Warning: mysqli_stmt::bind_param(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 68

Warning: mysqli_stmt::execute(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 78

Warning: mysqli_stmt::bind_result(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 79

Warning: mysqli_stmt::fetch(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 80

Warning: mysqli_stmt::close(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 83
© Данная статья была опубликована в № 24/2002 журнала "Школьный психолог" издательского дома "Первое сентября". Все права принадлежат автору и издателю и охраняются.
  •  Главная страница "Первого сентября"
  •  Главная страница журнала "Основы православной культуры"
  • Святой праведный отрок Артемий...
    ПАЛОМНИЧЕСТВО

    Осенью 1990 года в Артемиево-Веркольском монастыре после многолетнего перерыва вновь начались богослужения.

    Святой праведный отрок Артемий...

    Праведный отрок Артемий Веркольский. ИконаПраведный отрок Артемий Веркольский. Икона

    ...родился в семье благочестивых родителей Космы и Аполлинарии. Своего сына они назвали в честь святого великомученика Артемия. Была у них еще дочь, ее имя тоже есть в святцах – Параскева. Она также почила в раннем возрасте и прославилась нетленными останками и чудесами.
    Отрок Артемий рос благочестивым, послушным родителям и с детских лет помогал отцу в тяжелых земледельческих трудах. Часто ходил в храм Николая Чудотворца, где молился святому угоднику Божию. Известно, что он имел сердечную молитву. В акафисте говорится, что отрок всегда призывал в сердце Бога, молился ему во всякое время. Очень любил молитву, и дома и в храме, и Причащение Святых Христовых Таин. Во всем старался подражать святителю Николаю. С детских лет сторонился ребячьих игр и со своими сверстниками почти не общался.
    Так прожил он всего 12 лет. 6 июля (по н. ст.) 1544 года Артемий работал вместе с отцом в поле. Началась гроза, полил дождь, засверкали молнии. Как написано в акафисте, отрок от ужаса испустил душу, она вспорхнула, как голубь испуганный. Душа его не проходила мытарств, адские мурины были отброшены молнией, как божественным лучом, и ангелы встретили ее.
    Господь забрал отрока Артемия к Cебе. Однако жители деревни, по тогдашнему народному поверью, посчитали, что он был наказан Богом за какие-то тайные грехи, и не разрешили родителям похоронить его по христианскому обычаю. Отец отвез тело сына в лес за полторы версты от деревни Ежемени и там оставил поверх земли. Сделал над телом небольшой деревянный сруб из трех венцов для защиты от хищных зверей и птиц и прикрыл ветками, берестой и листьями.
    Так пролежал отрок 33 года, а потом Господь его прославил. 23 июля (по ст. ст.) 1577 года клирик местной церкви Николая Чудотворца Агафоник собирал в лесу грибы и ягоды – и вдруг увидел необычный свет. Подойдя к этому месту, он нашел нетленное тело отрока Артемия совершенно целым и невредимым и как бы сияющим, словно он только что уснул. Как свидетельствует предание, у него была цела одежда и даже ресницы.
    Окрестные поселяне отправились вместе со священником в лес и, прославляя Бога, благоговейно перенесли обретенное тело на паперть церкви. С тех пор по молитвам праведного отрока от его мощей происходило множество исцелений. В тот год свирепствовала по всей Двинской округе повальная болезнь, своего рода лихорадка, от которой умирало немало людей. От гроба блаженного отрока стали брать кусочки бересты, класть их с молитвой на грудь больным, и те выздоравливали. На протяжении нескольких веков люди приезжали к мощам преподобного не только из Архангельской губернии, но и из других мест России и тоже получали помощь.

