Warning: mysqli_stmt::bind_param(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 68

Warning: mysqli_stmt::execute(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 78

Warning: mysqli_stmt::bind_result(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 79

Warning: mysqli_stmt::fetch(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 80

Warning: mysqli_stmt::close(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 83
© Данная статья была опубликована в № 14/2002 журнала "Школьный психолог" издательского дома "Первое сентября". Все права принадлежат автору и издателю и охраняются.
  •  Главная страница "Первого сентября"
  •  Главная страница журнала "Основы православной культуры"
  • Увидеть рядом страждущего, или Как лягушонок искал папу
    ШКОЛА МИЛОСЕРДИЯ

    Увидеть рядом страждущего,
    или Как лягушонок искал папу

    Фото Константина Лазарева Фото Константина Лазарева

    Сначала немного воспоминаний, но я бы назвала их воспоминаниями о будущем.
    В годы моего детства – до Великой Отечественной войны – и далее, в годы моей юности, очень распространенной формой помощи людям в нашей стране было так называемое шефство. Оно было возведено в ранг государственной политики. Например, заводы и фабрики шефствовали над школами, детскими садами и детскими домами. Помню картину одного известного советского художника "Шефы приехали!": в комнату детского сада входит группа людей, в руках не умещаются игрушки, коробки и другие подарки – и радостные лица окружившей их детворы.
    В школах было распространено шефство над отстающими учениками: каждый из них был прикреплен к отличнику или хорошисту, которые помогали им делать уроки, объясняли непонятное, "болели" за их успеваемость. С шефов строго спрашивали результаты, и они относились к своим обязанностям со всей ответственностью.
    А знаменитые тимуровцы! После выхода на экраны кинотеатров фильма "Тимур и его команда", рассказавшего о мужественном, благородном, самоотверженном пионере Тимуре и его товарищах, всю страну охватило тимуровское движение. Тимуровские команды были в каждой школе, без преувеличения. Они сами, без подсказки, отыскивали людей в округе, которые нуждались в простой человеческой помощи: сходить в магазин, вымыть полы, посидеть с малышом, наколоть дров, принести воды и т. п. Это движение продолжалось и в годы войны, когда отцы воевали на фронте, а в тылу оставались матери с детьми и престарелые люди.
    Надо сказать, что такое явление в социальной жизни общества, как шефство, не было изобретением советской власти. В русском народе, в его православных традициях всегда имело место так называемое попечительство, что означает заботу о сиротах, бедных, нуждающихся, опека над ними. Слова "попечительство", "опека", "печаль" одного корня, как видите. Печься о ком-нибудь или о чем-нибудь значит печалиться по причине чьего-нибудь неблагополучия и желать помочь в исправлении этого. Помните, как называли преподобного Сергия Радонежского? "Печальник земли Русской".

