Warning: mysqli_stmt::bind_param(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 68

Warning: mysqli_stmt::execute(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 78

Warning: mysqli_stmt::bind_result(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 79

Warning: mysqli_stmt::fetch(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 80

Warning: mysqli_stmt::close(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 83
© Данная статья была опубликована в № 10/2002 журнала "Школьный психолог" издательского дома "Первое сентября". Все права принадлежат автору и издателю и охраняются.
  •  Главная страница "Первого сентября"
  •  Главная страница журнала "Основы православной культуры"
  • Святое служение - возрождение православного образования
    ПАНОРАМА ПРАВОСЛАВНОЙ ЖИЗНИ

    Святое служение –
    возрождение православного образования

    XII Ежегодная Богословская конференция православного Свято-Тихоновского богословского института

    Рассуждение да будет с разумением и всякая беседа –
    в законе Вышняго (Сир. 9, 20).

    Январь изобиловал праздничными днями – Рождество, святки, Крещение... Но вот и отзвенели праздники – в этом году дождем. А православный мир, полный жизни, продолжает многообразную деятельность. Так, Православная Церковь значительно оживляет и расцвечивает научную жизнь, делясь своими удивительными знаниями и укрепляя его классическую и нравственную основу. Не случайно близ дня святой великомученицы Татианы, покровительство которой усвоено Московскому государственному университету при его создании, сей традиционно принимает в своих стенах высокое собрание – ежегодную Богословскую конференцию Православного Свято-Тихоновского Богословского института. Уместно вспомнить, что русская наука, а также литература и искусство укоренены в православной традиции, из нее получали животворные токи. Хотелось бы надеяться, что так будет и сегодня, и в будущем.

    Протоиерей Владимир Воробьев – ректор Православного Свято-Тихоновского Богословского института. Фото Аллы Андриановой Протоиерей Владимир Воробьев – ректор Православного Свято-Тихоновского Богословского института. Фото Аллы Андриановой

    Конференция открылась 23 января, и на пленарном заседании выступил епископ Василий (Осборн), рассказав о Сурожской епархии, находящейся в Великобритании, ее современном устроении и окормлении. Священник Георгий Ореханов зачитал доклад, подготовленный совместно с Н.А. Кривошеевой "Следственное дело митрополита Вениамина" (к 80-летию процесса), почтив память священномученика. Из документов этого дела (27-томного!) можно заключить об условиях полного произвола безбожной власти, при которой выживала Церковь. Заведующий кафедрой философии Свято-Тихоновского Богословского института Виктор Петрович Лега в докладе вновь указал на сродство христианства и истинного искусства в стремлении к совершенству, а также христианства и истинной науки как имеющих веру и законы и объединяющихся против пантеизма и оккультизма, явлений антинаучных и антирелигиозных. Таким образом были намечены некие основные направления: церковного устроения, церковно-историческое и религиозно-культурологическое. Работа велась по секциям – богословская, патрологическая, историческая, церковных художеств, церковного пения, филологическая, история православной миссии, история Русской Православной Церкви в ХХ веке. Это был смотр научных сил, и он достаточно убедителен. Особенно хотелось бы отметить работу двух секций – и вот почему. Секция христианской антропологии и современной психологии обладает определенной новизной и дискуссионностью, хотя предмет и не нов. (В программе Духовных школ психология появилась приблизительно с 1809 года, а в наши дни Санкт-Петербургская Духовная семинария и Академия начала преподавание этого предмета по благословению преосвященного Константина, епископа Тихвинского, ректора СПбДАиС и доктора медицинских наук.) Открывший работу секции иеродиакон Киприан (Ященко) отметил три подхода в преподавании этого предмета в Духовных школах в настоящее время – это психология "для общего развития" (как она преподается в светских вузах), в виде святоотеческого наследия и синтез этих двух подходов. Вопрос о содержании преподавания психологии поднимался Священным Синодом, поэтому определить соотношение подходов и выработать методику – важная задача на сегодняшний день. В ходе работы секции были представлены все вышеозначенные подходы и обозначены проблемы, с которыми сталкивается изучающий психологию. Было принято во внимание почти всеми выступающими определенное отличие: светские школы психологии изучают греховное состояние человека, полагая его как бы нормальным, естественным, не имея правильного представления о природе человека. Но в Православии известен идеал совершенного Человека – Спасителя нашего Иисуса Христа. Именно обращенность, путь к этому идеалу составляет жизненную суть.
    Предлагаем вашему вниманию обсуждавшиеся темы. Ведь психология и педагогика идут рука об руку, и, чтобы вести кого-то, хорошо бы знать, чувствовать внутренний мир ведомого.

