Warning: mysqli_stmt::bind_param(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 68

Warning: mysqli_stmt::execute(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 78

Warning: mysqli_stmt::bind_result(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 79

Warning: mysqli_stmt::fetch(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 80

Warning: mysqli_stmt::close(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 83
© Данная статья была опубликована в № 09/2002 журнала "Школьный психолог" издательского дома "Первое сентября". Все права принадлежат автору и издателю и охраняются.
  •  Главная страница "Первого сентября"
  •  Главная страница журнала "Основы православной культуры"
  • Противоречия в современной системе образования и пути их разрешения
    ПРАВОСЛАВНАЯ ПЕДАГОГИКА

    Противоречия в современной системе образования и пути их разрешения

    Фото Л.Свердлова. Архимандрит Георгий (Тертышников) – друг и наставник нашей газеты (ныне покойный) со школьниками

    Фото Л.Свердлова. Архимандрит Георгий (Тертышников) –
    друг и наставник нашей газеты (ныне покойный) со школьниками

    Современная система образования породила ряд противоречий. Их причиной является отсутствие теоретического обоснования процесса духовно-нравственного становления личности как единого, неразрывно совершающегося в различных сферах жизнедеятельности.
    Основными сферами жизни ребенка, в которых происходит непрерывный процесс духовно-нравственного становления его личности, являются семья, Церковь и школа. В этих сферах сложно переплетены государственные, народные, национальные и религиозные традиции. В педагогической практике и теории достаточно полно рассмотрены проблемы духовно-нравственного становления личности в каждой из названных сфер жизнедеятельности. На практике основные противоречия возникают при переходе из одной сферы в другую или при взаимодействии этих сфер. Противоречия, часто приводящие к конфликтам, связаны с постановками целей образовательного процесса, его содержания, используемых методов и так далее.

    Назовем основные противоречия, существующие как в практическом, так и в теоретическом плане.

    1. Противоречие между традиционным народным восприятием жизни как вечной и образовательным обеспечением только одного, земного, этапа этой жизни как единственного и самоценного.
    2. Противоречие между семейным воспитанием, основанным на традиционных воззрениях народа, являющихся по своей сути религиозными, и проектированием образовательной среды без учета традиций семейного воспитания.
    3. Противоречие между идеализированными представлениями о человеческой природе, на основе которых проектируются личностно-ориентированные образовательные модели, и православного взгляда на природу человека как поврежденную первородным грехом и требующую исцеления прежде своего развития.
    4. Противоречие между гуманистической (антропоцентрической) основой образовательных систем, способствующих личностному развитию ребенка, и традиционной для православной России христоцентрической основой образования и воспитания.
    5. Противоречие между процессом психофизического развития ребенка и процессом духовного становления, возникающее при создании образовательной среды без учета условий, необходимых для правильного духовно-нравственного становления личности.

    Разрешению названных противоречий могли бы способствовать, на наш взгляд, следующие меры.

