Warning: mysqli_stmt::bind_param(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 68

Warning: mysqli_stmt::execute(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 78

Warning: mysqli_stmt::bind_result(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 79

Warning: mysqli_stmt::fetch(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 80

Warning: mysqli_stmt::close(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 83
© Данная статья была опубликована в № 21/2002 журнала "Школьный психолог" издательского дома "Первое сентября". Все права принадлежат автору и издателю и охраняются.
  •  Главная страница "Первого сентября"
  •  Главная страница журнала "Основы православной культуры"
  • Христианские мотивы в лирике Лермонтова
    УЧИТЕЛЮ ЛИТЕРАТУРЫ

    Христианские мотивы в лирике Лермонтова

    Лермонтов – самый религиозный из русских поэтов.

    Н.А. Бердяев

    М.Ю. Лермонтов. Гравюра на дереве  Ф.Д. Константинова. 1964 г.М.Ю. Лермонтов. Гравюра на дереве  Ф.Д. Константинова. 1964 г.

    Как я любил, за что страдал,
    Тому судья лишь Бог да совесть.

    М.Ю. Лермонтов

    Звучит песня на стихи М.Ю. Лермонтова “Ангел”.

    Учитель. Какие чувства овладели вашими душами, когда вы слушали эту песню?

    Как вы думаете, какие обстоятельства жизни поэта вдохновили его на создание стихотворения “Ангел”?

    Прочитайте и раскройте содержание прочитанного стихотворения.

    Подумайте, почему М.Ю. Лермонтов назвал стихотворение “Ангел”?

    Что вы знаете об ангелах? Я просила вас заранее посмотреть значение слова в библейской литературе и в Толковом словаре.

    Какое значение имеют следующие словосочетания: ангел-хранитель, ангел во плоти, ангельский голос, день Ангела?

    Познакомьтесь с различными оценками стихотворения М.Ю. Лермонтова “Ангел”. С какой оценкой вы согласны и почему?

    1. “Стихотворение “Ангел” менее удовлетворяет нашему эстетическому чувству. В самом содержании его какая-то неопределенность, какая-то антипоэтическая туманность, так что даже самый талант Лермонтова не мог придать ему жизни... Вообще мы желали бы... чтобы талант Лермонтова чуждался всего аллегорического, безжизненной области, населенной символическими демонами, двусмысленными пери и пр.” (Литературная газета. 1840. № 23).

    2. “Стихотворение Лермонтова “Ангел” – одно из наиболее характерных и драгоценных созданий великого поэта... Детальный разбор этого стихотворения вводит нас в сферу заветных идеальных стремлений Лермонтова, показывает, как рано созрел его гений, с какой настойчивостью поэт обращается к некоторым вопросам, занимавшим его с юных лет, как сильна была в нем вера в прекрасное, как бережно он лелеял свои возлюбленные мечты в трудном, суровом, одиноком пути...” (Семенов Л. Ангел. Харьков, 1912. С. 1).

    Учитель. Стихотворение “Ангел” помечено 1831 годом (Лермонтову – 17 лет).
    “Ангел” – это та точка, где пробился наружу из глубин души родник поэзии великого нашего поэта. Потом его поэзия превратится в поток, отразивший в себе и родные Тарханы, и Кавказ, и звезды, и облака, и луну, плывущую по небу, но сам родник, сам источник – вот он, – стихотворение “Ангел”.
    Говорят (П.Висковатый), что реальной основой поэтического видения “небесной родины” послужили воспоминания поэта о матери и ее песнях, слышанных в младенчестве. Ангел несет живую душу, чтобы вселить ее в земного человека, и поет песню; душа не запомнила этой песни, но ощущение песни, память о песне остались. И вот – земные песни не могут заменить ей тех небесных звуков. Душа в земной юдоли томится, вспоминая о них.
    Но разве не точно так же мать, молодая, красивая, нежная женщина (ангел), лелеяла своей песней душу мальчика, готовя его к трудной и жестокой жизни, к земному пути?!
    Это юношеское стихотворение. Что необычного для ранней лирики Лермонтова вы увидели в этом стихотворении?

    Примерные ответы учащихся

    Отсутствуют мотивы богоборчества и демонизма. “Ангел” – едва ли не единственное в ранней лирике стихотворение, в котором “святых”, “райских” звуков не коснулся пафос сомнения и отрицания. Земной мир – “мир печали и слез” – не отрицается как враждебный, но безоговорочно отступает перед небесным:

    И звуков небес заменить не могли
    Ей скучные песни земли.

