Warning: mysqli_stmt::bind_param(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 68

Warning: mysqli_stmt::execute(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 78

Warning: mysqli_stmt::bind_result(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 79

Warning: mysqli_stmt::fetch(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 80

Warning: mysqli_stmt::close(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 83
© Данная статья была опубликована в № 20/2002 журнала "Школьный психолог" издательского дома "Первое сентября". Все права принадлежат автору и издателю и охраняются.
  •  Главная страница "Первого сентября"
  •  Главная страница журнала "Основы православной культуры"
  • На пользу Церкви и Отечества
    ПАНОРАМА ПРАВОСЛАВНОЙ ЖИЗНИ

    Публикация статьи произведена при поддержке компании «Альянс». Компания «Альянс» предоставляет услуги оптовых поставок строительным материалов на объекты заказчика. Воспользовавшись предложением компании «Альянс», Вы сможете заказать пеноблоки и кирпич всех марок, керамзит, керамогранит, утеплитель, линолеум, ДВП и многие другие материалы для возведения объекта любой сложности. Максимальное внимание к каждому заказчику, высокое качество всех предлагаемых товаров, выгодные цены и минимальные сроки доставок являются гарантами того, что компания «Альянс» послужит Вашим надежным партнером. Узнать больше о предоставляемых услугах можно на официальном сайте компании «Альянс», который располагается по адресу http://aliansbp.ru/

    На пользу Церкви и Отечества

    Православное образование на Вятке

    Вятская земля имеет богатую историческую традицию в области духовного образования. Преподобный Трифон Вятский в 1580 г. основал здесь первый монастырь, который стал центром духовного просвещения Вятского края. В 1658 г. была создана Вятская и Великопермская епархия с центром в Хлынове (будущей Вятке). В начале XVIII в. на Вятскую кафедру стали приезжать архиереи из Малороссии, имевшие большое желание начать развитие школьного дела. Особенно активно взялся за открытие школы архиепископ Лаврентий (Горка), в свое время близкий к кругу "птенцов гнезда Петрова". Его усилиями в Хлынове в 1734 г. возникла Славяно-греко-латинская школа, из которой впоследствии развивается вся система духовного образования в Вятской епархии. К началу ХХ в. она включала в себя Духовную семинарию, Духовное училище, женское епархиальное училище, множество воскресных школ.

    Сразу же после 1917 г. все духовные учебные заведения на Вятке были закрыты. Волна атеизма страшной разрушительной силы прошлась по нашей земле. Из 1100 храмов накануне Великой Отечественной войны осталось только 6 действующих, и все в глубинке.
    Когда в 1978 г. на Кировскую (тогда) кафедру был назначен владыка Хрисанф, не могло быть и речи о развитии духовного образования. Но как только представилась первая возможность, владыка сразу же начал воссоздание Духовной школы. В марте 1991 г. был совершен первый набор в Вятское Духовное училище.
    На сегодняшний день неустанными трудами владыки Хрисанфа в области православного образования в Вятской епархии создана система учебных заведений, которая включает в себя Вятское Духовное училище, православную гимназию, филиал Православного Свято-Тихоновского Богословского института, несколько десятков воскресных школ во главе с епархиальной воскресной школой, две православные группы в детском саду. Епархия активно поддерживает связи со всеми ведущими вузами города. Архиепископ Хрисанф является членом Попечительского совета Вятского государственного педагогического университета.
    Главным звеном системы православного образования в епархии является Вятское Духовное училище, которое в прошлом году отметило 10 лет с момента возобновления своей деятельности. Этот юбилей позволил подвести некоторые итоги и наметить пути развития училища в современных условиях. Пожалуй, основным итогом прошедшего десятилетия стало то, что во многом благодаря деятельности училища в епархии в целом решена проблема подготовленных кадров священнослужителей. Каждый третий из них является выпускником училища. На сегодняшний день на двух отделениях (священнослужителей и регентском) обучается около 80 человек.
    Свой юбилей училище отметило новыми традициями, которые, хотелось бы надеяться, найдут свое продолжение. В частности, на протяжении месяца преподаватели училища проводили открытый лекторий для всех желающих по разъяснению "Основ социальной концепции Русской Православной Церкви". Пожалуй, впервые преподавательский коллектив, обладающий богатым потенциалом, так широко поучаствовал в миссионерской работе.
    Продолжением этого стала первая миссионерская поездка преподавателей и воспитанников училища по селам и деревням Вятской епархии, где на настоящий момент нет действующих храмов. Особенность этой поездки заключалась в том, что в ее подготовке приняли активное участие и государственные структуры: областной департамент культуры и комитет по делам молодежи. Миссионеры совершали богослужение, в том числе и Божественную литургию, совершали таинства Крещения, Венчания, Соборования, откликались на все нужды людей. Эта поездка стала одним из самых заметных событий в миссионерской деятельности епархии в прошлом году. Подходит лето, и в училище разрабатывается план новой поездки, в которой так нуждаются многие люди.

