Warning: mysqli_stmt::bind_param(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 68

Warning: mysqli_stmt::execute(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 78

Warning: mysqli_stmt::bind_result(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 79

Warning: mysqli_stmt::fetch(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 80

Warning: mysqli_stmt::close(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 83
© Данная статья была опубликована в № 23/2002 журнала "Школьный психолог" издательского дома "Первое сентября". Все права принадлежат автору и издателю и охраняются.
  •  Главная страница "Первого сентября"
  •  Главная страница журнала "Основы православной культуры"
  • О русском диаконском искусстве
    ПАНОРАМА ПРАВОСЛАВНОЙ ЖИЗНИ

    О русском диаконском искусстве

    Русскому диаконскому искусству идет уже десятый век. На протяжении столетий шлифовались его традиции. Уже в Остромировом Евангелии 1057 года отражен богослужебный опыт ее писца, диакона киевского Софийского собора Григория.
    Средневековые источники не сохранили известий о наиболее славных в свое время диаконах-певцах. Однако известно, что культ басов на Руси был столь велик, что не остался без внимания заезжих иноземцев. Так, посетивший Россию в середине XII века антиохийский диакон Павел Алеппский писал: "У московитов пение идет без всякого обучения, как случится, все равно – они этим не стесняются. Лучший голос у них – грубый, густой, басистый, который не доставляет удовольствия слушателю. Как у нас он считается недостатком, так у них наш высокий напев считается неприличным".
    Эту характерную черту национальной эстетики объяснить трудно. Быть может, низкий бас олицетворял собой народный идеал героя-богатыря. Так или иначе, без колокольного звона да зычного диаконского баса не представлял себе большого праздника русский человек. Диаконский голос вел церковную службу, связывал ее части в единое целое, он провозглашал ектении – прошения о мире, здравии, спасении христианских душ, читал тексты Священного Писания –ветхозаветные пророчества, Евангелия, послания апостолов, провозглашал многолетия церковным и светским властям и анафематствовал еретиков. "Трубный глас" диакона возвещал гражданам с Лобного места о начале войны и о заключении мира.
    Лучшие хоры русского средневековья – государевы и патриаршие певчие дьяки, служившие в Благовещенском и Успенском соборах Московского Кремля, также состояли из басов и баритонов.
    Однако после реформы патриарха Никона эстетические представления о благолепии церковной службы начали меняться. В духовных композициях эпохи барокко высокие тенора заняли с басами равное положение. Но и в новое время русские остались верны своему идеалу, отныне воплощавшемуся в искусстве певцов-октавистов хора и в искусстве протодиаконов.
    История сохранила немало преданий о непревзойденных басах, которые в былые времена щедро рождала Русская земля. Образы протодиаконов и даже целых диаконских состязаний вошли в классическую русскую литературу.
    В свете народной любви к церковному пению и диаконскому служению в конце XIX – первой четверти XX века было суждено появиться целой плеяде известнейших протодиаконов, память о которых жива в русских сердцах и поныне. Имена отцов К. Розова, Н. Сперанского, М. Холмогорова, А. Здиховского, М. Лебедева, М. Михайлова, А. Остроумова, В. Прокимнова и многих других были на устах современников и потомков.
    В предреволюционной Москве была еще жива традиция басового хорового ансамбля, верность которой сохранил древний Успенский собор Московского Кремля. По старинному обычаю, причт этого храма состоял исключительно из обладателей низких голосов – басов и баритонов, приезжавших в Москву со всех концов страны и проходивших специальные испытания в Синодальном училище церковного пения.
    Каждый момент службы в Успенском соборе был незабываемым. Так, глубокое впечатление производило на молящихся чтение в алтаре Евангелия протоиереем Ермонским, обладавшим необычайной красоты басом. Не менее потрясающим был хоровой ансамбль духовенства, состоявший из низких голосов великой силы и мощности. Во время всенощных хор священников и диаконов выходил из алтаря, спускался с амвона и, обратясь к царским вратам, пел на два клироса подобны, стихиры и антифоны роспева Успенского собора.
    Для того чтобы представить качество звучания этого ансамбля, достаточно сказать, что в числе его участников был выдающийся русский бас, протодиакон Успенского собора отец Константин Розов.

