Warning: mysqli_stmt::bind_param(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 68

Warning: mysqli_stmt::execute(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 78

Warning: mysqli_stmt::bind_result(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 79

Warning: mysqli_stmt::fetch(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 80

Warning: mysqli_stmt::close(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 83
© Данная статья была опубликована в № 28/2002 журнала "Школьный психолог" издательского дома "Первое сентября". Все права принадлежат автору и издателю и охраняются.
  •  Главная страница "Первого сентября"
  •  Главная страница журнала "Основы православной культуры"
  • Главная задача - спасение детей
    ПАНОРАМА ПРАВОСЛАВНОЙ ЖИЗНИ

    Главная задача – спасение детей

    Продолжаем публикацию материалов X Рождественских образовательных чтений. В предыдущих номерах газеты наши читатели могли ознакомиться с докладами по актуальнейшим проблемам воспитания и образования Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия, академика Н.Д. Никандрова, министра образования В.М. Филиппова, архимандрита Иоанна (Экономцева). Сегодня мы представляем вашему вниманию изложение доклада митрополита Курского и Рыльского ЮВЕНАЛИЯ.

    Фото Евгения КрыловаФото Евгения Крылова

    В своем докладе владыка Ювеналий прежде всего поделился своими мыслями о проблемах развития православного воспитания в нашей стране и высказался "не только как митрополит Русской Церкви, координирующий этот процесс, а прежде всего как простой русский человек".
    У каждого народа свои духовные приоритеты, отмечает владыка. Для нашего народа духовно-нравственная жизнь в первую очередь связана с Православием. Сегодня, когда Россия переживает трудные времена, все мы должны прежде всего вспомнить, что мы дети Святой Православной Церкви, дети Божии, и, бесспорно, самая важная задача, которая стоит сегодня перед нами, – это нравственное и духовное спасение наших детей, которое возможно только в лоне Православной Церкви, а дети наши нравственно и духовно больны.
    Казалось бы, если есть болезнь, то должно быть найдено и адекватное лекарство. В случае с духовной болезнью главным средством исцеления является духовная жизнь и духовное воспитание, и полноценным восстановлением православного воспитания следовало бы заняться уже десять лет назад, когда занялись восстановлением православных храмов. Но, увы, говорит владыка, мы до сих пор мало что сделали для реального спасения детей. И в этой связи митрополит Ювеналий задает следующие вопросы.

    "Первый. В силу того, что я являюсь председателем Общественного совета по развитию православной культуры, я часто встречаюсь с учителями, родителями, учениками по всей Курской области. И везде – от Курска до самой глухой деревни – звучит один и тот же вопрос: владыка, современные средства массовой информации разлагают наших детей, неужели нельзя остановить этот кошмар? Поверьте, этот вопрос – боль большинства жителей нашей области, да наверняка и всей нашей страны. Я, разумеется, понимаю, что не в наших силах запретить весь этот кошмар, но если мы не в силах запретить эпидемию, то разве мы не обязаны принять меры, чтобы защитить наших детей?" Ведь если случается эпидемия, то, продолжает владыка, делают прививку. Почему же нам нельзя сформировать в наших детях духовно-нравственный иммунитет, почему мы не должны сделать детей невосприимчивыми к вопиющей безнравственности, заполнившей нашу жизнь до краев?

    "Второй. Мне часто приходится посещать места заключения. Впечатление всегда тяжелое. Особенно невыносимо видеть в заключении детей. И когда встречаешься с ними, дети часто благодарят меня за то, что у них в колонии есть храм, который они могут посещать. Они говорят: "Владыка, если бы мы раньше узнали о Боге, разве бы мы попали сюда?" Неужели надо загнать детей в тюрьму, чтобы они получили возможность узнать о Боге?.."

