекратятся пророчества (1 Кор. 13, 8), но любовь как свидетельница Истины не исчезнет. И вот, установленные апостолами и их преемниками (а следовательно, и действующий через них Дух Святой (Ин.  20, 22) внутренние принципы церковного устройства имели и имеют своей целью сохранить единство духа в союзе мира (Еф. 4, 3), а значит, сохранить любовь и единомыслие.
    Именно поэтому апостол Павел укоряет коринфских христиан за превозношение и попытку целью христианской жизни поставлять приобретение харизматических даров: Ревнуйте о дарах больших, и я покажу вам путь еще превосходнейший – пишет апостол Павел (1 Кор. 12, 31). Это путь – стяжание любви как совокупности всех совершенств.
    Как приобрести дар любви? Ответ на этот вопрос нам дает сама Церковь Христова, хранящая многовековой опыт угодивших Богу подвижников благочестия, достигших меры возраста Христова, в которых изобразился Христос (Еф. 4, 13).

    Отметим здесь важные пункты учения отцов-подвижников, которые указывали и указывают путь восхождения души христианской к совершенству:

    1) православная вера, то есть избегание еретических мудрований;

    2) добродетельная жизнь по заповедям Евангелия.

    Как невозможна правильная и богоугодная жизнь без православной веры, то есть без исповедания догматов веры, хранимых Апостольской Православной Церковью, так и вера становится мертвой и бездейственной, если христианин не подвизается на ниве исполнения заповедей Христовых.
    Преподобный Симеон Новый Богослов в X веке писал, что "тогда только следует нам именоваться истинно верными, когда исполняем заповеди Христа. Яко без таких дел мертва вера наша, и мы еще мертвы".

    Цель Священного Писания

    Итак, мы подошли к следующему вопросу: какова же заложенная в Священном Писании основная цель? Преподобный Макарий Египетский (IV в.) в своих духовных беседах указывает на следующие три пункта:

    1) Бог открывается людям, чтобы те познали Его и пришли к Нему;

    2) познав Бога, уверовали в Него;

    3) уверовавши, обратились бы к Богу для получения дара жизни, то есть для спасения души от вечных мук в мире запредельном, в Царстве Небесном.

    "Если же человек не приходит, не просит, не приемлет, то не будет пользы от чтения Писаний; а напротив того, – заключает преподобный Макарий Великий, – соделается повинным смерти за то, что не восхотел от Небесного Царя принять дар жизни, без которого невозможно получить бессмертную жизнь, то есть Христа. Ему слава вовеки. Аминь".
    Итак, основная цель Священного Писания – помочь человеку открыть путь ко спасению, то есть достичь Царства Небесного. До пришествия в мир Христа Спасителя, до того, как совершилась великая тайна благочестия и Бог явился во плоти, оправдал Себя в Духе, показал Себя ангелам, а впоследствии был проповедан народам апостолами и их преемниками (1 Тим. 3, 16), Священное Писание Ветхого Завета выполняло роль детоводителя ко Христу (Гал. 3, 24). Сами Ветхозаветные Писания получили у апостола Павла наименование закона.
    В период после грехопадения в раю и Великого потопа история человеческого рода продолжала развиваться в сторону уклонения ко греху, утраты нравственной чистоты, жизни в беззакониях, причиной чему служили закон греха, унаследованный от Адама (Рим. 5, 12), а также стремление свободной воли человека к удовлетворению своих эгоистических запросов. Уже ко времени жизни праотца Авраама фактически не осталось признаков истинного богопочитания в народах, населявших землю. Повсеместное распространение идолопоклонства, демонизма – вот результат жизни послепотопного человечества. Исключение составляет лишь Мелхиседек, которого почтил десятиной от своих имений Авраам (Быт. 14, 17–21).
    К XVI до Р.Х. веку, то есть времени жизни пророка Моисея, по причине преступлений (Гал. 3, 19) и до времени пришествия в мир Бога Слова возникла необходимость в письменном законодательстве, ибо законом познается грех (Рим. 3, 20). "Закон определил вас, как надлежало действовать, – пишет святитель Феофан Затворник, – во всяком случае: но поелику не давал силы к исполнению того, а плоть увлекала к противному, то он освящал только грешность. Принявший закон видел, в каком случае как грешит, и не мог не сознавать, что грешит, а как выпутаться из уз греха, не видел. Только и давал ему закон, что научал познавать свою грешность..."
    С приходом в мир Спасителя, основанием Им Святой Церкви каждый человек, вступая через таинство Крещения на путь христианской жизни, уже руководствуется Священным Писанием Нового Завета.
    Любящий Меня, – говорит Христос Спаситель, – заповеди Мои соблюдает... Заповеди Мои есть жизнь. Этими словами Спасителя определен в целом и смысл регулярного чтения Священного Писания – познание воли Божией и исполнение ее через соблюдение заповедей.