    История монастыря

    Первую деревянную церковь с оградой, вратами и кельями для монашествующих построил на месте обретения мощей праведного отрока веркольский воевода Афанасий Пашков в благодарность за исцеление от смертельной болезни его сына Иеремии, которое Господь даровал по молитвам Артемия Веркольского.
    17 октября (по ст. ст.) 1649 года освятили новую церковь в честь великомученика Артемия, построенную на пожалованные государем Алексеем Михайловичем средства. Этот день и стал днем рождения Артемиево-Веркольского монастыря. В 1999 году обители исполнилось 350 лет.
    Много невзгод выпало в дальнейшем на этот монастырь. Иногда в нем некому было служить литургию. Его даже хотели совсем закрыть. Но по молитвам отрока жизнь в обители вновь возобновлялась.
    Возрождение монастыря началось в XIX веке при игумене Ионе, который был человеком благочестивым, умным, хозяйственным. Продолжил его дело отец Феодосий, "муж образованный, благочестивый, предприимчивый, ревнитель благолепия и всякого благочиния". Будучи сам строгим хранителем обетов монашества, он старался собственным примером насадить и в обители дух монашества. В храме служил с великим благоговением и подобающей торжественностью, ел мало, спал на деревянном диванчике, положив в изголовье камень, завернутый в старый подрясник.
    При отце Феодосии были воздвигнуты теплая трапезная церковь в честь Казанской иконы Божией Матери, корпус для братии и настоятеля, гостиница для богомольцев, кузница, кирпичный завод, часовня, каменная ограда вокруг монастыря с башнями и колокольней и многое другое. Братия соорудила осиновый водопровод, по которому вода поступала за несколько километров. Он исправно действовал до 70-х годов прошлого столетия. Отец Феодосий прослужил в монастыре четверть века. За свои труды он был возведен в сан архимандрита. В обители до сих пор сохранилась его могила.

    Век двадцатый

    В начале ХХ века монастырь уже был первоклассной обителью, известной по всей России. В нем действовали рукодельная, живописная, переплетная, сапожная, портная, красильная и кузнечная мастерские. Обитель издали привлекала к себе внимание своей солидностью и благоустройством... "Точно маленький город, стоит монастырь на высоком берегу Пинеги, обнесенный красивой каменной стеной".
    В самом конце ХIХ века на средства святого праведного Иоанна Кронштадтского был возведен главный храм обители – собор. При участии отца Иоанна освятили и нижний храм, в честь Рождества Иисуса Христа, и верхний – в честь Успения Пресвятой Богородицы. Еще будучи ребенком, будущий прославленный пастырь пешком ходил на поклонение мощам праведного отрока Артемия из своего родного села Суры, расположенного в пятидесяти километрах от Верколы. И позднее, каждый год приезжая на свою малую родину, он обязательно молился в Веркольском монастыре.
    В 1918 году в обитель был направлен особый отряд ВЧК, но братия успела в тайном месте спрятать мощи святого Артемия от поругания. Среди местных жителей есть предание, будто люди видели, как отрок Артемий в белой рубашке сам ушел из монастыря. Другие святыни обители – три серебряных креста с частицами мощей великих угодников Божиих были утрачены. Затонули в реке плоты со знаменитыми монастырскими колоколами, сгорела библиотека.
    Сто восемьдесят монахов приняли мученическую кончину. Их расстреляли, а тела сбросили в Пинегу. Старожилы помнили, как в тот год на берегу реки сжигали иконы и церковные книги. Недавно монахи нашли икону, которая служила перегородкой в овощном складе, другую – в коровнике. Часть икон местные жители разобрали по домам, сейчас некоторые из них уже возвращены обратно в монастырь. Заняли свое место в обители и часы с колокольным звоном.
    Пятьдесят лет разбирали местные жители на кирпичи ограду монастыря (по ней мог проезжать архимандрит на тройке лошадей), башню и колокольню. В разное время в монастырских зданиях располагались поселковая коммуна, детский дом и общеобразовательная школа. Уроки проходили в игуменском корпусе, в Артемиевском храме – уроки труда и физкультуры, в алтаре стоял турник. Школа выехала с территории монастыря лишь в 1998 году.
    Постепенно храмы и корпуса все больше разрушались. Протекали крыши, грибок проникал в стены, осыпалась роспись. Таким монастырь предстал перед первыми насельниками, которые приехали сюда в 1990 году.

    Год 1990.

