Warning: mysqli_stmt::bind_param(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 68

Warning: mysqli_stmt::execute(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 78

Warning: mysqli_stmt::bind_result(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 79

Warning: mysqli_stmt::fetch(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 80

Warning: mysqli_stmt::close(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 83
© Данная статья была опубликована в № 24/2002 журнала "Школьный психолог" издательского дома "Первое сентября". Все права принадлежат автору и издателю и охраняются.
  •  Главная страница "Первого сентября"
  •  Главная страница журнала "Основы православной культуры"
  • "Мы стремимся к взаимоуважительным отношениям"
    ПАНОРАМА ПРАВОСЛАВНОЙ ЖИЗНИ

    "Мы стремимся к взаимоуважительным отношениям"

    Из интервью Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II газете "Известия"

    Первый вопрос, заданный Святейшему Патриарху, касался проблем взаимоотношений Русской Православной Церкви с Ватиканом. Святейший Патриарх отметил, что сегодня "совершаются деяния, противоречащие общепринятой практике межгосударственных и межцерковных отношений, взаимного уважения и стремления учитывать интересы друг друга". Он напомнил, что католические епархии были учреждены в России без каких-либо предварительных консультаций и переговоров с Русской Православной Церковью. Применительно к сфере межчеловеческих отношений подобный образ действий рассматривался бы как бесцеремонность. О том, что именно так были восприняты недружественные инициативы Ватикана, свидетельствуют заявления нашей Церкви и МИД России. Ибо речь, в сущности, идет о том, что по благословению папы Римского в России были учреждены католические структуры, параллельные соответствующим структурам Православной Церкви, а наша страна, имеющая тысячелетнюю православную традицию, обрела двусмысленный статус "церковной провинции" Ватикана.
    "У нас нет причин опасаться заметного роста католического влияния в России, – отметил Святейший Патриарх. – Мы лишь стремимся к взаимоуважительным и конструктивным отношениям с Римско-католической Церковью. Хотел бы подчеркнуть: наша Церковь принципиально не приемлет попыток перенесения на сферу межконфессиональных отношений идеологии и принципов рыночной конкуренции".
    "Что же касается обвинений в "использовании двойного стандарта", когда нам указывают на наличие в Западной Европе епархий Русской Православной Церкви, то, во-первых, православные священники окормляют в основном соотечественников и единоверцев, находящихся за рубежом, а во-вторых, наши епархии до сих пор не могут получить официальную регистрацию во Франции, Австрии или Аргентине, где традиционно сильны позиции Ватикана.
    Не всем известно также, что накануне обнародования решения о католических епархиях в России Римский понтифик встречался с делегацией нашей Церкви, приезжавшей по приглашению Ватикана в Ассизи. Но в тот момент папа Римский ни словом не обмолвился об уже принятом им решении.

    Справедливости ради надо отметить, что Русская Православная Церковь поддерживает добрые связи с отдельными католическими епархиями, монастырями, учебными заведениями и благотворительными организациями, простыми верующими Римско-католической Церкви. Но это не те католики, которые приезжают к нам с единственной целью — обратить в свою веру как можно больше российских граждан. Поэтому ссылка кардинала Каспера на некую "помощь" нам католических структур в данном случае абсолютно неправомерна. Тем более что некоторые католические организации, сотрудничающие с нашей Церковью в образовательных, социальных, благотворительных и иных программах, не скрывают своего негативного отношения к односторонним действиям Ватикана в России.
    Не ощущаете ли Вы давления со стороны политических сил с целью изменить Вашу позицию в контексте вообще процессов глобализации? Не усилилась ли кампания по дискредитации Русской Православной Церкви?
    — Мы не вправе игнорировать тот факт, что Православная и Католическая Церкви являются реальными и влиятельными духовными силами в Европе и в мире. Мы убеждены, что Московский Патриархат, Ватикан, другие Поместные Православные и иные европейские Церкви призваны к взаимодействию с различными институтами объединяющейся Европы во имя того, чтобы в ходе интеграционных процессов религиозный фактор жизни народов не оказался вытеснен на периферию общественного внимания.
    Что касается вопроса о деятельности Ватикана в России в контексте процессов глобализации, то мы не склонны усматривать здесь прямую взаимосвязь.
    Вместе с тем претензии Ватикана на планетарное измерение просматриваются вполне отчетливо. Практически это стремление проявляется в практике прозелитизма, в жестоких утеснениях православного меньшинства греко-католиками в западных областях Украины. В основе подобной политики лежит нежелание считаться с традиционными религиозно-культурными ценностями православных народов. Впрочем, история свидетельствует, что католическая экспансия в России чаще всего хронологически совпадала с периодами временного ослабления Русского государства и Православной Церкви. Достаточно вспомнить попытки Ватикана завязать диалог с большевистским правительством в разгар жесточайших гонений на Православную Церковь или активное участие греко-католиков в деятельности националистических, прежде всего антирусских, сил.

