Warning: mysqli_stmt::bind_param(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 68

Warning: mysqli_stmt::execute(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 78

Warning: mysqli_stmt::bind_result(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 79

Warning: mysqli_stmt::fetch(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 80

Warning: mysqli_stmt::close(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 83
© Данная статья была опубликована в № 08/2002 журнала "Школьный психолог" издательского дома "Первое сентября". Все права принадлежат автору и издателю и охраняются.
  •  Главная страница "Первого сентября"
  •  Главная страница журнала "Основы православной культуры"
  • Какова была первоначальная религия человечества?
    УЧИМСЯ ПРАВОСЛАВИЮ

    Какова была первоначальная религия человечества?

    Кумран. Здесь были найдены древнейшие свитки Библии Кумран. Здесь были найдены древнейшие свитки Библии

    Если мы обратимся к трудам светских ученых, изучавших историю религии и ее происхождение, то без труда обнаружим, что они, как в прошлом веке, так и в нынешнем, стоят на позициях эволюции и выводят более высокие, как они считают, формы религии из форм, кажущихся им более примитивными. Единобожие вообще и христианство в частности представляются им продуктом развития язычества. Удивительно при этом, что такой точки зрения придерживаются ученые самых разных направлений – как идеалисты, так и материалисты (включая марксистов). Знаменитый философ Гегель дал даже религиозно-философское обоснование такому взгляду на происхождение религии: в своей работе "Философия религии" он высказывает мысль, что Бог познает Себя через религиозную мысль человека, постепенно все более достигая цели путем перехода от низших религий к высшим. С этой точки зрения он и рассматривает религии разных времен и народов в своей работе.
    Такой взгляд на вещи в общем совпадает с мнением язычников – как древних, так и новых. Еще апологетам II–III веков по Р.Х. приходилось отвечать на нападки язычников, утверждавших, что язычество древнее, является всеобщим и потому как бы естественным (заметим, что до сих пор примитивные формы язычества религиоведы порой называют "естественными"). В действительности (и на это справедливо указывали апологеты) язычество существовало не изначально, оно само является новшеством, прервавшим "предание вселенского верования".
    Об этом ясно свидетельствует и Священное Писание. Так, в Премудростях Соломоновых говорится об идолах, что не было их в начале, и не вовеки они будут (Прем. 14, 13). Апостол Павел упрекает язычников за то, что они, познав Бога путем естественного откровения, не стали Его почитать, но изобрели идолопоклонство (Рим. 1, 18–26); в другом месте он и апостол Варнава говорят о том, что Бог лишь попустил в прошлом идолопоклонство, а теперь призывает народы покаяться в этом (Деян. 14, 15–17; ср. Деян. 17, 22–31 – речь апостола Павла в Ареопаге, где он говорит, что народы сотворены для познания истинного Бога). Но главное свидетельство о том, что язычество не существовало изначально, мы находим в книге Бытия. С первых ее страниц мы узнаем, что родоначальник человечества – Адам – знал истинного Бога самым непосредственным образом: он беседовал с Ним, получал от Него заповеди, пытался от Него укрыться и т. д. (см. Быт., гл. 2–3). Первозданный Адам, по свидетельству Священного Предания, не только знал истинного Бога, но и находился на высокой степени духовного совершенства. Так, например, он обладал пророческим даром: Как в пророках действовал Дух и научал их, и внутри их был, и являлся им совне, так и в Адаме Дух, когда хотел, пребывал с ним, учил и внушал: "Так скажи и нареки". Более того, Сам Бог пребывал в Адаме и сообщал ему истинное ведение о Себе: Само пребывающее в нем Слово было для него всем: и ведением, и ощущением, и наследием, и учением. Таким образом, находясь в раю, Адам был устремлен умом к Богу и занят был созерцанием Божественного.
    Из Священного Писания видно, что и потомки Адама сохраняли его религию, несмотря на то, что прародительский грех помрачил в людях способность к Богопознанию. Так, Каин и Авель приносили Богу жертвы (Быт. 4, 3–4); Енос, внук Адама, упова призывати имя Господа Бога (Быт. 4, 26), а Енох, седьмой от Адама, так угодил Богу, что переселен был и не видел смерти (Быт. 5, 24; Евр. 11, 5). Ной за свою праведность обрел благодать пред очами Господа Бога (Быт. 6, 8) и спасен был Богом от Потопа (Быт, гл. 6–8). После Потопа он принес жертву Богу (Быт. 8, 20). Позднее среди чтителей истинного Бога мы видим не только праведного Авраама, но и Мелхиседека, царя Салимского (Быт. 14, 18–19).

    Истинное Богопочитание, таким образом, не прерывалось со времен Адама до времени Авраама и патриархов–предков еврейского народа и далее, до времен Моисея, получившего от Бога Закон. Этот Закон не отменял религию ветхозаветных праведников, а напротив, закреплял ее, потому что заповеди естественного закона, которым водились ветхозаветные праведники до Моисея и который был написан в их сердцах, в сущности те же, что и заповеди Моисеева Закона, и совпадают по сути с заповедями Евангелия. Суть законов естественного, писаного и закона благодати одна и та же, поэтому святой Иустин говорит о христианах до Христа, и мы можем смело утверждать, что Церковь Христова и христианство как истинная религия существуют изначально – столько же, сколько времени существует человечество, – и даже больше, поскольку до создания человека Богу служили и поклонялись ангелы, которые тоже являются членами Церкви. Священное Предание свидетельствует, что Церковь сотворена прежде веков, и мир для нее создан. Апостол Иоанн Богослов видел в Откровении ангела, держащего в руках вечное Евангелие и благовествующего всем народам (Откр. 14, 6–7). Тот же апостол свидетельствует, что Агнец Божий заклан был от создания мира (Откр. 13, 8) – вероятно, потому, что это было предрешено в Предвечном совете Пресвятой Троицы (см., например, Быт. 3, 15). Многие тайны Нового Завета, как известно, были предсказаны ветхозаветными праведниками, хотя и не всегда ясно. Таким образом, Христос и до Своего воплощения возвещал истину, но, воплотившись, Он возвестил нам ее в наибольшей полноте.
    Итак, если даже бездушные небеса проповедуют славу Божию (Пс. 18, 2) и возвещают правду Его (Пс. 96, 6), если невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы (Рим. 1, 20), если человеческая душа по природе христианка, потому что знает своего Творца и естественно стремится к Богу, к своей Первопричине, и потому что врожденная ей совесть есть естественная скрижаль Завета Божия, если, наконец, праотцы, патриархи, цари, пророки и апостолы согласно проповедовали одно учение и одну истину на протяжении всей человеческой истории и это учение и эта истина есть то, что проповедует Церковь Христова, то какое безумие утверждать, что есть нечто более древнее и более истинное, чем то, чему она учит! И какое бесстыдство спорить с ее учением, которое она восприняла от Самой воплотившейся Истины, существовавшей прежде бытия мира! И поистине только одно христианство может быть названо естественной религией, поскольку только оно проповедует то, что вложено Богом в природу человека и всего мироздания и к чему все естество человеческое по природе стремится. Но оно вместе с тем есть и религия сверхъестественная, потому что только оно открывает людям тайны Божии.

    Иеромонах Климент

    TopList