    Преосвященный Константин рассказал о предшествующем опыте, малоизвестных страницах религиозно-философской антропологии Виктора Несмелова. Этот исследователь, родившийся в середине ХIХ в., сделал важные выводы, исследуя природу человека. Например, нравственность, естественно присущая человеку, в природе невыгодна, а жестко регулируемый по природе организм не может породить чувство свободы, тяга человека к жизни идеальной не вытекает из его физиологических свойств. И если человек воспринимает религиозную идею – значит, есть основа для соответствующего восприятия. Отправной точкой в учении В.Несмелова является загадочность бытия, и некоторые свойства бытия особенно свидетельствуют о Божественном творении.

    Игумен Феофан (Крюков) представил позицию психологизма, предпочитая направление, имеющее естественно-научное и вместе святоотеческое основание, – доминантную психологию академика А.А. Ухтомского. Был даже предложен к просмотру фильм, знакомящий с особенностями направления.

    Священник Вадим Леонов отметил важнейшее и в психологии, и в педагогике: "Каким должен быть человек – дан ответ во Христе". И здесь отличие от современной светской науки о человеке, не обладающей идеальными представлениями и потому зачастую впадающей в произвол, ложные учения и оккультизм.

    Екатерина Константиновна Веселова, преподаватель Санкт-Петербургского университета, говорила о важной проблеме личностной идентичности. Сегодня в обществе истинная реальность – реальность с Богом – просто не учитывается. Вместо этого происходит отождествление с предметным миром, отход от подлинной онтологии. Тогда собственное поведение воспринимается как некая роль, и происходит разыгрывание ролей вместо реальной жизни. Это опасная тенденция, и ведь именно она насаждается в обществе посредством пропаганды так называемых имиджей, программирующих человека.

    Врач-психиатр Дмитрий Александрович Авдеев выступил с обоснованием целесообразности преподавания психологии будущим пастырям. Важно иметь представление о психиатрии, чтобы не пропустить естественный недуг человека. Д.А. Авдеев также говорил об опасной популярности психотерапии, которая сегодня уподобилась оккультной и душевредной практике. Нельзя быть всеядными в таких вопросах, напомнил доктор.

    Василий Васильевич Семенцов, директор школы, обратил внимание на возрастные особенности восприятия христианского вероучения школьниками, которые также нужно учитывать. Среди проблем В.В. Семенцов отметил преобладание в современном образовании западной модели, ориентации на интеллектуальное, душевное взросление в ущерб духовному, а ведь это ведет к расстройству человеческой личности.

    Фото Евгения Крылова Фото Евгения Крылова

    Собственно о научной проблеме говорила Лариса Филипповна Шеховцова, преподаватель Санкт-Петербургской Духовной Академии и семинарии, представившая попытку соотношения понятия богословия и психологии. Были отмечены, конечно, и особые категории богословия, но в целом, по мнению Л.Ф. Шеховцовой, есть основания для сопоставления.

    Ирина Анатольевна Подоровская, преподаватель психологии Самарской Духовной семинарии, указала на отсутствие концепции предмета в Духовных школах, проблему преподавателей и учебников. Сходная ситуация была и в первых христианских школах – тогда был вопрос, как преподавать языческую философию.

    Священник Евгений Шестун в своем выступлении справедливо отметил, что надо разделить преподавание собственно психологии и истории психологии. В качестве прекрасного учебного пособия отец Евгений рекомендовал труды святителя Феофана, Затворника Вышенского.

    Марианна Ярославовна Дворецкая представила книги русского богослова Констатина Сильченкова – также своеобразные источники по христианской психологии.

    А Маргарита Иосифовна Резник проанализировала некий подход американского автора со своими мерками к русской действительности.

    Никита Евгеньевич Штыков говорил о методологическом кризисе в психологии. Пока что преобладает диалектико-материалистический подход. Несамостоятелен и неоднороден сам язык психологии – заключает исследователь. Преподавание психологии в советское время Н.Штыков предлагает изучать как исторический факт, не отбрасывая его.

