Warning: mysqli_stmt::bind_param(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 68

Warning: mysqli_stmt::execute(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 78

Warning: mysqli_stmt::bind_result(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 79

Warning: mysqli_stmt::fetch(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 80

Warning: mysqli_stmt::close(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 83
© Данная статья была опубликована в № 16/2002 журнала "Школьный психолог" издательского дома "Первое сентября". Все права принадлежат автору и издателю и охраняются.
  •  Главная страница "Первого сентября"
  •  Главная страница журнала "Основы православной культуры"
  • Неделя Святой Пасхи
    УЧИМСЯ ПРАВОСЛАВИЮ

    Неделя Святой Пасхи

    Воскресение Христа. Мозаика южного киота. Выполнена по оригиналу М.В. Нестерова
    Воскресение Христа. Мозаика южного киота. Выполнена по оригиналу М.В. Нестерова

    Другое описание наружного вида Господа найдено в летописях римских. Здесь в одном письме об Нем говорится: в настоящее время явился у нас, и теперь еще жив, человек весьма добродетельный, по имени Иисус Христос. Он имеет высокий стройный стан, вид Его важен и выразителен, так что, смотря на Него, нельзя не любить и вместе не бояться Его. Волосы на голове, от ушей до плеч, идут светлыми волнами и спускаются ниже плеч; на голове разделяются на две стороны, по обычаю назореев. Чело гладкое и чистое, на всем лице нет никакого пятна. Ланиты покрыты негустым румянцем. Вид благообразный и приятный. Борода, довольно густая и одинакового цвета с волосами, разделяется надвое с подбородка. В выговорах и укоризнах Он страшен, в наставлениях и увещаниях ласков и любезен. Взгляд удивительно приятен и вместе важен. Никто никогда не видал Его смеющимся, но видали плачущим. Рост высокий, руки длинные и прямые, плечи совершенные. Речь Его ровна и важна, но Он говорит мало.

    (Цит. по: Григорий Дьяченко. Объяснение праздничных Евангелий. М., 1997)

    В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог.
    Оно было в начале у Бога.
    Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть.
    В Нем была жизнь, и жизнь была Свет человеков.
    И Свет во тьме светит, и тьма не объяла Его (Ин. 1, 1–5).

    Евангельское чтение настоящего дня, взятое из пролога к евангельскому повествованию святого апостола Иоанна Богослова, представляет нам самое ясное, самое возвышенное учение о лице Господа Иисуса Христа, Его Божестве, Его Божественном отношении к миру и человеку и Его воплощении для спасения людей. Лучи высшего Божественного откровения, можно сказать, сосредоточиваются здесь и сияют ослепительным блеском. Это Евангелие положено читать на литургии в первый день Святой Пасхи.
    Но, может быть, иному из предстоящих в это время в храме Божием представится, что самое содержание Евангелия, с такою торжественностию читаемого на пасхальной литургии, не так близко к духу и сущности самого праздника и что приличнее было бы избрать для чтения на сей литургии Евангелие в собственном смысле воскресное, потому что в этот день всякий бывает проникнут мыслию о воскресении и все говорят о воскресении.
    Но, обращая внимание на самое содержание или сущность первого пасхального Евангелия, нельзя не видеть, что оно избрано для первого дня Пасхи на основании самого верного соображения. Хотя оно буквально не говорит о воскресении Христовом, но излагает истину воскресения – в самом высоком и обширном ее значении.
    Что есть истина воскресения в высшем ее значении? Не то только, что Распятый на третий день по смерти воскрес, но преимущественно то, что Воскресший по воле Своей, как предсказал прежде, Воскресший силою собственною явил Себя во всей ясности Богом истинным, – то, что чрез воскресение из мертвых во всей силе открылся Он Сыном Божиим (Рим. 1, 4). Итак, последователи Воскресшего, слыша ныне дивную проповедь о его Божественности, видят в ней и высочайшее начало и самый спасительный плод воскресения – откровение Бога, спасающего род человеческий.
    Эта мысль о Божестве Господа нашего Иисуса Христа, так неоспоримо доказанная воскресением, действительно, можно сказать, разлита во всем Евангелии, читаемом в первый день Пасхи.

