Warning: mysqli_stmt::bind_param(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 68

Warning: mysqli_stmt::execute(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 78

Warning: mysqli_stmt::bind_result(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 79

Warning: mysqli_stmt::fetch(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 80

Warning: mysqli_stmt::close(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 83
© Данная статья была опубликована в № 15/2002 журнала "Школьный психолог" издательского дома "Первое сентября". Все права принадлежат автору и издателю и охраняются.
  •  Главная страница "Первого сентября"
  •  Главная страница журнала "Основы православной культуры"
  • Показать роль Православия в нашей жизни
    ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ

    Показать роль Православия в нашей жизни

    Фото Александра СтепановаГлавной задачей современной школы в условиях экономического, политического, социального кризиса является формирование и становление духовно-нравственной личности.
    Духовно-нравственное воспитание многогранно. Изучение истории Православия, Основ православной культуры – одна из возможностей решения данной задачи.
    В Курской области и городе Курске накоплен некоторый опыт в этой сфере образования, ведется активный поиск путей совершенствования и обновления духовно-нравственного воспитания молодежи.
    Возрождение духовно-нравственного воспитания в курских школах началось не на пустом месте. В городе действовали воскресные школы, во многих муниципальных образовательных учреждениях преподавался факультатив "История религии". Однако нельзя было еще говорить о реальных результатах в этой области, так как не было системы преподавания основ Православия.
    15 сентября 1996 года было принято постановление губернатора Курской области "Об утверждении программы изучения православной культуры в Курской области".
    Для реализации данного постановления были подписаны договоры о совместной научно-педагогической и культурно-просветительской деятельности между администрацией Курской области и Курским Епархиальным управлением, Комитетом по образованию администрации Курской области и Курским Епархиальным управлением и др.
    В договорах отмечено, что они заключены "в целях исполнения Закона РФ «Об образовании»", предусматривающего "интеграцию личности в национальную и мировую культуру" (ст. 14, п. 2) и реализацию региональной программы развития образования ("Основные направления развития образования Курской области на 1995–2000 гг.), направленной на возрождение традиционной российской культуры, духовности и нравственности, исторической преемственности, укоренение основ отечественного воспитания и педагогики, воссоздание традиционных форм подготовки учителя, упрочение связей систем светского и духовного образования".

    В регионе при КГПУ была создана лаборатория русской школы, возглавляемая профессором В.М. Меньшиковым.
    10 апреля 1997 года распоряжением губернатора области был организован Общественный совет по развитию православной культуры, который является консультативным органом, координирующим деятельность учреждений и лиц, включенных в реализацию областной программы развития и изучения православной культуры.
    Действуя на основе единой областной программы духовно-нравственного и патриотического воспитания и просвещения, на муниципальном уровне, учитывая экономические, социальные особенности, изучение Православия в образовательных учреждениях идет по особому пути. В городе имеется определенный опыт подобной работы, накопленный путем проб и ошибок, побед и неудач. Мы были бы рады, если на втором этапе становления курса смогли бы консолидировать свои силы с другими регионами, где ведется подобная работа.
    С 1 сентября 1997 года во многих школах города введен курс "Основы православной культуры". В 2000/2001 учебном году данный предмет преподавался в 28 школах города и двух учреждениях дополнительного образования. Однако осталось много проблем, которые необходимо решить, чтобы изучение истории Православия было не номинальным, а приносило реальные результаты в деле воспитания школьников. Прежде всего остается открытым вопрос о подготовке учителя. Как оказалось, краткосрочные курсы, организованные для учителей, – не решение проблемы (преподавание данного курса в большинстве случаев осуществляется светскими учителями-предметниками). Это стало причиной того, что в течение двух лет наблюдалась тенденция к сокращению числа школ, в которых преподаются Основы православной культуры. Но те школы, в которых изучение истории Православия продолжается, показали актуальность и востребованность современной жизнью подобных знаний. Мы пришли к выводу о необходимости более тщательной и системной подготовки учителя, включающей не только чтение лекций по предмету, но и ознакомление с методикой преподавания, проведение мастер-классов с начинающими учителями.
    Второй важной проблемой является недостаточное программно-методическое обеспечение. В помощь учителям в 1997 году в лаборатории русской школы В.М. Меньшиковым и В.А. Гребеньковым была разработана примерная программа изучения Основ православной культуры (программа рекомендована экспертной комиссией по экспертизе образовательных программ религиоведческой ориентации при департаменте по образованию Курской области). Опираясь на эту программу, учителя составляют авторские программы или разрабатывают тематические планы данного курса (программы проходят инспектирование и оценку на кафедре культурологии КГПУ, в научно-методическом центре). Но для полноценного преподавания необходимы учебники, методические рекомендации к преподаванию на различных ступенях обучения, наглядный материал, учебные пособия.

