Warning: mysqli_stmt::bind_param(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 68

Warning: mysqli_stmt::execute(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 78

Warning: mysqli_stmt::bind_result(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 79

Warning: mysqli_stmt::fetch(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 80

Warning: mysqli_stmt::close(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 83
© Данная статья была опубликована в № 09/2002 журнала "Школьный психолог" издательского дома "Первое сентября". Все права принадлежат автору и издателю и охраняются.
  •  Главная страница "Первого сентября"
  •  Главная страница журнала "Основы православной культуры"
  • Церковное зодчество
    ВОСКРЕСНАЯ ШКОЛА

    Спонсор публикации статьи: агентство интернет рекламы «Peon AG» оказывает профессиональные услуги по созданию, продвижению и раскрутке сайтов. Воспользовавшись предложением агентства, и заказав продвижение сайта, Вы по выгодной цене получите первые позиции в ведущих поисковых интернет системах, что позволит значительно выделить Ваш интернет проект среди множества предложений конкурентов. А так же в широкий спектр предложений агентства «Peon AG», входят работы по созданию баннерной и контекстной рекламы, и рекламы в социальных сетях. Узнать больше о предоставляемых услугах, можно на сайте агентства «Peon AG», который располагается по адресу http://www.peon.ru/

    Церковное зодчество

    Уроки для детей среднего и старшего школьного возраста

    Начало см. в № 43, 46 за 2001 г.; № 6 за 2002 г.

    Занятие 4
    Крестово-купольный храм

    Уважаемые читатели, мы продолжаем разговор о храмовом зодчестве. Сегодня мы обратимся к истории развития православного храма на Русской земле. Но прежде чем начнем этот разговор, сделаем оговорку. Архитектура – это серьезная наука, и в газетной серии рассказов о ней мы сможем коснуться только самого главного, что поможет вам ощутить величие и красоту, звучание православного храма. Ведь многие из вас совершают паломнические поездки, и то, что вы узнаете из наших рассказов об архитектуре, поможет не только лучше увидеть все многообразие и выразительность православных храмов, но и почувствовать то, о чем они рассказывают вам. И еще одна оговорка: чтобы ученики могли усвоить этот трудный материал, учителю необходимо в доходчивой, доступной школьникам форме представить пространственное устроение рассматриваемых храмов.

    Дмитровский собор во Владимире (1194–1197) Дмитровский собор во Владимире (1194–1197)

    На прошлом занятии мы открыли для себя, какими путями следовали византийские мастера, стремившиеся воплотить в конструкции храма главные христианские символы. Мы уделили особое внимание храму Святой Софии Константинопольской, так как при его создании великим мастерам Амфимию из Тралл и Исидору из Милета удалось решить ранее неразрешимую проблему перекрытия прямоугольного в плане пространства куполом, о чем более пяти столетий мечтали их предшественники. Залитый светом купол олицетворял Царство Небесное, и возведение купола над церковным пространством свидетельствовало о возможности общения двух миров – земного и горнего. Изобретением Амфимия и Исидора впоследствии воспользуются как византийские, так и русские зодчие, создавшие на основе архитектуры храма Святой Софии Константинопольской так называемый крестово-купольный храм, который первым появился на Русской земле и прожил очень долгую жизнь, вплоть до XVII в.
    Еще раз обратимся к изображению храма Святой Софии Константинопольской. На рис. 1 представлен его аксонометрический разрез.