    Возрождение обители

    Началось оно по инициативе Людмилы Владимировны Крутиковой-Абрамовой. Вот что рассказала о том времени директор музея Федора Абрамова в Верколе Светлана Галочкина.
    – Здания монастыря находились в ведении совхоза "Быстровский". Людмила Владимировна стала хлопотать, чтобы их передали Архангельской епархии. Писала в различные инстанции, в том числе и в Патриархию. Она же стала инициатором создания православной общины. А возглавила общину Таисия Афанасьевна Минина. Когда монастырь передали Православной Церкви, первые службы провел отец Владимир Кузив из Архангельска, а затем сюда приехал иеромонах Иоасаф. Он засучив рукава принялся приводить в порядок храм Артемия Веркольского. У него нашлось много помощников: взрослые и школьники, даже члены комсомольской организации участвовали в реставрационных работах. Многие из них тогда же и покрестились. Через месяц, в октябре 1990 года, в монастыре начались богослужения. На северодвинском заводе "Звездочка" отлили кресты. Помог в этом Павел Неофитович Рогалев, житель Верколы. Для всех нас было большой радостью, когда Патриарх трижды на вертолете облетел монастырь и благословил его.
    Как и несколько веков назад, новое становление Веркольского монастыря тоже проходило нелегко. Много искушений выпало на долю тех, кто начинал его обустраивать. Иногда не было даже хлеба, приходилось питаться одними крупами. Приезжали совершенно случайные люди, которые хотели лишь на некоторое время найти здесь кров и пищу.

    Год 1998.

    Монашеское братство

    Лишь в 1998 году в обители собрались братья по духу и стали жить настоящим монастырским общежительством. Жили все очень дружно, сразу же установилось единодушие всей братии. Пекли хлеб, просфоры, заготовляли в лесу дрова, топить приходилось прямо с телеги. А самое главное – сразу же начались ежедневные богослужения, что является большой помощью и поддержкой в возрождении монастыря.
    Открылись подворья в Карпогорах и Суре – это по 50 километров в обе стороны от обители. В Карпогорах приходилось служить в рукавицах, мантию надевать поверх теплой куртки, потому что на улице было 30 градусов мороза, а в храме минус 10. В алтаре замерзали просфоры и вино, приготовленное для проскомидии.
    Здесь замечательные люди. С особенной теплотой и любовью к монахам относятся бабушки в Карпогорах. После службы обязательно напоят чаем с шаньгами, сковородниками, рыбниками. Место здесь удивительное. Все, кто тут бывает, отмечают его благодатность, суровость и аскетичность – то, что нужно для монашеского жительства. Поражает и обстановка в обители – тишина, спокойствие, малолюдность, молчаливость.

    День сегодняшний

    Самое главное сегодня в обители то, что каждый день здесь совершается полный круг богослужения. Подъем в три часа утра. В 3.30 – братский молебен отроку Артемию, затем утренние молитвы, полунощница, 100 поясных поклонов Пресвятой Богородице, утреня, первый час, третий, шестой. В 7 часов – литургия. Вечерние службы начинаются в 17 часов – девятый час, после него сто раз поется "Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас". Затем вечерняя трапеза и сразу же снова общая молитва в храме – повечерие с тремя канонами, вечерние молитвы, 50 поясных поклонов отроку Артемию и чин прощения.
    Монахов часто спрашивают, почему так рано начинаются службы. Дело в том, что такой распорядок очень помогает собранности в духовной жизни. Когда с утра помолишься основательно, день совершенно по-другому проходит. Литургия заканчивается в 9 часов, и весь день можно выполнять послушания, больше времени для работы.
    За последние годы увеличилось число братии. В обитель съехались люди из Москвы, Молдовы, Украины, Сибири, Казахстана…
    В монастырь принимают далеко не всех, кто приезжает, потому что здесь немногие выдерживают. Место отдаленное, глухое. Какое у человека может быть в монастыре утешение? Только молитва. Если он будет заставлять себя молиться, то со временем этот тяжелый труд станет приносить ему большую радость. Молитва действительно приносит большую радость.
    Когда люди приходят из мира, в них начинают восставать старые привычки, им тяжело бывает, на них нападает уныние. Но если они преодолеют себя, будут стараться жить монастырским укладом, посещать богослужения, выполнять послушания, то со временем это уединение принесет им духовную радость, успокоение, душевный мир. У нас есть такие братия, которые пришли из мира, а сейчас уже в монашеском постриге.
    В возрождении монастыря чувствуется очень большая помощь отрока Артемия. Мощи его пока не открыты, но в монастыре верят, что они где-то рядом. Господь возложил на насельников монашеский крест, и они стараются исполнять все, что полагается и надеются, что со временем Господь и отрок Артемий укажут место и обретение мощей обязательно состоится.
    К сожалению, в реставрации монастырских зданий преуспеяние малое. Для того чтобы восстановить великолепный собор, построенный святым праведным Иоанном Кронштадтским, нужны огромные средства. Да и церковь Артемия Веркольского необходимо переделать, так как стены оштукатурены с применением цемента, а это ненадолго. Раньше в монастыре была замечательная система отопления. Дымоходы шли по полу и стенам всего храма, и он отапливался от одной печки! Таким же образом обогревалось и здание, в которое были соединены Казанский храм, братский корпус, трапезная. В огромную печь закладывались трехметровые (и даже больше) бревна, и тепло хранилось необычайно долго. Сейчас все разрушено, и никаких чертежей не сохранилось.

