Warning: mysqli_stmt::bind_param(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 68

Warning: mysqli_stmt::execute(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 78

Warning: mysqli_stmt::bind_result(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 79

Warning: mysqli_stmt::fetch(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 80

Warning: mysqli_stmt::close(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 83
© Данная статья была опубликована в № 12/2002 журнала "Школьный психолог" издательского дома "Первое сентября". Все права принадлежат автору и издателю и охраняются.
  •  Главная страница "Первого сентября"
  •  Главная страница журнала "Основы православной культуры"
  • Успехи и проблемы
    ПАНОРАМА ПРАВОСЛАВНОЙ ЖИЗНИ

    Успехи и проблемы

    Доклад президента Российской академии образования РАН академика Н.Д. НикандровА на Х Международных Рождественских образовательных чтениях

    Считаю для себя честью, что принимаю участие в Рождественских чтениях уже шестой раз. Им — 10 лет. Много это или мало? Разумеется, не так и много, если вспомнить, что совсем недавно мы отмечали двухтысячелетие Рождества Христова. Но для человека, да и для всех нас в нынешней быстротекущей жизни, это немало, и естественным является желание подвести некоторые итоги. При этом мне было бы трудно разделить то, что вошло в нашу жизнь, в общественное и личное сознание россиян непосредственно как результат наших чтений, и то, что является результатом нелегкого труда многих служителей Церкви, многих верующих людей вполне светских профессий, участвовавших и не участвовавших в чтениях.
    Пожалуй, главным результатом чтений является то, что сейчас ни нашу жизнь, во всем ее многообразии, ни нашу систему образования нельзя представить себе без сотрудничества с Церковью, без ее облагораживающего влияния. Я помню результаты опросов общественного мнения середины 1990-х годов, которые четко показывали, что институт Церкви пользовался гораздо большим доверием россиян, чем все институты власти. Так, Всероссийский центр изучения общественного мнения в 1996 году констатировал, что 52 процента россиян в то время считали себя верующими. При этом отмечалось также, что "Церковь по-прежнему остается самым уважаемым общественным институтом, опережая парламент, президента и армию" (Педагогический калейдоскоп. 1996. № 10). Тогда, правда, это могло легко объясняться тем, что доверие к президенту Б.Н. Ельцину испытывали в то время менее десяти процентов россиян. Сейчас, как отмечают политологи, рейтинг президента В.В. Путина весьма высок, по-прежнему высок авторитет Русской Православной Церкви.
    По различным современным опросам общественного мнения, от половины до двух третей наших граждан считают себя верующими, из них 75 процентов — православные, 16 процентов – мусульмане, 4 процента — протестанты, 2 процента — буддисты, 1 процент — иудаисты, 1 процент — язычники, нетрадиционные религии все вместе — менее 1 процента, католики — менее 1 процента (Галицкая, 2001, с. 10). И я думаю, мы должны искренне радоваться взаимному уважению и поддержке, которые оказывают друг другу высшая церковная и высшая светская власть.

