Warning: mysqli_stmt::bind_param(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 68

Warning: mysqli_stmt::execute(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 78

Warning: mysqli_stmt::bind_result(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 79

Warning: mysqli_stmt::fetch(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 80

Warning: mysqli_stmt::close(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 83
© Данная статья была опубликована в № 11/2002 журнала "Школьный психолог" издательского дома "Первое сентября". Все права принадлежат автору и издателю и охраняются.
  •  Главная страница "Первого сентября"
  •  Главная страница журнала "Основы православной культуры"
  • Возблагодарим же Господа
    ЦЕРКОВНЫЙ ПРАЗДНИК

    Возблагодарим же Господа

    В Неделю Торжества Православия

    Фрагмент иконы преподобного Андрея Рублева "Святая Троица" Фрагмент иконы преподобного Андрея Рублева "Святая Троица"

    Возблагодарим же Бога, что мы хотя и ослушники, но по Его благости еще не такие, каких Церковь ныне поражает анафемой. Усугубим же наше послушание к нашей Церкви! Не будем соблазняться различными против нее наговорами, о которых так часто нам приходится слышать! Это не новость: подобные наговоры и прежде были, и всегда будут и нашей Церкви ничего не сделали и не сделают. Чистоту ее учения никакая тьма не омрачит, твердость ее заповедей и силы ада не поколеблют. Она краеугольным своим камнем имеет Иисуса Христа – Божию силу и Божию премудрость, она основана богодухновенными апостолами, утверждена Вселенскими Соборами, доказана святыми отцами, испытана тысячелетиями.
    Но тем не менее различные наговоры против нее опасны для нас, все они большей частью приятны нашим страстям, лестны для нашего самолюбия, а в таком случае как легко ими соблазниться! В первый раз мы послушаем их с холодностью, может быть, даже с отвращением, во второй раз – с равнодушием, в третий – они нам покажутся не противными, в четвертый – мы станем защищать их. И потому всего безопаснее удаляться от подобных разговоров, не читать подобных книг, не смотреть на подобных людей или смотреть на них как на чуждых, как на язычников и мытарей, отверженных от наследия Царства Божия.
    Остерегаясь других, будем и сами осторожны, ибо и мы можем быть соблазном для других. Сказать что-нибудь противное учению Церкви или неприличное ее заповедям мы часто не считаем для себя грехом, а как это гибельно для других! Вы, старшие по летам и высокие по сану, вы, может быть, не воображаете, что и низшие и младшие не считают за грех делать то, о чем не считаете вы за грех говорить. Но еще гибельнее для других, когда мы неосторожно себя ведем. Нельзя прожить без того, чтобы не нарушить каких-либо заповедей, но почему бы, нарушая, не делать так, чтобы этого другие не видали и не слыхали? Таить свои пороки никогда, слушатели, не грешно, грешно только на исповеди перед духовником. Грешить же явно или говорить открыто о своих грехах – это верх нечестия; это значит – к своим грехам прибавлять новые, может быть, бесчисленные грехи. Лицемер, под личиной добродетели скрывающий свои пороки для того, чтобы его другие считали добродетельным, достоин презрения, но явный нарушитель заповедей или без стыда рассказывающий о своих пороках достоин проклятия. Не менее того мы грешим, когда рассказываем о грехах ближнего. Открывать грехи ближнего почти то же, что и самому делать их. В чем ближний наш согрешил, то было как бы началом греха; мы своим языком доканчиваем его. Мало того, если мы не делаем тех грехов, какие делают другие, и говорить не надобно о том, что другие делают.

    Что происходит тогда, когда мы явно грешим или открыто говорим о своих грехах или о чужих? Мы не себя только губим, но и других, тех, которые на нас смотрят, которые нас слушают и которые некогда будут слушать.
    Вспомним, каковы мы были в детстве, даже в юности, и посмотрим на себя, каковы мы теперь! Как мало мы тогда знали те грехи, в которые теперь так часто впадаем, с каким ужасом представляли тогда те пороки, которым теперь так часто предаемся! Мы и вообразить тогда не могли, что можно нарушать заповеди, которые теперь с таким хладнокровием нарушаем. Но отчего такое изменение? Оттого, что прежде мы еще не видали и не слыхали, как живут другие, а после всему от других научились, всего от других насмотрелись, всего от других наслушались и, увы, теперь и сами других учим тому же.
    Да, слушатели, может быть, тысячи не согрешили бы, если бы мы не грешили явно, если бы скрывали свои грехи, если бы мы молчали о грехах нашего ближнего. Открыто грешить и открывать грехи – то же, что распространять заразную болезнь между людьми.
    Итак, будем осторожны в словах и поступках при других, будем и сами остерегаться других, а всего более будем послушны матери нашей Церкви, будем особенно ей послушны в настоящие дни. Ныне возсия нам постная весна, воспевает Церковь. Земля, не засеянная весной, на весь год остается бесплодной. И от нас во весь год едва ли можно ждать добрых дел, если в настоящие дни, при молитве, посте и слезах, мы не посеем в себе семян добра. Аминь.