    I. Министерству образования следует определиться с понятием "светское образование".

    До сего времени из уст руководителей различного уровня можно слышать цитаты из большевистского декрета 1918 года о том, что "Церковь отделена от государства".
    Ни в одном современном юридическом документе таких слов нет. Статья 14 Конституции Российской Федерации гласит: "Российская Федерация – светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом". Очевидно, что принцип отделения заключается в том, что государство не вмешивается в управление религиозного объединения, а религиозное объединение не управляет государством. Вывод очевиден: государство называется светским лишь только потому, что в его управлении не участвуют религиозные объединения. Но это не означает, что жизнь государства становится безрелигиозной, а государство возвращается к атеизму. В статье 13 Конституции мы читаем, что "никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной". На что государству опереться? Остается единственная основа, определяющая жизнь народа, – традиция.
    Следует заметить, что понятие "религиозное объединение" даже в малой мере не отражает сущность Православной Церкви, которая является телом Христовым на земле, народом Божиим. С этой точки зрения большевистская формулировка об отделении Церкви от государства рассматривается как отделение государства от своего собственного народа. Если в 1918 году ставилась именно эта цель, то мы надеемся, что в наше время законодатели и правительство ставят себе другие цели.
    Статья 28 Конституции гласит: "Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними". В этой статье нет запрета на свободу вероисповедания и действий в соответствии со своими убеждениями в сфере образования. Единственный запрет, который мы встречаем в "Законе Российской Федерации об образовании", это пункт 5 статьи 1: "В государственных и муниципальных образовательных учреждениях, органах управления образованием создание и деятельность организационных структур политических партий, общественно-политических и религиозных движений и организаций (объединений) не допускается". Таким образом, запрещается только создание религиозных объединений в форме религиозных групп и религиозных организаций.
    Если эти положения рассмотреть с пунктом 2 статьи 2 "Закона об образовании", в которой написано, что система образования защищает и развивает национальные культуры и региональные культурные традиции, имеющие, как известно, в своей основе религиозные корни, и пунктом 3 статьи 2 "Федерального закона о свободе совести и религиозных объединениях", в которой читаем, что "ничто в законодательстве о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях не должно истолковываться в смысле умаления или ущемления прав человека и гражданина на свободу совести и свободу вероисповедания, гарантированных Конституцией Российской Федерации или вытекающих из международных договоров Российской Федерации", становится ясен статус светского характера образования. Следует понимать светский характер современной школы как ее деликатное невмешательство в религиозное воспитание, осуществляемое семьей. Но это не может обозначать полного отказа от религиозных начал в образовании. Сегодня под видом светского характера образования происходит подмена традиционного православного основания языческим, атеистическим или оккультным, что является прямым нарушением существующего законодательства.
    Школа должна вводить ребенка в мир культуры через религиозное просвещение, тем самым сохраняя за ним свободу выбора, по сути предоставляя ему выбор приобщения к лучшему, но не может вовлекать без согласия родителей в практическое освоение конкретного духовного опыта. Практическое освоение этого опыта происходит в стенах школы только по просьбе родителей.

    Таким образом, светский характер образования заключается и в том, что школа признает субъектом образовательного процесса не ребенка, а семью, и строит свои отношения в вопросах религиозного воспитания на основании волеизъявления родителей. Тем самым соблюдается принцип свободы вероисповедания и предоставления семье возможности религиозного образования и воспитания своих детей. Это становится реальным, если школа кропотливо работает с семьей, помогает ей строить свою жизнь на традиционных православных началах, объясняет мотивы реформ в образовании, а не скрывает их.
    Весь мир, который принято называть цивилизованным, живет в атмосфере христианской культуры. Россия на протяжении тысячи лет создавала свои традиции на основе христианских ценностей. Без понимания христианства ребенок не способен освоить русскую и мировую культуру. Поэтому образовательный стандарт должен включать в себя предметы религиозного содержания, которые знакомят школьников с основами православной христианской веры, с православной культурой, с духовной историей России.
    Если мы желаем возродить школу на правильных началах, нам следует пересмотреть содержание образования. Необходимо восполнить курс истории и литературы разделами, связанными с историей Церкви и духовной литературой, изъятыми под воздействием ложно понятого светского характера образования. Без освоения музыкального и художественного творчества не может быть полноценного образования. Необходимо полноценное эстетическое образование, включающее освоение духовного культурного наследия, а для восстановления здоровья школьников – полноценная физическая культура. Духовному образованию следует присвоить особый статус и разработать его содержание.
    По просьбе родителей в школе может быть создана воскресная школа, а если есть возможность, то и с домовым храмом. Это не противоречит существующему законодательству, поскольку речь не идет о создании религиозного объединения или организации. По программе воскресных школ необходимо знакомство детей с храмом и православным богослужением, участие детей и родителей в богослужениях и церковных таинствах. По просьбе родителей в домовой церкви воскресной школы могут совершаться богослужения во внеурочное время, если на то будет благословение правящего архиерея.
    Таким образом, светский характер образования определяется тем, что государство обеспечивает семье как социальному организму и своим гражданам возможность полноценного образования и воспитания, включая и религиозное, на основе традиций народа.

