Warning: mysqli_stmt::bind_param(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 68

Warning: mysqli_stmt::execute(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 78

Warning: mysqli_stmt::bind_result(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 79

Warning: mysqli_stmt::fetch(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 80

Warning: mysqli_stmt::close(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 83
© Данная статья была опубликована в № 11/2002 журнала "Школьный психолог" издательского дома "Первое сентября". Все права принадлежат автору и издателю и охраняются.
  •  Главная страница "Первого сентября"
  •  Главная страница журнала "Основы православной культуры"
  • Проводники Божией благодати
    СВЯТЫНИ ОТЕЧЕСТВА

    Проводники Божией благодати

    Феодоровская икона Божией Матери. XVII в. Кострома
    Феодоровская икона Божией Матери. XVII в. Кострома

    Тропарь Феодоровской иконе Божией Матери

    Пришествием честныя Твоея иконы, Богоотроковице, обрадованный днесь, Богохранимый град Кострома, якоже древний Израиль к Кивоту Завета, притекает ко изображению лица Твоего и воплотившегося от Тебе Бога нашего, да Твоим Матерним к Нему предстательством присно ходатайствуеши всем, под сень крова Твоего прибегающим, мир и велию милость.

    С первых лет утверждения христианства на Руси православный народ наш благоговейно чтит Божию Матерь. В Ее честь воздвигались многие храмы и монастыри, к ней обращался русский православный человек с глубоким молитвенным словом во всех скорбных житейских и духовных обстоятельствах. Скорой помощницей, Заступницей, Ходатаицей называет Ее наш народ.
    Через святые иконы – проводники благодати Божией – Царица Небесная подает скорбящим и печальным утешение, обидимым заступление, болящим – исцеление, бедствующим – скорую помощь. Святые Ее иконы именуются "Всех скорбящих Радость", "Утоли моя печали", "Скоропослушница", "Взыскание погибших", "Споручница грешных", "Нечаянная Радость"... Через многие чудотворные иконы Богоматери Русскую землю освятила особая Божественная благодать. Предстательством Божией Матери через них совершались многие чудесные избавления земли нашей от нашествия многих врагов.
    Матерь Божия подобна солнцу, освещает и согревает нас лучами Своей любви и оживотворяет наши души данною Ей от Бога благодатью.
    Многие чудотворные иконы Ее получили наименования градов земли Русской, где прославились они чудотворениями и милостями: Владимирская, Казанская, Тихвинская, Курская, Смоленская...
    В ряду таких чудотворных икон-святынь всероссийских почитается нашим народом и Костромская чудотворная икона Божией Матери, именуемая Феодоровской.
    Всякая икона для верующего православного человека – окно в Царствие Божие. Если же говорить об иконе древней, тем более об иконе, почитаемой как чудотворная, об иконе, прожившей не одно столетие, то можно сказать, что она еще и окно в глубокое историческое, национальное прошлое, окно в глубокое национальное былое. Костромская чудотворная икона Божией Матери Феодоровская – одна из немногих таких икон.
    Ныне она находится в костромском Богоявленско-Анастасиином кафедральном соборе.
    Сам факт, что древняя икона эта уцелела, пережив многие великие лихолетья, воистину чудесен. Множество раз сгорала Кострома дотла, а икона-святыня, пребывающая в ней уже восьмое столетие, оставалась невредимой.
    Таинственна и глубока древность ее, и нет нынче возможности заглянуть в нее на полную глубину.

    Виктор АФАНАСЬЕВ

    Публикация статьи произведена при поддержке магазина готовых стандартных окон CENAOKNA.RU. При установке пластиковых или деревянных окон совершенно необязательно изготавливать их индивидуально под заказ. Если ваш дом относится к типовым, то можно купить качественные окна со склада без накруток, изготавливаемые на заводе под конкретную серию домов. Плюсом этого решения будет не только заметная экономия средств, но и быстрота получения новых окон, ведь они уже готовы. Бригаде монтажников остается только произвести установку. Компания также предлагает изготовление распашных сварных и кованых решеток на окна.