    "Третий. На всех уровнях, когда речь заходит о преподавании православной культуры, слышится: "Вы не понимаете, мы страна многоконфессиональная и не можем отдавать предпочтение какой-либо одной религии". Это только красивые слова, посмотрите, во что выливаются они. Вот идет у нас суд, собрали "Свидетелей Иеговых". Выступает девочка, десятиклассница, которая вступила в секту и с гордостью рассказывает о том, что когда ее пригласили на праздник поздравить ветеранов Великой Отечественной войны, то она отказалась, поскольку считает их преступниками. И мотивирует свой рассказ тем, что Иегова этого не одобрит. Ну что тут сказать? Лично я не могу своих родных братьев – и вернувшихся с войны, и погибших – считать преступниками. Кстати, один из них был убит в 1942 году на Курской земле и там же похоронен. Что же получается? Получается, не беда, что иеговисты уродуют душу и сознание ребенка, – ведь у нас многоконфессиональная страна? Только, боюсь, весь мир отшатнется от нас, как от безумцев, которые предают своих детей, разрешая кому угодно их воспитывать. Разве это не нарушение прав и свободы ребенка? Мне кажется, что это нарушение элементарной человеческой свободы и просто здравого смысла".

    "Вопрос четвертый. С болью в душе вижу, что все больше молодых людей, а то и подростков втягиваются в алкоголизм и наркоманию. И каждый раз, когда вижу курящих и пьющих девочек и мальчиков, я спрашиваю себя: какие у них будут дети? И будут ли вообще? Кто будет воспитывать этих детей? Больницы? Органы соцобеспечения, милиция, тюрьмы? Так неужели нельзя сегодня так воспитывать детей, чтобы завтра воспитание уже их детей, если у них будут дети, не стало тяжким бременем для всего общества?"

    Следовательно, заключает владыка, мы должны, просто обязаны восстановить традиционную систему православного просвещения, систему, выстроенную на основе нашей православной веры, православной культуры, наших исторических и национальных ценностей. Это означает, что мы ни в коей мере не должны свести все дело к преподаванию одного предмета – Основ православной культуры, – хотя его введение требуется прежде всего. Но православное начало должно стать определяющим началом жизни нашей школы. Нет, не заменить обучение и воспитание, а быть укрепляющим началом. И только тогда мы выстроим подлинную русскую школу, то есть школу, воспитывающую подлинного гражданина нашей Родины, подлинного семьянина и подлинного труженика. Если же этого не произойдет, то школа по-прежнему будет служить средством разложения наших детей, средством формирования людей, не знающих и ненавидящих Родину, ее историю и культуру.
    "Я бы очень хотел, чтобы эти слова были наконец-то услышаны и поняты нашими руководителями всех рангов. Приведу самый простой пример. Несколько лет борются участники Рождественских чтений против курса сексуального воспитания и планирования семьи. И что? Сегодня программа сексуального просвещения вошла уже в другие школьные предметы. Откройте учебник "Основы безопасности жизнедеятельности" для 11-го класса. И вы увидите, что значительная часть этого учебника посвящена вопросам планирования семьи со всеми причитающимися технологиями. А разве такой учебник в нашей школе один? Скажите, не безумие ли – в вымирающей стране обучать в школе технологиям уничтожения детей? Однако самое страшное состоит в том, что мы, даже пытаясь организовать воспитание в школе, делаем это с тем условием, чтобы в нем не было Православия, и поэтому вводим все новые и новые программы воспитания, но без Православия, не задумываясь, что эти курсы не только не смогут спасти наших детей, но и нередко будут служить их еще большему калечению.
    Вот еще пример. Сегодня принята федеральная программа формирования толерантного сознания. В чем ее суть? Читаю одну из статей, посвященную формированию этого самого сознания в детском саду (!). Ее исходная мысль – мы плохо относимся к другим народам, а потому... Далее все ясно – уже с детского сада будет формироваться комплекс неполноценности у наших детей только потому, что они родились и живут в России, и комплекс вины, тот, который с утра до ночи вбивается нам средствами массовой информации, – мы виноваты во всем, виноваты уже потому, что мы русские. Да, мы виноваты перед Господом, перед собой, перед своим Отечеством, но чем провинились перед другими народами?"
    Возникает вопрос: что на самом деле важно – формировать человека с комплексом или, в лучшем случае, чувством терпимости к другому человеку или сформировать человека, заботящегося о другом, независимо от того, какой он веры и национальности? Так до каких же пор, спрашивает владыка Ювеналий, мы будем обманывать себя видимостью спасения наших детей? Конечно, здесь заявляет себя проблема учебных часов. Учебный план лимитирован, а в него стараются втиснуть все новые и новые предметы. Нужен ли на фоне сегодняшней перегрузки детей еще и курс Православия? Конечно, вопрос перегрузки – это серьезный и реальный вопрос. Но ведь находят часы на формирование толерантного сознания, находят часы на ОБЖ, а на духовно-нравственное воспитание часов как не было, так и нет. В этой связи я хочу рассказать об одном случае.

