Warning: mysqli_stmt::bind_param(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 68

Warning: mysqli_stmt::execute(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 78

Warning: mysqli_stmt::bind_result(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 79

Warning: mysqli_stmt::fetch(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 80

Warning: mysqli_stmt::close(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 83
© Данная статья была опубликована в № 26/2002 журнала "Школьный психолог" издательского дома "Первое сентября". Все права принадлежат автору и издателю и охраняются.
  •  Главная страница "Первого сентября"
  •  Главная страница журнала "Основы православной культуры"
  • "Жизнь без веры - жизнь без сознания"
    ДИВЕН БОГ ВО СВЯТЫХ СВОИХ

    "Жизнь без веры – жизнь без сознания"

    Императрица-мученица Александра ФеодоровнаИмператрица-мученица Александра Феодоровна

    Во вторник, 3/16 июля 1918 года, Императрица Александра Федоровна сделала в дневнике последнюю запись: "...Бэби немного простужен. Все ушли на получасовую прогулку, остались Ольга и я. Готовили лекарства. Татьяна читала духовную литературу, затем они ушли. Татьяна осталась со мной, и мы читали книгу пророка Амоса и книгу пророка Авдия".
    Итак, за несколько часов до расстрела императрица Александра Федоровна вместе со своей старшей дочерью прочли две небольшие ветхозаветные книги – пророка Амоса, пастуха Фекойского, и пророка Авдия, о котором в Писании ничего не сказано. Дальше в дневнике есть строки, наводящие на мысль, что семья Государя Николая Александровича готовилась к смерти, – значит, вряд ли случайным оказалось чтение книг Амоса и Авдия, значит, что-то необходимое для души находили в этих книгах императрица Александра Федоровна и великая княжна Татьяна. Но что же именно могло открываться им в образных и иносказательных пророчествах дохристианской эпохи? Что укрепляло их накануне страшного завершения их крестного пути?

    Статья подготовлена при поддержке группы компаний «АРИС». Если вы решили приобрести качественные строительные леса для своих нужд, то оптимальным решением станет обратиться в группу компаний «АРИС». На сайте, расположенном по адресу www.Scaffolder.Ru, вы сможете, не потратив много времени, заказать строительные леса , колесные опоры и вышки по выгодным ценам. «АРИС» - старейшая производственная компания в России на рынке строительных лесов и вышек.

    Откроем первую главу Книги Амоса: Так говорит Господь: за три преступления Тира и за четыре не пощажу его, потому что они передали всех пленных Едому и не вспомнили братского союза. Пошлю огонь в стены Тира – и пожрет чертоги его. Так говорит Господь: за три преступления Едома и за четыре не пощажу его, потому что он преследовал брата своего мечом, подавил чувства родства, свирепствовал постоянно во гневе своем и всегда сохранял ярость свою (Ам. 1, 9–11).
    Не о тех ли тут сказано, кто предал Государя в критические дни февраля 1917 года, кто оставил его на Русской земле, где свирепствовал ленинский Едом, не об английском ли короле Георге V и других союзниках России, которые отступились от Государя и его семьи, от России и не вспомнили братского союза? Не о диктатуре пролетариата ли и не о гражданской ли войне, когда действительно были подавлены у "красных" чувства родства, и они свирепствовали постоянно во гневе своем и еще долго по окончании гражданской усобицы сохраняли ярость свою? Может быть, в этих словах императрица нашла опору в вере в то, что Едом обречен? А возможно, она просто по-человечески утешалась мыслью, что происходившее с ней, с ее семьей, с ее любимой Россией несчастье – далеко не единственный случай в истории, повторившейся после Англии и Франции в России, о чем у пророка Амоса сказано: И запалю огонь в стенах Раввы – и пожрет чертоги ее среди крика в день брани (Первая мировая война. – Е.М.), с вихрем в день бури (революция. – Е.М.). И пойдет царь их в плен, он и князья его вместе с ним, говорит Господь (Ам 1, 14–15).

    Конечно, как всякая христианка, Александра Федоровна думала о Страшном суде, о дне Господнем, знала Евангелие от Иоанна, пронизанное добротой и любовью Сына Человеческого, замечала разительный контраст между этим Евангелием и Апокалипсисом, написанным тем же Иоанном, и, возможно, спрашивала себя: неужели вместо вечной любви и блаженства Царства Небесного людей ждет ужас Апокалипсиса? Неужели унижение и муки Христа и христиан-подвижников напрасны, как напрасны унижение и жертвы ее семьи? Последующие стихи Книги Амоса не содержат ничего утешительного: Гope желающим дня Господня! Для чего вам этот день Господень? он – тьма, а не свет, – то же, как если бы кто убежал от льва – и попался бы ему навстречу медведь, или если бы пришел домой и оперся рукою о стену – и змея ужалила бы его. Разве день Господень не мрак, а свет? он – тьма и нет в нем сияния (Ам 5, 18–20).
    Значит, все жертвы принесены зря? Значит, терпение и любовь напрасны, и Амос ниже, в 14-м стихе той же 5-й главы; сам себе противоречит: Ищите добра, а не зла, чтобы вам остаться в живых – и тогда Господь Бог Саваоф будет с вами, как вы говорите?..
    Но императрица искала не только утешения, она искала указания на судьбу отступников, готовивших казнь ей и ее семье, – чтобы попросить за них прощения у Бога. И это указание она нашла в стихах 21–27 пятой главы и в следующих четырех главах Книги Амоса. Кара отступникам заключалась как в их взаимоистреблении, так и в том, что оставшиеся в живых передали свой грех потомкам – грех, который не сознавался ими как грех. Ведь жизнь без веры и покаяния, по сути, – жизнь без сознания.
    Что же касается утешения, то Александра Федоровна нашла его в последнем стихе Книги пророка Авдия. Слова его, словно предчувствие христианской Радостной Вести, осветили несказанной любовью Сына Человеческого сгущавшийся мрак Ипатьевского дома: И придут спасители на гору Сион, чтобы судить гору Исава, – и будет Царство Господа.

    Евгений МОРОЗОВ

    TopList