    Противоречие между землей и небом, действительностью и мечтой здесь смягчено; стихотворение пронизано музыкой, мелодичностью ритмики – это действительно песня, исполненная “простых и сладких звуков”. Эти стихи положили на музыку более 30 композиторов, в том числе А.Е. Варламов, А.Г. Рубинштейн, С.В. Рахманинов, Н.А. Римский-Корсаков и др.
    Белинский счел стихотворение незрелым, не обнаружив в нем “лермонтовского элемента” – высоко ценимого им критического начала.

    Учитель. Н.А. Бердяев назвал Лермонтова “самым религиозным из русских поэтов”. Почему? Мы попробуем сегодня это доказать или опровергнуть. Христианские мотивы в творчестве М.Ю. Лермонтова – это очень глубокая и многогранная тема. Она включает в себя религиозные, библейские мотивы, богоборческую и демоническую темы. Заранее класс был разделен на группы, которые занимались отдельной темой. И вот свои наблюдения я прошу представить всем. Итак, почему Бердяев назвал Лермонтова самым религиозным поэтом?

    Примерные ответы учащихся

    Интерпретация стихотворений Лермонтова “Исповедь”, “Покаяние”, “Поэт”, “Пророк”, “Ветка Палестины”, “Мой демон”, “Благодарность”, “Когда волнуется желтеющая нива...”, “Я не для ангелов и рая...”, “Азраил”, “1831-го июня 11 дня”, “Ночь”, “Кладбище”, “Отрывок”, “К Деве Небесной” и др.

    Учитель дополняет ответы учащихся, обобщает их.

    Учитель. Лермонтов сосредоточен на религиозно-метафизической проблематике. Вопросы веры, Божиего суда, спасения, вечного блаженства, возможность примирения в человеке духовного и телесно-чувственного начал – все это центральные в его миросозерцании вопросы. Они мучили его, ибо в пределах своего опыта он не мог найти им окончательного, несомненного решения.

    Я, веруя твоим словам,
    Глубоко в сердце погрузился,
    Однако же нашел я там,
    Что ум мой не по пустякам
    К чему-то тайному стремился.
    К тому, чего даны в залог
    С толпою звезд ночные своды,
    И что б уразуметь я мог
    Через мышления и годы.

    1830 

    История познания продолжается в стихотворениях “Ночь”, “1830. Мая 16 число”, “Ангел”, “Исповедь”, “Я не для ангелов и рая...” Это вехи лермонтовского самопознания, напряженного, неустанного. Настоящую его цель писатель объяснит позже, в “Герое нашего времени”: “Только в этом высшем состоянии самопознания человек может оценить правосудие Божие”.
    Человек внутренний обретает покой и способность к высшим созерцаниям:

    Тогда смиряется души моей тревога,
    Тогда расходятся морщины на челе, –
    И счастье я могу постигнуть на земле,
    И в небесах я вижу Бога...

    “Когда волнуется желтеющая нива”,

    1837

    Ему становится доступна и близка святыня, на которой надолго задерживается его задумчивый взгляд:

    Заботой тайною хранима,
    Перед иконой золотой
    Стоишь ты, ветвь Ерусалима,
    Святыни верный часовой!

    Прозрачный сумрак, луч лампады,
    Кивот и крест, символ святой...
    Все полно мира и отрады
    Вокруг тебя и над тобой.

    “Ветка Палестины”, 1837

    Однако противоречие между “человеком внутренним” и “человеком внешним” остается в Лермонтове острым и драматичным. Оно отразилось и в стихотворении “Выхожу один я на дорогу...”.
    Совсем недавно мы размышляли над философской лирикой А.С. Пушкина. Близок ли пушкинский путь искания смысла жизни лермонтовскому? В чем сходство и в чем своеобразие каждого из них?