    Великий архидиакон Константин

    В октябре минувшего года православная и культурная общественность Москвы и России торжественно отметила 80-летие наречения Константина Васильевича Розова Великим архидиаконом. Вечер, посвященный этой знаменательной дате, состоялся в Успенском соборе Московского Кремля. На вечере присутствовали крупные ученые, собиратели, ценители редкого дарования, превосходного таланта Великого архидиакона Константина.
    Академик В.Л. Янин, известный археолог, крупнейший собиратель грамофонных записей, обладатель полного собрания пластинок Розова, говорил о важности возвращения широкому слушателю прижизненных граммофонных записей голоса Великого архидиакона. Он отмечал, что необходимо донести до наших современников все богатство, неповторимую природу дарования Константина Васильевича Розова. Именно этому служат совсем недавно отреставрированные А.И. Шатовым записи, которые могли ранее воспроизводиться только на аппарате фирмы "Патэ".
    Обширный материал о Великом архидиаконе Константине собрал доктор филологических наук Е.М. Верещагин. Он поделился своими живыми впечатлениями о том, как шла работа над этим материалом, его составлением, о встречах и открытиях на пути изучения наследия Константина Васильевича Розова, о беседах с дочерью Великого архидиакона – Людмилой Константиновной Розовой. В выступлении самой Людмилы Константиновны прозвучали яркие воспоминания, живые зарисовки, штрихи к портрету отца, что помогло со всей отчетливостью воссоздать облик Великого архидиакона, человека необыкновенного таланта, доброты, богатырского телосложения, уже при жизни ставшего легендой. Именно в служении Отечеству он видел свое предназначение. Служение в церкви Зимнего дворца, куда он был приглашен Его Императорским Величеством Николаем II, оглашение всех важных государственных документов, манифестов перед народом на Красной площади в Москве и другие возложенные на него обязанности, ответственные поручения, Великий архидиакон Константин выполнял с честью. Вполне закономерными акциями были его благотворительные концерты, гастрольные поездки по сбору средств для оказания помощи голодающим Поволжья в начале 1920-х годов. Он и сам был родом из Поволжья, как и его предки, из села Жданова Симбирской губернии. Его всегда волновали судьбы людей, судьбы соотечественников.

    Людмила Константиновна Розова на вечере памяти Великого архидиакона в Успенском соборе Московского кремляЛюдмила Константиновна Розова на вечере памяти Великого архидиакона в Успенском соборе Московского кремля

    Нравственный долг служения своему Отечеству Великий архидиакон Константин сумел передать и своей дочери – Людмиле Константиновне Розовой. Заслуживает благодарных слов и ее деятельность на поприще служения Отечеству, просветительства, культурного созидания. Занимая ответственную должность в Министерстве местной промышленности в 1960–1970 годы, она принимала горячее участие в восстановлении забытых и утраченных промыслов, искренне заботилась о процветании существующих производств. Развал всей системы уникальных отечественных художественных традиционных промыслов стал возможен в 1990-е годы как раз потому, что в нынешней государственной системе мало осталось людей, подобных Л.К. Розовой, так искренне, с такой самоотдачей пекущихся о процветании своей земли.
    Не менее важными заботами была обременена Л.К. Розова и на посту директора старейшего в Москве Музея народного искусства (бывшего Кустарного музея в Леонтьевском переулке), к сожалению, два года назад прекратившего свое существование. И здесь она всякий раз предотвращала попытки свернуть работу музея, упразднить его. Именно в пору деятельности Л.К. Розовой в 1970-е годы, благодаря неустанной просветительной работе, впервые вышедшим в свет при ее авторском участии изданиям Музей народного искусства приобрел немалую известность. К 1970–1980 годы относятся и ее собственные научные труды в области народного искусства, посвященные таким знаменитым промыслам лаковой миниатюры, как Холуй, Мстера и другие.
    Наконец, монография Л.К. Розовой об отце "Великий архидиакон", выдержавшая несколько изданий в 1980-е годы, – еще одно яркое свидетельство ее подвижнического труда. В своих воспоминаниях она доносит до читателя самое важное – живые впечатления о личности своего отца, об отношении к нему современников, представителей самых разных сословий. Л.К. Розова сохранила наследие Великого архидиакона, что стоило невероятных усилий в эпоху советского безвременья, когда преследовалось все, что было связано с 1000-летней традицией нашей православной государственности. В русле этой традиции впервые в истории Русской Православной Церкви за время ее тысячелетнего существования состоялось наречение Великим архидиаконом (Константина Васильевича Розова). Важно заметить, что это событие произошло при патриархе Тихоне.

    Ценнейший архив (около 200 единиц хранения) был передан Л.К. Розовой в дар музею "Московский Кремль". Документы из этого архива демонстрировались на выставке в Успенском соборе Кремля, где Великий архидиакон Константин возглашал когда-то ектении. Выставка была приурочена к знаменательной дате – 80-летию наречения К.В. Розова Великим архидиаконом.
    С большой теплотой, проникновенно о самобытном даровании Великого архидиакона Константина говорил художественный руководитель Международных фестивалей православной музыки в Москве Г.Г. Поляченко. Он отметил, что праздник, посвященный памяти Великого архидиакона Константина Розова, проводится в рамках этих фестивалей. Фестиваль собирает ежегодно лучшие голоса в области диаконского пения. Поляченко подчеркнул чрезвычайно важную роль наследия Великого архидиакона Константина для современной России, которая постепенно возвращается к своим православным корням. Поэтому наши соотечественники по-настоящему нуждаются в высоких образцах церковной музыки и пения, и это в первую очередь относится к музыкальному наследию, оставленному Великим архидиаконом Константином.
    От лица Русской Православной Церкви на вечере выступил настоятель Богоявленского кафедрального собора в Елохове протопресвитер Матфей Стаднюк, обратившийся с благодарственными словами к дочери Великого архидиакона Константина Васильевича Розова.
    В заключение вечера прозвучали прижизненные записи голоса К.В. Розова, отреставрированные Шатовым и его помощниками, ревнителями высокого певческого искусства.

    Л. ТАЕЖНАЯ
    Фото В. Калинкина

    TopList