Warning: mysqli_stmt::bind_param(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 68

Warning: mysqli_stmt::execute(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 78

Warning: mysqli_stmt::bind_result(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 79

Warning: mysqli_stmt::fetch(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 80

Warning: mysqli_stmt::close(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 83
© Данная статья была опубликована в № 09/2002 журнала "Школьный психолог" издательского дома "Первое сентября". Все права принадлежат автору и издателю и охраняются.
  •  Главная страница "Первого сентября"
  •  Главная страница журнала "Основы православной культуры"
  • Телу - во здравие, душе - во спасение
    ПАНОРАМА ПРАВОСЛАВНОЙ ЖИЗНИ

    Телу – во здравие, душе – во спасение

    По воскресеньям в больнице МПС посетителей бывает особенно много. Но не все они спешат в больничные палаты навестить друзей и близких. Часть гостей направляется на богослужение в новый, недавно выстроенный больничный храм. Согласно традиции, он носит имя великомученика и целителя Пантелеимона.

    По преданию, он был сыном знатных родителей. Жил в III веке, в царствование императора Максимиана, в городе Никомидии. Был известен своим благочестием, а также чудесным даром исцеления болезней. Во время гонений на христиан был казнен. После кончины святой Пантелеимон стал небесным покровителем всех болящих.
    На Руси святого целителя почитают с XII века. Ему заказывают молебны в случае болезни. Освященную воду, елей после соборования, масло из лампадки перед образом бережно несут к одру болящего. И по вере просящих наступает облегчение и даже полное исцеление от недуга. Мощи святого хранятся во многих храмах по всему миру. Больше всего их в русском Свято-Пантелеймоновом монастыре на Афоне. В 1996 году глава великомученика была привезена в Россию. В 2000 году святыня гостила у нас повторно.
    От больничной проходной к церковным дверям ведет мощеная дорожка. Храм – четырехугольное здание на высоком подклете, увенчанное куполом. По архитектуре он напоминает древний, никомидийский, устроенный над мощами святого. Церковные стены цвета топленого молока словно светятся. Внутри главное украшение – белый с золотом иконостас. Справа от царских врат, на возвышении, – храмовая икона святого Пантелеимона греческого письма. В прошлом году образ был освящен мощами святого во время их пребывания в России.
    В воскресенье храм полон до отказа. На службу пришли больные и выздоравливающие, врачи и медсестры. Среди духовных чад отца настоятеля встречаются знакомые лица прихожан храма Христа Спасителя. После службы батюшку ждут несколько женщин: кому-то надо причастить больного родственника перед операцией, другим священник нужен в сложной семейной ситуации. Батюшка, поговорив с каждой и утешив ее, наконец-то обращает внимание на меня, и мы беседуем в уголочке храма.

    Иеромонах Гурий (Федоров) Иеромонах Гурий (Федоров)

    Настоятелю, иеромонаху Гурию (Федорову), сорок лет. Он родился в подмосковном городе Калининграде (ныне Королев), окончил Московский архитектурный институт, некоторое время работал по специальности. Духовные запросы молодого человека привели его в Церковь. Заочно учился в семинарии, окончил Духовную Академию. Принял постриг. Местом служения отца Гурия стал возрожденный храм Христа Спасителя. Как архитектор по профессии, он вошел в состав рабочей группы по воссозданию святыни. После того как строительство было закончено, батюшка, будучи лаврским монахом, собирался вернуться в родную обитель. Однако вместо этого был послан на новое послушание, которое несет полтора года.
    Все это отец Гурий рассказывает мне во время нашей беседы. На вопрос, как возник храм, отвечает, что это была инициатива главного врача больницы Татьяны Мещеряковой. Много внимания доброму делу уделил и бывший министр путей сообщения Николай Аксененко. Храм выстроили быстро – всего за шесть месяцев. Освятили в июне 2000 года.
    Подводя итоги служения, отец Гурий с теплотой отзывается о своих наставниках, благочинных – игумене Иринархе (Грезине) и протоиерее Стефане (Пристая). "Придя в больничный храм, – вспоминает он, – я сразу почувствовал, как сильно отличается он от кафедрального собора". На плечи молодого настоятеля легла тяжкая ноша людских горестей. Изо дня в день он ходит по лечебным корпусам (а расстояния здесь немалые), исповедует, причащает, соборует, напутствует умирающих, утешает родственников. Творит поминовение по усопшим. Кажется, сам вид пастыря – осанистого, крепко сложенного, с румянцем во всю щеку, с добрыми карими глазами, способен ободрить любого.

