Warning: mysqli_stmt::bind_param(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 68

Warning: mysqli_stmt::execute(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 78

Warning: mysqli_stmt::bind_result(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 79

Warning: mysqli_stmt::fetch(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 80

Warning: mysqli_stmt::close(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 83
© Данная статья была опубликована в № 26/2002 журнала "Школьный психолог" издательского дома "Первое сентября". Все права принадлежат автору и издателю и охраняются.
  •  Главная страница "Первого сентября"
  •  Главная страница журнала "Основы православной культуры"
  • Царственные мученики
    НАШ КАЛЕНДАРЬ

    Царственные мученики

    25 июня/8 июля – 10/23 июля

    Поздравляем именинников!

    8 июля – Петр, Феврония, Никон
    9 июля – Давид, Георгий, Дионисий, Тихон, Иоанн
    10 июля – Иоанна, Амвросий, Георгий, Сампсон
    11 июля – Сергий, Герман, Павел
    12 июля – Петр, Павел
    13 июля – Петр, Андрей, Иаков, Иоанн, Филипп, Варфоломей, Фома, Матфей, Иаков, Иуда, Симон, Матфий
    14 июля – Косма, Дамиан, Петр, Ангелина
    15 июля – Фотий, Иувеналий
    16 июля – Филипп, Анатолий, Василий, Константин
    17 июля – Андрей, Марфа, Николай, Александра, Ольга, Татиана, Мария, Анастасия, Алексий
    18 июля – Афанасий, Сергий, Елисавета, Варвара
    20 июля – Фома, Акакий, Евдокия, Герман
    21 июля – Прокопий
    22 июля – Кирилл, Панкратий, Феодор
    23 июля – Антоний, Петр, Леонтий, Даниил, Александр

    Понедельник, 25 июня/8 июля

    Седмица 3-я по Пятидесятнице.
    Блгв. кн. Петра, в иночестве Давида, и кн. Февронии, в иночестве Евфросинии, Муромских чудотворцев (1228). (Читайте на с. 15.)
    Прп. Никона Оптинского исп. (1931).

    Вторник, 26 июня/9 июля

    Тихвинской иконы Божией Матери (1383).
    Сщмч. Георгия пресвитера (1918).

    Тихвинская икона Божией Матери. XVI в. МоскваТихвинская икона Божией Матери. XVI в. Москва

    Тихвинская икона Божией Матери была написана, по преданию, евангелистом Лукой. В V веке она была перенесена в Константинополь, где для нее был построен Влахернский храм. В 1383 году святая икона чудесным образом явилась над водами Ладожского озера. Явление ее видели рыбаки. Икона, простояв некоторое время в воздухе, исчезла вдали. На месте ее явления была поставлена часовня. Вскоре святая икона явилась у деревни Моченицы (на реке Тихвинке), затем у реки Куковы и, наконец, была обнаружена недалеко от города Тихвина.
    Здесь был построен деревянный храм во имя Успения Пресвятой Богородицы, в котором и поместили святую икону.
    Великий князь Иван III вместо деревянного храма построил каменный.
    При царе Иоанне IV Грозном при храме был основан мужской монастырь, обнесенный каменной стеной. Много чудес явила Пресвятая Богородица через Свою икону Тихвинскую.
    В 1613 году Божия Матерь оградила Тихвинскую обитель от нашествия шведов. Скорая Помощница и Заступница, охраняя обитель, не допустила врагов до нее.
    Нападавшие шведы были поражены чудом: им показалось, что против них устремилось многочисленное русское войско. Объятые великим страхом, враги бежали. В 1617 году перед иконой Богоматери был заключен Столбовский мир, и в Новгороде утвердилась власть русского православного царя.
    В память чудесного явления Тихвинской иконы Божией Матери и одоления врагов предстательством Царицы Небесной Церковью был установлен праздник 26 июня (ст. ст.). Тихвинская икона Божией Матери стала почитаться национальной святыней.
    Почитание Тихвинской иконы Пресвятой Богородицы является в России повсеместным; икона разошлась по городам и селам нашей земли во множестве списков, многие из которых также прославились как чудотворные.

    Пятница, 29 июня/12 июля

    Славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла (67).

    Святые апостолы Петр и Павел называются первоверховными за особо ревностное служение Господу и распространение веры Христовой.
    Апостол Петр родился в Вифсаиде в семье простого рыбака. Призванный Господом, он сопутствовал Ему во всех путях Его земной жизни. По вознесении Господа святой апостол Петр проповедовал слово Божие в разных странах и при этом совершал великие чудеса: воскрешал мертвых, исцелял больных и немощных. Он написал, по внушению от Духа Святого, два Соборных послания.
    Святой апостол был первым епископом Римским. Во время гонения Нерона на христиан святой апостол Петр был распят на кресте вниз головой в 67 году.
    Апостол Павел родился в городе Тарсе (Малая Азия) в семье знатных иудеев.
    Юноша Савл (так назывался святой апостол до обращения в веру Христову) был вначале гонителем христиан. Сам Господь чудесно призвал его к апостольскому служению.
    Приняв святое крещение, апостол Павел стал ревностным проповедником Евангелия в Аравии, Палестине, Кесарии, Малой Азии и других странах. За распространение веры Христовой апостол Павел перенес много страданий и был обезглавлен в Риме в 67 году. Святой апостол Павел оставил 14 посланий чадам Православной Церкви.
    Память славным и всехвальным первоверховным апостолам Петру и Павлу Святая Церковь совершает в один день (12 июля н. ст.).

