Warning: mysqli_stmt::bind_param(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 68

Warning: mysqli_stmt::execute(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 78

Warning: mysqli_stmt::bind_result(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 79

Warning: mysqli_stmt::fetch(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 80

Warning: mysqli_stmt::close(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 83
© Данная статья была опубликована в № 19/2002 журнала "Школьный психолог" издательского дома "Первое сентября". Все права принадлежат автору и издателю и охраняются.
  •  Главная страница "Первого сентября"
  •  Главная страница журнала "Основы православной культуры"
  • Православные витязи
    ПРАВОСЛАВНОЕ ВОИНСТВО

    Православные витязи

    Говорят, что младшее поколение больше не хочет подражать старшим, что сегодняшние дети не знают Родины как великой державы. Более ста рязанских подростков ответили "да" на предложение Рязанской епархии создать для них детскую военно-патриотическую организацию. Идея зародилась в стенах Свято-Иоанно-Богословского монастыря, ее поддержал и благословил епископ Шацкий Иосиф, викарий Рязанской епархии, а также митрополит Рязанский и Касимовский Симон.

    Посещение лагеря епископом Шацким, викарием Рязанской епархии Посещение лагеря епископом Шацким, викарием Рязанской епархии

    Рассказывает руководитель Рязанской региональной общественной организации "Православные витязи" майор запаса Виктор Иванович Тихонов:
    – Все началось с чеченской войны 1995 года, на которой погиб мой друг. После его гибели я стал много думать о том, почему так много ребят погибло на этой войне. И теперь уверен, что основная причина – в плохой подготовке: физической, моральной и, конечно, духовной. Здоровье нынешних призывников, попросту говоря, никуда не годится, и говорить о какой-либо сносной физической подготовке вообще не приходится. Многие даже один раз подтянуться не могут. Последние годы я проходил службу в Военном университете связи и знаю, с каким трудом из огромного количества ребят отбираются годные по состоянию здоровья к офицерской службе.
    Но воспитать мужчину – это не только научить его драться, бегать, подтягиваться. Прежде всего надо взрастить в нем человека, личность, то есть духовно образовать его. И я, как верующий человек, считаю, что без Православия это невозможно.
    Ну а в повседневной работе организацию поддерживает, вдохновляет и наставляет духовник православных витязей иеромонах Виталий (Уткин), насельник Свято-Иоанно-Богословского монастыря.
    Занимаются здесь ребята с 5-го по 11-й класс. На вопрос, что им здесь особенно интересно, они отвечают, что интересно все. И это не общий ответ. "Все" – это, в первую очередь, Закон Божий, во вторую – история Вооруженных Сил России, военная топография, огневая подготовка, автомобильное дело, средства связи, медицинская подготовка, экстремальный туризм, строевая подготовка, подводное плавание, конный спорт и другие предметы. И конечно – "русский стиль" рукопашного боя. Ведь это витязи. Основу борьбы составляет система Кадочникова, а также творчески отработанные элементы русского кулачного боя.

    Не драться, а защищать свою Родину

    Благословение священника Благословение священника

    "Русский стиль" издревле известен миру. Не случайно китайские и японские императоры, имея своих собственных первоклассных мастеров восточных единоборств, брали себе в охрану русских воинов. Русский воин так мог орудовать двумя мечами, что прокладывал себе дорогу в стане врага, проходя невредимым сквозь строй противника. Мечи его двигались настолько быстро, что ни одна стрела, пущенная в него, не достигала цели. Большими мастерами рукопашного боя были и рязанские дружинники Евпатия Коловрата, потому и нагоняли они такой страх на татарские полчища.
    Но православные витязи учатся не драться, а защищать свою Родину. "А Родина, – говорит отец Виталий, – это не географическая реальность, не экономическая общность, не культурный пласт и даже не этническое единство. Это единство в Боге народа и его истории. Только в Боге мы духовно соединены с теми витязями, которые пали в 1237 году, защищая Рязань, Веру и Отечество. В своей работе с детьми мы стараемся показать им, что великая Россия была, есть и будет. И у нашей Отчизны не только славное прошлое, но и великое будущее, и дети – часть этого будущего и его строители.
    Нам нужно общественное движение, которое бы выступило с лозунгом "Службе в армии – да!" Но у этой службы должна быть духовная основа, понимание, что мы защищаем, отстаиваем не территорию, а преображенную Родину – Святую Русь.
    У нас нет возможности работать с большим количеством детей, но работаем мы напряженно и плодотворно. Неважно, кем они станут, главное, чтобы они были русскими православными людьми, любящими Бога и свою Родину и способными защитить свою Веру и Отечество".

