Warning: mysqli_stmt::bind_param(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 68

Warning: mysqli_stmt::execute(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 78

Warning: mysqli_stmt::bind_result(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 79

Warning: mysqli_stmt::fetch(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 80

Warning: mysqli_stmt::close(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 83
© Данная статья была опубликована в № 08/2002 журнала "Школьный психолог" издательского дома "Первое сентября". Все права принадлежат автору и издателю и охраняются.
  •  Главная страница "Первого сентября"
  •  Главная страница журнала "Основы православной культуры"
  • Дарить любовь без сожаления?
    ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ

    Дарить любовь без сожаления

    Христианские традиции
    в русской классической литературе

    Интересуют ли современных детей духовно-нравственные проблемы? Способны ли они видеть и различать духовное в нашем мире? Да. Интересуют. Потому что духовно-нравственные законы определяют состояние нашей жизни и они вечны. И дети это хорошо понимают.
    Мы предлагаем вашему вниманию сочинения учащихся одной из лучших школ России – школы № 54 "Воскресение" г. Самары.

    Можно ли считать семью купца Калашникова малой Церковью?

    По произведению М.Ю. Лермонтова "Песнь про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова"

    Я считаю, что Церковь – это духовный мир для беседы с Богом. В песне семья Калашникова – это малая Церковь, где каждый связан друг с другом на духовном плане. Семья Калашникова хранит заповеди Божии. Она почитает святые иконы, день воскресный, верит в единого Бога, почитает старших, живет по законам Божиим. Жена называет мужа: "государь ты мой, красно солнышко". В основе семьи лежит православная вера, русская культура.
    Я думаю, что чувство опричника к Алене Дмитриевне нельзя назвать любовью, так как он обращался с ней дерзко, не так, как полагается влюбленному мужчине. Он схватил ее за руки и стал целовать-ласкать, предлагал ей богатства, чтобы его любили, а любовь не покупают. Опричник нарушает седьмую заповедь – не прелюбодействуй.
    В песне его называют басурманским сыном, охульником. Калашников вступает в кулачный бой, так как решает стоять за правду до последнего. Калашников поклонился сначала царю, затем – Кремлю и святым церквам, а потом всему народу, потому что служил царю, жил с православной верой и был в мире с народом. Кирибеевич поклонился только царю. Он полон дерзости, перед боем говорит таковы слова:

    А поведай мне, добрый молодец,
    Ты какого роду-племени,
    Каким именем прозываешься?
    Чтобы знать, по ком панихиду служить,
    Чтобы было чем и похвастаться.

    Авторские симпатии – на стороне Калашникова, так как он не предал веру русскую, родные традиции. Он постоял за себя и свою семью. Суд царя справедлив. Хоть семья Калашникова опозорена и Степан Парамонович бился, чтобы вернуть честь, но он нарушил правило – ударил соперника в висок, и за это последовало наказание.
    Калашников не рассказал царю всю правду, но он поведал все Богу и, таким образом, исповедал этот грех и умер с чистой совестью.
    Конфликт между Калашниковым и Кирибеевичем не разрешился мирно, так как у обоих была гордость. Гордость Кирибеевича была в том, чтобы показать силу, ненависть. Гордость Калашникова заключалась в том, что он может сам вернуть честь семьи. Но в конце мы видим смерть обоих героев песни. Один умирает с чистой душой, а другой даже не подумал покаяться перед смертью.

    Александра ГУСАРОВА, ученица 7-го класса

    Можно ли считать семью купца Калашникова малой Церковью?