    II. Следует отличать многонациональное государство от многонародного.

    В России всегда жил только один единый народ, который во всем мире принято называть русским. По своей сути этот народ включает в себя более 150 национальностей. Для русского народа Православие на протяжении более тысячи лет является государствообразующей и культурообразующей конфессией.
    Христианство, разделившееся на восточное (византийско-православное) и западное (римско-католическое и протестантское), явилось основанием культуры стран, исповедовавших эту религию. Славянский мир, приняв византийско-православную культуру, создал русскую культуру, которая стала частью мировой православной культуры.
    Известно, что национальные культуры могут развиваться как в рамках одной из мировых культур, так и изолированно от них. В первом случае национальная культура обретает мировое значение. Но чтобы это произошло, национальная культура должна сохранять Божественное начало – предстояние перед Всевышним, должна очиститься от богопротивных обычаев и проявлений (кровавые жертвоприношения, законы кровной мести, война против иноверцев, колдовские и оккультные ритуалы, развратные и растлевающие действия, кровосмешение, идолопоклонство и др.).
    Общению национальных культур, сосуществующих в рамках одной из мировых культур, служит ее основной язык. В восточно-православной культуре такими языками были греческий и церковнославянский, а впоследствии русский; в западной – латинский, впоследствии английский. Именно через основной язык происходит знакомство с национальными культурами. Посредством общего языка национальные культуры могут заявить о себе и занять достойное место в общемировой культуре. На территории нашего государства (как бывшего, так и настоящего) национальности, относящиеся в культурном плане к мусульманскому или западному миру, входили в мировую культуру именно в лоне русской культуры. По количеству сохранившихся в России национальностей и языков можно судить о бережном отношении русской византийско-православной культуры к национальным культурам.
    Проявляя себя вне мировой культуры, национальная культура отвергает установленную Господом иерархичность, горделиво возвеличивается. Культурное самовыражение людей одной национальности заменяется самоутверждением.
    Самовыражение идет по пути культурного развития через поиск объединяющих начал с мировой культурой, через приобщение к почитанию и поклонению Высшему, Божественному. Самоутверждение требует поиска различий, культивирования и законодательного закрепления наметившегося противостояния мировой культуре. Этот путь порождает движение страстей, которые следует назвать националистическими.
    Отделение государства от русской православной культуры неминуемо приведет (и этот процесс уже происходит) к возникновению неоязыческих националистических движений.
    С этой точки зрения русская школа, основанная на православной традиции, не является национальной или конфессиональной, она является народной, а значит, должна стать массовой. Все школы в России могут быть воссозданы на этих основаниях, за исключением случаев, которые, как показывает практика, достаточно единичны, когда семья или несколько семей пожелают обучать своих детей в национальной или конфессиональной школе. Такой подход позволяет сохранить "единство федерального культурного и образовательного пространства" (Закон об образовании, ст. 2, п. 2).

    III. Необходимо ввести в законодательство понятие православной конфессии как государствообразующей и культурообразующей.

    Некоторые современные "реформаторы" от образования пытаются подменить христианскую основу народных воззрений язычеством, оккультизмом, материализмом и другими нетрадиционными взглядами.

    IV. Требует решения проблема национально-регионального компонента государственного образовательного стандарта.

    В Самаре национально-региональный компонент включает в себя три предмета: информатику, экономику и основы жизненного самоопределения. Очевидно, что первые два предмета не могут являться национально-региональным компонентом. Третий предмет, основанный на смеси оккультизма, атеизма, материализма и сексопатологии, к тому же призывающий детей не слушаться своих родителей, не может отражать национальную традицию. Учитывая отсутствие реакции Министерства образования на явное нарушение законодательства, использование не по назначению "образовательного капитала", переданного государством в регион, можно предположить наличие подобных проявлениях и в других регионах.
    Национально-региональный компонент должен стать содержательной основой духовно-нравственного образования. Необходим строгий контроль над правильным использованием данного компонента государственного стандарта.

