Warning: mysqli_stmt::bind_param(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 68

Warning: mysqli_stmt::execute(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 78

Warning: mysqli_stmt::bind_result(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 79

Warning: mysqli_stmt::fetch(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 80

Warning: mysqli_stmt::close(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 83
© Данная статья была опубликована в № 14/2002 журнала "Школьный психолог" издательского дома "Первое сентября". Все права принадлежат автору и издателю и охраняются.
  •  Главная страница "Первого сентября"
  •  Главная страница журнала "Основы православной культуры"
  • Нужно заботиться о Божием богатстве - наших детях
    ПАНОРАМА ПРАВОСЛАВНОЙ ЖИЗНИ

    Нужно заботиться о Божием богатстве –
    наших детях

    Образовательная секция, прошедшая в рамках Х Международных Рождественских Образовательных чтений при неизменном участии иеродиакона Киприана, которому удается собрать единомышленников, наметила главные направления. Это направление историческое, которое важно как приобщение к опыту предшественников-подвижников, а также всестороннее изучение эпохи, в которой приходилось жить и действовать. Необходимо проанализировать положение, складывающееся сегодня в сфере сотрудничества Церкви и государственных и образовательных учреждений, выявить достижения и препятствия, недостатки и успехи. Представленный лучший опыт в области православного образования и воспитания должен быть взят на вооружение. В этом – особенный смысл работы педагогической секции. И наконец, наиболее важно сегодня именно объединение усилий и централизованная работа духовенства, исследователей, самих педагогов. Неоднократно говорилось в выступлениях о формировании единого образовательного пространства как главной задаче. Задача эта трудная в современных условиях, но ее решение имеет смысл. И здесь может быть явлена великая объединяющая сила Православия.

    Ольга Юрьевна Васильева, руководитель центра "История Церкви и религии" ИВИ РАН представила доклад, посвященный истории Православной Церкви в XX веке. Ольга Юрьевна отметила, что в современных школьных учебниках истории сказано ничтожно мало о Церкви в период голода в стране — причем значительны упущения и в главе "Единство фронта и тыла", посвященной Великой Отечественной войне.
    История Церкви-мученицы, ее готовность прийти на помощь народу, и муки – наказания, которыми терзали верующих за это великое терпение в преследованиях и гонениях, исповедничество, сохранившее для нас истину Православия, — об этом подвиге не рассказано в учебниках. Таким образом, учащиеся лишены знания значительной, важнейшей части родной истории. Что это —небрежность, досадное упущение в образовании современных историков? Понятно, что эти сведения были недоступны и преподавались в искаженном виде. Но ведь сейчас можно исправить упущения, восстановить историческую правду и передать ее подрастающим поколениям. Возможно, эти сведения сознательно скрывают, чтобы лишить юношество знаний о жизненном пути новомучеников, прошедшем в святости и самопожертвовании, в подвиге Христа ради, скрыть от них великое духовное богатство Церкви, содействующее нравственному воспитанию. Ольга Юрьевна Васильева предложила свой опыт исторического исследования, свою периодизацию истории православного Отечества.
    Эпоха, последовавшая за революционным переворотом, должна быть, несомненно глубоко изучена. Страницы святого подвига православной России должны быть открыты учащимся. В этом направлении много и плодотворно трудится Православный Свято-Тихоновский Богословский институт. Сведения, полученные в результате исследовательской работы института, должны стать народным достоянием.
    О постижении и преподавании истории говорил Сергей Вячеславович Переверзенцев, доктор исторических наук и секретарь Союза писателей России. Закономерности исторического развития общества проявляются в форме деятельности людей, зависящей от их разума и воли. Несомненно, что историческое развитие зависит от религиозного сознания людей. В изучении исторической деятельности должен быть поиск смыслового содержания, ответа на вопрос "зачем?" (а не только принятого "как" и "по каким причинам"). История – это воплощение Божественного Промысла. В Древней Руси люди знали "зачем" и, исходя из этого, действовали. Святая вера наставляла их. Не то мы видим сегодня... Сергей Вячеславович говорил о задаче воцерковления науки и образования.