    Образ духовного укрепления

    Беседа с заместителем председателя Синодального отдела по делам молодежи Русской Православной Церкви архимандритом ГЕННАДИЕМ (Гоголевым)

    27 марта и 29 августа Церковь совершает празднество чудотворной иконе. Этот образ хранил Русскую землю от нашествия татар, им был благословлен на царство Михаил Романов, особо почитала его семья последнего императора-страстотерпца Николая II. Об истории и значении для судеб России этой святыни мы беседуем с заместителем председателя Синодального отдела по делам молодежи Русской Православной Церкви, ректором Костромской Духовной семинарии архимандритом Геннадием (Гоголевым).

    – Ваше высокопреподобие, когда чудотворная Феодоровская икона Божией Матери был явлена на Руси? Почему она именуется Феодоровской?

    – Обретенная святым князем Юрием Всеволодовичем в ветхой деревянной часовне близ старинного волжского города Городец, икона после гибели князя Юрия в битве с татарами на реке Сити в 1238 году перешла к его брату – великому князю Ярославу Всеволодовичу, в святом крещении носившему имя Феодор в честь великомученика Феодора Стратилата. Возможно, так святыня и получила свое название. В 1239 году князь Ярослав благословил этим образом на брак с полоцкой княжной Брячиславой своего сына – великого святого земли Русской благоверного князя Александра Ярославича Невского. Исследователи полагают, что изображение святой мученицы Параскевы Пятницы на другой стороне иконы было сделано в честь супруги святого князя Александра, в крещении Параскевы.
    Чудотворная Феодоровская икона Божией Матери постоянно находилась при святом князе Александре, была его моленным образом. После кончины его в 1263 году икона чудесным образом явилась в Костроме, в уделе младшего брата благоверного князя – Василия Ярославича.
    Князь Василий однажды выехал на охоту за город, на реку Запрудную, и посреди леса увидел на ветвях дерева прекрасную икону Божией Матери. Это было на следующий день после праздника Успения Пресвятой Богородицы. Князь попытался было взять икону с дерева, но безуспешно. Увидев, что встретился с настоящим чудом Божиим, князь Василий призвал из города священнослужителей, которые с молитвенным пением сняли святыню с ветвей и торжественным крестным ходом принесли ее в Кострому. Обретенную икону установили в городском соборе, воздвигнутом великим князем Ярославом (Феодором) Всеволодовичем в честь своего небесного покровителя – великомученика Феодора Стратилата. Таким образом, и местонахождение святыни в Костроме также могло стать причиной ее именования Феодоровской. Отметим, что в этот день некоторые благочестивые граждане видели, как икону нес по городу человек в богатой воинской одежде, подобной той, в какой изображается святой великомученик Феодор Стратилат.

    – До революции Феодоровский образ Пресвятой Богородицы был практически в каждом доме. Почему на Руси с такой любовью почитают эту святыню?

    – Образ прославился многими чудотворениями, благодатными исцелениями больных. Особенно знаменательное чудо от новообретенной иконы совершилось в 1272 году, когда костромские ратники, обороняя город от набега татар, встретились с ними в битве под Костромой, при Святом озере. По примеру своего благочестивого деда – святого Андрея Боголюбского, всегда бравшего с собой в воинские походы Владимирский образ Пресвятой Богородицы, – князь Андрей Ярославич двинулся на битву с чудотворной Феодоровской иконой. Вдруг от образа стали исходить на врагов ослепляющие и попаляющие лучи. Татары были разгромлены и обратились в бегство.

    – С чем связано то, что празднество в честь Феодоровской иконы Божией Матери совершается дважды – 29 августа и 27 марта?