    Праздники

    В монастыре три престольных праздника: 6 июля – день памяти Артемия Веркольского, 5 августа – обретение мощей, 2 ноября – перенесение мощей и основание обители. Больше всего людей приезжает к 6 июля – из Москвы, Санкт-Петербурга, Суры, Карпогор… После литургии все идут крестным ходом в часовню, а затем в обители накрывают большие столы для общей трапезы. В этот день каждый год на протяжении нескольких веков идет дождь и грохочет гроза...

    Паломничество

    Паломники в монастыре бывают в основном летом, да и тех немного (за исключением двух недель, когда обитель посещают духовные чада отца Артемия Владимирова). На вопрос, хочется ли монахам, чтобы паломников было больше, ответ был такой: "Призвание монаха – молитва. Нам, конечно, хотелось бы тишины. Но это зависит не только от внешнего, но и от внутреннего состояния. Можно быть окруженным людьми и пребывать в мире духовном, а можно уйти в лес, но мира духовного не иметь. Как Господь управит, так и будет. Случается иногда, что люди, далекие от Бога, приезжая сюда, приходят к вере, крестятся здесь. У некоторых паломников, которые в городах ходят в церковь, при посещении нашей обители совершается какой-то перелом, и они укрепляются в вере. Для нас все это большая радость".

    По молитвам отрока

    В прежние времена многие прибегали к молитвенной помощи Артемия Веркольского. Он даровал исцеление от многих болезней. Все чудеса были строго задокументированы. Известны случаи помощи отрока и в наши дни. Одна женщина долго пыталась научить девочку молитве "Отче наш", но она никак не могла запомнить. Пошли вместе в церковь и там стали молиться Артемию Веркольскому. Когда вернулись домой, девочка без запинки прочитала молитву.

    Чудесный подарок

    Не так давно настоятели, братия и благотворители Серпуховского Высоцкого монастыря и Давидовой пустыни подарили Веркольской обители список чудотворной иконы Божией Матери "Неупиваемая Чаша". Теперь, по благословению владыки Тихона, монастырская братия служит около нее за каждого страдающего недугом пьянства и наркомании по сорок водосвятных молебнов с чтением акафиста. Пожертвование – 100 рублей. За первый месяц после появления в монастыре этой иконы пришло свыше двухсот записок из Сибири, Мурманска, Москвы, Вологды, Архангельска…

    Хозяйство

    Как и в былые времена, сейчас монастырю тоже не прожить без своего хозяйства. Поэтому есть здесь три коровы, телка и две маленькие телочки. Первые помощники – три лошадки. В прошлом году вырастили свою капусту, огурцы, перец, свеклу, морковь, картошку и даже патиссоны и кабачки. В монастыре свой небольшой автопарк: трактор, трелевочник, машины. Вся техника пожертвована москвичами. Несмотря на все старания, со временем она стала все чаще ломаться, с запчастями большие проблемы, как правило, их вообще нет. А без машин и трактора дров в лесу не заготовить, поля не вспахать, продукты не завезти…