    Прочитав произведение Лермонтова "Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова", я решила, что семью Степана Парамоновича можно назвать малой Церковью. Церковь – это группа людей, связанных между собой на невидимом плане (то есть друг за друга переживают, тревожатся). Так и Алена Дмитриевна со Степаном Парамоновичем связаны между собой: когда с Аленой Дмитриевной случается беда (встреча с Кирибеевичем), у Калашникова в это время на душе возникает какая-то непонятная тревога. И это подтверждают строки из текста: "И пошел он домой, призадумавшись, к молодой хозяйке за Москву-реку". Брак Алены Дмитриевны и Калашникова освящен в Церкви. "Не на то пред святыми иконами мы с тобой, жена, обручалися, золотыми кольцами менялися". Муж для Алены Дмитриевны – глава семьи. Степан Парамонович принимает решения, берет всю ответственность на себя, защищает жену, а семью защищает Бог. Таким образом, жена находится под небесной и земной защитой.
    Семья Калашникова хранит христианские традиции. Они не прелюбодействуют, не завидуют, помнят воскресный день, почитают отца и мать своих, почитают иконы ("а свеча перед образом еле теплится"). В основе семьи лежит любовь, которая все терпит и все прощает. Но чувство опричника к Алене Дмитриевне не любовь, а страсть. Кирибеевич насильно хочет завоевать ее. Кирибеевич – противоположность Калашникову. Он нарушает христианские традиции: прелюбодействует, не ходит в церковь, не поклоняется иконам. В песне опричник назван окаянным; это слово встречается в Библии. Каин, сын Адама и Евы, убил своего брата Авеля, и, наверно, поэтому он окаянный, значит, плохой, злой, завистливый.
    Купец Калашников выходит на кулачный бой за честь своей малой Церкви. Придя на поле, Калашников поклонился прежде царю грозному, после белому Кремлю да святым церквам, а потом всему народу русскому. Вышел Калашников не шутку шутить, не людей смешить, а вышел на последний бой. Опричник Кирибеевич же, наоборот, поклонился только царю и вышел на бой потешить его. Калашников не открыл царю всей правды, так как не хотел опозорить свою жену Алену Дмитриевну. Конфликт между Калашниковым и Кирибеевичем не мог быть разрешен мирно, так как опричник опозорил семью купца. Калашников убил Кирибеевича, и за это сам был убит от руки царя. Я считаю, что царь не имел права вершить суд над Степаном Парамоновичем: несмотря на то что царь – помазанник Божий, лишить жизни может только Господь Бог.

    Наташа ДВОРЯНИНОВА, ученица 7-го класса

    Семья Калашникова – малая Церковь

    В "Песне про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова" М.Ю. Лермонтов передает дух народной поэзии, пришедшей к нам из русских былин и сказаний.
    Сначала мы попадаем на царский пир, где царь внимателен ко всем гостям. А купца Степана Парамоновича Калашникова ожидает несчастье. В его семье чтут православную веру, живут по христианским обычаям, посещают церковь, всегда полагаются на Бога. Это и можно назвать малой Церковью.
    Опричник Кирибеевич разрушает покой этой семьи, опозорив жену купца – Алену Дмитриевну. Призвал купец братьев своих постоять за честь семьи, надеясь на помощь Господа. Кланяется он перед боем церквам и всему русскому народу, как бы прося у них благословения во имя справедливости. Жизнь купца спасает медный крест со святыми мощами из Киева.
    За смерть своего опричника царь разгневался на купца, приказав казнить его. Калашников ничего не объясняет царю, зная, что он позволяет опричникам разбойничать и творить беспредел, что у Ивана Грозного не найти справедливости. Купец Калашников погибает, отомстив обидчику за оскорбленную жену.
    Добившись справедливости и понимая, что мщение – не христианский поступок, молодой купец просит перед казнью молиться за его душу грешную и скрыть все от детей. Царь обещает позаботиться о семье купца, но народ недоволен учиненной над купцом расправой. Царский скорый суд осуждается в народе.
    Отважного купца, защищавшего честь семьи, не побоявшегося вступить в бой с царским слугой, народ прославляет. Степан Калашников является подлинным героем этой грустной песни, противостоящим злодеяниям опричников и защищающим честь семьи. Его поступок соответствует представлениям народа о подвиге, чести, долге и справедливости, поэтому память о нем живет в веках.

