Warning: mysqli_stmt::bind_param(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 68

Warning: mysqli_stmt::execute(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 78

Warning: mysqli_stmt::bind_result(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 79

Warning: mysqli_stmt::fetch(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 80

Warning: mysqli_stmt::close(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 83
© Данная статья была опубликована в № 23/2002 журнала "Школьный психолог" издательского дома "Первое сентября". Все права принадлежат автору и издателю и охраняются.
  •  Главная страница "Первого сентября"
  •  Главная страница журнала "Основы православной культуры"
  • Явленое чудо
    ПАЛОМНИЧЕСТВО

    Явленое чудо

    Образ cвятителя Николая Чудотворца, именуемый Радовицким

    Явленая чудотворная икона святителя НиколаяЯвленая чудотворная икона святителя Николая

    В прошлом году у сотрудников газеты "Воскресная школа" появилась возможность совершить паломническую поездку в Дивеево на празднование памяти перенесения мощей преподобного Серафима Саровского. От Москвы до Дивеева – 600 км. Скольким замечательным знаменитым святыням мы поклонились благодаря Господу, во скольких святых источниках искупались, сколько старинных русских городов проехали – трудно описать! И, конечно, никогда не забыть благословенного Дивеева, где мы своими глазами видели Божие знамение во время выноса мощей и обнесения их вокруг храма! Народу там было в прошлом году, впрочем, как и всегда, множество, сотни людей наблюдали его. На обратном же пути наша паломническая группа заехала в один малоизвестный храм. Именно о его святыне хочется рассказать здесь.
    Да, мы с вами очень любим ездить по значимым святым местам – Дивеево, Лавра, Оптина… И зачастую не видим тех святынь, которые находятся вне их, рядом с нами. Конечно, Русская земля преизобилует святынями, известными не только всей стране, но и всему миру, но сколько таких, о которых мало кто знает сегодня.
    К числу особо почитаемых когда-то на Руси икон и относится резной образ святителя Николая Чудотворца Радовицкий, чудом сохранившийся до наших дней. Перед сколькими списками, хотя и тоже чудотворными, мы молимся, а об этой, одной из величайших наших святынь, явленой, подлинной, – мало кто знает!
    Чудотворный образ был явлен в начале XVI века монаху-отшельнику Ионе, жившему на острове Радовицкого озера в Акакиевой пустыни, основанной монахом Пахомием и положившей начало Николо-Радовицкому монастырю. От образа сразу же по его явлении стали исходить чудотворения. Со времени же явления чудотворного образа святителя Николая Радовицкий монастырь стал быстро благоустраиваться. Именно этот образ и сохранился до наших дней. А какие гонения были на деревянную скульптуру! Императрица Екатерина II все что могла – пожгла. Все что не могла (из опасения бунта типа пугачевского), собрала в отдельную палату и держала в плену очень долго. А до нее, в 1722 году, по именному указу императора Петра I явленый образ святителя Николая Радовицкого из опасения "суеверных" проявлений в народе был изъят из монастыря, вместе с другими резными иконами отвезен в Москву и помещен в Священном Синоде "по словесному доношению генерал-майора Чернышева о неприличных и резных образах в Костроме и других местах" (Житие и чудеса святителя Николая Чудотворца. Санкт-Петербург, Царское дело, 1999). Пять лет образ находился в Священном Синоде и был как бы бездомным... Обитель без него совсем было оскудела. Архимандрит Гедеон (1718–1739) с братиею подали слезное прошение Петру I о возврате образа. К прошению был приложен полный список свидетельств и сказаний о чудесных исцелениях и благодатных знамениях, бывших в разное время от явленого чудотворного образа святителя Николая. А их было немало – 266, и все они внимательно изучались, тщательно протоколировались следователями Спасского полицейского управления и Рязанской духовной консистории. Власти недоверчиво относились к разговорам о чудесах, именно поэтому все строго записывалось: сначала описание чуда, потом свидетельские показания, далее следовал текст присяги перед Евангелием и подписи. В завершение процедуры ставилась печать. С властями велась бесконечная переписка о святых источниках: действительно ли исцеляют… Но все делается во славу Божию. Недоверие властей обернулось бесценными томами официальных документов.
    Тем не менее царь Петр отказал архимандриту Гедеону в прошении. Существует рассказ о том, что его помогла возвратить в обитель опальная царица Евдокия Феодоровна Лопухина. Икону Чудотворца Николая, принятую 20 января 1728 года в Новодевичьем монастыре настоятелем Радовицкой обители архимандритом Гедеоном, весь 150-километровый (!) путь от Москвы до Николо-Радовицкого монастыря со свечами и пением пронесли на руках в сопровождении духовенства и многочисленных верующих.