    Понедельник Светлой седмицы

    И спросили его: что же? ты Илия? Он сказал: нет. Пророк? Он отвечал: нет.
    Сказали ему: кто же ты? чтобы нам дать ответ пославшим нас: что ты скажешь о себе самом?
    Он сказал: я глас вопиющего в пустыне: исправьте путь Господу, как сказал пророк Исаия (Ин. 1, 21–24).

    В Евангелии нынешнего светлого дня повествуется о торжественном посольстве синедриона иудейского к Иоанну Крестителю с вопросом о его лице, учении и смысле его деятельности и об ответе Крестителя, в котором он высказал свидетельство об Иисусе Христе как Обетованном Мессии.
    Отвествуя на вопрос посланных: я глас вопиющего в пустыне, святой Иоанн внушает иудеям, что он современник Христу. Господь уже на пути: Он вступил уже в настоящую жизнь и, приняв на Себя наше естество, готовится совершить Свое величайшее дело. Итак, сделайте путь для Господа прямым!

    Вторник Светлой седмицы

    Евангелие настоящего дня раскрывает нам свидетельства о воскресении Господа. Первое свидетельство, кратко изложенное, состоит в том, что апостол Петр пришел ко гробу, в котором положено было тело Иисуса, и увидел, что во гробе нет тела Иисусова. А второе свидетельство о воскресении Христа, которое теперь же раскроем, есть то, что Иисус Христос Сам явился двум ученикам Своим, шедшим из Иерусалима в одно селение, недалеко отстоящее от Иерусалима, беседовал с ними, возлегши с ними за трапезою, благословил и преподал им хлеб, и они узнали Его.

    И когда Он возлежал с ними; то, взяв хлеб, благословил, преломил и подал им.
    Тогда открылись у них глаза, и они узнали Его. Но Он стал невидим для них (Лк. 24, 30, 31).

    Господь берет хлеб, как старший между возлежащими, Которому, по обычаю древних, принадлежало право преломлять хлеб и разделять между возлежащими. Как только приняли они хлеб и вкусили, у них отверзлись очи, и они узнали Господа Иисуса. Но Иисус тотчас стал им невидим. Господь явился ученикам, шел с ними, беседовал, наставил их в истинной вере в Него Самого; возлежанием за трапезою показал, что Он истинно воскрес с телом; преподав благословенный хлеб, открыл очи ученикам, и наконец стал невидим. Внезапное сокрытие Его от очей Своих учеников давало им разуметь, что Господь Иисус воскрес и имеет уже не прежнее тело, а совершеннейшее, прославленное, которое свободно от обыкновенной телесной бренности.
    История святых Божиих человеков показывает, что минуты полных откровений Божественных, по признанию их, кратки. Господь дает Себя познавать и таинственно видеть по временам любящим Его, для ободрения их, но ненадолго; и это потому, что мы здесь должны ходить верою, а не видением (2 Кор. 5, 7); потому что сумрак веры необходим для слабых очей наших, доколе они не исцелеют, и доколе мы не придем туда, где всегда невечерний день.

    Среда Светлой седмицы

    Один из двух, слышавших от Иоанна об Иисусе и последовавших за Ним, был Андрей, брат Симона Петра.
    Он первый находит брата своего Симона и говорит ему: мы нашли Мессию, что значит: Христос.
    И привел его к Иисусу (Ин. 1, 40–42).

    В Евангелии настоящего светлого дня повествуется о призвании Иисусом Христом первых учеников.
    Насыщенный благодатным влиянием, с сердцем, горящим любовию, один из учеников, удостоившихся быть принятыми в земное убежище Богочеловека, спешит передать радость свою брату своему Симону: обретохом Мессию, еже сказаемо Христос. В словах Андрея, первозванного ученика, заключается признание Господа именно тем, которого ждали все иудеи под именем Мессии. "Христос" также означает Помазанный.
    И Андрей, говоря брату своему: "Обретохом Мессию, еже есть сказаемо Христос", исповедует, что в Господе Иисусе он видит Того посланного от Бога, в Котором свершаются обетования, данные Богом народу израильскому. Симон, брат Андрея, не противится приглашению брата своего и идет к Господу, ведомый Андреем, первозванным апостолом.