    Академик Борис Сергеевич Братусь подвел некие итоги работы секции. Справедливо было напоминание – нет психологии в общем. Есть разные школы, течения. Но в Духовных школах психология должна преподаваться в определенном контексте. Проблема учебника может быть решена – ученые готовы при получении соответствующего благословения переписать существующее пособие. По словам академика, то, что возник этот вопрос, свидетельствует об определенной серьезности подхода к предмету.
    Особенно вселяет надежду на благословение этих трудов то, что работа проходила в день памяти святителя Феофана, Затворника Вышенского, который опытно познал тонкости духовной жизни и, сообразуясь со знанием внутреннего мира современников (ХIХ в.), руководил многих ко спасению.

    Следующая секция несомненного значения – "Православная педагогика: история и современность". Вопросы, рассмотренные в ходе работы, относятся не только к настоящему. Это вопросы будущего, великой ответственности пред Господом за врученные души. Иеродиакон Киприан, рассказывая об актуальных проблемах православной педагогики, отметил, что церковная система образования только начинает развиваться и необходимо приложить силы, чтобы она состоялась. Отец Киприан призвал молодых людей посвятить себя тому, что нужно Церкви и Родине. "Педагогика – это передача опыта. Вопрос православной педагогики – какой опыт нужно передать детям для спасения души и как лучше это сделать. Педагогика – это ступени к обожению. И стремление к святости необходимо для участников педагогического процесса. Здесь всегда – тайна души и неисповедимых путей, ведущих к Богу, – напомнил отец Киприан. – Искреннее признание своей немощи и постоянное призывание помощи Божией должно быть на этом пути". Говоря о состоянии светской педагогики, многие ее участники и исследователи отмечают мировоззренческий тупик, в котором она находится. В отличие от такого положения, православная педагогика имеет цельное мировоззрение, и это неотъемлемая часть нашей культуры. Уже приходит осознание: православная педагогика воспитывает гражданина, семьянина, патриота – что благо для государства.
    В докладе был перечислен ряд вопросов для рассмотрения: возможности приложения святоотеческого учения в духовно-нравственном воспитании, возможности приложения к современной педагогической системе православного учения, сравнения православной и светской систем образования, современные технологии, формы, средства и возможности их применения, мировоззренческое осмысление различных педагогических отраслей, содержание образования и формы работы в воскресных школах, содержание образования и уклад жизни православной гимназии (должен быть выработан канон), преобразование мировоззренческих оснований педагогики, разработка комплектов по предметам, духовное попечение об учреждениях для детей без родителей, организация летнего отдыха с пользой для души (традиционная сфера церковного попечения), руководство по семейному воспитанию – вот перечень важных задач, от решения которых, без преувеличения, зависит судьба Российского государства. Отец Киприан призвал трудиться, апостольски служить каждый тем даром, который получил.

    Протоиерей Евгений Шестун – самарский классик православной педагогики, напомнил, что главное в образовании – это выявление образа Божия в человеке. Но и для того, чтобы вырастить законопослушного и активного гражданина, нужно православное воспитание. Ведь патриотизма без жертвенности не бывает. По мнению отца Евгения, нужно бережно строить отношения со светскими учебными заведениями и нужно разрабатывать содержание образования.

    Иерей Алексий Сысоев, директор Православной гимназии в Ясенево, говорил о педагогической цели взыскания и услышания голоса Божия в школьном процессе, признании духовной природы, нуждающейся в развитии, бережном отношении к дару детства, который Спаситель приводит как условие спасения: "Вечное есть та новая мера, которую надо обнаружить и творчески применять в воспитательном процессе". Необходима тщательная работа над словом и развитие у школьников чувства родного языка.

    Ольга Владимировна Сенюк, преподаватель Регентской школы МДАиС, рассказала о том, как решается по мере возможностей кадровая проблема. В Регентской школе теперь введен курс педагогики, и регент церковного хора сможет также вести занятия в воскресной или светской школе.

    Протоиерей Артемий Владимиров в своем выступлении поделился живым опытом. Привлечение внимания современных детей – это трудность. Но без заинтересованности нельзя преподавать Закон Божий. Есть некие рисунки, позволяющие привлечь внимание. Отец Артемий рассказал о таких словообразах – Всевидящее Око с расходящимися лучами взора, заполняющими всю доску, – модель Вселенной; и взор Ока на все народы, сердце, в которое вписывается Церковь, – символ Бога, пребывающего в сердце; в основание его также может быть вписано слово "Россия", малый огонек лампадный – любовь к матери... "Развить можно любую тему, если это выносится из сокровищ души", – сказал батюшка.