    Суббота, 30 июня/13 июля

    Собор славных и всехвальных 12-ти апостолов: Петра, Андрея, брата его, Иакова Зеведеева, Иоанна, брата его, Филиппа, Варфоломея, Фомы, Матфея, Иакова Алфеева, Иуды Иаковля, или Фаддея, Симона Зилота и Матфия.
    Прмч. Феогена (1939).
    Прославление свт. Софрония, еп. Иркутского (1918).

    Совершая каждому из 12-ти апостолов память порознь, Святая Церковь с древнейших времен установила празднование всем им вместе, в один день, названный Собором 12-ти апостолов.

    Среда, 4/17 июля

    Страстотерпцев царя Николая, царицы Александры, царевича Алексия, великих княжон Ольги, Татианы, Марии и Анастасии (1918).

    Апостолы Петр и Павел. Настенная роспись XV в. о. ПатмосАпостолы Петр и Павел. Настенная роспись XV в. о. Патмос

    Святые Царственные мученики приняли на себя мученический венец, все упование возложив на Спасителя, избрав себе крестный путь – веры, надежды и любви. Глава семьи венценосных Мучеников – Государь Император Николай Александрович – родился в день святого праведного Иова Многострадального 6(19) мая 1868 года.
    Как святой Иов на земле нес скорби и лишения, так и святой царь-мученик претерпел много скорбей, измену, издевательства врагов и наконец мученическую кончину.
    Государь был старшим сыном императора Александра III и его супруги императрицы Марии Федоровны. С детства цесаревич возлюбил молитву и богослужения; был прост и добр в общении со своими подданными; его обучение было поручено лучшим педагогам того времени – профессорам высших учебных заведений Российской империи. В 16 лет цесаревич был зачислен на действительную военную службу, в 19 лет произведен в младшие офицеры, а в 24 года – в полковники лейб-гвардии Преображенского полка. Весной 1894 год Августейшие родители дали свое благословение на брак своего сына с принцессой Гессен-Дармштадтской Алисой Викторией Еленой Луизой Беатрисой, будущей императрицей Александрой Федоровной. Принцесса Алиса приняла Православие с именем Александра (в честь святой царицы-мученицы Александры), и оба, жених и невеста, причастились Святых Таин. Через три недели состоялось венчание Государя Императора Николая Александровича и принцессы Александры в скорбной траурной обстановке, в связи с кончиной Государя Императора Александра III.
    14 мая 1896 года состоялась торжественная коронация в Успенском соборе Московского Кремля – венчание на царство.
    Через год после свадьбы, 3 ноября 1895 года, родилась первая дочь, названная Ольгой.
    Святая мученица великая княжна Ольга унаследовала от Государя все лучшие стороны Его души: простоту, доброту, скромность, любовь к ближним и своей Отчизне. Через два года, 29 мая 1897 года, родилась вторая девочка, названная в святом Крещении Татианой, затем, 14 июня 1899 года, – Мария, и 5 июня 1901 года – Анастасия.
    30 июля 1904 года выстрелами с бастиона Петропавловской крепости было возвещено жителям Петербурга о рождении наследника-цесаревича. Имя свое наследник получил в память царя Алексея Михайловича и в честь святого Алексия, митрополита Московского. Цесаревичу Алексию передалась наследственная болезнь Гессенского дома – гемофилия, которая ставила его жизнь под постоянную угрозу внезапной смерти. Наследник имел горячее, доброе сердце, отзывчивое к нуждам простых людей.
    Александра Федоровна взяла на себя религиозную сторону воспитания и образования детей. Она знакомила их с жизнью и учением Иисуса Христа, с житиями святых, учила молитвам.
    Царь-мученик много потрудился во славу Церкви. Не только Русская Церковь пользовалась его щедротами, но и Церкви Греции, Болгарии, Сербии, Румынии, Палестины. В его царствование было прославлено больше святых, чем за весь XIX век.