    Рис. 1. Святая София Константинопольская. Аксонометрический разрез Рис. 1. Святая София Константинопольская. Аксонометрический разрез

    В ажурную стенку, отделяющую центральный, квадратный в плане зал от обходной галереи, в углах зала, греки вмонтировали по колонне. Нетрудно посчитать, что таких колонн четыре. Каждую пару колонн, расположенных в углах одной стороны квадрата, мастера связали между собой аркой. Получили четыре взаимноперпендикулярные арки, пространства между ребрами которых заполнили вставками, по форме напоминающими надутые ветром треугольные паруса – отсюда название этой части свода – парус. На арках и парусах и покоится световой купол, открытый внутрь зала.
    Прошло еще три столетия, и был изобретен новый тип храма, получивший название крестово-купольного.
    Что такое крестово-купольный храм? Ответ дает само название – конструкция храма отражает основную христианскую символику – крест и купол. Хоть и долог был путь поиска, однако оказалось, что от конструкции храма Святой Софии Константинопольской до крестово-купольного храма нужно было сделать всего один шаг. Давайте и мы последуем за греческими зодчими.
    Чтобы сделать этот шаг, нам нужно понять, что не стена держит купол, а держат его только столбы, связанные арками, и паруса, нагрузка от которых передается через арки на столбы. И как только мы это поймем, то решение придет само собой. Оказывается, нам не нужно привязываться к стене. Четыре столба можно установить в любом месте внутри храма, связать их подпружными (то есть стягивающими) арками, заполнить промежутки парусами и положить на эту систему купол. Так и поступили.

    Рис. 2. Крестово-купольное перекрытие

    Рис. 2. Крестово-купольное перекрытие

    Четыре столба в углах квадрата в плане установили в центре храма, связали их подпружными арками, перебросили подпружные арки со столбов на стены, как это показано на рис. 2а. В месте, где подпружные арки ложатся на стену, усилили последнюю. В древних храмах на этом месте появились утолщения, называемые лопатками. А теперь еще раз внимательно посмотрим на рис. 2а. Система столбов и связывающих их подпружных арок образовала жесткую систему и разбила пространство храма на несколько ячеек. Например, в четырехстолпном храме, как нетрудно посчитать, таких ячеек 9 – 3 продольных и 3 поперечных прохода. Расставим столбы так, чтобы центральный и поперечный проходы были более широкими. Тогда получим хорошо читающийся в плане крест.
    Теперь перекроем пространство сводами. Каждую ячейку мы можем перекрыть своим сводом. Посмотрим на рис. 2б, где изображено перекрытие четырехстолпного крестово-купольного храма. Центральную ячейку (рис. 2а) перекроем главой. Как это делается мы уже знаем. Боковые ячейки вдоль рукавов креста (они обозначены индексом "а") перекроем цилиндрическими сводами. Цилиндрический свод – это криволинейный свод, имеющий форму половинки цилиндра, разрезанного вдоль оси. На рис. 2б это хорошо видно. Оси сводов расположим вдоль рукавов креста. В результате свод над рукавами креста и средокрестием будет представлять собой хорошо читающийся пространственный крест с главой в средокрестии. Форма сводов угловых ячеек может быть различной. На фотографии на стр. 11 можно видеть подкупольное пространство и цилиндрический свод одного из рукавов креста Дмитровского собора г. Владимира (1194–1197).
    А теперь дадим определение крестово-купольного храма.

    Подкупольное пространство Дмитровского собора Подкупольное пространство Дмитровского собора

    Крестово-купольным называется храм, который обладает следующими свойствами: он прямоугольный или крестообразный в плане, с внутренними столбами-опорами, перекрыт системой цилиндрических сводов, образующих в плане крест, в средокрестии которого на четырех столбах через систему парусов размещается световая глава (барабан и купол).
    Храм может быть четырех-, шести-, восьмистолпным и т. д.
    В древних русских храмах столбы имели крестчатый план (в сечении – крест). На их выступы опирались подпружные арки. Количество продольных проходов, называемых нефами, – всегда нечетное, количество поперечных проходов (трансептов, или поперечных нефов) – любое. Из поперечных нефов самый широкий – чаще предалтарный, из продольных – всегда центральный. Место пересечения широких продольного и поперечного нефов определяет местонахождение купола.
    Конструкция древнерусского крестово-купольного храма отчетливо читается и снаружи.
    В русской традиции покрытия укладываются по сводам. Поэтому на фасадах мы видим полуцилиндрические очертания торцов сводов. Эта полукруглая линия, завершающая часть фасада храма между лопатками и обычно служащая основанием кровли, называется закомарой, а покрытие называется позакомарным. Вертикальная часть стены, ограниченная лопатками, называется пряслом. Верхняя часть прясла, ограниченная закомарой, называется тимпаном.
    Порталы, как правило их было 3, размещались в пряслах нефов, соответствующих рукавам креста.
    Поскольку более широкие крестообразные нефы перекрыты цилиндрами большего радиуса, чем прочие ячейки, то мы отчетливо видим крестообразный свод и в экстерьере, то есть, если смотрим на храм снаружи, в этом месте и перекрытие выше, и закомара больше остальных. Видно, как в средокрестии возвышается глава. Снаружи можно определить, сколько столбов поддерживают своды храма – ведь в одном ряду с ними на фасадах храма имеются лопатки.