    В своем объемном докладе архиепископ Верейский Евгений затронул важные вопросы современности, особенно проблему церковно-государственных отношений в сфере образования. Его Преосвященство отметил неоднозначность происходящих процессов стремления к общему объединению. Процессы эти имели место всегда, но сегодня они наиболее заметны, носят название глобализации. Положительное значение имело бы место, если бы объединение происходило не на основе технологических материальных достижений, а в осмыслении исторической цели, любви к Родине. У России уникальная возможность – встав на путь соблюдения безопасности в духовно-нравственной сфере, приоритета национальных ценностей, показать пример духовно-нравственного воспитания. Владыка Евгений обратил внимание, что в Концепции национальной безопасности выделен блок "Духовная безопасность страны". Многие возможности упущены, молодые люди лишаются нравственного воспитания, основанного на традиционных культурных и исторических ценностях страны. Но сегодня наше государство обратило внимание на объединяющую и примиряющую роль Церкви. Русская Церковь всегда укрепляла российскую государственность. Более того, важно осознать что, по словам владыки Евгения, духовная безопасность, сохранение целостности России невозможны без социального служения Церкви. Важно ли для государства, чтобы его граждане были высоконравственными людьми, – вот вопрос, имеющий непосредственное отношение к православному образованию и образу жизни. На предстоящем пути многое еще нужно переосмыслить, отказаться от привычных стереотипов атеистической идеологии. Понятие "светский", например, до сих пор отождествляется с безбожным. Хотя по закону страны существует право на свободу совести, одной из форм которого является получение религиозного образования. Но непродуктивна сегодня дискуссия исключительно на правовом поле, когда речь идет о целостности, безопасности России. Церковная власть не в состоянии сама решить проблему широкой поддержки образования. В обществе сегодня есть запрос на социальное служение Церкви, и поддержка со стороны власти была бы весьма уместна. Например, уроки по Основам православной культуры в школах Курской области, отмечено преподавателями, исследователями и родителями, положительно влияют на эмоциональное и нравственное состояние детей, уменьшают агрессивность. Было сказано о надуманных препятствиях в отношениях Церкви и государственного института образования, получивших, к сожалению, новую подпитку сегодня. Когда чиновник говорит, что перед законом все равны, – это лукавство. Русская Церковь положила основание и уже тысячу лет поддерживает российскую государственность. Обратимся к началу Великой Отечественной войны. Митрополит Сергий написал обращение к гражданам, чадам Русской Православной Церкви, – и это воодушевило народ на защиту Родины... А ведь корейские и американские проповедники не научат патриотизму наших детей. Есть религиозные течения, которые направлены на то, чтобы разлагать семью и общество, – и они беспрепятственно регистрируются. Это в первую очередь проблема государства. Какой шум был поднят на принятии Закона о свободе совести, в котором первой строкой идет Православие. А ведь это наша тысячелетняя святая вера! Преосвященным Евгением отмечены и достижения – например, около ста учебных заведений Смоленской епархии ввели Основы православной культуры. Более чем в 300 школах Курской области преподаются Основы православной культуры, финансирование идет из государственного бюджета. Заключен договор о сотрудничестве между Комитетом по образованию, Педагогическим университетом и Курской Духовной семинарией. По словам владыки Евгения, сегодня уже несколько регионов запросили пакет нормативных документов по введению этого курса в образовательный процесс.