    Учитывая положительный опыт и те трудности, которые возникали в процессе преподавания курса, в 2001 году был создан Городской общественный совет, целью которого стало совершенствование изучения курса Основ православной культуры в муниципальных образовательных учреждениях г. Курска и улучшения нравственного воспитания учащихся на основе уважения к историческим и культурным традициям русского народа. Подобная практика – прекрасная возможность консолидации светской и духовной власти, и в городе имеется интересный и полезный опыт такой работы.
    Распоряжением главы города Курска С.И. Мальцева, который совместно с митрополитом Курским и Рыльским Ювеналием является сопредседателем Городского общественного совета, в научно-методическом центре создается лаборатория по проблемам духовно-нравственного воспитания и теории и практики преподавания Основ православной культуры. Целью лаборатории будут апробация и внедрение новых форм и методов преподавания Основ православной культуры, программно-методическое обеспечение курса, подготовка учителей и др. Эта работа должна помочь введению курса Основ православной культуры во все школы города.
    Учителя, преподающие Основы православной культуры, принимают участие в научной жизни города, предлагая возможные пути решения возникающих проблем, выступая со своими наработками в преподавании курса.
    Так, 14–15 сентября 2000 года в КГПУ на кафедре культурологии состоялась межвузовская конференция на тему "Проблемы современного культурологического образования". В ней приняли участие ученые РГПУ им. А.И. Герцена и КГПУ, руководители и учителя школ г. Курска, специалисты научно-методического центра. Целью конференции стало обсуждение современных принципов гуманитарного образования и определение роли, места и методики преподавания культурологических дисциплин в высшей и средней школах.
    Присутствующие на конференции приняли участие в обсуждении доклада завкафедрой художественной культуры РГПУ им. А.И. Герцена, доктора искусствоведения профессора Л.М. Мосоловой на тему "Культурология и культурологическое образование: идея культуры". Учителя Основ православной культуры, директора школ, методисты выступили с сообщениями о преподавании курса в муниципальных общеобразовательных учреждениях г. Курска как одной из составляющих цикла культурологических дисциплин.
    Именно как преподавание культурологической дисциплины, призванной дать определенную сумму знаний об истории Православия, сформировать у учащихся нравственную позицию, научить оценивать мир высшими духовными категориями, видится нам изучение данного курса. На наш взгляд, одной из задач курса является воспитание у учащихся аксиологического отношения к Православию через демонстрацию его значимости для русского человека на протяжении веков, через осознание важности Православия для России.
    Четырехлетняя практика преподавания курса в школах города показала, что для полноценной реализации поставленных задач в рамках духовно-нравственного воспитания учащихся необходимо, чтобы изучение истории Православия проходило через всю систему образования. Как оказалось, мало вести только данный предмет, наш опыт будет считаться положительным только в том случае, если мы систематизируем и организуем работу по внедрению данных знаний во всю систему образования: через внеклассные мероприятия, систему интегрирования истории Православия в различные учебные дисциплины, изучение краеведческих материалов.