    О принципах чтения Священного Писания

    Один из последних подвижников веры и благочестия святитель Игнатий (Брянчанинов) (XIX в.) вопросу о характере чтения Священного Писания отводит важное место. Прежде всего, говорит он, нужно каждому, в чьи руки попадает Священное Писание, помнить о том, что оно содержит в себе "непогрешимую святую истину". Благоговейно перелистывая книги Священного Писания, читатель должен увидеть эту истину и запечатлеть эти слова в своем сердце.
    "Не довольствуйся одним бесплодным чтением Евангелия; старайся исполнять его заповедания, читай его делами. Это – книга жизни, и надо читать ее жизнию... Раскрывая для чтения книгу – Святое Евангелие, – пишет далее святитель Игнатий, – вспомни, что она решит твою вечную участь. По ней мы будем судимы и смотря по тому, каковы были здесь, на земле, по отношению к ней, получим в удел или вечное блаженство, или вечные казни".
    Именно в Святом Евангелии перед человеком открывается путь следования за Христом, а этот путь всегда связан с крестоношением, многочисленными скорбями (Деян. 14, 22). Каждый истинно верующий христианин поставляется как овца посреди волков (Лк. 10, 3). И зло, порождаемое богопротивной волей людей, побеждается смирением и кротостью. Именно эти добродетели уподобляют нас Христу. Они суть порождение смиренного духа. Смиренный дух как неотъемлемое свойство учения Христова дарит любовь, а человек становится храмом Духа Святого.
    Смиренный дух зрит не свои добродетели, а только свои грехи, свое падение и падение всего человеческого рода. Преподобный Силуан Афонский, долгим и усердным трудом приобретя смирение, сподоблялся слезной молитвы о мире, отвратившем свои взоры от Источника и Подателя Жизни.
    Жизнь по Евангелию преподобный Григорий Синаит назвал священнодействием Евангелия. Он пишет: "Тот священнодействует Евангелие, кто, причастившись его, и другим действенно может преподать свет Христов. Как некое божественное семя, сеет он слово на душевных нивах слушающих его, по указанию апостола: слово ваше да бывает всегда во благодати, солию растворено божественной благостыни (Кол. 4, 6); да даст благодать слушающим с верою" (Еф. 4, 29).

    Святитель Игнатий, рекомендуя каждому христианину усвоить своему уму и сердцу Евангелие так, чтобы ум, так сказать, плавал в нем, жил в нем, указывает на жизнь подвижников IV века.
    Так, преподобный Пахомий Великий, составитель первых правил общежительного монастыря, своим ученикам вменял в обязанность заучивание наизусть святого Евангелия. Во многих монастырях в правило новоначальных входило заучивание Псалтири. При этом поставлялась одна цель – чтобы Евангелие постоянно сопутствовало инокам всюду, освящая каждый шаг их жизни. Другими словами, знание Евангелия и других книг Священного Писания давало прекрасную возможность определять и сверять свои поступки с заповедями Божиими, а следовательно, жить не по своей воле, а по воле Божией.
    О пользе и плодах чтения Священного Писания известный подвижник VII века преподобный Иоанн, игумен Синайской горы, пишет: "Чтение Священных Писаний не мало может просвещать и собирать ум: ибо оне суть глаголы Духа Святого и всячески вразумляют читающих".
    В творениях многих подвижников благочестия значительное место занимают наставления и поучения, напоминающие о необходимости вести внимательный образ жизни. При этом необходимость внимания и оценки по Евангельским заповедям относится не только к поступкам, но и к желаниям и мыслям. Такой образ жизни получил точное словесное определение – трезвение.
    Трезвение и сопутствующее ему покаяние, порождаемое зрением своей греховности, и составляют путь следования за Христом в жизнь вечную, то есть узкие врата, о которых говорит Своим ученикам Христос, так как только ими входят в Царство Небесное (Мф. 7, 13).