    Помощь

    Несмотря на то что в монастыре есть свое хозяйство, без благотворительной помощи насельникам не обойтись. Да и всегда на Руси посылали в обители деньги, церковную утварь, книги. Цари и богатые люди возводили величественные храмы.
    Артемиево-Веркольскому монастырю нужны средства не только на реставрацию зданий. По воскресеньям и праздничным дням батюшки ездят на службы в Суру и Верколу. До каждого села 50 километров в одну сторону. Значит, еженедельно только для этих поездок необходимо бензина на 200 километров. Оставить людей без духовного окормления нельзя.
    Для послушников нужны одежда, обувь, одеяла, постельное белье. Как и в любом хозяйстве, не обойтись без кухонной утвари, мыла, порошка и прочего. Да и продукты необходимы.
    В храмы, которые расположены в населенных пунктах, люди приходят и покупают свечи, иконки, книги, заказывают требы. А в Веркольском монастыре практически никого не бывает. Поэтому здесь даже таких доходов нет.
    Зато монахи по многу часов молятся за нас. Дело монахов – молитва. А молитва в этом монастыре очень сильная. Каждый день совершаются поминовения о здравии и упокоении на проскомидии.
    Если вы хотите, чтобы о вас, ваших родных и близких помолились в Верколькой обители, можете отправить денежный перевод по адресу: 164606, Архангельская обл., Пинежский район, с. Веркола, Артемиево-Веркольский монастырь. Годовое поминовение на проскомидии одного человека – 200 рублей, на полгода – 100, сорокоуст – 25.
    Для денежных пожертвований:

    р/с 40702810004090101028 в Соломбальском отделении СБ № 4131 в филиале СБ России Архангельском банке БИК 041117601 кор/сч 30101810100000000601 в ГРКЦ ГУ ЦБ г. Архангельска.

    За всех жертвователей обязательно будут молиться. Телефон в монастыре: 3-41-30.

    Людмила СОСНИНА

    Сцены жития праведного Артемия. Фрагменты иконы XVIII в.

    Письмо в редакцию

    Воскресная школа в Верколе

    Более ста лет тому назад игумен Феодосий (Орехов) построил в Верколе церковно-приходскую школу, которая затем была передана Министерству просвещения. В 20–80-е годы ХХ века в здании располагалась начальная школа, в которой в свое время учился знаменитый писатель Федор Абрамов. Сейчас здесь находится Литературно-мемориальный музей писателя, и открытие в нем воскресной школы – это дань памяти игумену Феодосию за его просветительские труды.
    Первым учителем и духовным наставником детей был иеромонах Варнава (Лосев). Из его уроков они узнали о Пресвятой Троице, событиях Ветхого и Нового Завета, искупительной жертве Иисуса Христа, возникновении и утверждении Православной Церкви.
    В течение первого года обучения дети подготовили несколько праздников. Первый из них – "Победа жизни над смертью", проведенный в Светлую седмицу, особенно запомнился. Во многом это было связано с внезапной смертью маленькой девочки незадолго до Светлой Пасхи. Она посещала воскресную школу и очень хотела представлять на празднике одну из жен-мироносиц. К сожалению, это ее желание не сбылось, и праздник был посвящен памяти Даши, которая сейчас славит Господа в небесных обителях.
    В июне прошлого года дети совершили паломничество на родину святого Иоанна Кронштадтского, в Суру, и ознакомились с музеем Иоанна Кронштадтского. Отец Варнава показал святые места: собор, церковь святителя Николая Чудотворца, могилу родителей Иоанна Кронштадтского.
    Осенью ученики воскресной школы простились со своим первым учителем, которого успели полюбить. После отъезда отца Варнавы занятия проводит отец Прохор (Кузнецов). Недавно дети подготовили праздник "Пасхальный букет", где выступили в роли "цветочков из райского сада". На голове каждого был венок из цветов, сделанный их собственными руками. Как сказал отец Прохор, дети – это цветы, и одна из целей воспитания, в том числе и духовного, – возделать этот сад, чтобы он принес достойные плоды. В исполнении детей и взрослых на празднике прозвучали пасхальные колядки, записанные в деревнях Смоленской и Псковской областей. Отец Прохор пояснил, что эти песнопения как нельзя лучше показывают связь между жизнью народа и Православной Церковью, которая во все времена была неразрывной.

    С.Ю. ГАЛОЧКИНА, Веркола

    TopList