    — Каковы могут быть условия примирения с Ватиканом?

    — Как уже не раз заявлялось Русской Православной Церковью, имеется принципиальная готовность к встрече ее Предстоятеля с папой Римским Иоанном Павлом II. Однако такая встреча может состояться лишь после того, как будет выработана общая позиция по основным вопросам межцерковных отношений. В частности, обе стороны должны осудить прозелитизм во всех его формах, согласиться относительно недопустимости унии как метода достижения единства в прошлом, настоящем и будущем, признать и неукоснительно соблюдать принцип канонической территории. Иными словами, прежде всего должен найти окончательное разрешение затянувшийся конфликт между греко-католиками и православными на Западной Украине, где были фактически разгромлены три православные епархии — Львовская, Тернопольская и Ивано-Франковская. Кроме того, Ватикан должен отказаться от практики прозелитизма среди традиционно православного населения России и стран СНГ.

    — Возможен ли такой вариант возобновления диалога, при котором Ваша встреча с папой Римским состоится на нейтральной территории?

    — Встреча Предстоятеля Русской Православной Церкви с главой Ватикана однажды уже планировалась и должна была состояться в Австрии в 1997 году. Была проделана огромная подготовительная работа, стороны в предварительном порядке согласовали чрезвычайно важные для будущих православно-католических отношений итоговые документы. Однако этот шанс был упущен по вине католической стороны, когда папа Римский из уже подготовленных к подписанию документов собственноручно исключил вопрос об отношениях между православными и греко-католиками на Западной Украине.
    Подобная встреча будет иметь смысл только в том случае, если послужит уврачеванию доныне кровоточащих ран прошлого, реальному разрешению болезненных проблем двусторонних отношений. Нас же пытаются убедить в том, что главное — сам факт встречи предстоятелей двух Церквей. Однако визит папы Римского на Украину свидетельствует: подобный формат встречи не способствует решению накопившихся вопросов и чреват еще большим обострением существующих в обществе разделений.

    — Какие события в мире тревожат Вас более всего? И что вызывает оптимизм?

    — Наше время богато тревожными тенденциями. Многие из них являют собой прямые вызовы хрупкому миру на земле и самой перспективе выживания человечества. Традиционный мировой порядок, основанный на принципах суверенитета и территориальной целостности государств, сегодня уступает место новому, базирующемуся на принципе глобальной ответственности и "праве сильного". Нравственным обоснованием мирового порядка становится не справедливость, а своеволие. Сегодня мы стоим на пороге мироустройства, в котором любовь к ближнему подменена политкорректностью, терпимость к чужим взглядам — безразличием; нашему взору предстает мир, все устремления которого направлены на получение прибыли любой ценой. Беспокоит и стремительное расползание очагов напряженности по лицу земли. На мой взгляд, в основе названных тревожных явлений лежит определенное стремление к навязыванию миру культурной и мировоззренческой унификации. Навязывание "универсальной формулы счастья" всем народам без учета их культурного, этнического, религиозного и политического своеобразия будет иметь разрушительные последствия.
    В то же время осторожный оптимизм вызывает внимание, оказываемое правительствами многих стран и европейскими международными организациями мнению институтов гражданского общества, к числу которых относятся и религиозные объединения. Нельзя считать религиозные убеждения людей и целых народов исключительно частным делом, чем-то неважным, ведь для верующего человека верность Богу и нравственная обязанность жить в соответствии со своими убеждениями дороже самой жизни! Поэтому можно только приветствовать готовность общества к тесному сотрудничеству с религиозными объединениями в деле решения насущных проблем современности.

    Служба коммуникации Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата

    TopList