    Марина АНТОНОВА, ученица 7-го класса

    Какова русская душа

    Сказ о тульском косом Левше и стальной блохе

    Левша. Кто он?
    Странная все-таки душа русская, и какое разнообразие душ мы находим в сказе о Левше. Отметим особое поведение императора русского Александра Павловича. Человек вроде русский, а все его на англицкую сторону тянет, посмотреть что-либо интересное, чего в России не увидишь. Сразу возникает вопрос: "Почему в России этого не увидишь? Что, интересных вещей да умельцев нет у нас?" Конечно же есть. Только вот нужно обратить на них внимание. Когда же императором стал Николай Павлович, сразу все изменилось. Николай был русским, исконно русским. Родину любил, поэтому и наказал Платову, графу, атаману донского казачества, отыскать по всей России таких мастеров, чтоб показали они своей работой, что и в России есть мастера-умельцы не хуже англицких. Император дал Платову блоху, очень маленькую. Отвез Платов блоху эту мастерам тульским, а что делать с ней пусть сами думают, а через две недели он уж вернется. Я думаю, что именно в этих главах открывается душа русская.
    Мастера, люди неглупые, но скрытные. Все в секрете держали от народа, одному только Богу тайну открыли. Молились они у иконы Николая Чудотворца, а после заперлись в своей избушке и принялись за работу, а перед иконой Николая Угодника лампадку затеплили. Мастера от Бога! Умельцы ничего не обещали, а понадеялись только на Господа. Господь подарил мастерам не только золотые руки и умение, но терпение и повиновение в их дальнейшей судьбе. Враг не ожидал чуда, а всякими способами, внедряясь в народ, пытался разоблачить, раскрыть тайну мастеров, но не вышло. Когда приехал Платов, все было почти готово. Внесли ему табакерку, в ней орех, блоху; достал он ее – и что видит? Все осталось, как было. Блоха была крошечная, ее саму-то не было видно, а работу, которую проделали умельцы тульские, рассмотреть можно было только под микроскопом. Не понравилось это Платову, сказал, что у государя все проверят, а с собой ему повелел кого-нибудь из работников дать. Взяли Левшу. И наверное, на его несчастье. Обращались с ним плохо – и обзывали, и роняли, и били, и даже волосы драли. Но Левша был человек от Бога и поэтому все стерпел и не роптал ни на кого. Умелец наш за свои труды в Англию попал. Только вот не награда это для русского человека, а ненадобность. В Англии мастеров ценят: как увидели, сразу начали предлагать ему все, что он захочет: и жить хорошо, и невесту найдут, а он должен был взамен в Англии остаться.

    Как же поступить?
    Русского человека такие вопросы не мучили, да как же оставить свою родную Тулу, Россию, Родину? Не согласился Левша, чего и следовало ожидать. Лучше в бедности да в честности, чем в богатстве и во лжи. Домой же поехал Левша пароходом. А на борту он познакомился с человеком, заговорились они с ним не за пустым столом, и получилось, что Левша не в себе оказался. Заболел Левша, а в больнице его даже не приняли без документов, и умер Левша непризнанным героем, хотя это ему и не нужно было, а напоследок сказал лишь: "Скажите государю, что у англичан ружья кирпичом не чистят; пусть чтобы и у нас не чистили; а то храни Бог война, они стрелять не годятся". И только лишь перекрестился.

    Кто же он, Левша?
    Человек. Русский.

    Василиса ГОРЕЙНОВА, ученица 7-го класса

    Русское национальное самосознание в сказе Н.С. Лескова "Левша"