    Когда я впервые был приглашен участвовать в чтениях несколько лет назад, я уже тогда считал это для себя большой честью, но значение их, честно говоря, несколько недооценивал. В наше время как никогда много проводится совещаний, конференций, симпозиумов, презентаций, и я полагал, что речь все же идет только о еще одном интересном мероприятии и благом деле, коль скоро оно проводится Русской Православной Церковью. Я рад, что ошибся, недооценив в то время влияние и значение Рождественских чтений. После каждых очередных чтений ко мне обращались священники, епископы, просто активные прихожане с приглашением выступить на конференциях и семинарах. Писали мне и учителя, директора школ, узнававшие о чтениях или участвовавшие в них. Это несомненный показатель того, что значение чтений и территориально, и духовно выходит далеко за пределы этого огромного зала и даже Москвы. Считаю Рождественские чтения нашим общим достижением, особенно же тех, кто десять лет назад начинал эту работу. Прежде всего — Его Святейшества Патриарха Московского и всея Руси Алексия.
    Радость православных праздников все больше входит в нашу жизнь, причем не только в жизнь верующих. Будем смотреть на вещи реально. Для кого-то, конечно, такие праздники, которые объявлены нерабочими днями (таким конечно же является Рождество), остаются просто выходными. Но все больше россиян приобщаются к светлой радости Рождества, Пасхи, других великих христианских праздников. Это можно легко заметить по общению в эти дни, по телефонным звонкам и поздравительным открыткам. Вот частный, но показательный пример. Как президент академии я под Новый год получаю многие десятки, а иногда более сотни поздравительных писем. И с каждым годом растет количество таких, где не только пожелания добра в наступающем году, но и поздравления с праздником Рождества. Читая эти письма, я испытываю двойную радость: приятны сами пожелания, важно и радостно то, что в жизнь нашей Родины возвращаются исконно российские традиции. По некоторым данным, каждый двенадцатый москвич встретил недавно прошедший праздник Рождества в церкви на Рождественской службе.
    Как говорится, по долгу службы я встречаюсь с учителями, обсуждаю содержание учебников. Давно известно, что хороший школьный учебник — это национальное достояние, плохой учебник — национальное бедствие. Проблема эта сложна, но я выделю — и сделаю это с большим удовлетворением — только одну ее сторону. И в содержание учебников, и в школьные уроки, особенно в уроки истории, входит, постепенно входит, тематика, связанная с традициями, значением и ролью Православной Церкви в жизни страны, примеры патриотического служения церковных деятелей России. И здесь я вижу практически прямую связь с тем, что говорится на Рождественских чтениях и распространяется потом в публикациях. Мне, например, пришло письмо от учительницы истории, которая узнала из моего выступления на чтениях о том, как и почему принял мученическую кончину патриарх Ермоген в начале XVII века, о том, что 7 ноября 1941 года, в тяжелое время Великой Отечественной войны не только состоялся военный парад на Красной площади, но и прошли молебны в храмах. Она писала, что хотела бы эти примеры патриотизма привести на своих уроках, спрашивала, где об этом можно прочитать, на какую литературу сослаться. Разумеется, специалисты по истории Церкви знают об этом и так. То, что это теперь интересует учителей истории, причем интересует в подробностях, — уверен, хороший знак.
    Вместе с тем, радуясь сделанному, мы понимаем, что ситуация далеко не безоблачна. На состояние нравственности в стране продолжают влиять факторы, которые православное сознание, да и просто здравый смысл, не могут одобрить. Прежде всего, к сожалению, нельзя не отметить содержание наших средств массовой информации, особенно телевидения. С одной стороны, они доставили нам радость почти живого присутствия на богослужении в дни Рождества. Причем профессиональные комментарии ведущих помогали и неверующим понять смысл богослужения, той или иной его части.

    Но есть и другая сторона. По-прежнему — даже после известных событий 11 сентября в США — наше телевидение впереди планеты всей по количеству, по концентрации насилия. Об этом говорил Святейший Патриарх. Я был в Америке уже после 11 сентября и действительно могу на конкретных примерах показать, что еще больше стало флагов в американских школах, меньше фильмов с насилием на широких экранах. Наши специалисты из академии подсчитали, какие именно виды насилия, в каком количестве и сочетании обрушиваются на сознание наших граждан, особенно детей и молодежи, дан и анализ влияния такого потока информации. Эти данные опубликованы, приводить их еще раз я не буду, но не могу не отметить, что жизнь буквально каждый день сама дает все новые и новые примеры такого рода. Мы почти забыли понятие идеологии, многие этому радуются, забывая, что идеология всегда есть как совокупность принятых или имеющих хождение в обществе идей. Какие же идеи, помимо, понятно, отрицательного набора всех и всяческих насилий, мы видим в СМИ?
    Вот программа "Алчность" по НТВ (14.01.2000) — в первый день Нового года по старому календарю, в святки. Среди прочего ведущий говорит (я цитирую): "Все это (любовь и дружбу. — Н.Н.) можно купить за деньги". А деньги, понятно, можно выиграть. Вывод вполне соответствует названию программы (еще раз повторю его — это программа "Алчность"). А вот прекрасный по полиграфическому исполнению и во многом действительно интересный журнал "Культ личностей". Мне уже как-то приходилось упоминать этот журнал на Рождественских чтениях как пример пропаганды богатства, чего в России не было никогда раньше, включая времена до 1917 года. Возьмем последний номер журнала за январь-февраль этого года. В нем известный актер и автор шоу-программ говорит в ответ на вопрос, не боится ли он будущей старости: "...если я смогу платить за то, чтобы меня обслуживали и любили, то, поверьте, я буду в полном порядке" (Застольные разговоры... с. 19). "Думаете, любовь можно купить все-таки?" — переспрашивает корреспондент. — "Конечно. А вы что, первый раз об этом слышите?.. Я знаю, я покупал себе любовь" (там же). Иными словами, и по всероссийскому телеканалу, и в престижном печатном издании проводится мысль — все продается и все покупается. "Хорошая" основа, "хорошее" подспорье для воспитания в школе, которая хоть как-то, в непростых условиях старается сеять разумное, доброе, вечное! Хочет он покупать любовь, пусть покупает, но, уверен, рекламировать это не надо.
    А знаменитые "зазеркальщики" по ТВ-6? Здесь хочется просто сказать: "Без комментариев". Оценку этому уже дал Святейший Патриарх, и я уверен, она совпадает с оценкой всех здесь присутствующих. Это оценка отрицательная. И все же один комментарий себе позволю: есть такое понятие — "информационное загрязнение окружающей среды". Не я придумал это понятие, но если нужно дать пример такого загрязнения — лучший, чем "зазеркальщики", найти трудно. Господин Зоркальцев очень правильно говорил о духовной безопасности общества. Это хорошее понятие. Чем меньше будет информационного загрязнения окружающей среды, чем выше будет духовная безопасность общества.
    В Рождественские дни и раньше, и сейчас малышам пели песенку "В лесу родилась елочка". Я не могу процитировать современную версию этой песенки ввиду ее полной непечатности, но она приведена в статье с показательным названием "Пошлость в наступлении". И само название статьи вполне точно характеризует ее содержание, а попутно — и содержание многих так называемых "произведений искусства", звучащих и напечатанных в последние годы.