    Фото Евгения КрыловаФото Евгения Крылова

    В прошлом году, предваряя начало курса по подготовке преподавателей Основ православной культуры, мы проводили семинар с директорами самого далекого нашего района. И вот мы рассказали о необходимости этого курса. Встает директор и говорит: "Мы бы ввели этот предмет, но считаем, что сейчас важнее ввести для детей английский язык, и поэтому все свободные часы передаем на английский, а на Православие у нас не остается времени". Конечно, английский язык нужен. Мы не должны лишать детей даже в самой глухой деревенской школе возможности поступить на филологический факультет, пусть даже Московского университета. Но, с другой стороны, скольким детям из этой и тысяч других русских деревень в будущем реально потребуется английский язык, даже с учетом нынешних широких международных контактов? А сколько детей погубят здоровье не только физическое, но и нравственное, духовное? По крайней мере, я считаю, что каждый. Так почему же нельзя по-настоящему всех учить нравственности, а английскому в той мере, чтобы ввести детей в этот предмет? Углубленно же изучать этот предмет только тем, кто имеет склонность и желание его изучать. Это относится и к другим предметам. Поэтому я считаю, что если мы поймем, в каком тяжелом положении находятся наши дети, то мы решим проблему с часами православной культуры на всех уровнях, в том числе и на федеральном.
    Подчеркиваю, мы не должны погубить будущего Ломоносова в филологии, но, с другой стороны, скольких детей мы обрекаем на духовно-нравственную деградацию, лишая их духовного и нравственного воспитания! Тысячи молодых и совершенно деградированных людей влачат свое страшное существование в Курске и курских деревнях. Для многих из них основным занятием стало пьянство, а то и преступность. Страшно сказать, но в наших селениях идет настоящая охота за пенсиями стариков, когда ночью могут ворваться в дом к 70–80-летним людям и отнять пенсию, и хорошо, если оставят в живых. Ведь эти молодые люди, получи они хорошее воспитание, могли стать нормальными гражданами, трудиться, иметь семьи, а вместо этого они стали ненужными даже самим себе и настоящим ужасом для всех окружающих.
    Конечно, у нас есть и противники такого просвещения... В этой связи хочу сослаться на результаты общественного опроса, который традиционно проводится среди детей, родителей, преподавателей православной культуры, директоров школ по итогам изучения православной культуры. В этом году опросили 310 директоров, 210 преподавателей, 2740 детей и 2008 родителей. На вопрос: "Считаете ли нужным изучением православной культуры?" – 93 процента родителей ответили "Да". И только два процента написали "Не знаю". На вопрос: "Сколько лет должно продолжаться обучение основам православной культуры?" – около 80 процентов родителей высказались за постоянное изучение, остальные предложили разные сроки, только 11 человек, то есть менее полупроцента, не назвали точного срока. Фактически даже те 5 процентов противников изучения Православия считают, что в какой-то мере изучение этого курса необходимо. Так почему же Министерство образования России не может официально разрешить преподавание Основ православной культуры и встречи священников со школьниками и учениками? Разве мы не должны считаться с этими данными, с мнением подавляющего большинства людей? Нередко слышишь: "Детям это неинтересно". Опять сошлюсь на анкетный опрос: только пять из 2740 детей не дали ответ на вопрос: "Сколько лет должно продолжать изучение православной культуры?" Остальные дети указали на конкретные сроки, в том числе 54 процента высказались за то, чтобы Православие изучалось постоянно.