    Примерные ответы учащихся

    Особое значение для Лермонтова приобретает тема “демонизма”, намеченная в стихотворениях Пушкина “Демон” (1823) и “Ангел” (1827), но не занявшая в творчестве Пушкина значительного места. Эту тему Лермонтов развивает на протяжении почти всей жизни.
    Полемичны “Пророк” Пушкина и “Пророк” Лермонтова. В стихотворении последнего вместо “гласа Бога” герой слышит презрительный и насмешливый голос толпы, утверждающей свое мнимое превосходство.
    Характерный для Пушкина поэтический культ дружбы почти отсутствует у Лермонтова.
    В жанровом отношении Лермонтов предпочитает необычные для Пушкина формы лирического монолога-исповеди, философские медитации.
    Лирика Лермонтова интимна, автобиографична, чего последовательно избегал Пушкин; с другой стороны, лирическое “я” Лермонтова выступает в абстрактно-обобщенном виде, в то время как Пушкин строит свою поэтическую автобиографию с опорой на реалии подлинного быта.
    Ряд лучших стихотворений позднего Пушкина (“Я памятник себе воздвиг нерукотворный...”, “Отцы пустынники и жены непорочны”, “Странник”, “Осень”, “Когда за городом задумчив я брожу...”, “Из Пиндемонти”, “Мирская власть”) были опубликованы лишь в 1841-м и после смерти Лермонтова.
    При сравнении частотного словаря языка Пушкина и Лермонтова можно отметить, что есть слова, которые чаще встречаются у Лермонтова, чем у Пушкина: “страдание”, “грустить”, “зло”, “проклятье”, “рана”, “отчаянье”, “обман”, “стыд”, “смерть”, “ад”, “рай”, ангел”, “храм”. Анализируя эти группы слов, можно увидеть устойчивые лейтмотивы в лирике Лермонтова.

    Пафос лермонтовской лирики коренился в постоянном и требовательном искании Лермонтовым высшей цели бытия и своего назначения. Если в предшествующей Лермонтову декабристской традиции “разгадывать” или “искать” эту цель было не нужно – она была предельно ясна и состояла в героическом и гражданском служении идеалам “вольности”; если А.С. Пушкин сохранил доверие к жизни, признание за ней последней правоты (пушкинское сомнение в цели бытия – стихотворение “Дар напрасный, дар случайный...”, “Стихи, сочиненные ночью во время бессонницы” – не были для него итоговыми и выражали скорее истину момента), то в иной духовной ситуации оказывается герой Лермонтова. Искание цели и смысла жизни никогда не покидает его; доминирующей интонацией при этом является вопрошание. Для героя Лермонтова цель жизни – “неизъяснимая”, “безвестная”, может быть, “печальная” и “страшная”, но всегда “желанная”.
    В поздней лирике Лермонтова искание цели и смысла жизни все более уступает место сознанию осуществленности своей судьбы, того пути, который, бесспорно, есть и по которому идет герой.
    В лермонтовской поэзии мотив счастья преображается в мотив его невозможности и несбыточности.
    Страдание – это основная психологическая характеристика “лермонтовского человека”, для которого все в мире – “предлог мученью”. Если А.С. Пушкин в известной “Элегии” (“Безумных лет угасшее веселье...”, 1830) скажет о своем приятии страдания с нотой грустной благодарности жизни (“Но не хочу, о други, умирать; // Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать”), то такое приятие звучит как выношенный итог и достояние долгого опыта, как то, что остается человеку после быстротечных и не оправдавших иллюзий “безумных лет” молодости. Для Лермонтова же страдание с самого начала было естественным, необходимым психологическим состоянием, к которому он стремился, которое он искал и, наконец, открыто призывал: “Я жить хочу! Хочу печали, любви и счастию назло... что без страданий жизнь поэта?”; “Хочу любить, – и небеса молю о новых муках”.

    Учитель читает стихотворение А.С. Пушкина “Отцы пустынники и жены непорочны”.

    Учитель. Молитва. Для чего она служит? Назовите слова, употребляемые в молитве.

    Знаете ли вы молитвы, молились ли? Какие чувства переполняли вашу душу?

    В творчестве Лермонтова три стихотворения с одноименным названием: “Молитва” – 1829, 1837, 1839 годы.

    Попробуем осмыслить эти произведения: что волновало поэта, каким предстает лирический герой, какие молитвы нашли отражение в лермонтовских “Молитвах”?

    Выступления учащихся, интерпретация стихотворений Лермонтова “Молитва”.

    Еще раз вспомним пушкинское переложение молитвы Ефрема Сирина “Отцы пустынники и жены непорочны”. Мы сравнивали текст молитвы и стихотворения, находили отступления от текста и пытались осмыслить, что привнесли эти отступления в смысл стихотворения.
    Прочитаем стихотворение Пушкина и сравним мироощущение пушкинского и лермонтовского героев при обращении к Богу. Что общего и чем отличаются эти состояния души?

