Warning: mysqli_stmt::bind_param(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 68

Warning: mysqli_stmt::execute(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 78

Warning: mysqli_stmt::bind_result(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 79

Warning: mysqli_stmt::fetch(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 80

Warning: mysqli_stmt::close(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 83
© Данная статья была опубликована в № 08/2002 журнала "Школьный психолог" издательского дома "Первое сентября". Все права принадлежат автору и издателю и охраняются.
  •  Главная страница "Первого сентября"
  •  Главная страница журнала "Основы православной культуры"
  • Христианский взгляд на значимость человека
    СОВРЕМЕННЫЕ ПОДВИЖНИКИ БЛАГОЧЕСТИЯ

    Пути содействия православному образованию

    Известно, что мировоззрение формируется под влиянием всей системы культуры. Сейчас, к сожалению преобладает потребительское мировоззрение. Альтернативой ему является целостное естественное православное мировоззрение. Очевидно, что никакая группа людей и никакие конференции или съезды не в силах изменить эту ситуацию коренным образом. Однако определенные шаги в этом направлении возможны уже сейчас и они доступны каждому педагогу.
    На знакомство педагогов с тем, какие шаги может предпринять каждый отдельный педагог в своей повседневной деятельности, чтобы:
    · не находиться в рамках навязанной нам потребительской культуры;
    · осуществлять просветительскую работу по знакомству с традициями православной культуры;
    · давать учащимся знания, которые по содержанию и по форме отвечают традициям Православия, –
    направлена деятельность Благотворительного просветительского фонда содействия российскому образованию "Светоч".

    Е.Г. Морозова, президент Благотворительного просветительского фонда "Светоч". Фото Аллы Андриановой Е.Г. Морозова, президент Благотворительного просветительского фонда "Светоч". Фото Аллы Андриановой

    Президент Фонда, кандидат химических наук Е.Г. Морозова написала в помощь преподавателям книгу "Введение в естествознание", которая вышла в 2001 г. в издательстве "Паломник".
    Учебное пособие представляет собой курс естествознания, который может быть использован в системе высшего гуманитарного и среднего общего образования.
    Программа учебного курса "Введение в естественные науки", составленная в соответствии с данным учебным пособием имеет сертификат соответствия.
    Книга может быть использована учителями естествознания всех уровней обучения и, несомненно, будет способствовать систематизации естественно-научной информации, преподаваемой учащимся, а также формированию у них цельной картины мироздания. Она может служить учебником по курсу "Концепции современного естествознания для студентов гуманитарных вузов", а также учебным пособием в системе дополнительного образования. Книга будет полезна научным сотрудникам, педагогам, родителям — всем, кого волнуют вопросы содержания современного естественно-научного образования, его духовной направленности и кого интересуют проблемы: человек и Вселенная, происхождение и смысл жизни, христианство и наука.
    Особенность этой книги состоит в том, что она является первым систематизированным изложением основ естествознания с позиций христианского мировоззрения. В книге представлены различные взгляды на происхождение Вселенной и на развитие жизни, а читателю предоставлена возможность сделать самостоятельный выбор, тем более что основы научного метода, данные в настоящем пособии, способствуют выработке у учащихся умения отличать научное знание от ненаучного.
    Книга не претендует на полноту представления естественно-научного материала. С этой целью читатель может обратиться к известным учебникам по физике, химии, астрономии, биологии и др. Задача данной книги состоит в том, чтобы помочь читателю самому увидеть, что гармония мироздания неотделима от православного мировоззрения.
    Помимо того, что книга является пособием, альтернативным атеистическому мировоззрению, широко распространенному в современной педагогической практике, в своей основе она несет естественный отечественный традиционный взгляд на мир, в противоположность тем взглядам, которые в завуалированной форме активно навязываются нам сегодня западным потребительским мировоззрением.