    Наконец, подписан стандарт по теологии. Теологическое образование – признак высокой культуры. Надо отметить, что отсутствие понятия о религии указывает на ущербность образования. Теологические факультеты, хочется надеяться, возродят традиции классической науки, не противоречащей вере.
    Выступил заместитель министра образования Леонид Сергеевич Гребнев, подписавший этот стандарт. В выступлении было признано недостаточным светское образование, нацеленное на "информатизацию", отсутствие в светском образовании воспитания чувства причастности к истории Отечества, которое является важным, а Православная Цepкoвь как раз и oблaдaeт этой соборной cилoй, объединяющей с традицией народа. И Леонид Сергеевич выразил надежду на дальнейшее сотрудничество Церкви и государства. Среди направлений работы – круглые столы с участием ведущих деятелей Русской Православной Церкви. Основные задачи – разработка стандартов по мировоззренческим предметам – истории и литературе.
    Леонид Сергеевич рассказал, что в школах создаются комнаты здоровья, и было бы желательно, чтобы в них проходили и встречи с пастырями Церкви, несущими духовное здоровье. Столь необычная форма работы вызвала некоторое недоумение у аудитории. На вопрос, не окажутся ли в школах через эти самые комнаты здоровья сектанты, оккультисты и язычники, Леонид Сергеевич неожиданно ответил, что родители должны быть начеку, чтобы не допустить этого. Но во многое ли вникают родители? Возможно, понадобится краткий курс сектоведения... Однако заместитель министра образования призвал к дальнейшему сотрудничеству и распространению предмета "Основы православной культуры" в школах. Леонид Сергеевич Гребнев недавно назначен на должность, но одно из его первых дел – подписание государственного стандарта по теологии, – обнадеживает.
    Марина Николаевна Белогубова, ответственный секретарь Общественно-политического совета Полномочного представителя Президента Российской Федерации в Центральном федеральном округе, сама, будучи деканом Педагогического института, отметила серьезную проблему – отсутствие единого образовательного пространства. Но более тревожные симптомы – огромное количество сирот и беспризорников. По словам Марины Николаевны, без восстановления социального служения Православной Церкви множества проблем просто не решить. По вопросам образования было отмечено, что часто на региональном уровне дело идет успешнее.
    Дмитрий Георгиевич Левчук, представлявший Фонд духовного образования и воспитания, еще раз подчеркнул, что дело православного образования – важный аспект государственной политики. Именно государство определяет рамки и правовое поле, в которых происходит образовательный процесс. Но государство не определилось в области воспитания. Ряд вопросов не решен – например, финансирование. Нужен референдум по национальной политике в области культуры и образования, ориентированных на русскую традицию, призвал Дмитрий Георгиевич.
    Живой отклик вызвало выступление Ксении Александровны Чернеги, кандидата юридических наук. Материалы, собранные Ксенией Александровной в книге "Религиозное образование в государственной школе. Нормативные документы", имеют практическое значение. Наше внимание в очередной раз обращается на то, что закон "О свободе совести" предполагает обучение религии. Для устройства такого религиозного обучения необходимо согласие родителей или заменяющих их лиц, а по достижении 14-летнего возраста сами дети могут обратиться с прошением в школьное управление. Необходимое условие – должна быть указана религиозная организация, которая займется обучением. Нужно и ходатайство с приложением учредительных документов организации. Кстати, это и является защитным средством – заниматься обучением могут только организации, имеющие право юридического лица. Те организации, которые подлежат ежегодной перерегистрации, не имеют права на образовательный процесс. (По идее, это относится к сектам и нетрадиционным религиозным объединениям.)

    Приходится отметить, что хотя Основы православной культуры и могут органично входить в школьную программу как предмет, имеющий очевидное культурологическое ядро, но принятие этого зависит от решения органов школьного самоуправления. Однако многое зависит и от воли родителей.
    Любовь Петровна Рожкова, сотрудник Правового управления Государственной Думы, в связи с выступлением К.А.Чернеги заметила, что обмен информацией в деле устройства православного образования крайне важен. В отношении образования декларируется около 300 нормативных правовых актов – все это приходится учитывать в работе. Многое зависит от воли власти, а власть представляют конкретные лица. Сама Любовь Петровна высказала убеждение – недостаточно преподавать сумму знаний. Это само по себе не гарантирует духовно-нравственного благополучия. "Образование – это главная задача Церкви. Ведь само это слово происходит от слова "образ". Задача образования – выявить образ Божий в человеке", – Любовь Петровна вспоминает слова Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия.
    Опыт показывает – решая часть проблем в сфере сотрудничества, приходится сталкиваться с новыми. Так, в Кемеровской епархии заключен договор между Епархиальным отделом образования и Областным департаментом образования Кемеровской области. Правящий архиерей, преосвященный Софроний, принял участие в заседании Образовательной секции Рождественских чтений. В епархии обсуждается вопрос о создании центров православного образования при соответствующих образовательных учреждениях. Но возникает проблема финансирования. Педагоги нередко сталкиваются с непониманием школьной администрации...
    Ирина Григорьевна Воронцова, ректор Санкт-Петербургского университета педагогического мастерства, отметила, что современному педагогу нужна поддержка. В университете педагогического мастерства это достигается в ходе сотрудничества с Санкт-Петербургским епархиальным отделом образования, в диалоге с Духовной семинарией и академией. В первую очередь – поддержать и просветить литераторов и историков, затем воспитателей и психологов, считает Ирина Георгиевна. Чиновников от образования тоже нужно понять – им нужны документы для оправдания действий.
    Конечно, на наш взгляд, очень важно участие и добрая воля высшей школы, людей науки в воцерковлении образования, в понимании и принятии православных ценностей за основу воспитания. В этом святом деле также нужны сегодня основательные научные разработки, которые будут убедительны для чиновников и сотрудников образовательной сферы.
    Ольга Васильевна Литовченко, сотрудник службы лицензирования и аттестации Московского комитета образования, в своем докладе обратила внимание на проблемы, замеченные в ходе работы. Одна из них – проблема безлицензионной деятельности. Школы, заявляющие этнокультурный русский компонент, как это ни странно, не включают духовный компонент и реализуются на внешнем уровне. В тех школах, где проводится православное образование, должен быть контроль за вероучительной частью – со стороны Церкви, и наставникам хорошо бы иметь методологическую подготовку. Важный момент – поддержание материального состояния таких школ. Учредители должны об этом позаботиться.