    – На протяжении последующих веков Феодоровская икона находилась в кафедральном Успенском соборе града Костромы; время это было ознаменовано многочисленными чудотворениями и исцелениями, подаваемыми людям от благодатного образа Царицы Небесной. На месте обретения святыни был воздвигнут сохранившийся до наших дней храм Спаса на Запрудне; установилась благочестивая традиция каждый год в день обретения Феодоровской иконы – 29 августа – после праздничной Божественной литургии совершать крестный ход со святыней через весь город, из кафедрального собора на Запрудню, к Спасской церкви.
    В 1613 году в Костроме совершилось знаменательное событие – было положено начало царствующей династии дома Романовых. Юный Михаил Феодорович Романов, избранный Земским Собором на Всероссийский престол, находился тогда вместе со своей матерью, старицей-инокиней Марфой, в костромском Свято-Троицком Ипатьевском монастыре. Посольство Земского Собора, прибывшее в Кострому 14 марта (ст. ст.) крестным ходом, взяв с собой чудотворную Феодоровскую икону, прибыло в монастырь; именно перед этой костромской святыней Михаил Романов принял избрание Земского Собора, и именно Феодоровской иконой инокиня Марфа благословила своего сына на царство. С этого времени Феодоровский образ Божией Матери стал родовой святыней Царствующего дома, а в память о совершившемся событии, положившем конец трагическому для Руси Смутному времени, было установлено еще одно всероссийское празднование чудотворной иконе (27 марта по новому стилю).

    – Какова была судьба иконы в годы большевистского лихолетья?

    – В трагические для Церкви и Отечества 30-е годы XX века богоборцы разрушили Успенский кафедральный собор, но чудотворный образ Царицы Небесной по милости Божией избежал поругания стараниями священномученика Никодима (Кроткова), архиепископа Костромского и Галичского, управлявшего в то время Костромской епархией. В 1996 году священномученик Никодим, скончавшийся в тюрьме города Ярославля после многих скорбей и страданий в 1938 году, был прославлен в лике местночтимых святых, а в 2000 году он был включен Юбилейным Архиерейским Собором Русской Православной Церкви в Собор новомучеников и исповедников Российских.

    – Где находится чудотворная икона в настоящее время?

    – После окончания Великой Отечественной войны чудотворная Феодоровская икона находилась в Иоанно-Златоустовском храме города Костромы, затем в Воскресенском кафедральном соборе. С 1990 года возрождена благочестивая традиция совершения 29 августа, в день обретения иконы, крестных ходов к церкви Спаса на Запрудне; ежегодно в них принимают участие тысячи провославных костромичей и паломников. В 1991 году чудотворный образ был торжественно перенесен в возрожденный из руин Богоявленско-Анастасиин кафедральный собор града Костромы, ставший местом благоговейного поклонения великой святыне Костромской земли и всей православной России.

    – В одном из своих стихотворений Михаил Юрьевич Лермонтов именует Матерь Божию теплой Заступницей мира холодного. В чем просят помощи у Пречистой Владычицы паломники, со всех концов страны притекающие к Ее чудотворному Феодоровскому образу?

    – Православные люди с давних времен почитают Феодоровскую икону Божией Матери как особо покровительствующую благу семейных отношений, детям и юношеству; древняя традиция благочестия предписывает возносить молитву к Пресвятой Богородице у ее Феодоровской иконы, испрашивая помощи в трудном рождении младенцев. Историческим фактом является особое почитание Феодоровской иконы как символа духовного укрепления российской государственности: не случайно практически все царственные особы дома Романовых совершали паломничество в Кострому для поклонения чудотворному образу Царицы Небесной. Первое такое паломничество совершил юный царь Михаил Феодорович вскоре после своего восшествия на престол государства Российского, последнее – царь-мученик Николай II и его Святая семья в 1913 году, во время празднования 300-летия дома Романовых.
    В соответствии с программой проведения Съезда православной молодежи 13 мая 2001 года чудотворная икона была впервые принесена в Москву. Торжественный молебен совершился в храме Христа Спасителя, а с 14 мая по 2 июля эта святыня находилась на Патриаршем Крутицком подворье, где за эти дни побывали десятки тысяч людей, желавших помолиться и приложиться к чудотворной Феодоровской иконе. C особой радостью отмечу, что среди приезжающих было много молодежи и детей. Люди приходили и целыми семьями.
    На Патриаршем Крутицком подворье находится список чудотворной Феодоровской иконы Божией Матери, перед которым каждый четверг в 17 часов совершается акафист.

    – Сердечно благодарим ваше высокопреподобие за беседу. Просим благословения читателям.

    – Поздравляю всех читателей вашей газеты с празднеством чудотворной Феодоровской иконе Матери Божией. Желаю вам успеха в ваших добрых делах, мира и радости в ваших семьях и помощи Божией в духовной жизни.

