Warning: mysqli_stmt::bind_param(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 68

Warning: mysqli_stmt::execute(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 78

Warning: mysqli_stmt::bind_result(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 79

Warning: mysqli_stmt::fetch(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 80

Warning: mysqli_stmt::close(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 83
© Данная статья была опубликована в № 22/2002 журнала "Школьный психолог" издательского дома "Первое сентября". Все права принадлежат автору и издателю и охраняются.
  •  Главная страница "Первого сентября"
  •  Главная страница журнала "Основы православной культуры"
  • "Во всем хвалите Пресвятую Троицу"
    ЦЕРКОВНЫЙ ПРАЗДНИК

    "Во всем хвалите Пресвятую Троицу"

    Ищите во всем великий смысл.

    Преподобный Нектарий Оптинский

    Рождение моей дочери совпало с Троицыным днем. Жена впервые рожала и потому очень боялась. А пожилая нянечка из роддома утешала ее: "Ничего не бойся. У нас на Троицу кто родится – все живы остаются. И вообще все в порядке бывает".
    И вот я думаю: почему русский человек так почитает Троицу? Сколько на Руси храмов поставлено во имя Святой Троицы! Только в одной Москве их пятнадцать, возрожденных сегодня! Сколько иконописцев писали и пишут Троицу. Выдающийся богослов и священник Павел Флоренский как-то сказал: "Если есть "Троица" Рублева, значит, есть Бог!"
    А сколько пословиц и поговорок, связанных с почитанием Пресвятой Троицы, сложено в народе – и не счесть!
    В романе замечательного русского писателя Ивана Шмелева его герой Горкин о Троице говорит так: "Троица-то? А небось учил в книжке, как Авраам Троицу в гости принимал... Как же ты так не знаешь? У Казанской икона вот... три Лика с посошками, под деревом, и яблочки на древе. А на столике хлебца стопочка и кувшинчик с питием. А царь Авраам поклонился, руки сложил и головку от страха отворотил... Пойдет завтра Господь во Святой Троице по всей земле... Земля Ему всякие цветочки взрастила, березки, травки всякие... Вот и понесем Ему, как Авраам-царь".
    "Во всем хвалите Пресвятую Троицу" – так всегда наставляли русских людей и старцы в обителях, и духовники в приходах. Наказ этот звучал еще до официального Крещения Руси святым равноапостольным князем Владимиром. Его бабка, благоверная Ольга, еще в Византии принявшая святое крещение, впервые поставила во Пскове Троицкий храм, тем самым выразив свое почитание Единому в Трех Лицах.
    Ведь и человек создан тоже как троичная ипостась, соединяя в себе дух, душу и тело в единое и нераздельное творение, именуемое человеком. Тайна Святой Троицы указывает на близость Бога к миру: Бог над нами, Бог с нами, Бог в нас, а значит, и во всем окружающем нас мире.
    Однако не будем далее углубляться в исследование этой величайшей тайны. Давайте лучше посмотрим, как этот символ троичности вдохновлял русских людей в битвах за Отечество, как он стал наконец нашим национальным флагом.

    Еще святой князь Александр Невский вел русское воинство на Ледовое побоище со словами: "За Святую Троицу!" И русские победили ливонцев. Освобождение Руси от татарского ига также начиналось под символом Троицы, когда преподобный Сергий Радонежский отдал благоверному князю Димитрию Иоанновичу, готовящемуся к сражению на Куликовом поле, двух своих иноков-воинов – Пересвета и Ослябю – из основанной им Троицкой обители.
    Сохранилось свидетельство Сигизмунда Герберштейна, автора "Записок о Московии", составленных им в XVI веке, где он говорит, что "свои титулы они (то есть великие князья. – М.Б.) издавна писали в трех кругах, заключенных в треугольник. Первый из них – верхний – содержал следующие слова: "Наш Бог – Троица, пребывающая прежде всех век, – Отец, Сын и Дух Святый, – но не три Бога, а один Бог по существу".
    Только тогда, когда стольный град Владимир был разорен татарами и столица Древней Руси перенесена была в Москву, великокняжеский символ изменился на конного всадника, поражающего копьем пасть дракона. Святой Егорий стал отныне считаться гербом Московии.
    Однако через несколько столетий в Большой государственной печати царя Иоанна Грозного вновь возникает троичный символ и читается как "Бога, в Троице славимого, милостью великий государь, царь и великий князь..."
    В конце XV века, когда Российское государство приняло официальный герб в виде двуглавого орла, троичный символ вновь обнаружил себя в трех венцах над головами орла, которые были еще в венце византийских Палеологов, а те, в свою очередь, унаследовали это изображение от первого римского императора Августа кесаря.