    – Случалось ли, что больные, бывшие ранее скептиками, обращались к Богу? – спрашиваю я.

    – Да, я не раз видел это, – отвечает отец Гурий. – В тяжелые минуты от человека как бы отлетает шелуха. Он остается наедине с раздумьями о своей душе.

    – А бывает ли, что больной молится об исцелении и получает его?

    Вместо ответа отец Гурий подзывает стоящую перед распятием молодую женщину: "Ирина, поведай, что с тобой произошло". Она рассказывает, как простудилась, появился абсцесс в горле. На операцию Ирина не соглашалась, так как дома у нее оставались двое детей. По совету отца Гурия мазала больное место маслом из лампадки. И операция не понадобилась, температура на второй день упала, а вскоре абсцесс исчез.
    – Были случаи, что после соборования (оно у нас проводится по четвергам) у больных исчезали раковые опухоли, – сообщает настоятель. – Нам, конечно, не все случаи становятся известны. Бывает, что врачи нам не сообщают – просто наступило улучшение, и все. Так что думаем завести книгу и вести записи.
    "Конечно, если верить всей душой – то возможно многое, – думаю я. – Но умеем ли мы, современные люди, верить так? Не секрет, что многие, стремясь заручиться поддержкой от всех "инстанций", сначала ставят свечки в храме, а потом бегут к знахарям, бабкам, колдунам. Эти "целители" чередуют заговоры с молитвами, держат дома иконы. Каково отношение Церкви к подобным вещам?" Я спрашиваю об этом отца Гурия.
    – Лица, о которых вы говорите, не имеют благословения священноначалия, а стало быть, исцеляющей благодати, – отвечает он. – Связавшись с ними, можно принести только вред душе. Даже если действия подобных "врачевателей" приносят больному облегчение, он должен знать, что здесь действует сила не Господня, а бесовская. Святитель Иоанн Златоуст, – продолжает батюшка, – учит, что главная причина болезни – это грех. Только примирившись с Богом и покаявшись, можно надеяться на Его помощь. Если же послано страдание – следует с терпением переносить его. Скорби и болезни учат нас со смирением подчиняться воле Божией. Человеку свойственно всеми силами стремиться к тому, чтобы быть здоровым, и это естественно. Здоровье – дар Божий. Но часто ли мы благодарим Господа за те испытания, которые Он нам посылает?
    Во время нашей беседы в храм входят несколько девушек в белых косынках.
    – У нас открыто училище сестер милосердия, – объясняет мой собеседник. – Девушки учатся три года. В программе – основы христианского милосердия, Священное Писание, церковные искусства. Поступают после 11-го класса. Девушек – 23, юношей трое. Надеемся, что, завершив учение, наши выпускники принесут больным утешение в Господе. В устройстве училища нам много помог советами и напутствием отец Аркадий Шатов, духовник Свято- Димитриевского сестричества милосердия.

    – Училищем тоже занимаетесь вы?

    – Да. Но нам, как и во всех церковных делах, оказывают большую помощь главный врач и ее заместители. Они вошли в состав церковного совета. Что касается меня, то в добавление к тем нагрузкам, о которых вам известно, я еще преподаю церковную архитектуру и иконопись в Николо-Перервинском церковном училище.

    – Как у вас на все хватает времени? А богослужения?

    – Я же не один. Нас двое.
    В храме действительно есть еще один священник, благообразный седой старец. Кажется, что он всю жизнь провел в келье. Я спрашиваю, кто он. И то, что слышу в ответ, поражает неожиданностью.
    – Это мой отец, – говорит настоятель. – Прежде, в миру, он занимал руководящие должности. Более тридцати лет был в партии. Пришел к вере, в 58 лет принял святое крещение, в 62 года стал священником. Теперь он – иерей Александр.
    На этом наша беседа завершилась. Я в изумлении замолкаю. Может, кому-то покажется, что вышеизложенный эпизод не относится к теме публикации. Но ведь расстаться со старыми заблуждениями – разве не значит исцелиться духовно? Ведь только безумцы, по словам псалмопевца Давида, могут считать, что Бога нет. А для людей, здравых умом, Он есть Путь, Истина и Жизнь.

    Марина ВАСИЛЬЕВА
    Фото автора

    TopList