Warning: mysqli_stmt::bind_param(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 68

Warning: mysqli_stmt::execute(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 78

Warning: mysqli_stmt::bind_result(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 79

Warning: mysqli_stmt::fetch(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 80

Warning: mysqli_stmt::close(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 83
© Данная статья была опубликована в № 13/2002 журнала "Школьный психолог" издательского дома "Первое сентября". Все права принадлежат автору и издателю и охраняются.
  •  Главная страница "Первого сентября"
  •  Главная страница журнала "Основы православной культуры"
  • Зачинатель национального пейзажа
    ПРАВОСЛАВНОЕ ИСКУССТВО

    Зачинатель национального пейзажа

    Алексей Саврасов. Радуга. 1875 г. Русский музей

    Алексей Саврасов. Радуга. 1875 г. Русский музей

    Каждой весной земля наша оживает. Пригреет солнышко заснеженные просторы, и вот уже от острых лучей принизились сугробы — роняют хрустальные слезы. А где капель заладила, там и проталины проглянули, и прозоры земли вот-вот покажутся. На картине Алексея Кондратьевича Саврасова "Грачи прилетели" изображен как раз тот самый неуемный мартовский день, когда дыхание весны уже властно перешибло зиму и облитое солнечным светом небо торжествует над застенками злюки-зимы. Отчаянно кричат грачи возле гнезд, шапками вскинутых на макушки старых берез, невдалеке еще задушевнее просияла звонница, и храм во всем благолепии виден. Божия благодать кругом, куда ни взгляни! Даже пашня обозначилась на широких прогалинах — умывается талой водой. И лишь возле заплота из досок, отбрасывающего тень, громоздится затверделый снег. Но и он с дня на день рухнет и сбежит говорливыми ключами. Нигде, решительно нигде нет оцепенения! Этот вид на картине Саврасова настолько прост и достоверен, что, кажется, по-другому и не выразить чувство сопричастности, переполняющего нас в весеннюю рань. Своей картиной живописец поведал суть национального пейзажа, и зрители, впервые увидев его полотно на Передвижной выставке, единодушно прониклись неподдельным восторгом.
    А создавалась картина не сразу. На пороге вешних дней 1871 года потянуло Алексея Кондратьевича вон из Москвы. Не сиделось ему в городе, слишком знакомом даже и в самых потайных уголках, захотелось на волю, в сельскую глушинку с ее первозданной русской природой. И вот он уже в богоспасаемом граде Ярославле, на волжских просторах, на берегу закованной в ледяную броню великой реки. Но и здесь не остановил художник созерцающего взгляда — душа велит ехать дальше. Кострома, золотые купола Ипатьевского монастыря, намоленная отчая земля: куда ни поверни, всюду радуется сердце. Ничего, что места неизведанные и где остановиться, еще не решено. Наугад подсел в крестьянские сани и наугад поехал в сельцо Молвитино — туда правил мужичок.
    Стоял светлый ранневесенний день с пригревами. Слишком знакомая явь открылась перед глазами — избывающие тучность талые сугробы, теплые тона бревенчатых изб, дождавшихся излома зимы. И вот встрепенулась душа и сладко так стало: грачи оповещают окрестность о своем прибытии — кружатся и галдят, занимая гнезда. Алексей Кондратьевич мигом достал альбом и, стоя, набросал торопливо карандашный рисунок. Волнение не покидало, пока не прочувствовал все признаки настроения оживающей природы этого невзыскательного сельского уголка. Позже, в самой Москве, он напишет маслом на холсте все то, что видел в Молвитине, и выскажет свой лирический восторг от увиденного открытия весны, пользуясь и привезенными оттуда рисунками, и тем, что воскрешала богатейшая его память.