    Останки когда-то прекрасного Радовицкого монастыря, радовавшего своим убранством и благолепием сердце каждого православного, переданы государством Русской Православной Церкви и пока находятся вот в таком плачевном состоянииОстанки когда-то прекрасного Радовицкого монастыря, радовавшего своим убранством и благолепием сердце каждого православного, переданы государством Русской Православной Церкви и пока находятся вот в таком плачевном состоянии

    Радовицкий образ Чудотворца Николая (2 аршина, 3 вершка) – можайского извода, вырезан из цельного яблоневого дерева и представляет собой святителя в архиерейском облачении. На частично оставшемся покрытии сохранилась древняя роспись святительских одеяний. Поверх расписанного узорами подризника изображена украшенная золотыми крестами и стилизованными кистями по низу епитрахиль. На правом боку – палица с такими же кистями, как и на епитрахили; на рукавах – поручи. Подобно Можайскому образу, святитель Николай Радовицкий изображен с мечом в правой и с градом в левой руке, но, в отличие от Можайского, имеет митру, появившуюся, однако, в более позднее время.
    В 1780 году жителем Венева (ныне город в Тульской области) купцом Иваном Даниловичем Глуховым к образу были приложены металлические посеребренные башмачки чеканной работы, сохранившиеся до наших дней. Именно к ним мы с благоговением приложились. А в 1785 году усердием помещика села Юрьева Егорьевского уезда Алексея Андреевича Беклемишева образу Чудотворца была "приложена вкладом" кованая позолоченная риза, покрывшая всю фигуру святителя. Рисунок ризы повторял древнюю роспись святительских одеяний.
    Образ находился в великой славе, источая множество исцелений. В 1800 году житель села Дединова Петр Сергеевич Сорокин за полученное исцеление приложил к образу серебряный меч, украшенный разноцветными камнями, который, однако, не сохранился, а тот, что вы видите в настоящее время, вырезал в 1968 году московский резчик Петр Чувелев. Он же вырезал митру и отреставрировал град в руке святителя. Реставрация не коснулась подлинного, древнего града: он сохранен под новым покрытием.
    Образ в специальном киоте раньше носили по округе, по всей Рязанской губернии. Летом в России все иконы двигались, и сейчас начинает возрождаться эта традиция ношения святынь.