    Давайте потренируемся. Чтобы определить количество столбов внутри храма, нужно пересчитать лопатки на двух взаимноперпендикулярных фасадах, например западном и южном, и перемножить их. В качестве примера рассмотрим план храма, изображенного на рис. 2а. На его южном и западном фасадах мы видим по 2 лопатки (выступы на плане). Это означает, что внутри храма столбы расположились в 2 ряда. В каждом ряду по 2 столба. Об этом нам рассказывают 2 лопатки на южном фасаде. Теперь перемножим число лопаток на двух фасадах и получим цифру 4 – количество столбов в храме. Следовательно, на рис. 2а изображен план четырехстолпного храма. Проверить себя можно, пересчитав количество столбов на плане. Аналогично сами определите, сколько столбов имеет храм, у которого на западной стене – 2, а на южной стене 3 лопатки. Правильный ответ – 6.
    Таким образом, не входя в храм, вы всегда можете сказать, сколько внутри него столбов.
    Крестово-купольный храм, как никакой другой, несет в себе свидетельство о христианском учении. Возводя то или иное строение, архитектор всегда стремится сделать его выразительным, заложить в него идею, цель этого сооружения. Художественный образ крестово-купольного храма строится на самой его конструкции, на выборе наилучших пропорций отдельных частей, пластике закомар. Выразительное позакомарное покрытие – русская традиция. Чисто декоративные элементы в крестово-купольных храмах имеют второстепенное значение. В разных землях встречаются свои декоративные элементы: например, терракотовые пояса в виде плетенок, кирпичный декор, в котором декоративные пояса выложены из кирпичей, в ряде областей излюбленным завершением храмов становились килевидные закомары и килевидные кокошники, нередко рядами поднимающиеся друг над другом. Термин "килевидный" указывает на особую форму закомар и кокошников, не полукруглую, а чуть вытянутую вверх в своей верхней части. Кокошник – это декоративный элемент, по форме напоминающий закомару. Во владимиро-суздальской земле их фасады нередко украшали различными изображениями. На рис. 3 представлены декоративные узорные пояски.
    Особенностью крестово-купольного храма является то, что он обладает большими возможностями в конструктивном плане, поскольку делится на ячейки, перекрываемые самостоятельными сводами. Конструкция крестово-купольного храма позволяет перекрыть любые площади и возвести храм любого размера.

    Рис. 3. Узорные пояски Рис. 3. Узорные пояски

    Строительство храмов велось из подручных материалов. Одним из наиболее распространенных на Руси было дерево. Из дерева строили храмы, жилые дома, княжеские палаты, укрепления.
    Древнейшие известные каменные храмы относятся к середине XI в. Несомненно, деревянное зодчество оказывало влияние на каменные постройки. Однако каменное зодчество развивается своим путем, используя присущие ему возможности. Представительные многонефные соборы Киевской Руси свидетельствуют о высоком уровне строительного искусства того времени.
    Столицей древней Руси был Киев. Поэтому именно в Киеве возводятся первые каменные храмы. На первых порах заказчиками каменных храмов были монастыри и князья. Последнее определило представительность и масштабность первых храмов.
    Со второй половины XI в., в эпоху феодальной раздробленности, каменное храмовое зодчество распространяется и на другие области. Теперь начинают строить не только князья и монастыри, но и посады. Появляются небольшие храмы, рассчитанные на ограниченный круг молящихся. Складываются местные артели, которые разрабатывают различные технологии кладки, вносят свою трактовку в крестово-купольную композицию. Рассмотрим несколько примеров.