    Может показаться, что детская песенка — слишком мелкая тема. Но я позволю себе такое сравнение. Недавно в Государственной Думе обсуждался проект закона об ответственности за надругательство над государственным гимном России. Закон этот есть во многих странах. Ведь совершенно ясно, что флаг — не просто кусок материи, что гимн — не просто сочетание звуков. Это — символы государства и государственности. Но детская песенка, которую слышали и слушали многие поколения, сотни миллионов людей, — это символ наших национальных традиций. И те, кто над ней издевается перед миллионной аудиторией — пусть даже просто из хулиганских побуждений, — на самом деле объективно работают на разрушение связи времен, на подрыв российских традиций. И хотелось бы напомнить, что во времена, когда у нас проводились съезды безбожников, когда на глазах толпы с церковных колоколен сбрасывали колокола, тогда тоже "редактировали" церковные песнопения. Отличие, конечно, состояло в том, что в то время не было столь мощных средств массовой информации, но смысл был тот же: сменить систему ценностей, сменить национальных героев. Возможности здесь, как показывают специальные работы по психологии рекламы и средств массовой коммуникации, огромны, и используются они, увы, часто не во благо.
    А в Крещенский сочельник (18 января вечером) телеканал НТВ не нашел ничего лучшего, как показать на всю Россию встречу с проституткой. Конечно, талантливая актриса-ведущая (Юлия Меньшова) умело изображала некоторое изумление, наивность и шок от звучащих откровений представительницы "первой древнейшей профессии" (передача так и называлась — "Первая древнейшая"). Но на самом деле это было совершенно определенной рекламой-призывом для собравшихся в зале молодых женщин и мужчин с целым набором конкретных практических советов для начинающих.
    Другой пример. Есть периодическое печатное издание Министерства по делам печати и Книжной палаты, в котором дается информация о только что вышедших или выходящих книгах. Я просмотрел самый последний номер, уже за январь этого года. Снова — и радость, и огорчение. Нельзя не порадоваться тому, что появилось много интересных научных и популярных справочников, научных (философских, социологических, психологических) изданий, которые раньше не издавались у нас по идеологическим соображениям. Радует, что уже традиционной стала хорошая представленность книг по Православию, в том числе хорошо иллюстрированных для детей. Но если просмотреть список предлагаемых книг художественной литературы, то простой подсчет показывает: до половины и больше названий этой продукции прямо связано с насилием, эротикой, магией и колдовством. И ведь в отличие от литературы, которая рассчитана на специалистов, эти книги могут купить все, кому есть чем платить, а цены на них меньше, чем на специальную литературу.