    Христианский взгляд на значимость человека

    Антропный принцип утверждает замечательную приспособленность окружающего мира для существования человека. Например, химический состав атмосферного воздуха, особенности растительного мира, необыкновенные свойства воды, размеры и характер движения Земли, Луны, Солнца и многое другое подчиняются строгому инженерному расчету, обеспечивающему поддержание жизнедеятельности человека и выполнение им особенных функций. Факт существования антропного принципа признается всеми учеными, однако его понимание в значительной степени обусловлено мировоззрением. "Идеи обусловленности появления на земле жизни и мыслящего наблюдателя глобальными свойствами Вселенной выдвигали А.Л. Зельманов и Дж. Уилер, С. Хогинг и П. Девис. При детальном анализе выяснилось, что свойства нашей Вселенной критичны к численным значениям ряда фундаментальных физических констант, даже небольшое изменение которых повлекло бы далеко идущие последствия, которые сделали бы проблематичным само существование человечества. Первыми поставили этот вопрос Артур Эдингтон и Поль Дирак". Вот еще один пример, проанализированный Ф. Хойлом. Своим "горением" наше Солнце и другие звезды обязаны так называемому углеродному термоядерному циклу, в ходе которого из трех ядер гелия синтезируется ядро углерода и выделяются значительные количества энергии. Сама возможность этого цикла обусловлена существованием у ядер входящих в реакцию элементов метастабильных энергетических уровней – резонансов (мы не будем глубоко вдаваться в физику процесса). Отличайся хоть ненамного их расположение от реально существующего в ту или иную сторону – и не пошла бы реакция в одном случае, то есть, грубо говоря, не светили бы звезды или, в другом случае, выгорел бы весь углерод, превратившись в кислород и далее в железо... Ф. Хойл комментирует это так: "Если бы вы хотели образовать углерод и кислород примерно в равных количествах в ходе звездного нуклеосинтеза, то должны были бы задать два уровня резонансов, причем именно там, где эти уровни найдены... Здравая интерпретация фактов дает возможность предположить, что в физике, а также в химии и биологии экспериментировал "сверхинтеллект" и что в природе нет слепых сил, заслуживающих внимания". Таким образом, даже материалистически мыслящий автор учебника приходит к выводу о том, что "наша вселенная не является ни единственно, ни даже наиболее вероятной из всех возможных; наоборот, она может быть самой невероятной из всех именно потому, что в ней имеются жизнь и мыслящие существа".
    Изучая окружающий мир, ученые приходят к выводу о необходимости существования разумного Творца. Например, профессор В.А. Никитин из Объединенного института ядерных исследований пишет: "Данные физики элементарных частиц и астрофизики можно рассматривать как красноречивое свидетельство наличия Творца мира, который тщательно подобрал параметры фундаментальных частиц материи с тем, чтобы во Вселенной... создались условия, пригодные для существования... человека... Вероятность возникновения благоприятной среды обитания в результате случайного сочетания свойств фундаментальных частиц материи и их законов... мала. Например, уменьшение разности масс протона и нейтрона на 1 Мэв (т.е. на 0,1%) приводит к нестабильности атома водорода. Без водорода нет воды и органических веществ".
    Антропный принцип для христиан является свидетельством особого положения человека в мироздании, верующий человек, наблюдая все новые проявления антропного принципа, утверждается в представлении о том, что человек является особой частью Божиего творения, и все элементы мироздания созданы для обеспечения его полной физической и духовной жизни. В антропном принципе проявилась бесконечная любовь Творца к людям. Для обустройства жизни на земле и познания Творца Бог дал человеку возможность изучать окружающий мир и получать необходимые знания. Таким образом, активность человека как субъекта науки обусловлена его божественным предназначением.

    Однако, несмотря на то, что Творец открылся человеку и дал способность к творческому познанию, человеческое знание не сравнимо с божественным. Именно стремление уподобиться в своем знании Богу привело человека к грехопадению, в результате которого человечество оказалось неспособным использовать в полной мере данный Богом познавательные возможности.
    Признание ограниченности возможностей познания часто является камнем преткновения для гордого ума ученых. Однако невероятно, чтобы любящий Бог сделал это не для блага человека. Как мы неоднократно наблюдали из библейского повествования, любое действие Творца направлено на восстановление приоритетов в сознании людей.
    Ограниченность познания можно рассматривать как разумное действие Творца, направляющее мыслительную активность человека к богопознанию. Существование границы познания ни в коем случае не служило источником пессимизма для основателей современной науки. Например, талантливый и неутомимый исследователь, первым создавший достаточно полную классификацию растительного и животного мира, Карл Линней проделал огромную и очень полезную классификационную работу, распределил "по полочкам" разновидности представителей живой природы, расположил растения и животных в порядке усложнения их строения. Он считал виды растений и животных неизменными, и у него не было необходимости искать в видимом различии сложности видов развития, как это сделал позднее Чарльз Дарвин, не отдавший должного Творцу. Когда перед Карлом Линнеем встал вопрос о возникновении видов, который не мог быть решен в рамках использовавшегося им научного метода, он дал на него естественный ответ: "Видов столько, сколько их создано Творцом", – писал он в своей знаменитой "Системе природы".
    Преувеличение мыслительных возможностей человека с неизбежностью приводит к непризнанию ограниченности всех стандартов, устанавливаемых людьми, и, более, к отрицанию единственности абсолютного божественного стандарта в вечном Создателе – Боге. А без абсолютных стандартов наше мировоззрение полностью зависит от господствующей парадигмы. Меняющиеся же ценности и эталоны не могут служить надежным ориентиром в окружающем нас мире...
    Святой Кирилл Александрийский, например, настойчиво подчеркивал пределы логического познания: не только Божественная сущность, но и тайны Божией воли непостижимы и неведомы для человека и не следует слишком пытливо доискиваться причин и оснований. В своем самобытии Божественная природа недоступна, сокровенна и неумопредставима – не для одних только человеческих взоров, но и для всей твари. Только через рассматривание дел Божиих возможно в некоторой мере восходить к познанию Бога. Но при этом нужно помнить о бесконечном расстоянии между тварью и Богом, о несоизмеримости беспредельной природы Творца с ограниченностью твари. Оттиск никогда не бывает равен печати, и отражение истины в нашем умопредставлении не тождественно с самой истиной.
    Зависимость результатов деятельности ученого от состояния культуры в обществе, которое определяет господствующую парадигму в различные исторические этапы, можно будет наблюдать на примере рассмотрения истории естествознания во второй части книги. В ней приведена краткая характеристика системы культуры, которая может дать представление о многообразии связей ее составных частей и их влиянии на сознание и деятельность людей.

