Warning: mysqli_stmt::bind_param(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 68

Warning: mysqli_stmt::execute(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 78

Warning: mysqli_stmt::bind_result(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 79

Warning: mysqli_stmt::fetch(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 80

Warning: mysqli_stmt::close(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 83
© Данная статья была опубликована в № 17/2002 журнала "Школьный психолог" издательского дома "Первое сентября". Все права принадлежат автору и издателю и охраняются.
  •  Главная страница "Первого сентября"
  •  Главная страница журнала "Основы православной культуры"
  • Вечная память
    ДЕТСКИЙ УГОЛОК

    Вечная память

    Зазеленели леса

    Зазеленели леса, в белой кипени цветущих вишен утонули дома на селе, сверкают клены на солнце, украсившись желтыми кисточками соцветий.
    А как душист тополь у калитки Гриши и Тани! Ранним майским утром, разворачивая нежные клейкие листочки, он особенно благоухает.

    Предстоит экскурсия

    Сегодня, в день празднования Радоницы, пасхального поминовения усопших и перенесенного на этот день со Светлой седмицы поминовения воинов (9 мая), Гриша и Таня раньше обычного собрались в воскресную школу, так как их группа с учительницей Марией Петровной поедет на автобусе в Бутово, в музей боевой славы воскресной школы при храме Великомученицы Параскевы Пятницы.
    После осмотра музея трубинские паломники вместе со своими друзьями, ребятами Бутовской воскресной школы, пойдут в этот храм на богослужение и панихиду по усопшим.

    У тополя

    Мама вышла с Ванечкой провожать Гришу и Таню за калитку, к тополю.
    В кармашек Гришиного рюкзака она положила записки в плотном пакете (чтобы не помялись) на панихиду для поминовения усопших родных, а Танюше дала завернутые в целлофан цветы к иконе великомученицы Параскевы Пятницы: красные тюльпаны и белые нарциссы, только вчера распустившиеся на клумбе в палисаднике. Чтобы цветы успели расцвести к празднику, Гриша и Таня старательно за ними ухаживали, укрывая на холодные ночи полиэтиленовой пленкой.

    Провожатый

    Когда Гриша и Таня подошли к воскресной школе, ребята с Марией Петровной уже стояли у автобуса, сверкающего, чисто вымытого. Шофер открыл двери – и юные паломники заняли места.
    – Не отставай! – позвала учительница Гришу, который побежал к птичьей кормушке, чтобы успеть до отъезда насыпать захваченных из дома тыквенных семечек для ручного грача Гракуши, верного сторожа, провожавшего детей у ворот на старой липе. Гракуша расхаживал важно по толстой нижней ветке, еще не успевшей выпустить зеленые листочки из почек, и хлопал крыльями, провожая наших палочников. Когда автобус тронулся, грач на прощанье гаркнул и полетел к кормушке.

    Исторический кружок воскресной школы при храме Великомученицы Параскевы Пятницы Исторический кружок воскресной школы при храме Великомученицы Параскевы Пятницы

    У иконы святой великомученицы Параскевы Пятницы

    В Бутовской воскресной школе трубинских паломников ласково встретила директор Неонилла Георгиевна. Она подвела детей к иконе святой великомученицы Параскевы Пятницы, украшенной вышитым рушником. У иконы была зажжена лампада. Все помолились возле иконы, а Таня положила свои тюльпаны и нарциссы, которые девочки – дежурные по школе – сразу же поставили в вазу.

    В кабинете родиноведения

    В кабинете родиноведения гостей уже дожидались бутовские ребята. После радостной встречи друзей и общей молитвы Неонилла Георгиевна начала свой рассказ о воскресной школе и музее боевой славы, стенды которого были устроены в этом кабинете.

    Добрая традиция

    – Каждый из вас, ребята, – обратилась Неонилла Георгиевна к детям, – должен знать прошлое своей страны. Девизом учащихся нашей воскресной школы являются слова великого русского поэта А.С. Пушкина из драмы "Борис Годунов", произнесенные монахом Пименом: "Да ведают (знают) потомки православных земли родной минувшую судьбу".
    В дореволюционной России, в единственной стране мира, изучался предмет родиноведение, замененный в 1924 году на краеведение, а позже на природоведение.
    Мы решили возродить эту добрую традицию и создали такой кабинет.

    Быт русской деревни

    В классе одна стена оформлена материалами быта русской деревни; предметы обихода (прялки, чугунки, цепы, веретена, крынки, серпы, вышитые рушники, рубашки и сарафаны) составляют экспозицию маленького краеведческого музея.