    Диакон Михаил Першин

    Со времени княжения великого князя Василия Костромского, завершившего свой жизненный путь в 1276 году, и до 1921 года ежегодно 16 августа (по ст. ст.), в день явления Феодоровской иконы в Костроме совершался крестный ход с нею (сначала из собора Феодора Стратилата, потом из Успенского собора) к Спасо-Запрудненскому храму. Здесь с 1744 года, с года основания Костромской епархии, чудотворную икону Божией Матери встречал архиерей.
    Не чудесен ли тот факт, что храм этот не был ни разрушен, ни закрыт даже в самые страшные годы гонений на веру нашу православную?! Он лишился лишь колоколов, но остался живым, действующим, вместе с двумя другими, оставшимися в Костроме от 47 ее храмов.

    А 29 августа 1990 года сюда вернулся вместе с многотысячным крестным ходом древний пресветлый праздник богоспасаемого града нашего – чудотворная икона принесена была к месту ее обретения. В тот день над утопавшей в дождях Костромой радостно просияло небо, город был залит солнечным сиянием. Все это продолжалось ровно столько, сколько длился крестный ход, затем небо снова заволокли тяжелые дождевые тучи. Костроме в тот день явлено было несомненное чудо.
    Стоя перед ней сегодня, невольно думаешь о том, сколько же поколений прошло перед нею, и все они оставили на ней свое живое теплое дыхание, ведь каждый из поклонившихся ей прикоснулся губами к образу...

    Пав на колени перед этой иконой, молился Богоматери, обливаясь слезами, избранный на царство юный Михаил Романов: "Боже! Твоя есть воля! Я – раб твой! Спаси и соблюди меня!.." Помнит эта икона и царя Алексея Михайловича, Тишайшего, помнит она и взгляд его сына – Петра Великого. Помнит последнего из царствующего дома Романовых государя-страстотерпца Николая II.
    Иди к ней в глубоком покаянии и моли: К Тебе, Матери Господа моего, рыданием слез зову, предстани мне в помощь скоро, да не до конца погибну. Аминь.

    Виктор АФАНАСЬЕВ

     

    На снимках: празднества в Костроме в честь Феодоровской иконы Божией Матери. 2001 г. Фото Евгения Крылова.

    Костромской Богоявленский монастырь был основан в версте от Костромы на посаде, за кремлевскими стенами, в первой половине XV века в правление великого князя Василия Темного старцем Никитой, учеником и сродником преподобного Сергия Радонежского. Каменная соборная церковь во имя Богоявления Господня строилась в 1559–1563 годах по благословению святителя Макария, митрополита Московского и всея Руси.
    В устроении монастыря принимали участие бояре Салтыковы, так как он служил фамильной усыпальницей этого рода. В XVII веке на средства бояр Салтыковых игумен Герасим выстроил каменные кельи, погреба, обнес монастырь каменными стенами, позаботился о росписи Богоявленского храма. Фрески эти (кисти Гурия Никитина и Силы Савина) погибли окончательно в 1982 году при пожаре в фондохранилище Костромского архива, размещавшегося в стенах закрытого храма.
    В декабре 1863 года решением Святейшего Синода Богоявленский монастырь был передан Крестовоздвиженской Анастасииной женской общине. Игумения Мария (Давыдова) к 1875 году практически отстроила монастырь заново. В монастыре в разные годы появились трапезный, казначейский, настоятельский, больничный корпуса.
    Организация народных лечебниц и подготовка сестер милосердия прославили этот женский монастырь по всей России.
    В 1920 году насельницы обители были выселены из монастыря. В 1923 году монастырь, существовавший к тому времени как приход, был окончательно упразднен, а храмы переданы в ведение Губмузея. В остальных корпусах разместился так называемый "Советский поселок № 1".
    В апреле 1990 года Богоявленско-Анастасиин храм монастыря, возвращенный Русской Православной Церкви, стал кафедральным собором Костромской епархии.
    С 1991 года здесь пребывает главная святыня Костромской земли – чудотворная Феодоровская икона Божией Матери.

    TopList