    В течение жизни каждый человек постоянно оказывается на перепутье, поставляется перед выбором: широких или узких врат, пути к погибели вечной или жизни вечной. Расставленные врагом рода человеческого широкие сети удовольствий и соблазнов манят своими временными радостями к себе. "Посему, – пишет преподобный Ефрем Сирин, – со всей осторожностью будь трезвен – и старайся всегда прилежно заниматься чтением, чтобы оно научило тебя, как должно, избегать сетей вражиих и достигнуть вечной жизни; потому что чтение Божественных Писаний приводит в собранность блуждающий ум и дарует ведение о Боге. Ибо написано: Остановитесь и познайте, что Я Бог (Пс. 45, 11). Слышишь, брат мой, что ведение Бога приобретается с чистым сердцем упражняющихся в чтении Божественных Писаний".
    Итак, чтение Священного Писания дает человеку узнать волю Божию и избежать козней диавольских. По свидетельству того же преподобного Ефрема Сирина, регулярное чтение Священного Писания есть беседа читателя со Святым Духом. Но это чтение, как мы видим, принципиально отличается от чтения различного вида памятников литературы, порожденной гением человеческого духа.
    Поскольку Священное Писание содержит в себе богооткровенные истины, в которых глаголет Дух Святой, то от приступающего к чтению Писаний требуется особое настроение души, расположение сердца. Опыт Церкви в этом отношении приобретает неоценимый характер.
    Преподобный Ефрем Сирин указывает на молитву, через которую и посредством которой читатель-христианин должен приступать к чтению Священного Писания. "Итак, старайтесь читать Божественное Писание постоянно, пребывая в молитвах. Ибо всякий раз, как посредством оных беседуешь ты с Богом, освящаются у тебя и тело и душа. Итак, зная сие, брат мой, старайся чаще упражняться в них".
    В четырнадцатом собеседовании "О духовном знании" преподобный Иоанн Кассиан Римлянин (V в.) наряду с другими отцами Церкви указывает на ряд добродетелей, без приобретения которых невозможно достигнуть правильного понимания Священного Писания:
    "Если хочешь достигнуть истинного знания Священного Писания, то тебе надобно постараться сначала приобресть непоколебимое смирение сердца, которое усовершением в любви приведет тебя не к тому знанию, которое надмевает, а к тому, которое просвещает. Ибо невозможно неочищенной душе приобрести дар духовного значения. И потому со всей осторожностию избегай, чтобы у тебя чрез упражнение в чтении, вместо света знания и вечной славы, приобретаемой просвещением науки, не произошли качества, ведущие к погибели от суетной гордости".