    Православные витязи – это…

    На молебне перед иконой Матери Божией Одигитрия Феодотьевская На молебне перед иконой Матери Божией Одигитрия Феодотьевская

    Организация "Православные витязи" существует уже второй год. Сейчас она разделена на несколько дружин, в ней занимаются более ста мальчиков и юношей от 10 до 17 лет. Часто это дети из неполных, неблагополучных и малообеспеченных семей. Есть дружина в городе Пронске и отдельный отряд в селе Пощупово.
    Дружины носят имена святых благоверных князей Александра Невского и Димитрия Донского, знаменитых русских полководцев М.Д. Скобелева, Г.К. Жукова, а своим небесным покровителем витязи считают святого благоверного князя Романа Рязанского. Святой князь и воин жил в XIII веке. Когда его вызвали в Орду и там заставляли отказаться от Православия, он твердо исповедал себя христианином. За это он был жестоко казнен.
    Подвиг святого князя Романа повторил в наше время русский солдат Евгений Родионов. Его именем назван Пощуповский отряд "Православных витязей".
    Знамя у витязей особенное, такого нет пока ни у кого. Пошито оно по образцу знамен Русской армии времен Первой мировой войны. На одной стороне полотнища изображен лик Спаса Нерукотворного, на другой – икона небесного покровителя организации святого благоверного князя Романа Рязанского. И надписи: "С нами Бог!", "За Веру и Отечество!", "Православные витязи". В знамени – идея организации, внутреннее содержание ее жизни.
    Значение знамени во все времена сопряжено со значением величайших святынь. Знамя – от знамения. На все битвы, которые выпали на долю России, прежде оружия выносились святые иконы. Они возносились на древках высоко к небесам, как возносились и молитвы ратников о даровании спасения и победы над неприятелем. Духовный смысл знамени однозначен, его определил царственный псалмопевец: "Даруй боящимся Тебя знамение, чтобы они подняли его ради истины..." Русский воин, идущий на битву, которая для него всякий раз была сопряжена с духовной бранью, ибо враги его православного Отечества были прежде всего врагами Христа, воинским знаменем, этим Божиим знамением, освящал и святил себе путь к победе.
    Собственное знамя православным витязям было торжественно вручено военным комиссаром Рязанской области генерал-майором Олегом Ивановичем Тесленко, а освятил его владыка Иосиф, епископ Шацкий.
    Сегодня витязям преподаются 16 предметов. И каждый из них имеет не только научный военный или практический интерес, но и свой собственный духовный смысл. Что такое, например, топография? Умение не потеряться, не растеряться, следовательно, не потерять самого себя, правильно определить свои внешние и внутренние координаты. Для чего нужен конный спорт? Учась управлять конем, мы учимся разумно управлять неразумной животной силой, подчинять ее себе. Эта животная сила есть и в нас самих: наши страсти, греховные пожелания. Таким образом, конный спорт помогает нам преодолеть самих себя и научиться управлять собой. Примерно об этом говорят и преподаватели православных витязей. Им слово.

    Великая Заступница Святой Рязанской земли Великая Заступница Святой Рязанской земли

    Андрей Петрович Курабо – подполковник, окончил Рязанский институт ВДВ, служил в войсках специального назначения, работал начальником штаба Рязанского ОМОНа, витязям преподает разведподготовку и курс молодого бойца.

    – Как повлиял летний лагерь на ребят, какими они возвратились домой?

    – Каждый из них совершил походный марш. Дело это очень серьезное, сложное само по себе, даже если человек физически хорошо развит, тем более если у него нет того, что называется маршевой втянутостью. Преодоление здесь даже не физическое, а психологическое.

    Можно ли это сравнить с туризмом?

    – Вряд ли. Туристы просто двигаются, не выматывая себя до конца. Если турист устал, он остановится, разобьет лагерь, отдохнет. Ребята, которые ходили в поход со мной, попали в очень жесткие условия. Они прошли маршем в общей сложности около 30 километров.

    Они успевали за вами?