    Протоиерей Родион Путятин

    О том, как именно должны мы веровать

    Крестный ход. Фото Евгения Крылова Крестный ход. Фото Евгения Крылова

    Трудно жить на свете, слушатели благочестивые! Мы так слабы, что и малое огорчение нас тревожит, и легкая неприятность нас беспокоит; а из людей многие так злы, что при всяком случае готовы делать нам зло и за всякую малость на нас злиться. Отчего бы, кажется, не жить нам всем мирно, согласно? У всякого из нас довольно своего; всякий из нас, по милости Божией, имеет чем жить. Пользуйся же своим – тем, что дал тебе Бог, а другого не обижай. Ты хочешь жить спокойно – давай же покой и другому. Тебе неприятно, когда тебя обижают, а ближнему разве весело терпеть от тебя обиды? Суди о других по себе, и всякому хочется, чего ты желаешь. У тебя нет того, что ближний твой имеет, зато у него нет того, что у тебя есть. Тебе бы хотелось одному всем овладеть, а разве другие не такие же существа, как и ты? У Бога мы все равны, ко всем Он равно милостив. Но нет, злые люди не любят внимать таким суждениям: они знают свое, делают зло и злятся. И оттого, слушатели, жить на свете иногда действительно тяжело. Впрочем, если мы будем иметь веру, то нас и в мире ничто много не беспокоит: вера укажет нам, где найти утешение, научит нас, как отражать зло; вера – наша отрада, наш щит. Будем же продолжать наше собеседование о вере, и беседа о ней может нам доставить успокоение.
    Итак, чтобы приобрести веру, для сего необходимо правильное иметь понятие об истинах веры. Только от правильного понятия о предметах веры происходит правая, истинная, спасительная вера. Как же именно мы должны веровать? Без сомнения, мы должны веровать так, как учил Иисус Христос, как учили пророки и апостолы, как веровали святые отцы, как утвердили Вселенские Соборы. Как же это именно? Святые отцы, выбрав из Священного Писания все то, во что мы главным образом должны веровать, изложили это в коротких словах, заимствованных из Священного же Писания, и, утвердив все на двух Вселенских Соборах, передали это изложение Церкви для всеобщего и всегдашнего употребления и руководства. Это краткое изложение того, во что мы должны веровать, называется обыкновенно Символом веры и читается так: Верую во единаго Бога Отца, Вседержателя, Творца небу и земли, и пр.
    Итак, вот как мы должны веровать: так, как учит Символ веры. Учение, в нем заключающееся, есть учение самое правое и чистое. Оно извлечено из Священного Писания: о чем в Священном Писании говорится подробно со всеми обстоятельствами, то в Символе веры выражено кратко, в немногих словах. Оно утверждено и признано правым и чистым учением на первых двух Вселенских Соборах; после бывшие Соборы ничего к нему не прибавляли и не убавляли, а только утверждали все. Святитель Кирилл Иерусалимский говорит: "Как горчичное семя из малого зерна много пускает отраслей, так и сии истины веры (т.е. истины Символа веры) в кратких словах вмещают все видение благочестия, заключающегося в Ветхом и Новом Заветах". Таким образом, Символ веры можно назвать сокращением Священного Писания и сущностью христианской веры. По этому Символу легко можно отличить истину от лжи, правую мысль от неправой: что сообразно с Символом веры, то право и верно, а что ему противно, то ложно и неправо. И потому, слушатели благочестивые, этот Символ нам надобно знать как можно тверже, наизусть, а знать твердо, наизусть Символ веры очень легко для всякого из нас: он за каждой церковной службой повторяется иногда по несколько раз, а за литургией торжественно поется Церковью во услышание всех. И какой же это христианин, если он не знает своего христианского знамени, Символа веры?
    Впрочем, и зная его твердо, надобно как можно чаще повторять его, и повторять со вниманием, с участием, не одной памятью, но умом и сердцем, чтобы это занятие доставляло душе пищу, утешение, успокоение, ободрение, подкрепление. Для такого повторения самое удобное и способное время – утро и вечер. Впрочем, нет особенной нужды назначать определенное время для повторения Символа веры. Повторяй Символ веры во всякое время: то время самое удобное и способное для повторения, когда ты можешь повторять со вниманием и с участием. В начале нашего поучения мы сказали, что на свете жить трудно. Вот и в эти трудные минуты, когда обиды от ближних тебя беспокоят или свое горе тяготит, чем без пользы роптать, повторяй Символ веры: прочти раз, прочти другой, третий – и тебе будет легче, и обида твоя утихнет, и горе твое забудется, если только будешь читать со вниманием, с участием. Аминь.

    Протоиерей Родион ПУТЯТИН

    TopList