Warning: mysqli_stmt::bind_param(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 68

Warning: mysqli_stmt::execute(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 78

Warning: mysqli_stmt::bind_result(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 79

Warning: mysqli_stmt::fetch(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 80

Warning: mysqli_stmt::close(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 83
© Данная статья была опубликована в № 19/2002 журнала "Школьный психолог" издательского дома "Первое сентября". Все права принадлежат автору и издателю и охраняются.
  •  Главная страница "Первого сентября"
  •  Главная страница журнала "Основы православной культуры"
  • Легко ли быть молодым?
    СЛОВО ПАСТЫРЯ

    Легко ли быть молодым?

    – Ваше Высокопреосвященство! Сегодня многие говорят, что роль Православной Церкви в жизни общества в дальнейшем будет неуклонно снижаться, потому что современная молодежь живет идеалами, далекими не только от церковных канонов, но даже от элементарных нравственных принципов...

    – Думаю, что людям, выступающим с подобными оценками, нужно просто почаще общаться с молодежью. Это не всегда легко – ведь почти каждому человеку "в возрасте" приходится в процессе такого общения преодолевать сложившиеся стереотипы восприятия и мышления. Но если отказаться от предвзятых мнений, если найти в себе способность не только поучать, но и вслушиваться, то окажется, что встречи с молодыми и радуют, и обогащают. Современная молодежь прежде всего очень разная. Было бы огромной ошибкой ограничиваться поверхностными суждениями и всех стричь под одну гребенку. А уж коли попытаться сказать что-то о молодежи в целом, то, по-моему, тяга к идеалу, и идеалу высокому, молодым свойственна даже в большей мере, чем людям, скажем, среднего возраста, которые чаще бывают отравлены нравственной усталостью и цинизмом. И еще – молодежь обычно с особой чувствительностью относится ко всякой фальши и к проявлениям косности.
    Кстати, статистические данные показывают, что среди молодежи больше верующих, чем среди людей среднего возраста, так что перспективы, на мой взгляд, скорее обнадеживающие.

    – К великому сожалению, движущими силами современной молодежи являются такие разрушительные для личности явления, как разврат, наркомания, стремление к обогащению. Иногда получается так, что в силу сложившихся обстоятельств молодым людям приходится зарабатывать на жизнь, совершая, мягко говоря, не совсем нравственные поступки. Каким образом православному молодому человеку, живущему в миру, строить свою жизнь в этих условиях?

    – По-моему, лучше, чем Псалмопевец, не скажешь: Как юноше содержать в чистоте путь свой? Хранением себя по слову Твоему (Пс. 118, 9). Что это значит – хранить себя? Не поступаться личным достоинством, душевным миром ради денег и дешевых удовольствий – дешевых в том смысле, что их ценность несравнима с ценностью человеческой личности. Распутство, пьянство, наркотики, нечестная нажива – все это разрушает человека духовно и физически. В конце концов человек теряет от такой жизни всякую радость: душа пуста и неспособна к счастью; все, что манило, оказалось иллюзией. Приходится выбирать. Чтобы оставаться самим собой, надо порой платить дорогую цену. Но дело того стоит.

    – Часто бывает так, что когда молодой человек переступает порог храма, то проблемы для него не заканчиваются, а только начинаются. Одна из них: его общение с окружающим миром и с прежним кругом друзей – здесь часто случаются перегибы. Как молодому человеку правильно сориентироваться, чтобы найти свое место в Церкви и в обществе?

    – Отсутствие проблем за порогом храма, насколько мне известно, не принадлежит к числу обетований Божиих. Но дать ответ на поставленные вами вопросы в общей форме очень трудно. С одной стороны, круг неверующих или невоцерковленных друзей – самая естественная среда для проповеди, для свидетельства о Христе и Его Церкви. А подобное свидетельство может быть действенным только тогда, когда жизнь этих людей и их судьба тебе не безразличны, когда ты испытываешь к ним живой личный интерес. Фарисейское чувство превосходства: Этот народ невежда в законе, проклят он (Ин. 7, 49) – перечеркивает всякую возможность послужить спасению окружающих. Дружеское общение с теми, кто во многом не похож на тебя, может, кроме всего прочего, стать хорошей школой будущего пастырства. Как можно идти по всему миру и проповедовать Евангелие (Мк. 16, 15), если ты не в состоянии сказать нужное слово тем, кого давно знаешь?
    С другой стороны, прежний круг общения на каком-то этапе жизни иногда бывает непосильным искушением для человека, еще не утвержденного в своей вере и в своем жизненном выборе. Может оказаться, что не юноша, пришедший к Церкви, помогает близким людям идти вперед, а они тянут его назад. Иногда всякая основа для дружбы утрачивается, например, когда объединяющим началом всего-то и был общий грех. Тогда уж "горе, в Сигор угонзай", как говорится в Великом каноне, тогда бегите из среды Вавилона и спасайте каждый душу свою (Иер. 51, 6). В таких случаях продолжение прежних отношений может стать той самой дружбой с миром, которая, по слову апостольскому, есть вражда против Бога (Иак. 4, 4).
    Чтобы в этом разобраться, нужна прежде всего чуткость к своей совести, честность перед Богом и самим собой. Тут должен бы помочь опытный духовник. Но и он, если до конца честен, не даст вам готовых ответов на все случаи жизни. Отвечать за свой выбор придется перед Богом.

    КИРИЛЛ, митрополит Смоленский и Калининградский
    ("Встреча", 2002)
    Архиепископ Костромской и Галичский Александр. Наставление владыки юношеству... Фото Евгения КрыловаАрхиепископ Костромской и Галичский Александр. Наставление владыки юношеству... Фото Евгения Крылова

    И вы, отцы, не раздражайте детей ваших, но воспитывайте их в учении и наставлении Господнем (Еф. 6, 4).
    Юношей и девушек России начала XXI столетия ни в коем случае нельзя назвать “потерянным” поколением. Мы, пастыри и наставники молодежи, должны помочь этому поколению обрести Истину, а Церкви и стране – обрести молодых людей.
    В России растет прекрасная, искренняя, деятельная молодежь. Но она нуждается в заботливой опеке со стороны взрослых. И более всего она нуждается в наших молитвах.
    Духовное воспитание детей и молодежи должно стать безусловным приоритетом нашей церковной политики. Церковь должна суметь оградить юные души от губительных соблазнов мира, заблудшим помочь вернуться на стезю правды. Взрослые наставники должны помочь молодым людям организовывать большую единую православную общину для того, чтобы сохранять единство духа в союзе мира… (Еф. 4, 3), совершать служение Богу и друг другу каждый тем даром, какой получил, как добрые домостроители многоразличной благодати Божией (1 Пет. 4, 10).

    Святейший Патриарх Московский и всея Руси АЛЕКСИЙ
    (Из обращения к Съезду православной молодежи)

    TopList