    V. Следует наполнить истинным смыслом педагогические понятия.

    Для примера приведем несколько понятий, наиболее часто употребляемых на педагогических совещаниях и конференциях.
    Достаточно странный и разнообразный смысл вкладывают в понятие духовность. Потеря истинного смысла этого понятия проявляется в практическом отсутствии духовного воспитания и образования в государственного школе. Традиционно на Руси духовным человеком считался тот, кто жил праведной, благочестивой, богоугодной жизнью. Другого пути стяжания Божественной благодати, которая вдохновляет человека, не существует.
    Духовное воспитание – это возвышение души человека. Каждый школьный предмет, каждое воспитательное мероприятие, вся атмосфера школьной жизни должны служить этой цели.
    Духовное воспитание служит воспитанию целомудрия, чистоты, послушания, трудолюбия, смирения, патриотизма. Следует ввести в образовательный стандарт особые предметы, которые служили бы достижению этой цели, а также изменить содержание имеющихся предметов. Тема духовного воспитания должна проводиться на всех уроках.
    Предметы, которые несут другие ценности и разрушают основы духовного воспитания, следует признать растлевающими внутренний мир ребенка и исключить их из образовательного пространства.
    Следующим наиболее часто встречающимся понятием является патриотизм. Чаще всего под патриотизмом понимают только любовь к Родине. В православном понимании любовь к Родине проявляется и в готовности отстаивать ее от супостата до последней капли крови, в решимости в случае необходимости отдать за нее жизнь.
    В патриотическое воспитание входит воспитание героической личности, способной на подвиги, лишения, терпеливое перенесение скорбей. Вся история нашего Отечества, ее герои, святые, цари и простой люд, в невероятных испытаниях сохранившие наше государство, нашу веру, культуру и традиции, показывают нам, как жить достойно.
    В этом смысле патриотизм проявляется как религиозное чувство человека, живущего вечной жизнью.
    Эта традиция была продолжена и в последней Отечественной войне. Александр Матросов, Зоя Космодемьянская, пионеры-герои – молодые люди и дети, отдающие за Отечество свои жизни.

    Наступило время, когда необходимо прекратить насмехаться над собственной историей. Содержание гуманитарных предметов должно быть приведено в соответствие с задачами патриотического воспитания. Необходимо восстановить в школах музеи боевой и трудовой славы, дополнив их экспозиции разделами о подвижниках благочестия, отдавших свои жизни за веру и Отечество.
    Формирование доброго, ответственного гражданина и сына Отечества – основная задача патриотического воспитания. Наши дети должны прославлять земную Родину своими делами, всей своей жизнью, должны любить родную землю как подножие Престола Божия.
    С православной точки зрения, само понятие "образование" обретает особый смысл. В основе понятия "образование" лежит слово "образ". Священное Писание свидетельствует о сотворении человека Богом по образу и подобию Своему (Быт. 1, 26–27; 5, 1–2). В Библии не уточняется, в чем именно состоят образ и подобие Божие в человеке. Святые отцы усматривали образ Божий преимущественно в духовной природе человека, в возможности преодолевать свою чувственную природу, возвышаться над законами материального мира, во власти человека над природой, в возможности достижения бессмертия, в разумности человека, в свободе, в совести, в творческих дарованиях, в способности человека ответить на любовь Божию своею любовью к Нему и к Его творению, в чувстве ответственности человека за окружающий мир.
    Исходя из сказанного выше, образование следует понимать как восстановление целостности человека, предполагающее развитие всех его сил и соблюдающее иерархический принцип в устроении человека.
    Иерархический принцип требует такого устроения человека, при котором образ Божий мог бы раскрыться во всей силе, во всей полноте. В православной традиции речь идет в основном о духовном образовании – образовании Духом Святым. Бог открывает истинные знания человеку по мере подготовленности его к получению этих знаний. Господь открывает Себя чистому, смиренному сердцу. Духовное образование – путь стяжания Духа Святого, путь покаяния, смирения, нравственного очищения в процессе постоянного диалога живой души с Богом Живым. Это есть путь христианской мысли, которая, опираясь на Божественное Откровение, на Церковный разум, принимает, по словам В.В. Зеньковского, все, что родилось вне христианства, если это согласуется с началами христианства.
    Педагогическая поддержка врожденной потребности человека к познанию Истины и к Богообщению составляет суть обучения. Если внутренние потребности человека с детства "заземляются", если учителя и родители в процессе общения передают детям чувство животной самодостаточности, лишая их "хлеба небесного", обучение прекращается и заменяется процессом социализации и профессионализации, что можно назвать не обучением, а приспособлением. В процессе приспособления не происходит обретение духовного опыта, а именно оно служит показателем, протекает процесс обучения или нет.
    В основе православного подхода к обучению лежит понимание того, что знания не берутся, а обретаются в процессе обучения, когда процесс обучения направлен на готовность человека осознать, понять и вместить Богом данные знания, когда эрудиция дополняется интуицией, живым опытом Богообщения. Образование сводится не к доказательству истины только силою разума, а к познанию истины как откровения, свидетельства и описания.