    Вот пример подобной работы. Одна из тем курса – "Знакомство с храмом" – выполняет одновременно следующие функции: во-первых, это возможность показать детям красоту учения Русской Православной Церкви, во-вторых, облегчить для желающих вхождение в храм. Часто взрослый человек тянется к храму, но стесняется туда войти, не зная, как себя вести. При таком подходе, в условиях преподавания курса в рамках светской школы, кем-то из учащихся знания о храме будут востребованы сегодня, для других – это возможность перспективного обучения. И то и другое очень важно. Еще один пример из современной жизни. Многие семьи сохранили старинные иконы – семейные реликвии, намоленные на протяжении многих лет их близкими, но не знают, что с ними делать. В курсе Основ православной культуры есть тема "Икона". Подобное занятие – это и объяснение роли иконы в жизни православного человека, и возможность разговора об иконописи с культурологических позиций. На этом же занятии необходимо сказать учащимся и о роли молитвы. Один из вариантов подобной работы, целью которой будет осознание учащимися важности православных истин для русского человека, – это чтение стихотворения А.С. Пушкина "Отцы пустынники и жены непорочны...", которое является переложением молитвы преподобного Ефрема Сирина. Познакомив учащихся с молитвой, зададим вопросы: "Какие нравственные категории затрагивает молитва? Что побудило поэта к личному ее осмыслению?" Это тема для большого разговора и серьезных размышлений детей.
    Как мы уже отмечали, опыт преподавания Основ православной культуры, наличие продуктивных межпредметных связей, возможность изучения литературы, живописи, музыки в тесной связи с Библией как основой лучших художественных произведений подсказали необходимость интегрирования в другие предметы: русский язык и литературу (уроки словесности), историю, мировую художественную культуру, музыку, изобразительное искусство... Перед учителями открываются большие возможности духовно-нравственного воспитания учащихся средствами преподаваемых ими предметов. Это востребовано самой жизнью, ведь не случайно многие предметы включают в программу знакомство с историей Православия. Подробно с подобными возможностями интегрирования вы можете познакомиться в приложении "Русский язык" в газете "Первое сентября" (2000, № 35), где был опубликован конспект интегрированного урока по программе по русскому языку под редакцией М.В. Панова. Мы предлагаем вам лишь один из примеров, взятый из собственной практики преподавания. Учащиеся на занятиях по Основам православной культуры знакомились с евангельскими событиями. Изучая стихотворение В.Набокова "Мать", остановимся на следующих словах:

    Смеркается. Казнен. С Голгофы отвалив,
    Спускается толпа, виясь между олив,
    Подобно медленному змию;
    И матери глядят, как под гору, в туман,
    Увещевающий, уводит Иоанн
    Седую, страшную Марию...

    Обращаемся к Богородичным иконам, с которыми знакомились на занятиях по православной культуре, сопоставляем эпитеты В.Набокова "седая, страшная" с изображением Девы Марии. На иконе ее лик – неземной красоты. Уже совсем по-другому осмысливается событийная сторона описываемого, ученики не просто прочитают стихотворение, они прочувствуют все происходящее, станут сопереживающими соучастниками событий. Подобного рода размышления детей бесценны.
    Нельзя понять Библию, если мы не дадим детям опытного знания о значении сообщаемых ею истин. В этом, на наш взгляд, и состоит одна из важнейших задач учителя. Но здесь очень важно не ошибиться: нельзя допустить, чтобы изучение Православия стало второстепенным звеном в названной системе. Необходимо в рамках светской школы средствами других предметов показать роль Православия в жизни отдельного человека и целого государства – своей Родины. А оценив важность этих знаний, ученик сможет сделать правильный выбор.
    Интересная работа проводится в городе в рамках краеведения. Учащиеся знакомятся со святыми земли курской: Феодосием Печерским и Серафимом Саровским, с храмовой архитектурой, с православной святыней – иконой Богоматери "Курская Коренная". Однако необходима стройная система изучения данного материала. Уроки по Основам православной культуры – прекрасная возможность для подобной работы. Говоря об интегрировании, хочется отметить, что в городе готовится к изданию учебник-хрестоматия "Литературное краеведение", в который войдут материалы о курских святых. Мы посылаем вам главы из учебника о двух курских святых, которые сыграли огромную роль в развитии Православия в России. Надеемся, что это материал поможет учителям православной культуры в подготовке и проведении занятий.
    Ваша газета печатает интересные разработки уроков по ОПК. Мы предлагаем вам познакомиться с одним из мероприятий, проводимым в рамках внеклассной воспитательной работы в системе духовно-нравственного воспитания учащихся, которому в городе придается очень большое значение.
    И в заключение вновь обращаемся к читателям газеты, нашим единомышленникам. Состоится ли данный курс, каким он будет, во многом зависит от того, каким мы увидим его уже не только в рамках региона, а в масштабах России. Очень надеемся на сотрудничество!

    В.А. Ачкасов, О.В. Лебедева,
    Курск

    TopList