    Об истинности этих ответов я могу судить по своим личным впечатлениям. Уже два года в Курском педуниверситете проходят мои встречи со студентами. А после того как по решению главы города Курска в городские школы были определены священники, я стал каждый четверг посещать школу № 32, где встречаюсь со школьниками. На каждой встрече мне задают самое малое до десятка вопросов, а бывает и до 200. Вопросы самые разные, начиная с того, зачем надо венчаться или покрывать голову в церкви (это студенты университета), заканчивая болезненно личными, например: как относиться к отцу, который постоянно избивает маму и детей. Так нужны ли школьникам встречи со священниками?
    Я думаю, что все-таки мы в конце концов добьемся широкого внедрения православного воспитания. Думаю, мы сумеем объединить усилия ради спасения наших детей, потому что успех сегодня будет зависеть от того, насколько каждый на своем месте сможет внести вклад в это благородное дело – и родители, и учителя.
    Посещая уроки православной культуры в Курске и районах, я с радостью вижу, что у нас немало прекрасных учителей, которые могут многому научить не только детей, но и священника. По крайней мере, я сам узнаю для себя некоторые обстоятельства из истории Православной Церкви, которых не знал. Такие учителя есть в разных школах. А скольким из них запрещают преподавать, сколько школ, где даже слова нельзя сказать о Православии. Да, есть главы администрации, которые лично следят за преподаванием основ православной культуры в школах, и это очень отрадно. Есть, к сожалению, главы администрации с прямо противоположной позицией. И результаты воспитания существенно разнятся. Еще больше зависит от чиновников областного уровня.
    Если свести проблему к главному, я бы определился следующим образом. Дела бы наши шли гораздо лучше, если бы нам была оказана федеральная помощь. Например, мне подчас стыдно встречаться с учителями, у которых до сих пор нет учебников, нет сносного обеспечения пособиями. Многие из них работают бесплатно. Мы пытаемся решить эту проблему. Но насколько легче это было бы сделать, если бы сегодня осуществлялась государственная пооддержка в этой сфере. Если мы хотим создать эффективную систему духовно-нравственного воспитания, то мы должны принять необходимое решение на государственном уровне. Сегодня судьба любой региональной программы зависит от росчерка пера чиновника Министерства образования. И потому столь осторожны чиновники образования на местах в реализации программы духовно-нравственного воспитания. Разумеется, это отнюдь не значит, что государство сегодня должно своим декретом ввести во всех школах и во всех классах Закон Божий. Такой декрет не то что пользу, но даже вреда принести не сможет в силу своей невыполнимости. А именно так некоторые представляют роль государства. А оно должно осуществлять эффективную политику в этой сфере, целеустремленную, гибкую, долгую, учитывающую особенности каждого региона, по-государственному мудрую и рассчитанную на многие годы. Но прежде всего нужно официально, на уровне министерства, разрешить преподавание основ Православия и традиционных религий. И в самом деле, почему в большинстве стран Европы в школе официально разрешено преподавание Закона Божия, а у нас нельзя официально разрешить преподавание православной культуры даже на факультативном уровне?
    И самое главное – министерство должно перейти от разрешительной политики к политике помощи. И эта политика должна включать в себя вопросы научно-методического и материального обеспечения, создание экспериментальных площадок и так далее. Кроме того, нужно специальное финансирование отдельных программ духовно-нравственного воспитания. В ближайшие годы это прежде всего должна быть поддержка наиболее прогрессивных проектов. Учебно-методическое обеспечение, подготовка учителей, разработка нормативно-правового законодательства. Думаю, если бы государство в лице министерства несколько лет назад целенаправленно приступило бы к решению этих проблем, то многие из них сегодня были бы уже решены.
    Завершая свое выступление, мне хотелось бы еще и еще раз напомнить: богоборчество, разрушение своих культурно-исторических основ принесли нам невиданные в истории жертвы и до сих пор продолжают свой разрушительный ход, угрожая гибелью Российскому государству и русскому народу. Так неужели мы не должны хотя бы попытаться встать на путь нашего спасения, восстанавливая основу нашего традиционного воспитания?
    Да благословит вас Господь на святое дело спасения наших детей!