    На трибуне – иеродиакон Киприан (Ященко) На трибуне – иеродиакон Киприан (Ященко)

    Иеродиакон Киприан (Ященко) размышлял на тему: каковы плоды Рождественских чтений для отечественного образования. Чтения имеют высокий научный статус, и здесь обсуждаются наиболее актуальные педагогические проблемы. Министр образования в ходе Рождественских чтений призвал к сотрудничеству, "совместным проектам в рамках России", к разработке стандартов по литературе и истории. В ходе чтений бывает как бы ярмарка идей. Но отец Киприан напоминает: надо неустанно трудиться, прилагать каждодневные усилия. Прозвучал особенно важный призыв – к объединению усилий и созданию образовательных центров. Одиночные усилия легко сломить, загасить, но совместные более прочны. Для этого дела как воздух нужен молитвенный подвиг, призывающий благодать и помощь Божию. Отец Киприан предложил провести крестный ход по России – молитвенный, миссионерский, просветительский. Нужно разработать целостную программу по Основам православной культуры, охватывающую все 12 классов. И вот основные идеи программы: курс ориентирован на развитие личности ребенка, и в этом незаменимо святоотеческое учение, курс включает направления – "Смысл жизни", "О чем рассказывает Библия", "История православной народной культуры", "Основы православной этики", "Письменность Древней Руси", "Православное искусство", "История мировой культуры", "Основы духовной безопасности". Итог преподавания по программе – воспитание нравственного гражданина и патриота Отечества, добродетельного труженика и семьянина, творческой личности, бережно относящейся к ближним и природе.
    Подготовка педагогических кадров – непростая задача, и решается она постепенно. Отец Киприан с радостью отметил, что во время Рождественских чтений происходит воцерковление участников – педагоги, профессора бывают за богослужением, принимают таинства. Надо дать детям приходить к Богу, как желает Сам Господь Спаситель. Важно осознать это как волю Божию.
    Пастырское слово произнесли отец Августин из Ивановской епархии, отец Евгений из Архангельской. Церковная жизнь, участие в таинствах необходимы для воспитания, наставления детей, преображения внутреннего мира. Может быть, больше, чем что-либо... Должен быть православный образ жизни – внутренний и внешний.
    Именно Православие может ответить на все вопросы наиболее полно, считает Ольга Янушкявичене. И в деле православного образования нужно собрать людей, которые понимали бы детей.