    – Я регулировал темп ходьбы, по-всякому их испытывал: то мы двигались очень быстро, то тормозили. Ребята все разные, физические данные у них различаются очень сильно, и мне хотелось, чтобы они сами, без напоминаний, пришли к тому, что в своем подразделении ты должен помогать другим. И когда я давал им "рваный" темп и взвинчивал его до предела – так, что они за мной буквально бежали, кто-то при этом обязательно отставал, тогда витязи возвращались, брали отставшего под руки и вели, чтобы прийти всем вместе.
    Погода устроила нам однажды большое испытание. Во время похода мы пережили грозу, какой я, пожалуй, не помню за всю свою жизнь. Она застала нас в чистом поле, где было всего два дерева. Хрестоматийно опасная ситуация. Ребята укрылись в палатках, когда начался невероятной силы ливень, но, что удивительно, самая страшная туча обошла наш палаточный островок с двух сторон, сомкнувшись в одно огромное целое сразу за ним.

    Полоса препятствий Полоса препятствий

    Молились?

    – Кто-то молился, кто-то просто боялся, что было, то было... Впрочем, были и вкусные природные дары. Столько земляники я давно не видел. Как-то ночевали в таком месте, где было очень много вишни. Ребята наелись от души.

    Как вы оцениваете физическую подготовку сегодняшних детей?

    – Бабушки и мамы сделали все, что могли, чтобы мальчишки не блистали мужественностью. Дети несравнимо слабее по сравнению, скажем, с моим поколением. И как раз такие организации, как "Православные витязи", ставят своей целью физическое развитие ребят, не забывая при этом, что оно должно идти вслед за духовным. Если нам это удастся, значит, мы сделаем большое дело, если не удастся, грош нам цена.

    Игорь Валерьевич Каклюгин, преподаватель экстремального туризма, по образованию инженер-программист.

    Чем актуальна для нашего времени организация "Православных витязей"?

    – Природа не терпит пустоты. Я воспитывался в пионерской организации, могу сравнивать. Здесь ребята объединяются не на основе какой-то чуждой идеологии, чего-то непонятного, а именно на наших русских традициях, причем ребята заняты настоящим реальным делом, они видят плоды своего труда. Мы уставали, но мы научились, нам было тяжело, но мы смогли. Они преодолели себя. Важен именно этот момент. И главное – они ходят в церковь. Здесь нет никакой идеологии, здесь – тысячелетний опыт русской истории. Они все видят и понимают.

    – Юнноармейское движение сегодня существует за счет энтузиастов, но их единицы, – говорит иеромонах Виталий. – Мы предлагаем движение с новым (для последнего времени) – православным – мировоззрением, как бы замыкая круг и возвращаясь к своим истокам. Но это не будет военно-спортивный клуб, – подчеркивает отец Виталий. – Мы создаем организацию, где дети, самосовершенствуясь и последовательно преодолевая одну ступень за другой, осознают себя частью своей страны. Для чего мы надели на детей форму? Для того чтобы они почувствовали себя воинами, спаянными единой патриотической идеей, для того чтобы они поняли, что на них уже сейчас лежит великая ответственность по защите своего Отечества. Это понимание мы и хотим привить нашим детям, чтобы он выросли настоящими православными витязями, беря пример из прошлого, из Древней Руси. Мы хотим, чтобы они вырастали такими же, какими были воины Древней Руси, – витязями, защищающими свою землю, свое Отечество, свою Родину. И только Церковь способна освятить этот ратный труд, способна благословить и вдохновить воина.
    Летний лагерь, в который витязи выезжали в июле 2000 года, был разбит вблизи Старой Рязани, около села Гулынки, на месте, связанном с мученическим подвигом рязанцев в 1237 году. Недавно в селе была построена часовня в честь Почаевской иконы Матери Божией. Это определило не только дух смены, но и маршрут паломнических маршрутов витязей. Одно паломничество состоялось в Старую Рязань, древний стольный град Рязанского княжества, сожженный дотла Батыем. Целью другого был городок Ново-Ольгов – бывший форпост, крепость на подходе к Старой Рязани, который первым встал на пути татар. Третьим был поход в храм села Срезнево, где находится чтимая рязанцами икона Божией Матери "Споручница грешных"...
    Пройти двадцать километров по лугам, болотам, с палатками и полным комплектом припасов, да еще и по "собственному" азимуту, – согласитесь, не так уж и просто. Кроме паломнических походов у витязей были и другие занятия: по топографии, экстремальному туризму, рукопашному бою, парашютной и строевой подготовке и, конечно, по Закону Божию и истории Вооруженных Сил России. А еще – плавание, футбол, волейбол, сдача спортивных норм. А еще – дежурства в карауле. Даже в единственный за смену родительский день дежурства не отменялись и тем, кому не повезло, то есть дежурным, приходилось улыбаться родным, не сходя с места караула. Но ведь армия, да и подготовка к ней, – дело серьезное, тут уж не до хныканья и не до маминых объятий... Подворотнички к форме каждый вечер сами пришивали...