    Рис. 4. Святая София Киевская (реконструкция) Рис. 4. Святая София Киевская (реконструкция)

    На рис. 4 представлена реконструкция храма Святой Софии Киевской, 1037 г. Это огромный княжеский пятинефный пятиапсидный храм. Центральная апсида граненая. Главы ступенчато поднимаются над храмом, образуя пирамидальную композицию.
    Практически одновременно, в 1045 г., в Новгороде великий князь Владимир закладывает не менее грандиозный пятинефный, трехапсидный храм Святой Софии Новгородской.
    Большого расцвета в XII–XIII вв. достигло зодчество северных княжеств с перемещением туда великокняжеского центра.
    Все владимиро-суздальские храмы до их перестроек были трехнефными, четырехстолпными, одноглавыми. Их система лопаток и закомар отражает внутреннюю структуру. Столбы крестообразные. Выведенные на одну высоту лопатки являются опорой закомар, плавной линией полукружий завершающих трехчастное членение стен и придающих облику храма ощущение спокойствия и устойчивости. Высокие алтарные выступы не нарушают этого ощущения.
    Строительный материал – белый камень, поддающийся обработке. Это свойство материала широко используется в декорировке фасадов.
    Любимым декором становится аркатурно-колончатый пояс.
    Каменная резьба в Дмитровском соборе сплошь заполняет верхние участки стен над аркатурно-колончатым поясом и барабан главы.

    Рис. 5. Храм Параскевы Пятницы. Чернигов. XIII в. Рис. 5. Храм Параскевы Пятницы. Чернигов. XIII в.

    Храмы этого периода вытягивались вверх, становились стройнее, изящнее, пластичнее. Прекрасным образцом крестово-купольного храма этого периода является хорошо известная вам церковь Покрова Пресвятой Богородицы на Нерли (1165), общий вид и реконструкцию которой мы неоднократно печатали в нашей газете.
    Стремление преодолеть тяжесть объема храма, придать ему устремленность ввысь становится характерной для целого ряда русских земель. Примером является церковь Святой Параскевы Пятницы, начало XIII в., полная динамики, возносящаяся ввысь. Это достигается тем, что горизонталь закомар ломается, угловые ячейки понижаются, ставшие привычными полукруглые закомары над угловыми ячейками превращаются в четвертинку, отчего стены получают трехлопастное завершение. Поддерживающие главу подпружные арки приобретают дополнительные уступы, которые приподнимают вверх главу, придавая завершению храма башнеобразный характер. В экстерьере рукава креста, следуя повышающимся подпружным аркам, получают уступчатую форму.
    Активно разрабатывает башнеобразный силуэт и московское зодчество. В Москве известнейшим является один из подобных храмов – церковь Спаса Нерукотворного Андроникова монастыря (начало XV в.).
    Примеров крестово-купольных храмов можно привести много, но мы предлагаем вам, ребята (опираясь на материал настоящего урока), поискать, нет ли в вашем городе, поселке либо в их окрестности крестово-купольного храма. Посмотрите, какие отличительные черты присущи им. Предупреждаем, что время могло изменить какие-либо элементы конструкции храма. Не смущайтесь, если ваш крестово-купольный храм завершает не позакомарное покрытие, а четырехскатная кровля – она наверняка появилась в XVIII в. Нередко наличие бывшего позакомарного покрытия выдает парапет под четырехскатной кровлей, в котором закомары смотрятся как декор. Присылайте нам снимки и материалы о таких храмах.
    Если у вас появятся вопросы, то обращайтесь к книгам по архитектуре или присылайте вопросы нам.

    © Галина АЛЕКСАНДРОВА

    TopList