Warning: mysqli_stmt::bind_param(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 68

Warning: mysqli_stmt::execute(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 78

Warning: mysqli_stmt::bind_result(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 79

Warning: mysqli_stmt::fetch(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 80

Warning: mysqli_stmt::close(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 83
© Данная статья была опубликована в № 09/2002 журнала "Школьный психолог" издательского дома "Первое сентября". Все права принадлежат автору и издателю и охраняются.
  •  Главная страница "Первого сентября"
  •  Главная страница журнала "Основы православной культуры"
  • Кто войдет в темницу?
    СТУПЕНИ К ХРАМУ

    Кто войдет в темницу?

    В рамках Х Международных Рождественских образовательных чтений состоялось заседание секции "Православное просвещение в местах лишения свободы".

     

     

    В зале заседаний ГУИН (Главное управление исполнения наказаний) Минюста России собрались единомышленники и соратники в нелегком деле пастырского окормления заключенных. Гостеприимные устроители позаботились об оформлении зала: всюду были размещены фотостенды, посвященные воспитательной работе Церкви в тюрьмах и колониях. Общая направленность встречи была выражена словами одного из докладчиков: "Надо, чтобы заключенный вышел на свободу не озлобленным одиноким волком, а благочестивым гражданином, способным принести пользу своей семье и стране".
    Выступая с приветствием, замначальника ГУИН генерал-лейтенант милиции В.К. Краев подчеркнул, что законодательные преграды, мешающие Церкви выполнять свое служение в тюрьмах, давно рухнули. И Конституция РФ, и Закон о свободе совести гарантируют каждому гражданину свободу вероисповедания. 21.12.99 г. был заключен Договор о сотрудничестве между Министерством юстиции и Московской Патриархией. Однако тюремная миссия Церкви началась гораздо раньше. Священнослужители совершают литургии в тюремных храмах, крестят, отпевают, преподают в воскресных школах, участвуют в благотворительных акциях. Ряд сотрудников ГУИН имеет церковные награды, а священнослужители – государственные. Ныне в учреждениях уголовно-исправительной системы 280 действующих храмов и строится еще 81. За 440 исправительными учреждениями закреплено 418 священников. Создано 337 православных общин, насчитывающих более 30 тысяч верующих. По единодушному мнению руководства УИН, наличие действующей церкви благотворно влияет на заключенных и на всю обстановку в колонии.
    В 37 регионах созданы 93 воскресные школы для заключенных, где учатся 3,5 тыс. человек. По местному радио ведутся православные передачи, в прессе печатаются катехизические материалы. Устраиваются библиотеки духовной литературы. Церковь заботится о вышедших на свободу: в Омско-Тарской епархии организуются братские обители для юношей и подростков, вышедших из заключения и не имеющих родных. Многие из таких заключенных становятся послушниками в храмах.
    Однако преждевременно было бы делать вывод, что в данной области нет никаких проблем. Число православных верующих достигает всего 2,5 процента от общей численности заключенных. Воскресные школы действуют лишь в 10 процентах исправительных учреждений. Есть целые регионы, где воспитательная работа Церкви близка к нулю. Катастрофически не хватает тюремных священников, их статус не определен. Обычно это приходские батюшки, которым приходиться буквально разрываться на части, и, как следствие этого, имеются тюремные храмы, где по несколько лет не совершается литургия. Не решен вопрос, кто и как будет обучать основам Православия сам персонал правоохранительных органов, хотя запросы с мест поступают постоянно. Тюремное служение мирян далеко не является массовым и держится на энтузиастах-одиночках. При нарастающих темпах преступности такое положение назвать нормальным никак нельзя. Тем более что оно имеет место на фоне растущей иноконфессиональной экспансии в российские тюрьмы.

    Последняя проблема была рассмотрена в выступлении архиепископа Львовского и Луцкого Августина, председателя отдела "Церковь и Армия" УПЦ МП. "Мы взаимодействуем с протестантами в социальном служении, и я считаю это нормальным, – заявил он. – В сфере проповеди, разумеется, никакое партнерство невозможно. А в социальной – пожалуйста. В Киеве существует благотворительная тюремная организация, объединяющая 12 конфессий".
    Обсуждались также проблемы вторжения в тюрьмы сектантских проповедников. По мнению профессора Академии МВД, д.ю.н. М.П.Стуровой, большой популярностью они не пользуются: "Наши заключенные вполне способны отличить Православие от неправославия", – считает она. Успокаиваться, однако, на этом не следует. Пропаганда духовных ценностей должна быть доступной, понятной, привязанной к жизненным интересам заключенного. "Надо внушить, что от его образа жизни зависит его здоровье, судьба как его самого, так и его близких", – отметил полковник запаса, к.в.н. В.М. Куралев (ООО "Россия Православная"). Он ознакомил слушателей с программой православно-патриотического воспитания, опробованной в ряде регионов.
    Опытом окормления заключенных в Кемеровско-Новокузнецкой, традиционно "ссыльной" епархии поделился протоиерей Александр Демченко. Договор между УИН и епархией был заключен еще в 1996 г. "Первую церковь во имя Святителя Феофана Затворника в ИУУ № 5 мы строили на свой страх и риск", – вспоминал батюшка. Теперь в 27 учреждениях – 14 храмов и 13 молелен. 593 молодых человека слушают уроки Православия. Священники выезжают даже в лесозаготовительные колонии зимой, в глубокую тайгу.
    По мнению начальника Пермского УИН генерал-лейтенанта милиции Семенюка, "Русской Православной Церкви следует дать "зеленую улицу" во всех колониях". О том, как происходит обучение основам Православия с помощью технических средств, рассказала Н.В. Пономарева (ПСТБИ). "Заключенный, приняв крещение, остается наедине с этим фактом. Кто его научит, если он живет в камере или бараке?" – подчеркнула она. Чтобы помочь заключенному ознакомиться с жизнью Церкви, группа катехизаторов разработала систему так называемого дистанционного обучения.

    Первый в новой России священник, окормлявший заключеннных, протоиерей Глеб Каледа Первый в новой России священник, окормлявший заключеннных, протоиерей Глеб Каледа

    О жизни и подвиге первого в новой России тюремного священника, протоиерея Глеба Каледы, рассказал его сын, иерей Иоанн Каледа, настоятель храма Троицы на Грязех и пастырь Краснопресненской пересыльной тюрьмы.
    Итоги заседания подвел и.о. председателя Отдела МП по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными органами протоиерей Димитрий Смирнов. Основные направления дальнейшей работы: дальнейшее строительство храмов и молельных комнат в тюрьмах и колониях, формирование тюремных библиотек, работа с письмами заключенных, привлечение церковных и светских СМИ к духовно-нравственному воспитанию заключенных, а также православных художественных коллективов, создание интернета для целей просвещения и образования в тюрьмах и колониях, сбор медикаментов и медоборудования, создание пунктов юридической помощи.
    В "Рекомендации" секции, кроме вышеперечисленных, были включены пункты о создании воскресных школ, обучении персонала тюрем и колоний Основам Православия, Основам церковно-государственных отношений. Было высказано также предложение создать комиссию по тюрьмам при синодальном отделе или выделить это направление, создав для него свой отдел. В заключение руководство ГУИН было награждено церковными орденами. Ряд присутствующих священнослужителей получили награды и почетные грамоты Минюста России.

    Марина ВАСИЛЬЕВА

    TopList