    Во время Первой мировой войны Императрица с дочерьми посвятила себя уходу за ранеными. Сам Государь большую часть времени проводил в Ставке, вдали от столицы. В это время усилилась думская оппозиция, которая требовала либеральных уступок. В кругах оппозиции зрела мысль об отстранении Государя от власти. 25 февраля 1917 года Государь получил в ставке сообщение о беспорядках в столице. В Пскове к нему, совершенно отрезанному от всего мира, явилась делегация от Государственной Думы и стала настаивать на отречении Государя от престола для успокоения мятежа. После долгих и мучительных размышлений Император решается, во избежание кровопролития, отречься за себя и наследника (ввиду его болезни) в пользу брата, великого князя Михаила Александровича. 8 марта комиссары Временного правительства объявили об аресте Государя. И вот наступило время заточения Царственных мучеников, время глумления над Царем и его семьей. Царская семья прожила в Царском Селе до августа 1917 года.
    В ночь на 1 августа Царская семья была отправлена в Тобольск, якобы из-за возможных беспорядков. На самом деле Царственные мученики уже были обречены и восходили на Голгофу, так как дни Временного правительства были уже сочтены. Власть в Петрограде перешла к большевикам, и положение узников резко ухудшилось. Они претерпевали оскорбления, насмешки и издевательства революционных солдат-охранников; условия проживания с больным отроком Алексием были очень тяжелы, что совершенно подорвало здоровье наследника. Из Тобольска Царская семья была отправлена в Екатеринбург и заключена в доме Ипатьева. Обращение с Царственными мучениками здесь было жестокое. Наследник Алексий не вставал с постели. Все Царственные мученики на все жестокости и оскорбления отвечали удивительным терпением и кротостью. В ночь с 3-го на 4 июля (ст. ст.) было совершено зверское, подлое убийство всей Царской семьи – расстрел в подвале Ипатьевского дома.
    Первой жертвой пал Царь-мученик Николай II, затем – верная ему до гроба Государыня Александра Федоровна, а затем вся семья – царевны и царевич Алексей.
    Окровавленные от ран, Царственные мученики отошли ко Господу.
    На Архиерейском Юбилейном Соборе Русской Православной Церкви, состоявшемся в Москве в августе 2000 года, Царская семья была прославлена как страстотерпцы в сонме мучеников и исповедников Российских. Царственные мученики давно прославлены в простом народе Божием. Православные люди любят Царскую семью и почитают ее как образец христианского поведения.

    Четверг, 5/18 июля

    Обретение честных мощей прп. Сергия, игумена Радонежского (1422).
    Прмц. вел. княгини Елисаветы и инокини Варвары (1918).

    Преподобный Сергий Радонежский, великий игумен Русской земли, отошел ко Господу 25 октября 1392 года, причастившись Святых Таин и дав наставления братии. Он был с честью погребен в своей обители. 5 июля (ст. ст.) 1422 года при торжественном собрании многих священных лиц, князей, простого народа святые мощи были вскрыты и обретены нетленными, цела была также и одежда святого. От мощей разлилось благоухание по всей обители, были исцелены многие болящие. Над святыми мощами преподобный Никон соорудил каменную церковь (Троицкий собор).
    Преподобномученица великая княгиня Елисавета, основательница Марфо-Мариинской обители, приняла мученическую кончину в 1918 году. Вместе с другими арестованными она была сброшена большевиками в шахту в Алапаевске, на Урале. С ней приняла венец мученицы ее келейница, монахиня Варвара. Мощи святой Елисаветы были извлечены адмиралом Колчаком и переправлены в Иерусалим. Ныне святые мощи преподобномученицы великой княгини Елисаветы почивают в Иерусалиме, в храме Равноапостольной Марии Магдалины.

    Пятница, 6/19 июля

    Собор Радонежских святых.

    История установления Собора Радонежских святых восходит к середине XVII века; в то время были составлены первые списки учеников преподобного Сергия и написана икона Собора.
    На протяжении XIV–XX веков сложился патерик Троице-Сергиевой Лавры, в который входят более 75 угодников Божиих: сродники преподобного Сергия, прославленные ученики и собеседники его, а также святые иноки Троице-Сергиевой обители.
    По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена в 1981 году празднование Собора установлено на 6/19 июля, на следующий день после праздника в честь обретения мощей преподобного Сергия Радонежского.

    Воскресенье, 8/21 июля

    Неделя 4-я по Пятидесятнице.
    Явление иконы Пресвятой Богородицы во граде Казани (1579).

    Казанская икона Пресвятой Богородицы была чудесно обретена в 1579 году в городе Казани. Божия Матерь явилась во сне девятилетней девочке Матроне и повелела обрести на месте недавнего пожара, в земле, Ее икону.
    Множество людей, собравшихся к месту явления новой святыни, стали свидетелями этого чудесного события. От обретенной иконы исходил небесный свет, больные и немощные люди были исцелены, слепые прозрели.
    Икона, обретенная девочкой Матроной, стала вскоре всенародной святыней, знамением Покрова Пресвятой Богородицы над нашим Отечеством.
    На месте явления святой иконы царем Иоанном IV Грозным был основан женский монастырь. Матрона, обретшая святыню, стала первой инокиней в новой обители с именем Марфа, а впоследствии и настоятельницей монастыря.

    TopList