Warning: mysqli_stmt::bind_param(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 68

Warning: mysqli_stmt::execute(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 78

Warning: mysqli_stmt::bind_result(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 79

Warning: mysqli_stmt::fetch(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 80

Warning: mysqli_stmt::close(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 83
© Данная статья была опубликована в № 20/2002 журнала "Школьный психолог" издательского дома "Первое сентября". Все права принадлежат автору и издателю и охраняются.
  •  Главная страница "Первого сентября"
  •  Главная страница журнала "Основы православной культуры"
  • В Бога недостаточно верить, Его надо исповедовать
    СВЯТООТЕЧЕСКОЕ УЧЕНИЕ

    В Бога недостаточно верить,
    Его надо исповедовать

    В православной Москве много прекрасных старинных обителей, но самая древняя, самая "первая на Москве" – обитель благоверного князя Даниила, Свято-Данилов мужской ставропигиальный монастырь.

    Чудотворная икона Божией Матери “Призри на смирение” Чудотворная икона Божией Матери “Призри на смирение”

    Князя Даниила недаром называют хозяином Москвы. Младший сын святого князя Александра Невского, князь Даниил, получив в наследство самый малый удел, был доволен им и не роптал. Но именно его малый удел стал в основание великого государства Российского, его столица стала величайшей столицей мира, хотя князь обладал нравом тихим, миролюбивым и никогда не стремился к завоеваниям чужих земель. Но зато он был смиреннейшим молитвенником перед Богом. Видя, с какой мудростью и любовью он управляет своими землями, другие князья отдавали ему в дар свои владения...
    Теперь мощи благоверного князя Даниила покоятся в монастыре, и москвичи, почитая его своим особым защитником, с молитвой припадают к ним, получая от святого Даниила помощь и защиту. Много других святынь есть в монастыре, много замечательных духовных событий происходит там...
    Наместник монастыря, Его высокопреподобие архимандрит АЛЕКСИЙ встретился с нами и уделил нам время для беседы.

    – Отец Алексий, расскажите, пожалуйста, немного о сегодняшней духовной жизни монастыря.

    – Наш монастырь, основанный благоверным князем Даниилом в конце XIII века, был первым на Москве. Он рос, развивался, переходил с места на место и стал основой для созидания других монастырей. Обитель князя Даниила дала нашему государству много духовного. Ежедневно в монастыре совершается молитва преподобному Даниилу, мы обращаемся, прибегаем к его защите, и он конечно же отзывается на наши молитвы, слышит нас, недостойных, своими духовными ушесами и творит просимое. Князь Даниил недаром называется хозяином Москвы.
    Сегодня в монастыре пребывают мощи угодника Божия святителя Николая, присланные в дар монастырю из Италии, из города Бари. Пребывание в монастыре мощей великого чудотворца премного утешает нас. Совсем недавно вся Москва, и не только она, прикладывалась к чудотворной Почаевской иконе Божией Матери, прибывшей в обитель из Почаевской Лавры.

    – Да, люди по несколько часов не боялись стоять на морозе, чтобы получить утешение и помощь от этого чудотворного образа, и получали...

    – Икона Божией Матери "Призри на смирение" побывала у нас, в нашей обители. Все это совершается по просьбе верующих людей. Люди приходят, получают большое утешение и помощь... Сейчас непросто бывает поехать на Украину, в Киев, побывать в Почаевской Лавре. И мы решили поговорить с настоятелем Почаевской Лавры епископом Владимиром, с настоятелем монастыря, в котором находится икона Божией Матери "Призри на смирение", отцом Дамианом, и, естественно, прежде всего с благословения Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия и блаженнейшего митрополита Владимира, о возможности посещения Москвы этого чудотворного образа Божией Матери. Они пошли навстречу нашим просьбам, и вот эти святыни побывали у нас.
    Конечно, чувствовался большой духовный подъем в жизни монастыря. Даже если ты был занят какими-то своими повседневными заботами, пребывание икон в храме, ежедневные молитвы перед ними радовали сердце, и когда они уходили от нас, немножко становилось грустно от сознания, что такой святыни, как Почаевская, скажем, икона, уже нет в монастыре.
    Многие чудотворения свершились по молитвам перед этим образом Божией Матери, многим она помогла. Вот свидетельство американской учительницы Рани Глиссон, оно записано ею собственноручно: "Я американская учительница, путешествовавшая по России со студентами. Во время нашего путешествия мы посетили прекрасный монастырь (она имеет в виду Данилов. – Ред.). Во время нашего пребывания там нам показали святую икону Божией Матери и Иисуса Христа. Я исповедую греческую православную веру и была очень тронута при виде этой иконы. Я молилась перед ней за своего отца, который находился в Соединенных Штатах, ожидая операции. У него обнаружили рак. Я молилась, чтобы эта опасная болезнь оставила его. Когда я приложилась к иконе, то почувствовала облегчение. А два дня назад я получила сообщение от моей матери, что у отца во время рентгена рак не обнаружили. Это было чудо".
    На эту историю, конечно, разные люди посмотрят по-разному: одни – как на чудо, другие – нет, но она довольно интересная. Вот вам еще одна история. Одна женщина, зная, что Почаевская икона в Москве, очень хотела к ней приехать, приложиться, но не собралась, у нее было много хлопот по своим домашним делам. Она собирала средства на постройку загородного дома, потому что у нее больной муж, ему необходим свежий воздух. И вот собрала она средства свои, какие имела, родственники помогли, и поехала на рынок смотреть строительные материалы для приобретения. И у нее все эти деньги украли, вытащили там. Когда она обнаружила это, она впала в ужас и страх: что же ей теперь делать, к кому обращаться? И тут уж ей стало ясно – надо ехать к Почаевской иконе. Приехала, приложилась, помолилась. И что? С ней произошло чудо. Какое? Деньги ее не нашлись, конечно, никто ей назад их не принес, но произошло другое. Администрация рынка, узнав, что произошла такая потеря, собрала эту сумму и возвратила ей. Не знаю, на мой взгляд, это чудо.