    В 1935 году Николо-Радовицкий монастырь был закрыт. Позже резной образ святителя нашел приют у священника из села Лузгарина (или Туголес) Михаила Серчина, который по возможности отреставрировал и восстановил необыкновенной красоты серебряную ризу.
    В 1960 году по ходатайству настоятеля Пятницкой церкви протоиерея Михаила Серчина древняя святыня Николо-Радовицкой обители – образ святителя и чудотворца Николая был официально передан в храм во имя святой мученицы Параскевы Пятницы села Туголес Шатурского района Московской епархии.
    Добраться до места, где он обретается ныне, несложно. Если вы, выезжая по трассе на автобусе (или на машине) из Москвы в Рязань, свернете по дороге на Егорьевск, то доедете до села Лузгарино (это недалеко от Шатуры) и увидите в сельце Туголес (оно рядом с Лузгарино) прекрасный храм Святой Параскевы, где настоятелем служит архимандрит Никон. В нем и обретается ныне этот образ. Или доезжайте до Шатуры, а оттуда можно добраться местным транспортом.
    В Пятницком храме есть приделы – Казанской иконы Божией Матери и Преподобного Серафима Саровского. Храм начали строить еще в 1900-е годы, а закончили в 20-е. Церковь никогда не закрывали, но службы в ней не велись. Всех священников, кто начинал там служить, сразу же забирали, и церковь не было надобности закрывать. В наше время Пятницкий храм устроен как маленький монастырь, в нем принимают паломников. Территория его, хоть и небольшая, прекрасно благоустроена: уютные домики, цветники, огородики и даже автостоянка. Есть там и святой колодец. Но… к святителю никто не ездит, на воскресной всенощной едва десять человек наберется. День, когда мы прибыли туда, был прекрасный: небо голубое, купола золотые... Подъезжая к храму, мы пели "Правило веры и образ кротости…", а затем, конечно, величание преподобному Серафиму Саровскому. Вошли в просторный храм с высокими сводами. Службы не было, со стен на нас строго смотрели святые еще дореволюционной росписи. Приложившись к многочисленным иконам в старинных окладах, трепетно поклонились явленому чудотворному образу святителя Николая, приложились к его чудным башмачкам и увидели, что рядом со святителем икона преподобного Серафима Саровского. Нам на радость две иконы рядом были... Отец Виталий начал служить молебен святителю Николаю. Говорят, угодник Божий радуется, когда к нему приезжают паломники, улыбается. Кажется, благосклонно взирал он тогда и на нас, грешных. Может быть, если вы приедете к нему, улыбнется он и вам...

    Снимок с явленой чудотворной иконы святителя Николая. XIX в.Снимок с явленой чудотворной иконы святителя Николая. XIX в.

    Принимали нас в обители с радостью, в трапезной с белоснежными занавесками накрыли стол, уставили его вкусными домашними заготовками, к чаю из трав подали разные сладости, конфеты. Какими довольными, радостными, счастливыми мы покидали эту маленькую гостеприимную обитель!
    Взываем к паломническим службам: организуйте поездки благочестивым паломникам, особенно детям, к святителю Николаю! Молитесь угоднику Божиему Николе, его явленому чудотворному образу!
    Сама же Николо-Радовицкая обитель, где когда-то пребывала икона, находится всего в 20 км от Рязани, на берегу Святого озера. Раньше она принадлежала Рязанской епархии, а ныне развалины монастыря – на территории Шатурского района Московской области. Монастырь вновь передан Русской Православной Церкви (Московская епархия), но наша паломническая группа не видела никаких следов возрождения. Обитель пустынна. В ней имеют обыкновение раз в год собираться современные неоязычники со всей России, жечь кострища, устраивать языческие игрища и Бог знает что еще. Но над страшными развалинами монастыря высоко в небе золотом блестит одинокий крест на куполе главного собора. Крест старый, его, конечно, никто в наше время не ставил, но сияет он, как только что поставленный.
    В 1820 году один рязанский историк писал о Николо-Радовицкой обители: "Это знаменитейшая обитель в России и теперь так процветает ради бесчисленного множества богомольцев, приезжающих и приходящих из дальних стран в нее для моления, что с первейшими обителями в России равняться может". И это было действительно так. Среди небогатой в природном отношении местности, пустынных малохлебородных болотистых земель перед путником внезапно возникала прекрасная обитель. В монастыре было пять великолепных храмов: первый, пятиглавый, в честь Рождества Пресвятой Богородицы – красивейший и величайший в Рязанской епархии. В нем и пребывало сокровище обители – явленый чудотворный образ святителя. Второй – в честь Святителя Николая, трехпрестольный, в итальянском стиле, архитектора Русско. Третий – Иоакима и Анны. Четвертый – в честь апостолов Петра и Павла. Пятый – деревянный, на самом острове, на месте явления образа монаху-отшельнику Ионе. Он соединялся с монастырем 25-саженным деревянным мостом. В обители был приют для сирот – детей духовных лиц, пять гостиниц, где бедные богомольцы всегда безвозмездно получали стол и ночлег, самая лучшая и благоустроенная в Рязанской епархии воскресно-приходская школа.
    Теперь там нет ничего…

    Валентина МОРЕВА

    TopList