    Ратные подвиги на Руси

    Георгий Иванович (справа) перед началом атаки. Лодейное Поле. 1942 г.Георгий Иванович (справа) перед началом атаки. Лодейное Поле. 1942 г.

    – А вот здесь, – объясняла Неонилла Георгиевна, – вы видите стенды, посвященные ратным подвигам святого благоверного князя Александра Невского, святого благоверного князя Димитрия Донского, Полтавской битве. Вот план-карта Бородинского сражения, галерея портретов героев Отечественной войны с французами 1812 года и бюст полководца М.И. Кутузова. Для малышей оформлена небольшая полка с оловянными солдатиками времен войны 1812 года, а на следующей полке вы видите, ребята, макеты кораблей Русского флота. Этим летом мы провели конференцию, посвященную Бородинскому сражению: мальчики рассказывали о ходе этой битвы, а девочки – о Бородинском женском монастыре и его основательнице М.М. Тучковой (позже настоятельнице, игумении Марии). Была проведена также конференция, посвященная 200-летию перехода русских войск во главе с полководцем А.В. Суворовым через Альпы. Особо торжественно мы отметили 650-летие великого князя Димитрия Ивановича Донского: священнослужители и родители подготовили доклады, а дети пели духовные песнопения; закончился праздник выходом "ополченцев" (детей в костюмах), с копьями, мечами, щитами, с хоругвями и песней "Встань за веру, Русская земля".

    День Победы

    Рассказывая об экспозиции музея, посвященной Великой Отечественной войне 1941–1945 годов, Неонилла Георгиевна подвела ребят к стенду, посвященному Дню Победы, с портретом полководца Г.К. Жукова и рисунками учащихся к празднику.
    – На день Победы, – продолжала свой рассказ Неонилла Георгиевна, – мы пригласили ветеранов войны, среди них присутствовала старейший сотрудник нашего храма Ольга Александровна Мосалова, ушедшая на фронт совсем юной девушкой и служившая радисткой. В гостях у школы, на празднике была и Любовь Васильевна, мама Жени Родионова, солдата, обезглавленного чеченскими бандитами за то, что он не отрекся от веры Христовой и не снял нательный крестик, несмотря ни на какие угрозы.
    В день Победы ребята нашего исторического кружка смотрят фильмы о войне и поют песни военных лет (самые любимые из них – "Землянка", "Эх, дороги").
    Наш исторический кружок носит имя святого праведного Феодора Ушакова, адмирала Российского флота.
    Недавно мы устроили празднование в честь святого Феодора (Ушакова), в заключение ребята с интересом просмотрели фильмы "Адмирал Ушаков" и "Корабли штурмуют бастионы".

    Ордена и медали Великой Отечественной войны. Рисунки детей Ордена и медали Великой Отечественной войны. Рисунки детей

    Ордена и медали

    Прослушав рассказ о музее боевой славы, ребята подошли к полке у стенда о Великой Отечественной войне, на которой лежали каска, простреленная пулями, гильзы, осколки снарядов, стояла модель подводной лодки.
    Гришу очень заинтересовали военные ордена и медали. Он спросил:
    – Чья эта фуражка и кому принадлежат ордена?
    – А как они называются? – поспешил вслед за Гришей задать свой вопрос Рома.
    Неонилла Георгиевна ответила:
    – Это фуражка моего отца, участника Парада Победы, офицера-пограничника Георгия Ивановича Лосева, а также его ордена и медали: два ордена Красной Звезды, орден Красного Знамени и много медалей, в том числе "За победу над Германией".
    – Расскажите, пожалуйста, о своем папе, – попросила Таня.
    И все ребята стали просить Неониллу Георгиевну рассказать им об офицере-пограничнике, получившем столько боевых наград.

    Фотографии

    Неонилла Георгиевна показала ребятам фотографию военных лет. На ней удалось заснять момент боя в самом начале войны, когда молодой офицер Георгий Лосев с гранатой в одной руке и винтовкой в другой, поднявшись во весь рост, устремляется вперед, в атаку.
    На другой фотографии дети увидели Георгия Ивановича, участника Парада Победы, в парадной форме, белых перчатках и с шашкой, и услышали рассказ о его военных подвигах.