    Непрост был путь Саврасова к истокам национального пейзажа. Смолоду он полюбил художество и смолоду к нему приохотился, а родитель прочил Алеше купеческую стезю – семья купеческая. Но юноша украдкой срисовывал полюбившиеся картинки и сдавал их в книжные лавки на Никольской — там приспособился торговать оживленный московский книжный рынок, не чуждый заработка и на дешевых рисунках. Все, что приносил туда Саврасов, раскупалось, и заказчиков на его мечтательные подражания не убывало. Чтобы сделаться настоящим художником — требовалось учиться, и Алексей Кондратьевич восемнадцати лет от роду отправился набираться знаний и овладевать мастерством на Мясницкую, в только что учрежденное Московское училище живописи и ваяния. Шел 1848 год. В училище пейзажной живописи воспитанников обучал Карл Иванович Рабус, добрый к чуткий, но весьма далекий от православного понимания сути искусства. Правда, пробовал Рабус сочинить вид на Алексеевский монастырь, но то была всего лишь красивая московская картинка. Из предшественников Саврасова даже талантливый Максим Воробьев московскую ноту в живописи настраивал на итальянский лад, и звучала она красиво, да не брала за живое.
    Первые самостоятельные картины Алексея Кондратьевича во многом повторяли ту же романтическую тональность, и все же его "Вид на Кремль от Крымского моста в ненастную погоду" (1851 год) по-новому передает колорит предгрозья: беспокойное небо с чутким светом сквозь провалы облаков, всклокоченная купа крепкого дерева и вдали незатронутая тенью колокольня Ивана Великого. По словам одного из современников, глядя на эту картину, "видишь движение туч и слышишь шум ветвей дерева и замотавшейся травы — быть ливню и грозе". Молодой Саврасов мужал на видовых пейзажах Москвы и Замосковья. Он пишет тонко и с чувством, улавливая еле заметные настроения природы, особенно при гаснущих красках вечереющего дня. Требовательность возрастала.
    Нужно было проехаться по России и обогатить свои впечатления. Художник посетил украинские степи, покрытые седым ковылем, с дрофами на кургане, повидал чумаков на привале с их обозом, груженным солью, измерил взором бескрайнюю равнину, уходящую за окоем неба. Его картина "Чумаки" (1854 год) передавала лишь часть того, что взволновало душу, но и она останавливала посетителей на выставке. А великая княгиня Мария Николаевна, налюбовавшись этим холстом, пожелала даже приобрести его в собственность. И к тому же пригласила живописца пожить у нее на даче, что на взморье подле Финского залива. Приглашение принял. И там, под северным небом, легко писалось Саврасову, только солнечная даль там бывает заслонена и раскрывается лишь позади огромных гранитных валунов, обомшелых и вечных. Удачная картина — еще одна подвижка в возрастающем мастерстве художника.

    Алексей Саврасов. Грачи прилетели. 1871 г. ГТГ Алексей Саврасов. Грачи прилетели. 1871 г. ГТГ

    В 1857 году Саврасову предложили руководить пейзажным классом в том самом Московском училище живописи и ваяния, где не так давно он и сам учился у добрейшего Карла Рабуса. Алексей Кондратьевич в отличие от наставника прививал ученикам не одно лишь дерзновение создавать достоверную картину, он приучал их улавливать характер русской жизни в пейзаже, насыщать его чувством открытой, добродетельной личности.
    Как весна, как только почудились первые намеки ее, учитель с высыпкой питомцев уже в Сокольниках или в Останкине — на воздухе. На пригревах надо писать кистью! Только так постигнешь сокровенное, только так и оживут и озвучатся краски. Долгие десятилетия предстоит преподавать Саврасову пейзажную живопись в училище, и вырастит он там многие таланты, породнив каждого с намоленной Русской землей.
    Была у него и отлучка в зарубежье. Летом 1862 года Алексей Кондратьевич поехал на Всемирную художественную выставку в Лондон. Поездка эта для него оказалась весьма кстати: давно ему хотелось накоротке познакомиться с техникой английских пейзажистов, о которой мало что знали в России. Молодой наш художник тщательно рассматривает картины прославленных мастеров, улавливая их секреты передачи увиденного и то значение, какое они придают изображению неба, считая его музыкальным ключом натуры на холсте. После Англии — Швейцария, страна величественных гор, с их каменистыми теснинами и утесами, с их заоблачными снегами на вершинах. О том, что видел в Альпах, Саврасов поведал повествовательно и торжественно; картина получилась вполне внушительной.
    Но своя сторонка милей. В 1867 году он пишет знаменитый "Сельский вид" — весенний простор, цветущие яблони и колодные улья: таинственные жилища Божиих работниц, пчел. Согбенный старец-пасечник задумчив и умудрен, много весен пронеслось над его головой, может быть, эта — последняя. Старое старится, молодое растет, и все в движении. Полное согласие человека и родимой природы. Картина задушевно напоена светом, пропитана веющим ароматом и слегка тронута грустью. Обновление жизни по воле Творца — вот что такое весна в творчестве Саврасова.
    Пребывание на Волге в 1871 году обернулось невиданным взлетом художественного мастерства зоркого пейзажиста. Кроме "Грачей", несомненного шедевра русской кисти, именно здесь Алексей Кондратьевич создает свою молитвенную картину "Печерский монастырь под Нижним Новгородом". Образ Святой Руси в родном краю, где небесное и земное сливаются в едином упоении красок, где синеокая вода повторяет колер поднебесья, а монастырский собор и его звонница являют собою центр бытия. Бедный погост и деревца вкруг него не вечны, вечен лишь дом молитвы и вечна эта небесная твердь над ним. А земля — подножие небесной тверди, ее видимое украшение. Храм на картинах Саврасова и раньше-то был обязательным для благоговейного созерцания природы. Но раньше, скажем, в изображении вида "Волга близ Городца" (1870), он ставился в отдалении, теперь же художник выдвигает его ближе к зрителю. А в картине "Грачи прилетели" храм и вовсе подробно выписан во всем объеме. Ни у кого из пейзажистов его поры не было на картинах и этюдах так много храмов, как у Саврасова! Узнавать образ Творца в Его творениях, созерцать строй народной жизни в неброских ее проявлениях — вот в чем выражена суть национального русского пейзажа, зачинателем которого и явился наш живописец.