    Из выступления на X Рождественских чтениях министра образования В.М. Филиппова

    "И Церковь, и государство осознают сегодня, что задачи просвещения и духовно-нравственного воспитания должны пронизывать и подчинять себе всю нашу образовательную систему.
    Президентом Российской Федерации Владимиром Владимировичем Путиным отмечено: "Для гражданина России особенно важны моральные устои. Именно они составляют стержень патриотизма, без этого России пришлось бы забыть и о национальном достоинстве, и о национальном суверенитете".
    Можно отметить, что в последние годы государство в ряде своих нормативно правовых актов, в первую очередь в принятой в 2000 году Национальной доктрине образования, вернуло положение о том, что "государство обязано обеспечить воспитание молодого поколения в духе высокой нравственности".
    Как известно собравшимся, на пороге нового 2002 года, в преддверии светлого праздника Рождества Христова, Правительством России утверждена Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года.
    Этот документ подытожил многолетние дискуссии о путях развития обучения и воспитания подрастающих поколений. Образно говоря, он вернул государство в сферу образования, восстановил подвергавшийся непростым испытаниям союз государства и общества в деле просвещения молодежи. Это событие заключает в себе значительный духовно-нравственный смысл. И вот в чем он состоит.

    Первое. Воспитание рассматривается в Концепции "как первостепенный приоритет в образовании". Цитирую конкретно решение Правительства России: "Воспитание должно стать органичной составляющей педагогической деятельности, интегрированной в общий процесс обучения и развития. Важнейшие задачи воспитания – это формирование у школьников гражданской ответственности, правового самосознания и духовности".

    Второе. Именно образование, а не только те или иные экономические либо политические цели и ценности, признано в новом документе основой и предпосылкой дальнейшего развития общества и государства, каждого российского гражданина.

    Третье важное положение принятой Правительством России Концепции модернизации российского образования. "Мы не должны и не будем слепо копировать какие-то западные модели образования. Мы должны сохранить основы, принципы фундаментальности и духовности нашего образования. Нельзя разрушить многовековые благотворные традиции отечественной школы, сложившейся в том числе, и даже во многом, под благотворным влиянием Русской Православной Церкви".
    Предстоит, напротив, сохранить и развить лучшие традиции российского образования. В этом, в частности, и заложен глубокий смысл вроде бы незначительного отличия терминологии, отличие принятой "модернизации образования" от предлагавшейся многими реформы российского образования. Ибо реформа означает "коренное изменение существующего положения вещей". Модернизация же означает "осовременивание". Для построения новой России в условиях становления новой экономики и нового общества очевидно назрели изменения в системе образования – необходимы изменения и адаптация образования для ответа на вопросы развития как российского, так и всего человеческого сообщества.

    Статья подготовлена при поддержке билетного агентства «Vipticket». Если Вы решили приобрести билеты в оперу или театр, то оптимальным решением станет обратиться в билетное агентство «Vipticket». Перейдя по ссылке: «заказ билетов в театр», вы сможете, не отходя от экрана монитора, оставить онлайн-заявку и с вами свяжутся в ближайшее время. В билетном агентстве «Vipticket» работают только высококвалифицированные специалисты с огромным опытом работы с клиентами.

    TopList