    Четверг Светлой седмицы

    Иисус сказал ему в ответ: истинно, истинно говорю тебе: если кто не родится свыше, не может увидеть царствия Божия.
    ...истинно, истинно говорю тебе: если кто не родится от воды и Духа, не может войти в царствие Божие:
    рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух.
    Не удивляйся тому, что Я сказал тебе: должно вам родиться свыше.
    Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит: так бывает со всяким, рожденным от Духа (Ин. 3, 3, 5, 6, 8).

    Евангелие настоящего дня раскрывает нам высочайшие тайны возрождения человека к новой жизни водою и Святым Духом и искупления чрез крестную смерть единородного Сына Божия, которая доставила нам возможность пользоваться благодатными действиями Святого Духа. Раскрытие этих тайн было сделано Господом в беседе с Никодимом.
    "Отстань от общепривычных понятий. Я ввожу в мир иное рождение; Я хочу, чтобы люди рождались иным образом; Я пришел с необычайным способом создания человека. Вначале Я создал человека из земли и воды, но это создание оказалось негодным, этот сосуд разбился; затем Я уже не хочу творить из земли и воды, а от воды и Духа" (Святитель Иоанн Златоуст. Беседы на Евангелие от Иоанна. Ч. 1, с. 300).

    Пяток Светлой седмицы

    Иисус сказал им в ответ: разрушьте храм сей; и Я в три дня воздвигну его.
    На это сказали иудеи: сей храм строился сорок шесть лет, и Ты в три дня воздвигнешь его?
    А Он говорил о храме тела Своего.
    Когда же воскрес Он из мертвых, то ученики Его вспомнили, что Он говорил это, и поверили Писанию и слову, которое сказал Иисус (Ин. 2, 19–22).

    Ныне чтенное Евангелие кратко изображает путешествие Господа Иисуса Христа в Капернауме, потом в Иерусалиме на первую во время Его служения Пасху и деятельность Его в Иерусалиме.
    Господь произносит великое таинственное пророчество, которое впоследствии служит основанием обвинения Господа перед синедрионом в буквальном его смысле и исполняется в другом таинственном его значении, которое понято учениками лишь после славного воскресения храма тела Господня.
    Храм в Иерусалиме в Ветхом Завете был знаком, залогом и доказательством пребывания Господа Бога среди народа израильского, доколе он пребывал верным Богу своему.
    Но с пришествием Господа нашего Иисуса Христа, Бога воплощенного, единым храмом Бога Всемогущего стало тело человеческое, в которое облекся Сын Божий, освятив человека в полном его образе соединением с человеком Божества. "Истинный храм, – говорит святой Афанасий Великий, – есть единение Божества и человечества".

    Суббота Светлой седмицы

    И пришли к Иоанну и сказали ему: равви! Тот, Который был с тобою при Иордане, и о Котором ты свидетельствовал, вот, Он крестит, и все идут к Нему.
    Иоанн сказал в ответ: не может человек ничего принимать на себя, если не будет дано ему с неба.
    Вы сами мне свидетели в том, что я сказал: не я Христос, но я послан пред Ним (Ин. 3, 26–28).

    В ныне чтенном Евангелии излагается последнее свидетельство Иоанна Крестителя об Иисусе Христе, в котором он так же, как и раньше, засвидетельствовал о Нем как Мессии. Свидетельство это было дано по поводу явного выражения зависти к успехам Иисуса со стороны учеников Предтечи, которые и учителя своего хотели настроить враждебно против Иисуса.
    Каково бы ни было звание, в котором мы живем, оно должно, по намерению Божию, служить средством к упражнению и укреплению наших сил, к преуспеянию в духовном и нравственном совершенстве. Естественно, что кто верен в своем звании и исполняет неопустительно свои обязанности, тот всегда деятелен в добре и чрез это более и более усовершенствуется в нем. Не великая ли это награда верности, если она приводит человека к нравственному совершенству?

    Священник Григорий ДЬЯЧЕНКО

    TopList