    Наместник Свято-Данилова монастыря архимандрит Алексий (Поликарпов). Фото Евгения Крылова Наместник Свято-Данилова монастыря архимандрит Алексий (Поликарпов). Фото Евгения Крылова

    – На мой взгляд, тоже. Что-то не слышала я такого в своей жизни, чтобы администрация рынка возмещала похищенные у посетителей деньги... Отец Алексий, может быть, пребывание в монастыре чудотворных икон из православных обителей не только России, но и других стран станет замечательной традицией монастыря?

    – Мы имеем такое намерение, – говорит с улыбкой отец Алексий, – но пока об этом трудно говорить, так как надо решить много организационных вопросов...
    В обители у нас совершаются многие чудеса, потому что Господь жив и Он творит. Вот, например, есть у нас Надкладезная часовенка, под ней колодец, из него водица поднимается наверх и все могут напиться или взять ее с собой (зимой мы перекрываем ее, так как она замерзает). От нее бывали исцеления. Конечно, мы не обо всех случаях знаем, но иногда нам пишут о них. У нас есть некоторые данные. Муж с женой приехали сюда однажды, набрали водичку из колодца и к себе домой уехали. А дома случилась у них болезнь, они вспомнили о водичке и с молитвой получили исцеление от нее, а после написали нам. Был и такой случай: у одной женщины стала сохнуть рука, и ей старцы сказали, что она исцелится перед иконой Божией Матери. Она не москвичка сама, ездила по разным святым местам, молилась у разных икон, как-то через Москву проезжала... Посетив наш монастырь, увидела в Свято-Троицком соборе у нас икону Божией Матери "Троеручица". Она ей очень понравилась. Вы знаете, наверное, что на Святой Горе Афон в сербском монастыре этот образ Божией Матери занимает игуменское место. И женщина получила исцеление по молитвам перед этой иконой. Недавно был прославлен в лике святых насельник нашего монастыря преподобный Георгий Даниловский. Его мощи в Покровском храме пребывают... Много духовной радости приносят наши святыни.

    – Отец Алексий, известно, что человек не может жить в бездуховном пространстве, душа его задохнется, но многие ищут духовность не в православном храме, хотя они верующие и обращаются к Богу, а в храме разных искусств. Что бы вы сказали по этому поводу?

    – Если мы говорим о духовности, то, наверное, прежде всего нужно говорить о жизни в Духе, и в Духе Святом. Преподобный Серафим Саровский в беседе с Мотовиловым говорил о приобретении, стяжании благодати Духа Святаго. Он сказал, что это основная цель жизни любого христианина. Молитва домашняя, церковная, исполнение обрядов, участие в церковных таинствах – это все путь, по которому мы идем для того, чтобы соединиться со Христом. Надо, чтобы Христос вошел в нас, сотворил обитель в нашем сердце. Как говорит нам слово Божие: Се стою у двери и стучу (Откр. 3, 30).
    Если вести речь о духовности, которая проявляется в многообразии – Дух дышит, где хочет (Ин. 3, 8), то, может быть, уместно согласиться с тем, что если люди говорят, что они как-то преображаются душою, не вкладывая в то же время в это понятие духовного смысла, а только, может быть, душевное, культурное, они тоже могут быть по-своему правы, они изменяются – изменяются, может быть, в лучшую сторону. Но старец Варсонофий Оптинский (теперь, причисленный к лику святых, – преподобный Варсонофий) говорил, что литература, искусство тоже могут быть источником познания о Боге, но источником мутным. А вот первоначальное наше познание должно быть в Церкви, в Священном Писании, в благодати Духа Святаго. Дух Святой изменяет человека. Святым Духом всякая душа дышит и всякая душа преображается.