    Божественную литургию служит архиепископ Вятский и Слободской Хрисанф Божественную литургию служит архиепископ Вятский и Слободской Хрисанф

    Свое важное место в системе православного образования занимает Вятская православная гимназия во имя Преподобного Трифона Вятского. Она была создана в 1998 г. тремя учредителями: Вятской епархией, мэрией и Российским детским фондом. Таким образом, на этой образовательной площадке соединились усилия трех основных сил, которые формируют стратегию развития отечественного образования: государство, Церковь и общество.
    Непростым, но оптимальным путем для выстраивания школьного дела пошел коллектив гимназии, выбрав модель "растущей школы". Ее суть заключается в том, что сначала были набраны всего два класса, и затем каждый год осуществлялся набор очередного первого класса. Сейчас самыми старшими в школе являются шестиклассники. В перспективе школа достигнет полного формата.
    Такая модель позволила очень ответственно отнестись к формированию содержания образования. Задача заключается в следующем: сохраняя государственный образовательный стандарт, выстроить содержание образования таким образом, чтобы все его пространство соответствовало православной традиции педагогики. Это касается не только того, что преподается на отдельных предметах, но и то, как это делается. Коллективу приходится решать ряд разноплановых и очень непростых проблем. Надо правильно встроить школу в существующее правовое пространство, которое в области образования является очень несовершенным и оставляет широкие возможности для чиновничьего произвола по отношению к православным школам. Надо приучить себя и государственные структуры к пониманию того, что православная школа – это не экзотика, не маргинальное создание для малой специфической группы населения, но что именно здесь может вырабатываться стратегия развития отечественной школы, сохраняющая все богатство нашей традиции, особенно в сфере духовно-нравственного становления школьника. Надо грамотно построить систему изучаемых предметов, выделить основное несущее звено, которым должны являться предметы гуманитарного цикла: прежде всего русский и церковнославянский язык, затем литература, история, Закон Божий. Но при этом не потерять предметов естественно-математического цикла, вписав их в общую систему. Надо создать уклад в школе, включающий молитву, праздники, творческие дела, поведение, общение и многое другое, что представит для ученика образец жизни православного общества. Наконец, школа должна активно участвовать в жизни местного сообщества, формируя активную гражданскую позицию своих воспитанников.

    На клиросе На клиросе

    Четыре года – срок очень маленький для подведения итогов. Но многое уже сделано и стало заметным явлением в системе образования. В сентябре 2001 года православная гимназия получила статус городской экспериментальной площадки, а также стала методическим центром по подготовке учителей, ведущих в школах курс "Основы православной культуры". На Х Международных Рождественских образовательных чтениях министр образования В.Филиппов вручил директору школы Е.Н.Мошкиной именную стипендию за организацию работы по духовно-нравственному воспитанию школьников. Опытом нашей гимназии активно интересуются соседние регионы. Только в текущем учебном году гостями гимназии стали представители из Перми, Йошкар-Олы, Ижевска. В свою очередь гимназия старается поддерживать связи с теми учебными заведениями, которые накопили гораздо больший опыт в сфере православной педагогики, например с классической православной гимназией "Радонеж" из Москвы. Директор и духовник этой гимназии отец Алексий Сысоев принял участие в работе педагогической секции VI Свято-Трифоновских образовательных чтений в октябре 2001 г.
    Определенные изменения происходят в жизни воскресных школ. В последнее время делаются попытки сделать епархиальную воскресную школу главным методическим центром для всех других воскресных школ епархии. Проблемы здесь тоже стоят очень серьезные. Требуется поиск такой модели воскресной школы, которая учитывала бы главную свою задачу – свидетельствовать ребятам о Воскресении Христовом, и решала бы ее, беря во внимание все особенности жизни современного подростка.
    Проходит первые шаги своего становления православный детский сад, который составит начальное звено всей системы православного образования и воспитания. Готовится к первому выпуску филиал Свято-Тихоновского Богословского института, представляющий звено высшего богословского образования на Вятке. Предстоят большие труды, которые не могут свершиться без помощи Божией, без той поддержки и постоянного попечения делу образования, которое осуществляет владыка Хрисанф, без самоотверженного труда священников и мирян, отдающих свою жизнь делу воспитания и образования наших детишек. Хочется надеяться, что эти усилия дадут свои плоды на пользу нашей Церкви и Отечеству.

    Священник Сергий Гомаюнов,
    ректор Вятского Духовного училища, духовник Вятской православной гимназии
    во имя Преподобного Трифона Вятского

    TopList