    Итак, как свидетельствует преподобный Иоанн Кассиан, опираясь на опыт египетского созерцательного монашества, не всегда чтение Священного Писания приносит благой плод. Знание Писания ради самого знания, как правило, человека надмевает и лишает благих плодов: смирения, благоговения, кротости, страха Божия. Подобного рода знание Священного Писания часто называется знанием по букве, а не по духу. Именно таких читателей Священного Писания, не очистившихся от страстей, а доверяющих лишь своей личной интуиции и разуму, апостол Петр назвал невеждами и неутвержденными в вере (2 Пет. 3, 16). Что бы они ни предпринимали в деле Евангельской проповеди, их деятельность наносит вред не только им самим, но и тем, кто следует их словам, словам не премудрости Божией, а человеческой мудрости (1 Кор. 2, 5).
    Поскольку христианство не есть лишь учение, постигаемое эмпирически, а суть жизнь в Духе Святом, стяжание Духа Святого посредством деятельной жизни по заповедям Божиим, то любой христианин проходит различные этапы духовного становления. Преподобным аввой Дорофеем они названы "рабство", "наемничество" и "сыновство".
    До этапа достижения благодатного сыновства, когда человек все делает из любви к Богу, без особого труда творит христианские добродетели, Церковь Христова в лице духовных подвижников веры запрещала учить и толковать Священное Писание.
    "Которые без Духа пишут и говорят, – свидетельствует преподобный Григорий Синаит (XVI в.), – и Церковь назидать хотят, душевны суть, как духа не имеющие (Иуд. 19). Они подходят под клятву, которая гласит: Горе тем, которые мудры в своих глазах и разумны перед самим собою (Ис. 5, 21). Ибо от себя говорят, а не Дух Божий есть, в них глаголяй, как определил Господь (Мф. 10, 20). Которые же от своих помыслов говорят, прежде стяжания чистоты, те прельщены духом самомнения. Об этом и притча говорит: Видал ли ты человека, мудрого в глазах его? На глупого больше надежды, нежели на него (Прит. 26, 12). И то: Не мечтайте о себе (Рим. 12, 16) – премудрость нам заповедует. И сам исполненный Духа Божественный апостол исповедует, говоря: Не потому, чтобы мы сами способны были помыслить что от себя, но способность наша от Бога (2 Кор. 3, 5). И еще: Но яко от Бога, пред Богом о Христе глаголем (2 Кор. 12, 19). Словеса таковых не сладостны и не просветительны: ибо они говорят их, не заимствуя из живого источника Духа, но из сердца своего как некоего тайного озера, питающего пиявиц, змий и жаб похотей, кичения и невоздержания, и вода ведения их смрадна, мутна и теплохладна, от которой пиющие отвращаются, испытывая головокружение, мерзость и тошноту".
    Священное Писание, являясь Божественным Откровением, содержит в себе многоразличный смысл при очевидном духовном единстве всех книг. От тех, кто читает Писание, требуется благоговение к Священным книгам, высота и чистота христианской нравственности.

    Тот же, кто читает Писание и пытается разуметь его сокровенный смысл по-своему, как правило, вносит разделение в единство Священного текста, изобретая не согласные с Церковью учения.
    В "Ответах преподобных Варсонофия и Иоанна" (VI в.), на протяжении более 100 лет являющихся одним из самых авторитетных руководств в духовной жизни христиан, находим достаточно конкретное указание на то, что только достигшим святости, высот духовного совершенства Бог открывал и открывает духовный смысл Писаний. А для того чтобы люди, читающие те места, которые могут вызвать преткновения и недоразумения, не впали в ересь, Бог в Церкви поставил учителей и истолкователей (1 Кор. 12, 28–30).
    Итак, по мере возрастания человека в духе, восхождения его от силы в силу раскрывается постепенно и смысл Священного Писания.
    "А при возрастании обновления нашего духа от этого упражнения, – пишет преподобный Иоанн Кассиан, – начнет также обновляться взгляд на Священное Писание, и с преспеянием в этом будет некоторым образом преуспевать и красота более сокровенного разумения".
    Преподобный Иоанн Кассиан также напоминает, что регулярное чтение Священного Писания не приносит пользы тому, чье сердце не очищается от порочных страстей. Душу такого человека он уподобляет кувшину, пропитанному страшным зловонием, которое способно испортить даже благоуханное миро. Так и душа, которая смердит греховными пороками, не может "сохранить неоскверненными того духовного знания и изречения Священного Писания, которые слаще меда и сота" (Пс. 18, 11), – пишет преподобный Иоанн Кассиан. Тот же преподобный отец, противопоставляя мирскую ученость простоте веры, на последнюю указывает как на источник действительного и истинного Боговедения. Простота веры, проистекающая от чистого и беспорочного сердца, была свойственна апостолам и многим святым, которые не отличались суетным велеречием философов, но именно они и приносили плоды духовного знания.
    Ссылаясь на апостола Павла, преподобный Иоанн Кассиан указывает на лестницу добродетелей, с помощью которой душа христианина достигает духовного знания, или, как часто оно именуется в Священном Писании, мудрости.
    Апостол Павел, назидая в христианской нравственности коринфских христиан, умоляет хранить чистотою жизни благодать Божию (2 Кор. 7, 1). Он поставляет в пример нам жизнь апостолов, которая протекала в темницах и изгнании. И вот, несмотря на злокозненные обстоятельства, они жили в бдениях, постах, в чистоте, в благоразумии, в великодушии; в благости, в Духе Святом, в нелицемерной любви (2 Кор. 6, 5–6).