    Когда Господь беседовал, как мы знаем из Святого Евангелия, с Никодимом, то говорил: Если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия (Ин. 3, 3). Человек должен родиться заново, должен измениться. Духовное начало в человеке должно быть приоритетным. Не отвергаются земные радости, наслаждение, заботы, тревоги, но все это должно быть только средствами на пути нашего спасения. Как апостол нам говорит? Итак, едите ли, пьете ли, или (иное) что делаете, все делайте во славу Божию (1 Кор. 10, 31). И принцип отношения к земным ценностям должен быть таким, каким он обозначен в Священном Писании: Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но не все назидает (1 Кор. 10, 23). Все мне позволительно, но не все должно обладать мною (1 Кор. 6, 12). То есть Бог и Божие, духовное, должно быть на первом плане, а потом все остальное. Ищите прежде всего Царствия Божия, и все остальное приложится вам – и Православие как бы выращивает человека, оно из недр земли поднимает его и уносит к небу. Праведный верою жив будет (Рим. 1, 17). Это постепенно должно вырасти в человеке.
    Когда человек приходит в церковь, то на каком-то этапе, может быть, уместно будет основываться пока на словах: тот, кто не против вас, тот за вас. Но идет время, Господь дает нам силы, дает крепость духовного познания, и мы должны, обязаны расти. И вот тогда уже кто не собирает со Мною, тот расточает (Мф. 12, 30). То есть непременно должен быть духовный рост человека, и при этом мы не можем с удовлетворением (а иногда и с самоудовлетворением) говорить себе: как хорошо, я изменился в лучшую сторону. Наше изменение в лучшую сторону не будет хорошим показателем в этом случае, это будет уже не мытарево понимание, а понимание фарисейское. Как говорят святые отцы, вот, в частности, преподобный Иоанн Лествичник? "Если ты увидишь грехи свои, умножившиеся, как песок морской, вот тогда ты можешь сказать, что ты на верном пути, ты стремишься".
    И наше дело даже не в том, что мы непременно должны ощущать, видеть плоды духовной жизни. "Мы трудимся (именно труд прежде всего), а плоды дает Господь" (святитель Феофан Затворник). Но все это Святым Духом одухотворяется, и прежде всего в Церкви, потому что благодать Духа Святаго мы нигде не можем почерпнуть, как только в таинствах церковных. Вот почему непременно каждый человек, ищущий духовности, должен быть в Церкви. Вне Церкви спасения нет и нет благодати Духа. Нигде, ни в каком ином месте благодати Духа Святаго мы не получим. Даже более того, святые отцы говорят: можно знать и читать Евангелие, можно петь "Аллилуиа", но если ты не будешь в Церкви, значит, ты вне корабля спасительного.
    Церковь – это училище благочестия. Разными путями люди приходят в Церковь: у кого-то случилось горе, у кого-то просто проснулась память и заговорило сердце о тех корнях, которые наш народ имеет вот уже тысячу лет. Посмотрите сами, как люди иногда приходят и говорят: "У меня скончались родители, я пришел (или пришла) их помянуть". Сердце у них отозвалось. Кто-то просто ищет Бога в душе – у него появляется такая потребность, – и он устремляется к высшему, потому что земные идеалы, земные мерки его не удовлетворяют.
    Приходя в храм, естественно, мы многого не знаем, многое не понимаем, нам непонятен подчас язык богослужения и многое другое. Но если мы все-таки ходим в церковь, приходим в храм, то постепенно все это нам открывается, появляется наш собственный интерес, а собственный интерес сейчас вполне можно удовлетворить, это не 60-е годы прошлого столетия, много открылось храмов, в них можно услышать и церковную проповедь, во множестве продаются книги православного содержания, существуют воскресные школы для наших детей, и не только для детей, их ведь посещают и взрослые, ни один священник не откажет вам в беседе, проводятся различные лекции – ищите и обрящете. Теперь, слава Богу, по крайней мере в Москве, это вполне достижимо.
    Церковь – это место, где почивает Дух Божий, это место селения славы Божией. Здесь мы приобретаем внешнее, а через внешнее, конечно, прежде всего мы должны стремиться к внутреннему, потому что обряды – это внешнее благочестие, благочестивые навыки, а таинства – это подарок, даяние даров Духа Святаго. И вот я считаю, что прежде всего человек должен начать с того, чтобы непременно ходить в церковь, потому что Бога можно признавать, в Бога можно веровать, но этого недостаточно. Его надо исповедовать, потому что сердцем мы веруем, а устами мы исповедуем спасение.

    – Благодарю вас, отец Алексий, за интересную беседу. Если можно, несколько слов читателям нашей газеты.

    – У вас очень хорошая газета. Видно, что сотрудники много делают для того, чтобы она была читаема, чтобы была полезна, чтобы была именно душеспасительная. Много тепла и сердца они вкладывают в это. Дай Бог, чтобы читатели это чувствовали и все бы вместе шли по спасительному пути ко Христу.

    С Его высокопреподобием архимандритом АЛЕКСИЕМ беседовала Валентина МОРЕВА

    TopList