    Алла Валентиновна Бородина, создатель учебника "Основы православной культуры", отметила усилия отца Киприана, которому удается собрать единомышленников.
    Особенно важно договориться между собой в ходе работы. Ведь и главная цель наша – возвращение к любви и единству. Духовное воспитание требует принятия созидающей, объединяющей идеи, служащей Отечеству.
    Алла Валентиновна кратко рассказала о программе, по которой дети будут обучаться. Особое воспитательное значение имеют гражданско-патриотические, нравственные, художественно-этические ценности, предлагаемые подрастающему поколению.
    Об одном учебном пособии рассказала Маргарита Григорьевна Белова, кандидат педагогических наук, преподаватель Санкт-Петербургского университета педагогического мастерства. В рамках курса может быть проведена огласительная работа, при православном подходе к преподаванию на основе, например, хрестоматии по литературе для 8-го класса. Был проведен семинар для учителей "Личность и вопросы веры". Предложены эталоны, по которым оцениваются поступки героев. Например, в народных песнях о Стеньке Разине, Емельяне Пугачеве раскрывается их страстный характер, свойственный язычеству. Изучается другой полюс – любовь, кротость, милосердие, явленные в русских святых. Преподаватель отметила, что древняя литература трудна для восприятия, но доступна с разъяснениями и толкованиями. В разных произведениях важно проследить деградацию или эволюцию героев. Учебник полемичен, снабжен справочным материалом. Предлагается и осмысление писательских путей... Главное, как повторяет священник, наставляя педагогов, быть профессионально честными.
    Среди сокровищ, с рождения дарованных нам "природный язык – душа народа, зеркало нравов, верный показатель просвещения, неумолчный проповедник дел" – так писал великий русский словесник адмирал А.С. Шишков. Об этом говорила Алевтина Дмитриевна Дейкина, декан филологического факультета МПГУ, которая отметила, что "образовательное производство сопряжено с духовным". Ценностное сознание – необходимая составляющая современной русской школы, именно его нужно развивать. Несправедливо, когда основное предпочтение отдается иностранному языку, как бывает сегодня. В преподавании должна быть заложена идея особой роли родного языка в нашей жизни. Обучение русскому языку – это и познание культурных ценностей, и коммуникативный способ. И мы с уверенностью можем отметить, что в драгоценном русском языке до сих пор множество слов, по которым можно судить о религиозном смысле и мировоззрении народа. "Язык есть мерило ума, души и свойств народных".
    Борис Кириллович Коломиец, сотрудник исследовательского Центра РАО по подготовке специалистов, предложил учитывать воспитательный компонент в аттестации специалистов. Также было внесено важное предложение – в связи с тем, что Россия находится под давлением внешних и внутренних проблем, под давлением средств массовой информации, и это затрагивает и детей. Они не защищены и не умеют отличать, где зло, где добро. Мы в России не имеем закона об общественной цензуре СМИ, между тем это практикуется в европейских странах. "Нужно рассмотреть вопрос о разработке проекта Закона об общественной цензуре СМИ и видеопродукции и следить за его исполнением", – предложил Борис Кириллович. Причем если такое предложение будет внесено Православной Церковью, это неизбежно вызовет противодействия и нарекания в современном обществе. Со стороны ученых и работников сферы образования это предложение было бы естественным. Святейшим Патриархом Алексием давно уже сказано: "Нужны всенародные усилия, можно сказать, всенародный вопль, чтобы наши дети и молодежь получили возможность вернуться к духовным и культурным корням народной жизни, вновь приобщиться к святому и чистому источнику веры и любви".

    Елена Германовна Морозова, кандидат химических наук и преподаватель, отметила, что сегодня дети перегружены потоком информации и от этого зачастую не способны воспринимать простые, базовые сведения. А ведь ценностная ориентация в мире должна быть незыблема, не зависеть от влияния новых знаний. Информация не должна разрушать целостного знания учащихся. Было указано на проблему: "Утрата реальности мира произошла за счет преувеличения значения научности. В школе не акцентируется внимание на том, что изучаются всего лишь некие модели. Информационно-энергетические модели уводят в мир виртуальной реальности". Именно Православие дает полноту жизни, опору и защиту, просвещает даже и неверующих, было сказано Еленой Германовной, представляющей фонд "Светоч" – объединение тех, кому небезралично содержание учебников, по которым учатся дети. Это объединение ведет научную работу, и проведение очередной конференции Фонда предполагается в марте.
    Лидия Ивановна Виноградова, методист Министерства образования по воспитанию и дополнительному образованию, отметила: важно содействие института семьи и Церкви.
    Важно также поднять приоритет воспитания, сформировать национальную программу, позаботиться о финансировании. Также Лидия Ивановна выразила пожелание – больше писать в прессе о положительных примерах в этой сфере.
    Велика ответственность наставников за врученное им детство. Необходимо помнить слова, сказанные однажды нашим Первосвятителем, Святейшим Патриархом Алексием: "Страшный грех совершают те, кто небрежет о Божием богатстве – о детях, забывают о нем или даже портят его своей черствостью и бессердечностью, безучастностью и неумением..." И с верою принимать слова праведного Иоанна Кронштадтского, наставника и чудотворца, о том, что воспитание пойдет прекрасно, "если все мы будем вести свое дело с мыслью о Боге, о важности дела, ответственного пред Богом, пред обществом и пред ангелами этих детей, всегда видящими лицо Отца Небесного, если, не надеясь на свои силы, всегда слабые и хрупкие, мы будем чаще испрашивать на свое дело благословение и помощь свыше".

    © Дарья ПАВЛОВА

    TopList