    Одна из творческих удач Саврасова 1870-х годов – изумительная по своей лирической насыщенности картина "Проселок". Под безмерным небом изображена раскисшая после грозового ливня дорога с водостоинами и мокрой травой сбоку; одинокие ветлы, воспринимая затишье, выправляются и, как пообсохнут, повеселеют снова; а вдали хлебная нива-кормилица: ее уже золотит солнце, скоро дозреет Божиим благоволением. Картина повествует о твердом устое летнего дня, о краткой печали ненастья и главенстве неба над землей — небо занимает половину всего холста и своей живостью и красочными облаками возводит взор зрителя к неземному. Иногда свое видение небесного на земле художник укрупняет, приближая перед лицом зрителя. Таковы картины "У ворот монастыря", "Богомольцы у иконы" — обе созданы в середине 1870-х годов. Теплые, беззвучные тона, умиротворенность и образность в передаче характерных подробностей — вот те художественные средства, коими Саврасов достигает впечатляющих результатов.
    Пережив огромный творческий взлет, Алексей Кондратьевич, к несчастью, в дальнейшем не удержался на взятой высоте. Тяжелый недуг бродяжничества подолгу сковывал талант живописца. Временами, правда, помрачение сходило и Алексей Кондратьевич бодро брался за кисть; бывало, что на холсте воплощались и смелые замыслы, но чаще всего он теперь повторял самого себя, копируя знаменитых "Грачей", чтоб прокормиться грошовым заработком. А то просто раздаривал рисунки знакомым. Распалась его семья, закрылись перед ним двери Училища живописи и ваяния, где он так долго выхаживал новое поколение пейзажистов. Умер Алексей Кондратьевич Саврасов 26 сентября 1897 года в больничном отделении для бедных. На его похоронах присутствовали только П.М. Третьяков, создатель художественной галереи, да швейцар училища, в стенах которого он преподавал 24 года.
    Печальная судьба художника на какое-то время сказалась и на судьбе его художественного наследия. Но шли годы, и в пору пробуждения национальных чувств у русских людей его картины начинали восприниматься в подлинной их сути. Так они воспринимаются и сейчас, отодвигая в сторону скороспелки бездарностей и злонамеренную заумь авангардистов. Ведь мудрая простота сродни жизни природы, устроенной Господом в похвалу Его попечения о людях.

    Александр Стрижев

    Спонсор публикации статьи – интернет-магазин «СтройКомплектСервис». Быстрое и качественное профессиональное обслуживание, широчайших спектр современных материалов для строительства и отделки. Если вас не устраивает палитра стандартных материалов: красок, лаков, эмалей, затирок и штукатурок – всегда можно исправить положение, купив колер для краски. С помощью колера можно получить как нежный пастельный оттенок, так и глубокий насыщенный цвет. Пигментные пасты можно использовать как в колеровочных машинах, так и для колерования ручным способом.

    TopList