    Окончательно такое изображение государственного герба России было утверждено при царе Алексее Михайловиче, где верхний (средний) венец символизировал Бога Отца, а два других венца над головами орла – Бога Сына и Бога Духа Святого.
    Этот же символ Троицы мы наблюдаем и в православном перстосложении при крестном знамении.
    Это же значение Троицы легло в основу и первого российского триколора, который выбрал Петр I в качестве символа морского флота нашего государства. И этот выбор императора также не противоречил обычаю Древней Руси почитать и славить Святую Троицу.
    В период же правления императора Александра III петровский триколор стал использоваться и как государственный штандарт.
    В конце XIX века резко обострились споры о правомочности петровского триколора по отношению к триколору образца 1858 года (черно-золото-белый в отличие от бело-сине-красного). Один из исследователей этого вопроса писал в 1911 году: "Русский национальный цвет должен быть тождествен с цветом государственного герба и императорского штандарта, усвоившими черную финифть и золотой металл, и цвет бело-сине-красный не имеет ничего или весьма мало общего с ними как вынесенный к нам с Запада..."
    Правительственные совещания с целью выяснить, какой же флаг является истинно национальным для России, шли вплоть до Февральской революции, которая поставила точку в этом затянувшемся споре, выбрав петровский триколор.
    И вот уже в наше время V Съезд народных депутатов РСФСР подтвердил выбор, сделанный правительством России в начале 1917 года, утвердив бело-сине-красный триколор в качестве государственного флага новой России.
    Теперь, если вглядеться внимательнее в этот троичный символ нашей Родины, то мы увидим, что это не только "три Лика с посошками под деревом, и яблочки на древе", как пишет И.Шмелев. Это великий символ нашей истории и нашей государственности.
    Символ этот имеет свою историю, уходящую в седую старину, и, с благословения Пресвятой Троицы, указывает нам путь к Истине. Ибо "все события, которые происходят вокруг нас и с нами, имеют смысл. Ничего без причины не бывает".

    Михаил БАРАНОВ,
    участник Общероссийского общественного движения "Россия православная"

    Спонсор публикации статьи: интернет магазин эксклюзивной парфюмерии iPerfume. На страницах магазина, который располагается по адресу http://iPerfume.ru, Вы найдете большой ассортимент мужских и женских духов. На Ваш выбор такие ароматы, как Montale Crystal Flowers, Illuminum Tribal Black Tea, Chanel Eau de Cologne, Bois 1920 Agrumi Amari di Sicilia и множество других. Выгодные цены и бесплатная почтовая доставка по всей России, позволят сделать приятную покупку с экономией Ваших денег и личного времени.

    Основа жизни – вера в Бога

    Основное начало человеческой нравственности есть вера в Бога. Орган духа нашего, которым усвояется эта вера, есть сердце. Жизнь сердца шире жизни умственной. Оно пробуждается раньше ума, и не мыслями, не понятиями, а впечатлениями. Святой апостол Павел говорит о целых народах, что Бог поселил каждый из них в своем месте и окружил благами и красотами природы с целию, не ощутят ли Его и не найдут ли Его, хотя Он недалеко от каждого из нас.
    Если целые народы в известной стране должны сначала ощутить Бога как Благодетеля, потом найти Его по делам дел Его и затем уже возвышаться умом в познании Его, то тем более этим путем богопознания должны идти дети в семействе, которое составляет для них весь мир. И как облегчен этот способ богопознания в области Божественного Откровения и в Православной Церкви!
    Мать-христианка, даже не получившая никакого научного образования, становится учителем богопознания для дитяти с самого его рождения. Приняв его от купели крещения с верою, что оно есть чадо Божие, возрожденное для вечной жизни, она смотрит на него не только с любовью, но и с уважением. Она наблюдает, чтоб оно не оставалось ни на минуту без святого креста, возложенного на него при крещении; она пред глазами дитяти прикрепляет в колыбели святую икону; она призывает к ней ангела-хранителя. Едва покажутся в глазах дитяти первые признаки сознания, едва начнет язык его намекать первые слова, она подносит его к кивоту, освещенному лампадою, и, указывая на икону Спасителя, говорит ему: "Это Бог!"
    И счастливо дитя, которое вместе с первыми речениями, доступными для его языка, усвоит это святое и достопоклоняемое имя!

    Архиепископ АМВРОСИЙ (Ключарев)

    TopList