    "Этим сочетанием добродетелей, – пишет преподобный Иоанн Кассиан, – очевидно, апостол Павел хотел научить, что от бдения и поста надо переходить к чистоте, от чистоты к благоразумию, от благоразумия к великодушию, от великодушия к благости, от благости к Святому Духу, от Святого Духа к нелицеприятной любви. Итак, – свидетельствует святой отец и подвижник, – когда по этому учению, этим порядком будешь достигать духовного знания, то, без сомнения, будешь иметь, как мы сказали, не бесплодное, не бездейственное, но живое и плодоносное учение, и семя спасительного слова, когда тобою будет посеяно в сердцах слушающих, последующий обильный дождь Святого Духа оплодотворит, и по обетованию пророка дастся дождь семени твоему, где бы ни посеял на земле, и хлеб, плод земли твоей, будет обилен и тучен".
    Поставляя запрет на своевольное толкование Священного Писания, движимые Духом Святым, отцы Церкви полагали правило руководствоваться наставлениями и разъяснениями тех, кто опытным путем приобрел знание духовное и способность не от своего ума, а по благодати, Духом Святым, учить и наставлять. Именно для этого, чтобы воспрепятствовать и пресечь своевольное использование Священного Писания, которое приводит к спорам, разделениям в вере и в конечном итоге к ересям, Святая Церковь 19-м правилом VI Вселенского Собора постановила (680 г.):
    "Предстоятели Церквей должны во все дни, наипаче же во дни воскресные, поучать весь клир и народ словесам благочестия, избирая из Божественного Писания разумения и рассуждения истины и не преступая положенных уже пределов и предания богоносных отцов: и аще будет исследуемо слово Писания, то не инако да изъясняют оное, разве как изложили светила и учители Церкви в своих писаниях, и сими более да удовлетворяются, нежели составлением собственных слов, дабы при недостатке умения в сим не уклониться от подобающего. Ибо чрез учение вышеперечисленных отец люди, получая познание о добром и достойном отвращения, исправляют жизнь свою на лучшее и не страждут недугом неведения, но, внимая учению, понуждают себя к удалению от зла и страхом угрожающих наказаний соделывают свое спасение".
    Глубина и высота мыслей Священного Писания, как мы уже видели прежде, требует от проповедника богопросвещенности и духовной опытности. Истина, будучи единственной и не допускающей искажения, разномыслия, хранится Вселенской Церковью Духом Святым, действующим в особенности в людях, достигших духовного совершенства, меры возраста Христова (Еф. 4, 13). Единодушное же согласие всех отцов Церкви в учении о предметах Божественного Откровения в Священном Писании является признаком истины.
    В подтверждение этих слов святитель Игнатий показывает, какую пагубность несет в себе произвольное толкование по своему разуму. Надеясь на свой ум и вступая на путь своевольного толкования Священного Писания, написанного пророками и апостолами по внушению Духа Святого, новоявленный толкователь, во-первых, претендует на святость и богопросвещенность, а во-вторых, отрицает тот факт, что только Церковь является хранительницей непогрешимой истины (1 Тим. 3, 15).

    Публикация статьи произведена при поддержке Дальневосточного ведического Центра "Радхика", расположенного в г. Хабаровске. Центр познакомит вас с древней ведической культурой, ее священными текстами и философией, практическим применением для оздоровления души и тела. Вы узнаете о законах кармы и реинкарнации, научитесь правильно питаться, сможете найти собственное место в мире.