    Место естествознания в системе культуры человечества

    Наука является частью культуры, поэтому любая научная картина отражает взаимное влияние всех элементов культуры в ту или иную эпоху.
    В системе культуры человечества, состоящей из материальной, социальной и духовной культуры, наука включена в систему духовной культуры человечества. Ниже приводятся определения системы культуры и ее элементов.
    Культура – это система средств человеческой деятельности, благодаря которой программируется, реализуется и стимулируется активность индивида, групп, человечества и их взаимодействий с природой и между собой.
    Материальная культура – это система вещественно-энергетических средств бытия человека и общества. Сюда включены такие элементы, как орудия труда, активная и пассивная техника, физическая культура, благосостояние людей.
    Социальная культура – это система правил поведения людей в различных видах общения и специализированных сферах общественной деятельности. Система включает в себя такие элементы, как этикет и разновидности нормативной деятельности (правовой, религиозной, экономической и другой).
    Духовная культура – это система знаний, состояний эмоционально-волевой сферы психики и мышления индивидов, а также непосредственных форм их выражений, знаков. Универсальным знаком является язык. В систему духовной культуры входят такие элементы, как мораль, право, религия, мировоззрение, идеология, искусство, наука.
    Наука – это система сознания и деятельности людей, направленная на достижение объективно истинных знаний и систематизацию доступной человеку и обществу информации. Науку можно подразделить на несколько основных видов наук: гуманитарные, антропологические, технические, обществознание и естествознание.
    Гуманитарные науки – это системы знаний, предметом которых выступают ценности общества. К ним относятся: общественные идеалы, цели, нормы и правила мышления, общения, поведения, основанные на определенном понимании полезности для индивида, группы или человечества каких-либо предметных действий.
    Антропологические науки – это совокупность наук о человеке, единстве и различии его природных и общественных свойств. Они включают в себя такие науки, как физическая антропология, философская антропология, педагогика, культурная антропология, медицина (300 специальностей), криминология и т.д.
    Технические науки – это система знаний и деятельности по практическому использованию законов природы в интересах человека в технологии. Они изучают законы и специфику создания и функционирования сложных технических устройств, используемых индивидами и человечеством в различных сферах жизнедеятельности.
    Обществознание – это система наук об обществе как части бытия, постоянно воссоздающегося в деятельности людей. Оно изучает специфику макро- и микрообъединений общности людей (социология, демография, этнография, история и др.).

    Анализ приведенных определений показывает, насколько сложны и многообразны связи между элементами культуры как по горизонтали, так и по вертикали. Известно также определение культуры как особого, жизненно важного явления общества – его подсистемы. Культура представляет собой систему норм, ценностей, принципов, убеждений и стремлений членов общества – это нормативная система общества. Ее особенности определяют характерные черты естественно-научной картины мира в ту или иную эпоху.
    Цельность христианского мировоззрения в условиях многообразия культурных связей обусловлена его абсолютными ориентирами.
    В основе христианского мировоззрения лежит знание о разумном устройстве окружающего мира Творцом и его познаваемости в тех рамках, которые необходимы для обеспечения полной физической, эмоциональной и духовной жизни человека, являющегося особым Божьим творением. Христианское мировоззрение связано с представлением о необходимости познания, его возможности и ценности знания, поскольку, изучая творение, мы познаем Творца.
    Основой изучения окружающего мира учеными с любым мировоззрением является принцип системного подхода.

    Глава из книги "Введение в естествознание", выпущенной в издательстве "Паломник" в 2001 г.
    Елена МОРОЗОВА, кандидат химических наук

    Публикация статьи произведена при поддержке информационно-консалтингового центра профессора Г.А. Геммерлинга. Если вы хотите узнать, как открыть собственное дело, зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя, как вести ИП бухгалтерский учет, кассовую книгу и прочие формы отчетности – то вам, несомненно, поможет обучение и консультирование в этом центре. Кроме того, центр оказывает юридические и бухгалтерские услуги, проводит аудит ИП и ЮЛ.

    TopList