    Звучит романс “Выхожу один я на дорогу...” (1841).

    “Выхожу один я на дорогу...” – одно из последних стихотворений Лермонтова, лирический итог многих исканий, тем и мотивов, сквозных для его творчества. Белинский относил стихотворение к числу избраннейших вещей, в которых “все лермонтовское”. Оно сплошь состоит из высокозначимых в лермонтовском мире эмблематичных слов, каждое из которых имеет долгую и изменчивую поэтическую историю. Найдите эти слова и проследите их “поэтический путь”.

    Примерные ответы учащихся

    В запеве – тема одинокой участи.

    “Кремнистый путь” во второй строке, как метко схваченное впечатление кавказского пейзажа и путь странника в “пустыне безотрадной”. Но меняется лирическая оценка образа пустыни, устойчивого у Лермонтова (“Три пальмы”, “Благодарность”): безотрадный край изгнания, символ опустошенной жизни здесь и в “Пророке” становится также местом уединенного свидания с вселенной. “Голубое сиянье” (любимый цвет Лермонтова) сообщает земному пейзажу космическую широту и бытийность, приобщает его к “пространствам синего эфира” (“Демон”) и к ночной голубизне “Русалки”. “Темный дуб” примыкает к этим образам (завещание Мцыри). 9–10-я строки перекликаются с 11–12-й строками песни Демона и с 7-й строкой стихотворения “И скучно и грустно” (“...и прошлого нет и следа”), отличаясь от них новым настроением задумчивой грусти.

    Учитель. В литературоведении существует точка зрения Макогоненко о влиянии Пушкина на лермонтовские строки: “Я ищу свободы и покоя!” Ознакомьтесь с этой точкой зрения и выскажите свои мысли.
    “Важное место в исповеди Лермонтова занимает стих: “Я ищу свободы и покоя!” – несомненно, что из Пушкина, но не слова, а определенное нравственное убеждение, связанное с пониманием счастья. В 1831 году Пушкин в “Евгении Онегине” писал:

    Я думал: вольность и покой
    Замена счастью. Боже мой!
    Как я ошибся, как наказан.

    ...Но прошло время, и в тяжелый 1834 год в исповедальном стихотворении он написал: “На свете счастья нет, но есть покой и воля” (“Пора, мой друг, пора...”). Лермонтов говорит о жажде свободы и покоя! Что это – перекличка с формулой онегинского письма? Но Онегин верит в счастье! Непосредственная же близость с неоконченным пушкинским стихотворением очевидна. Что это – совпадение?..
    Это предположение укрепляет и второе, программное, “совпадение”: стихотворение Пушкина “Когда за городом задумчив я брожу...” кончалось грандиозным образом дуба, осеняющего могилы деревенского кладбища:

    Стоит широко дуб над важными гробами,
    Колеблясь и шумя...

    Финал лермонтовского стихотворения очевидно пушкинский:

    Надо мной, чтоб вечно зеленея,
    Темный дуб склонялся и шумел.

    (Макогоненко Г.П. Лермонтов и Пушкин. Проблемы преемственного развития литературы. 1987.)

    Примерные ответы учащихся

    Ключевая формула “свободы и покоя”, по видимости совпадая с пушкинской (письмо Онегина, стихотворение “Пора, мой друг, мора...”), возникает у Лермонтова независимо от Пушкина еще в юношеском стихотворении “К...” (“Не думай, чтоб я был достоин сожаленья...”): “...ищу забвенья и свободы...” Мотив побега “в обитель мирную” у Лермонтова лишен пушкинской уравновешенности и “превратился в тему романтически универсального избавления” (Максимов Д. “О двух стихотворениях Лермонтова” в книге “Русская классическая литература. Разборы и анализы”. М., 1969. С. 127–141), приобщения к неувядающей жизни.

    Учитель. Сегодня мы только приоткрыли страницы поэзии Лермонтова. Впереди поиски осмысления этой непростой темы.
    Знакомство с творчеством поэта показало нам, что трагические сомнения и поиски смысла жизни не лишали его веры в светлый Высший мир, в жизнь бесконечную, из высот и далей которой земная жизнь выглядит лишь кратким эпизодом...
    Веры вам, вечных поисков смысла жизни!

    © И.В. ПРИСЯЖНЮК,
    преподаватель литературы
    Шахтинского педагогического колледжа

    TopList