    Днем еще ничего…

    Все очень хорошо! Все очень хорошо!

    Слово детям.

    Витя: Я даже не знал, что смогу выдержать такие походы: идти было тяжело, жарко, долго. У некоторых взрослые забирали рюкзаки. Я прошел как положено. Это был экзамен на собственную выносливость.
    Возможно, впервые ребята ощутили себя мужчинами, примерили солдатскую нагрузку. Особенно на занятиях по военной топографии.
    – Маршрут был составлен так, – добавляет Витя, – чтобы бежать то по мокрой траве, то по высокой, то через водоемы (болото, речку, где вброд, где вплавь, как получится). В лагерь приходили по уши в грязи.
    – Попробовали себя как разведчики, – рассказывает другой наш собеседник Ваня. – Одного человека спрячут, а мы должны были его найти, скрытно к нему подобраться и взять как "языка". Ползать учились по-пластунски. Очень непросто, кстати.
    В 2001 году летний лагерь Рязанской региональной общественной организации "Православные витязи" проходил в Дубровичах, на самом настоящем учебном полигоне самого настоящего десантного полка. В родительский день (да, у витязей бывает и родительский день) с видом знатоков ребята объясняют своим мамам, что БМД – это боевые машины десанта, и они располагаются буквально рядом. А еще у ребят здесь самые настоящие полевые палатки, самая настоящая полевая столовая, передвижная полевая кухня и даже посудомоечная установка, опять же предусмотренная для применения в полевых условиях. А еще – зарядка и плавание, рукопашный бой и походы, экстремальный туризм и круглосуточная служба в карауле. И занятия – по Закону Божию и по истории Вооруженных Сил России. И полевой храм, в котором ведутся самые настоящие службы.

    Виктор Иванович Тихонов.

    – В этом году мы провели огромную подготовительную работу. Ребят привезли больше, чем в прошлом году. И рязанских, и представителей отрядов витязей из области – пощуповских и новомичуринских. Перед тем как открыть лагерь, мы перевозили палатки с прошлогоднего места дислокации, строили пять дополнительных палаточных гнезд, искали оборудование и снаряжение, завозили, устанавливали и оборудовали кухню, трапезную, храм, провели собственный водопровод и соорудили умывальник. Словом, здесь было чистое поле, а теперь настоящий лагерь. Большое спасибо десантному полку, командиру, его офицерам, которые помогали нам обустраиваться, а теперь – организовывать нашу жизнь и занятия.
    Понятно, что жить в таком лагере ребятам непросто. Они ведь сегодня нежные, как комнатные цветы. Были и такие, кто, не выдержав первых трудностей, уехал домой и, оправдываясь, жаловался родителям, что приходилось зубной щеткой мыть бэтээры.
    Построив родителей и детей лицом к лицу, Виктор Иванович попросил поднять руки тех, чьи зубные щетки пострадали от столь тяжелой работы. Все засмеялись. А он, уже совершенно серьезно, попросил родителей внимательно посмотреть на своих детей и сравнить их с теми, кого они отправляли в лагерь. Контраст был разителен.

    Иеромонах Виталий.

    – Мы с вами очень часто сетуем, что все вокруг плохо, что неоткуда ждать помощи, нет никаких перспектив. Но если бы мы помнили, что помощь нужно просить сначала у Бога, что главное достояние православного христианина – это вера и воля, мы могли бы изменить любую ситуацию: и в своей семье, и в своей стране, и на своей земле. Вера и воля неразрывно связаны. Человек безвольный не может быть верующим, потому что верующий человек призван изменить самого себя, и тогда его волей изменится мир вокруг него. Человек неверующий не может быть волевым – откуда этой воле взяться?
    Этому мы и учим витязей. Они, конечно, еще дети – и по возрасту, и по силам, и по разумению. Но это то поколение, которому создавать будущую Россию. Если мы не научим их сейчас вере и воле, наша страна не будет иметь будущего. Каким бы обласканным и ухоженным ни вырастили ребенка в семье, будущего у него не будет, потому что не будет будущего у всей страны. Если же мы дадим им возможность проявить себя в самостоятельной жизни, почувствовать себя мужчинами, развить в себе волю на основе веры, мы можем быть спокойны и за их будущее, и за свою страну.

    Ирина МАТВЕЕВА
    (Более подробно о православных витязях см. сайт www.rus-inok.ru, где представлен также фотоальбом о жизни детей в летнем лагере)

    TopList