    Известный исследователь Людмила Васильевна Сурова поведала о необходимом методе православной педагогики – соработничестве с ребенком. Л.В. Сурова задействует такие категории, как диалог, исполнение (превышающее развитие – полнотой, исполнением заданного человеку пути), образное богословие для детей, молчание, сопереживание. "Молитва – необходимое условие педагогического пространства", – отмечает Людмила Васильевна.

    Видный ученый профессор Сергей Петрович Баранов говорил о христианских истоках педагогики, приведя пример епископа Яна Коменского, К.Д. Ушинского. Профессор сказал: "Светская педагогика нуждается в заполнении идеями, и пусть это будут идеи православные". Справедливо отмечено, что педагог должен жить согласно тому учению, которое он преподает. Возможно, в содержание светской педагогики следует постепенно вводить отдельные элементы православного учения – это тоже одобряется профессором.

    Академик РАО и историк российской педагогики Семен Филиппович Егоров указал на то, что крупные факты истории нуждаются в православном толковании, светские и православные ученые должны вместе трудиться над многими историческими вопросами, например в отношении создания учебно-педагогической литературы. Семен Филиппович также выразил пожелание, чтобы доклады, заслушанные в ходе ХII Ежегодной Богословской конференции на секции "Православная педагогика: история и современность" были опубликованы.

    Исторические темы прозвучали в докладе Ирины Вячеславовны Топчиевой – о церковно-приходских школах в конце XIX в., популярности, многообразии преподаваемых предметов вероучительного и образовательного направлений.

    Анатолий Владимирович Овчинников, сотрудник РАО, указал на связь нравственных и правовых начал, проявления их в дореволюционной педагогике. Именно закон был одним из важных ценностных ориентиров, идея законности и державности имела "суточный оборот". И сегодня, отметил исследователь, нужно сочетать прогресс и национальный интерес в деле воспитания.

    Исследователь Марина Николаевна Захарченко напомнила об опыте святых отцов Церкви, отвечающем на глубокие запросы духа. Это опыт, к которому столь важно возвращаться сегодня, тем более что задачи схожи – как соотнести светское и церковное образование. В III–IV вв. формировался эллинизм и развивалось богословие. Христианам для получения образования приходилось учиться в светских школах, у языческих учителей. В "Обращении к христианским юношам" – наставление именно на такой случай: не отдавать духа мужам-философам, брать лишь полезное от них, не принимая мнений. Тема наставления весьма актуальна. Интересно было и напоминание о том, что западное образование построено на невоцерковленной античности. Россия усвоила античность уже в воцерковленной форме, из уст святых отцов.

    Екатерина Юрьевна Грызанова сделала краткий обзор педагогической мысли конца XIX в. о работах праведного Иоанна Кронштадтского, графа С.Рачинского, обер-прокурора К.П. Победоносцева.

    Михаил Николаевич Громов рассказал о деятельности Академии Славянской культуры. Это учебное заведение создано было десять лет назад, имеет факультеты вполне светские, а также учебную и действующую иконописные мастерские. У Академии есть домовый храм и духовный наставник.

    Вячеслав Борисович Артамонов рассказал об образовательной методике и вместе с тем деле милосердия, которым занимаются в Свято-Тихоновском Богословском институте, – дистанционном обучении заключенных основам православной веры. Те, кто находится в колонии, также нуждаются в заботах, в духовном попечении. Для них был разработан специальный курс – простой, доступный, укрепляющий веру, надежду и любовь, вводящий в церковную традицию, пробуждающий творческое осмысление, самоанализ. Как одно из пособий рекомендована книга архиепископа Аверкия (Таушева) "Четвероевангелие". Высылаются книги, список вопросов, заводится переписка. Видя глубину и искренность обращающихся, обучающие укрепляются в вере и сами. Вячеслав Борисович выразил пожелание, чтобы к этому благому делу подключались взрослые учащиеся воскресных школ.
    В области православной педагогики ведется активная работа, и сегодня особенно важно согласовать усилия священства, ученых, педагогов, родителей, воспитателей – действовать соборно. Возблагодарим Бога: восстанавливаются и уже возрождены храмы и монастыри, возрождена литургическая жизнь, и не менее трудное, нужное, святое служение предстоит – взыскание образа Божия, возрождение православного образования.

    © Дария ПАВЛОВА

    Остается добавить, что тема была продолжена на Х Юбилейных Рождественских чтениях, что в дальнейшем найдет отражение на страницах нашей газеты.

    TopList