    VI. Преподавание всех предметов следует основывать на христианском мировоззрении.

    Принято противопоставлять научную точку зрения религиозной. Вера позволяет возвысить человека с уровня плотского бытия до духовного. На различных уровнях бытия, таких как плотское, душевное и духовное, в человеке изменяется и состояние разумных сил души, таких как ум, воля и чувство. По мере духовного возрастания расширяются познавательные способности ученика, которые нельзя низводить только до интеллектуальных способностей. Научная деятельность является особым видом духовного творчества. Научное открытие, как показывает история науки, является не только результатом кропотливого труда, но плодом духовного прозрения ученого.
    Христианская точка зрения на происхождение человека и мира является наиболее научной и достоверной. В основе любой науки лежит допущение – аксиома или постулат. Это есть не что иное, как момент веры. Чаще всего гипотезы выдаются за научные теории. Анализ научных фактов говорит о том, что наука является средством подтверждения библейской картины мира.
    Христианская точка зрения важна тем, что она открывает духовную основу мира и человека. Если человек есть творение Божие, значит, открывается возможность осознания своей жизни как вечной, появляется высокий смысл исполнения божественного предназначения, и человек осознает степень ответственности перед Богом за свою жизнь.
    Православие формирует особое отношение человека к природной и социальной среде. Окружающий мир православный человек всегда воспринимает как мир, Богом сотворенный, а значит, мир Божий. Да, он претерпел изменения в процессе грехопадения человека, но при этом сохранил изначальное свое происхождение как творение. Если ты рожден на этой земле, в этом конкретном месте, значит, не случайно Господь призвал тебя из небытия в бытие именно здесь. На этой земле ты рожден, это и есть твоя Родина, место жизни твоих отцов – Отчизна. В этом мы видим истоки патриотизма православного человека. Сберечь возможно только в том случае, когда ты не будешь расточителен, будешь брать от природы только то, что потребно для жизни. В этом истоки самоограничения и воздержания наших соотечественников.
    Каждый человек, согласно православным представлениям, несет в себе образ и подобие Божие, а значит, каждый человек – великая ценность в очах Божиих. В этих взглядах коренится основа трепетного отношения людей между собой, стремление к идеализации любого другого, который встречается, может быть, первый раз в жизни. Любовь к другому и собственные нравственные ресурсы – основа отношений между людьми в православной традиции.
    Высшего единения достигает православный народ в Церкви, участвуя в таинстве Святого Причащения. Причащаясь Плоти и Крови Христовой, все несут в себе единую Плоть и единую Кровь, все становятся братьями и сестрами во Христе. Вот почему в православном мире принято обращение "братья и сестры". Таинство объединяет не только людей между собой, но и соединяет каждого и всех с Самим Христом.

    Протоиерей Евгений ШЕСТУН,
    г. Самара

    TopList