    Супруги Лосевы служили Отчизне

    Георгий Иванович Лосев, потомственный терский казак из станицы Суворовская, начал нести службу в армии офицером погранвойск еще до начала войны в Средней Азии (в Киргизии).
    Молодой офицер-пограничник прибыл со своим отрядом на погранзаставу в горах, недалеко от города Нарына, после того как на этой заставе басмачи вырезали всех пограничников (около 25 человек) и из их окровавленных тел, уходя, выложили звезду.
    В такой сложной, опасной обстановке Георгий Иванович начал вновь налаживать повседневную работу заставы.
    Здесь в 1937 году родилась у Георгия Ивановича и его жены Ларисы Валентиновны дочка, которую назвали Нелей (Неониллой).
    Война застала семью офицера Лосева на границе с Финляндией. На всю жизнь запомнила маленькая Неля, как вражеские самолеты бомбили на Ладоге баржу, на которой переправляли детей. Баржа с детьми утонула; Неля была рядом на катере, осыпанном осколками разбитой баржи. Нелю при первой возможности отправили в тыл к бабушке, а Лариса Валентиновна осталась на фронте. Она служила в разведке и была там тяжело ранена в голову.
    Георгий Иванович участвовал в боях на Лодейном Поле под Ленинградом, в боях под Петрозаводском, Вологдой; он много потрудился при установлении границ на освобожденной территории по отступлении немцев.
    Георгий Иванович прошел всю войну, был награжден орденами и медалями и стал участником Парада Победы.
    После войны он окончил Фрунзенскую академию, служил в Средней Азии, работал в Харькове в военно-пограничном училище начальником общего войскового цикла. Лариса Валентиновна после войны часто болела. Раны военных лет подорвали здоровье бывшей разведчицы.
    Ее не стало в 1982 году.
    После нее скончался подполковник Георгий Иванович. Все свои силы супруги Лосевы отдали служению Отчизне.
    Неонилла Георгиевна закончила свой рассказ. Дети рассматривали фотографию, ордена и медали.
    Мария Петровна сказала:
    – Дети, вы услышали рассказ о военном подвиге защитников Отечества Георгии Ивановиче и Ларисе Валентиновне Лосевых. Помолимся об упокоении их душ, а также о всех усопших воинах, за веру, Отечество и народ жизнь свою положивших, и о всех страдальчески погибших в годы Великой Отечественной войны.
    Вечная им память!

    © Валентина АНУФРИЕВА

    Игры на Пасху

    Общая корзина

    Эта игра развивает внимание, быстроту реакции, координацию движений.
    Игроки двух команд выстраиваются на линии старта в колонны по одному (в затылок друг друга).
    По сигналу ведущего первые номера подбегают к общей корзине с нечетным числом пасхальных яиц и, взяв одно из них, перекладывают в свои тарелки, стоящие рядом.
    Затем бегут назад, касаются вторых участников команды, которые стартуют, а сами становятся в конце колонны.
    Игра заканчивается, когда корзина окажется пустой, а команда-победительница определяется по наибольшему числу переложенных яиц.

    Левой–правой

    Эта игра способствует развитию внимания, координации движений и ловкости.
    Две команды (по 3–5 человек) выстраиваются в шеренги. Первым участникам команд в правую руку вручается по одному пасхальному яйцу.
    По сигналу ведущего они должны переложить яйцо в левую руку и передать в правую руку второго участника, и так далее. Последний номер должен переложить яйцо в левую руку и передать яйцо в противоположную сторону, правой рукой в левую руку соседа.
    Первый участник, вновь получив яйцо, поднимает руку, определяя команду-победительницу.

    Найди себе пару

    Детей выстраивают в одну шеренгу. Ведущий проходит сзади и вручает каждому по одному расписному пасхальному яйцу, которое они не должны видеть.
    По сигналу ведущего каждый начинает искать себе яйца с таким же цветом или рисунком.
    Пара, быстрее всех выполнившая задание, должна поднять руки вверх и крикнуть: "Нашлись!"

    Петухи

    Этот замечательный аттракцион приносит много радости не только участникам, но и зрителям.
    Для проведения игры потребуется четыре планшета размером 20ґ30 см. На планшетах с обеих сторон изображаются цифры от 1 до 8 (цифра "6" используется и как "9").
    Два участника игры становятся лицом друг к другу. За спиной им вручают по планшету, которые они, удерживая за края, прижимают к спине. По сигналу игроки стремятся, не показывая свои планшеты, увидеть цифру на планшете напарника. "Петухам" разрешаются всевозможные движения. Если позволяет помещение и много желающих, то в аттракционе могут участвовать несколько пар.
    При проведении игр на Пасху планшеты с цифрами можно заменить разноцветными пасхальными яйцами.

    Желобок

    Эта игра развивает мышление, внимание и глазомер.
    Успех ее во многом зависит от угла наклона желоба к полу.
    Все участники по очереди прокатывают по желобку пасхальные яйца, стремясь закатить как можно дальше.
    Соревнования можно проводить и на точность попадания яйца в круг диаметром 20–30 см или кто ближе прикатит яйцо к другому яйцу, лежащему на полу.
    Даются две или три попытки.

    © Яков ЛЕНОК

    TopList