    "Кто объясняет Евангелие и все Писание произвольно, тот этим самым отвергает истолкование его святыми отцами, Святым Духом. Кто отвергает истолкование Писания Святым Духом, тот, без всякого сомнения, отвергает и самое Священное Писание", – пишет святитель Игнатий.
    Сегодня, когда многие из нас становятся свидетелями появления многочисленных "конфессий" христианского направления, можно утверждать, что причина стремительного роста их численности и бесконечного дробления кроется именно в произвольном толковании Священного Писания. Эти конфессии-секты, присваивая незаконно себе имя "церковь" или "христианство", являются, в сущности, отступниками от веры (1 Тим. 4, 1), веры апостольской, однажды преданной святым (Иуд. 3).
    Святитель Феофан Затворник, давая святоотеческий комментарий повествованию апостола Павла о последних временах (2 Фес. 2 гл.), последовательно доказывает, что отступлению (2 Фес. 2, 3), когда в мир явится антихрист, человек греха, сын погибели (там же), будет предшествовать тайна беззакония (2 Фес. 2, 7).
    Ссылаясь на авторитет блаженного Феодорита Кирского (V в.) и преподобного Иоанна Дамаскина (VII в.), святитель Феофан указывает на еретиков как на носителей тайны беззакония, "ибо ими диавол доводит многих до отступления". В качестве яркого свидетельства вышеозначенной мысли приведем цитируемые святителем Феофаном слова преподобного Иоанна Дамаскина: "Тайною беззакония называет апостол учения еретиков и ложные их догматы. Ибо они предшествуют ему, пролагая ему путь и подготовляя время прельщения".
    Ереси же изошли в мир от времен апостольских. Подобное говорит и Иоанн Евангелист: И как вы слышали, что придет антихрист, и теперь появилось много антихристов (1 Ин. 2, 18), разумея еретиков. Святитель Феофан пишет: "Где сами себе строят веру, а не принимают Богопреданную, там иначе и быть нельзя. И все такие будут присвоять себе имя христиан". Начало такому богоотступничеству было положено в глобальных масштабах в 1054 г., когда горделивое латинство впало в ересь, отделившись от Апостольской Церкви. Римский католицизм (латинство) породил в XIV в. лютеранство и кальвинизм, ставшие рассадником бесчисленных христианских сект.
    В отличие от них Святая Православная Церковь сохраняет благоговейную преданность апостольской вере, отметая самочинные измышления "плотского лжеименного знания", понуждая каждого желающего достичь Царства Небесного идти по пути очищения сердца от греховных страстей, используя огромный опыт святоотеческой аскетики.
    Каждому же христианину, в дом которого приходит Священное Писание, во-первых, необходимо с благоговением хранить его в особо отведенном для святынь месте. Во-вторых, раскрывая страницы Библии, следует читать ее с молитвой и вниманием. В-третьих, читать Священное Писание нужно регулярно, помня, что в нем открывается воля Божия и начертан путь спасения. От каждого из нас требуются непонятные и труднопонимаемые места Священного текста уяснять не путем логических размышлений, а соотносясь с учением Святой Церкви, с тем, как изъясняли его духовные отцы Церкви.
    Живя по заповедям Христовым, трудясь над очищением своего сердца, храня бережно чистоту веры, христианину следует удаляться от тех, кто обманывает, строит свою веру на личных измышлениях Священного Писания.
    Так как основная цель всех наших подвигов, добрых дел заключена в достижении Царства Небесного, то необходимо помнить, что инославные веры-секты ведут в обратную сторону – к погибели вечной, о чем напоминает апостол Павел в своем Послании к Галатам (Гал. 5, 17–21). Памятуя слова апостола Павла не увлекаться чуждыми учениями, а укреплять сердца благодатью (Евр. 13, 9), с верою и благоговением нам необходимо сохранять, как драгоценную жемчужину, апостольскую православную веру и уклоняться от тех, кто льстит нашему слуху, держа в руках, но без страха и благоговения, Священное Писание.

    Иеромонах СИМЕОН

    TopList