    У каждой нации есть своя культура, язык, традиции и государственное управление. В сказе "Левша" показаны два абсолютно разных монарха. Это Александр I и Николай I.
    У Александра I нет гордости за свой народ, за свою нацию. Александр I прельщается английскими безделушками и считает, что Россия со своим значением никуда не годится. Ему роднее и ближе все иностранное.
    Напротив, Николай I – патриот. Он горячо любит свой народ, уверен в русских людях и никакому иностранцу уступать не любит. Он знает, что русские никого не хуже и слова государева не уронят.
    У монарха на службе есть слуга. Это Платов. Он верный подданный своего Отечества, патриот. Платов пытается уберечь Александра I от соблазна перед всем английским. Он переживает за Отечество и считает, что в России тоже много искусных мастеров. Платов дорожит временем. Все делает с большой скоростью, чтобы ни одна минута для русской пользы не пропала. Он вспыльчив, может обозвать и потрепать за волосья слугу. Немножко злоупотребляет властью. Любит покомандовать, но с Богом в душе.
    Государь его любил, потому что он был мужественным, говорил правдиво и просто, не льстя и не хитря. Платов не ищет чинов. В его подчинении тульские оружейники.
    Мастера – люди православные. Они мастера от Бога и во всем на Него полагаются. Поэтому, когда Платов просит их помочь царю – помазаннику Божиему, а вместе с ним и всей России, они соглашаются. Но сами не знают, что учинят, а только надеются на Бога.
    Тульские мастера – это святое дело. Каждый из них полон церковного благочестия. Поэтому перед началом работы они отправляются к городу Мценску, в котором стоит древняя "камнесечёная" икона святого Николая. Этой иконе и идут поклониться туляки. Отслужив молебен, они возвращаются.
    Сошлись мастера (все трое) в один домик к Левше, двери заперли, ставни в окнах закрыли, перед Николиным образом лампадку затеплили.
    Все выше перечисленные действия являются как бы подготовительными к совершению таинства. Мастера ни с кем не разговаривали. Их дело велось в великом секрете. В работу они вкладывали всю душу. В образе любопытных людей враг посылает им искушение. Но они не поддаются, ведь дом Левши вроде маленького храма, в котором мастера служат родине и Богу.
    Мастера за свое святое дело были поругаемы. Но они, как святые мученики, должны терпеть все. За такую сложную работу они ничего не получают, а им и не надо. Ведь все сделанное ими идет во благо Родины. Им достаточно и того, что в них не усомнился царь и им доверили выполнение этой миссии.
    Левша, тульский мастер, выполнил самую трудную работу (он выковал гвоздики для подков).
    Левша внешне немощен и некрасив, зато он красив внутренее. Он считает, что наша русская вера самая правильная.
    Левша предан своей Родине, и никакой иностранец не переманит его. Находясь далеко от Родины, он сильно скучает.
    До последней минуты жизни он старается как-то помочь своему народу. Перед смертью он просит передать царю, чтобы в России ружья кирпичом не чистили. Так и умер Левша, лишь перекрестившись перед смертью.

    Мария СПИРИДОНОВА, ученица 7-го класса

    Христианские традиции в сказке-были М.М. Пришвина "Кладовая солнца"

    Я ведь, друзья мои, пишу о природе, сам же только о людях и думаю.

    М.М. Пришвин

    Любовь к природе у Пришвина неотделима от любви к человеку. Состояние души и переживания связаны с состоянием природы. Все растения и животные, окружающие детей, предстают перед нами единым христианским царством. Дети, попав на Звонкую борину, оказываются в храме природы. Восходящее солнце, сказочное пение птиц и гармония природы прославляют Господа, а сосны здесь похожи на зажженные свечи. Очень красочна природа в этом месте, где дети отогреваются в лучах солнца, не подозревая о предстоящих испытаниях.
    Развилка тропы у Лежачего камня поставила детей перед выбором. Из русских сказок нам известно, что камень на перепутье указывает на трудности в предстоящем деле, и надо уметь сделать правильный выбор. Пойти вдвоем по протоптанной тропе – значит поступить по-христиански, поддерживая друг друга и заботясь друг о друге. Но пути Насти и Митраша разошлись. На неправильный выбор детей сразу откликнулась природа. Картины природы оживают и тревожно звучат. Застонали деревья, насторожились животные, состояние природы предупреждает об опасности.
    Митраша бесстрашно пробирается по болоту, и вот уже Слепая елань готова поглотить мальчика, только Божия помощь спасает его. Отцовская куртка и ружье послужили в этом Митраше. Благодаря отцовским вещам мальчик смог продержаться до появления собаки Травки.
    Настя не подозревала о случившейся беде, потому что клюквенная поляна заставила забыть ее обо всем. Только гадюка вернула девочку к реальности.
    Бог помог детям спастись от гибели и найти преданного друга – Травку, потому что Настя и Митраша поступали по-христиански: были трудолюбивыми и делали людям добро. Даже не пожалели отдать клюкву, которой сами хотели полакомиться, эвакуированному детдому.
    Христианская традиция – дарить людям тепло и любовь без сожаления. Так Божие солнце дарит тепло болоту, оно становится кладовой солнца. А клад в виде торфа достается в дар людям. Природа является отражением человеческих поступков.

    Марина АНТОНОВА, ученица 6-го класса
    Фото Александра Степанова

    TopList