    Вспомним, например, известное Царскосельское училище под Санкт-Петербургом, которое готовило из своих воспитанниц будущих матушек – супруг пастырей Церкви. Основала училище супруга Константина Победоносцева, великого русского государственного деятеля-просветителя. С самого основания училища был заведен такой порядок: каждая старшая ученица опекала девочку из младших классов, каждая способная ученица получала в пару неспособную. На старших лежала ответственность за младших буквально во всем: от умения аккуратно сложить перед сном свою одежду к завтрашнему дню до полного усвоения заданных уроков. И какие прекрасные результаты давала такая система! Кстати сказать, в Петербурге в прошлом году начало действовать училище для девушек, имеющее те же самые цели и задачи воспитания. Слава Богу!
    А теперь о сегодняшнем дне. Отрадно было слышать в выступлениях на Х Международных Рождественских чтениях об успехах воскресных школ, действующих при храмах разных городов России. Некоторым из них уже по 10 лет, значит, состоялось по несколько выпусков. Услышали мы о создании молодежных православных центров, где православные юноши и девушки объединятся "на основе служения Богу, Церкви и ближнему", как сказано в концепции этих организаций. В своей деятельности они руководствуются задачами социального и миссионерского служения. Там и посещение детских домов, госпиталей, и служение в тюрьмах, создание библиотек духовной литературы и еще много таких же нужнейших дел. Но не нашла я в этих концепциях такой формы работы, как индивидуальное шефство. А ведь духовный багаж, полученный в воскресной школе, вполне достаточен, чтобы ее выпускник или ученик старшей группы сам подыскал себе малыша, которого взялся бы опекать. Этим малышом может быть крестник, младший брат или сестра, сын или дочь соседей, частенько остающиеся без надзора. Важно, чтобы внимание к малышу было регулярным и от всего сердца, и тогда форма общения родится сама собой. Почитать книжку вслух. Это самое легкое и приятное для обоих. В процессе чтения обязательно возникнет беседа. А выбрать православного содержания книжку и правильно (по-православному) беседовать старшие ученики воскресных школ уже умеют. Они могут рассказать о православных праздниках, о великих святых, о чудесах Божиих так, что малышу это общение станет необходимым. А это уже и есть помощь младшему. А там, глядишь, и в воскресную школу запросятся. Вот так, за ручку, и приведут их старшие друзья в храм. Главное, проникнуться важностью этой миссии и увидеть совсем недалеко от себя маленького человека, который ждет твоей помощи.
    В заключение хочу рассказать вам сюжет одного старого мультфильма, который называется "Как лягушонок искал папу". Крошечный, трогательный лягушонок ищет, кто стал бы его папой. Все, к кому он обращается: цапля, щука, крокодил – хотят его съесть. Лягушонок еле-еле спасается и грустно сидит на бережке. Вдруг он видит малюсенького кузнечика, запутавшегося в траве. Бедняжка повредил ножку. Лягушонок вызволяет кузнечика, утешает его и говорит: "Хочешь, я буду твоим папой?" В финале мы видим маленького лягушонка, ведущего за лапку крошечного хромающего кузнечика.
    С Богом, мои дорогие!

    Евгения Батурина,
    преподаватель воскресной школы
    Донского монастыря

    Не будь скуп для того, чтобы помогать нуждающимся. Не связывайся сребролюбием. Не бойся, что при благотворении твоем убавится что-либо в мире. Пока стоит мир, ничего в нем не убавилось: солнце не изменилось, реки не перестали течь, производительность земли не оскудела: она доселе рождает и золото и серебро. Одно в себя принимает, другое из себя производит.
    Не бойся оскудения у себя в чем-либо, ведь прежде у тебя ничего не было, а теперь все есть, и если не имеешь, будешь иметь. Крепко веруй тому, что все Создавший никогда не оскудеет, и Тот, Кто дает пищу алчущим, Кто насыщает всякое живое существо, всегда во всем изобилует. Не скупись же подавать просящим во имя Божие, дай все тебе Дающему – и сам получишь от Него сторицей.
    Не желай чужого добра – и свое вскоре оставишь; не стремись к приобретению его – когда отсюда пойдешь, ничего не возьмешь с собой. Нагим пришел ты в мир, нагим и уйдешь. У многих помногу было имения, однако, все оставив, с пустыми руками и нагою душой ушли отсюда. Не желай множества сокровищ и не надейся на них, чтобы не уподобиться богачу, который разрушил малую житницу, построил большую и сказал: Душа! много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись. Но что сказал ему Бог: Безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил (Лк. 12, 19–20)?
    Не гонись за многим, будь малым доволен. Все желают многого, многого ищут, все о всем заботятся, однако, все оставив, ничего не в состоянии будут взять с собой. Лучше малым обладать с благодарностью, чем неразумно гнаться за большим. Малое у праведника лучше богатства многих нечестивых (Пс. 36, 16). Все, что здесь добудешь, здесь приобретешь, останется на земле, а сам ты, все оставив, вселишься во гробе.

    Святитель Димитрий (Ростовский)

    TopList