    Надо с самых ранних лет учить детей бороться с грехом, проповедовать им идеалы целомудрия, чистоты и верности в отношениях между мужчиной и женщиной. Ведь из своего духовного опыта Церковь знает: человек, не умеющий победить блудной страсти, не сможет обуздать в себе и других пороков. Тот, кто заражает детей бациллами разврата в привлекательной упаковке удовольствия, растит будущих преступников. Недаром сурово предупреждает Господь: Кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили его во глубине морской (Мф. 18. 6).
    Школа, выпавшая из традиции, школа, в которой не соблюдают преемственности поколений и не передают нравственных начал, – способствует только дальнейшему разрушению общества, а не созиданию его. Взрывчатое вещество растления, будучи заложено в школу, может оказаться для народа более гибельным, чем любые теракты.

    Святейший Патриарх Московский и всея Руси АЛЕКСИЙ
    (Из Слова на X Рождественских образовательных чтениях)

    Разумеется, здесь нельзя впадать и в другую крайность — требовать, призывать всех к такой праведной жизни, которая и раньше была уделом и подвигом немногих. Но еще меньше допустимо другое — различными способами, в том числе через СМИ, через другую литературу, через домашнее пиратское видео в буквальном смысле развращать молодежь. Как сказано в Евангелии от Матфея, кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили во глубине морской (Мф. 18, 6). Конечно, будем понимать это в духовном, не в буквальном смысле слова, но от этого проблема не становится менее серьезной.
    Проблемой является и то, что иногда светскость нашего государства и образования понимается, на мой взгляд, чересчур формально, жестко. Есть случаи, когда, например, факультативные спецкурсы православного содержания становятся в государственных вузах объектом суровой критики ректора. К счастью, это относительно редкие случаи, исключения, которые в целом подтверждают понимание нашим обществом простой истины: победить безнравственность, падение морального уровня можно только всем институтам воспитания вместе, в соработничестве, а не в конкурентной борьбе за сферы влияния.
    Основное — в рамках и за пределами Рождественских чтений нести в жизнь позитивные идеи — нравственные идеи Православия. Действенность и влияние могут быть в каждом случае, конечно, разные. Например, на V Рождественских чтениях (январь 1997 года) было принято обращение к председателю Госдумы Г.Н. Селезневу о недостатках готовившегося тогда закона "О свободе совести и о религиозных объединениях". В обращении отмечалось, что "в законопроекте никак не обозначена тысячелетняя историческая роль Православной Церкви и других традиционных религий народов России в формировании исторического, духовного и культурного лика нашей страны". В преамбуле действующего, принятого в том же 1997 году, закона специально признается "особая роль Православия в истории России, в становлении и развитии ее духовности и культуры". Считаю, что это – очень конкретное влияние наших чтений.
    С тех пор прошло пять лет, многое сделано, еще больше возрос авторитет Рождественских образовательных чтений. Кроме того, с приходом президента В.В. Путина существенно — и в лучшую сторону — изменилось отношение общества, отношение власти к проблеме нравственного воспитания. Правительством приняты Доктрина образования, Концепция модернизации образования, программы патриотического воспитания населения и толерантности. Продолжена программа воспитания в системе образования, и на том же заседании коллегии Министерства образования принято решение работать над общенациональной программой воспитания. Два года назад министру образования В.М. Филиппову и мне не удалось положительно решить этот вопрос; сейчас возможности больше. И, уверен, Рождественские чтения, вообще совместная работа светской власти и Церкви в вопросах воспитания имеют очень хорошие перспективы, во всех названных мною документах это подчеркивается. Нельзя не помнить, что идеи патриотизма, мира между людьми, уважительного отношения к традиционным историческим религиям в России, позитивные идеи нравственного воспитания — все это звучало и обсуждалось на Рождественских чтениях, причем, если брать историю последнего десятилетия, даже раньше, чем эти идеи стали привычно появляться в светской педагогической литературе последнего десятилетия. Еще Серафим Саровский когда-то говорил: "Стяжи дух мирен – и вокруг тебя спасутся тысячи".
    Таким образом, многое сделано, но есть еще очень многое в духовной жизни России, над чем нам можно и нужно совместно трудиться. Хотелось бы выразить надежду — больше того, уверенность, что второе десятилетие наших чтений, несмотря на трудности, которые всегда есть и будут, принесет нам всем еще большую радость мирного и плодотворного сотрудничества на ниве и светского образования, и духовного просвещения. Хотелось бы пожелать всем благого поспешения ради процветания нашей Родины – России.

    Фото Евгения Крылова и
    Александра Степанова

    TopList