Warning: mysqli_stmt::bind_param(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 68

Warning: mysqli_stmt::execute(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 78

Warning: mysqli_stmt::bind_result(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 79

Warning: mysqli_stmt::fetch(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 80

Warning: mysqli_stmt::close(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 83
© Данная статья была опубликована в № 08/2002 журнала "Школьный психолог" издательского дома "Первое сентября". Все права принадлежат автору и издателю и охраняются.
  •  Главная страница "Первого сентября"
  •  Главная страница журнала "Основы православной культуры"
  • Не участвуйте в делах тьмы
    ДУХОВНОЕ ЗДОРОВЬЕ

    Не участвуйте в делах тьмы

    В здоровом теле здоровый дух? Фото С.Шахиджаняна В здоровом теле здоровый дух? Фото С.Шахиджаняна

    Многим памятно, как совсем недавно кипели страсти вокруг законопроекта о "репродуктивных правах" наших соотечественников, который предусматривал введение нового школьного предмета по половому воспитанию с 1-го класса. При повторном обсуждении в Государственной Думе законопроект был отклонен. Казалось бы, можно вздохнуть спокойно. Но известно, что беда не приходит одна...
    Как поезд, набирающий скорость, на головы наших детей спешит обрушиться новая дисциплина со странным названием "валеология". Ее идеологи утверждают, что это наука о правильном, здоровом образе жизни. Но они ничего не говорят о ее истоках и практических целях. Поэтому мало кто знает, что замешана она на оккультной антропософии Штейнера, в запутанный смысл которой можно вникать очень долго, но можно понять и сразу. Достаточно припомнить, что Штейнер – последователь идей Блаватской и выпускал в Германии журнал под названием "Люцифер" (для незнающих заметим, что это одно из имен сатаны).
    Интересно, знают ли об этом организаторы эксперимента по внедрению валеологии в десятках детских садов Калуги? Знают ли об этом преподаватели кафедры валеологии Калужского педуниверситета? Знают ли об этом в Калужском институте усовершенствования учителей? А если знают, то ради какой цели берут тяжкий грех на душу?

    Оговоримся: людям непосвященным непонятно, о чем идет речь. Для уяснения опасности штейнерианства вначале приведем выдержки из книги "Православная Церковь: современные секты и ереси в России", глава "Антропософия", а потом поговорим и о самой валеологии на примере вятского опыта.

    Антропософия – "новое учение о спасении"?

    Антропософия – антихристианское, оккультно-мистическое учение о человеке, разработанное немецким теософом Рудольфом Штейнером (1861–1925). Подобно своему близнецу и прямой родоначальнице – теософии во главе с Е. Блаватской, антропософия представляет собой течение индоевропейского мистицизма, смешение западных и восточных религиозно-оккультных учений (Будды по преимуществу; Лао-Цзы; Гераклита; Пифагора; Гермеса-Трисмегиста; Исаака Лурье, одного из столпов Каббалы; Баалшема, основателя хасизма; Сведенборга).
    Изначально антропософия провозглашает и проповедует не Божественную, а именно человеческую мудрость (греч. антропос – человек, софия – мудрость) как выражение полноты всесторонне развитых познавательных способностей человеческой природы. В своем существе антропософское учение является доктриной безблагодатного самопроизводства спасения души при помощи своеобразной точной оккультной методики (с помощью особой психической гимнастики). Антропософия, заменяя собой религию и Церковь, являясь неким круговращением религиозных систем вокруг теософического стержня, находит своих приверженцев среди тех, кто либо никогда не имел религии, либо потерял ее.
    Штейнерианство получило распространение в Германии накануне и после Первой мировой войны, найдя сторонников прежде всего в среде художественной интеллигенции, ищущей "новой духовности" и легко впадающей в безбожный соблазн вследствие своей расцерковленности и болезненной утонченности собственного сознания.

    Штейнер выстроил целую систему ступеней посвящения, с обрядами инициаций наподобие масонских. Начальные ступени включают в себя выработку эвритмии, танцы, театральные мистерии.
    Основная цель антропософии состояла в том, чтобы привлечь юношество к "тайному учению", воспитать в нем способность к "духовному созерцанию", делающему прежде недоступные, сверхчувственные дали близкими и освоенными. В необычайно многогранной, кипучей и разносторонней теоретико-практической деятельности Штейнера огромное место отводилось педагогической проблематике. Именно со специфическим педагогическим воздействием Штейнер связывал будущность антропософского движения.
    Сам пророк антропософии обладал незаурядными педагогическими способностями, проявившимися блестяще еще в годы его студенчества. Штейнеровский стиль "улавливания душ", по определению одного из русских мыслителей, был не апостольский и не артистический, а прежде всего популяризаторский. Убедительная общедоступность речи, умение, обращаясь ко всей аудитории, вступать в то же время в общение с каждым слушателем, чувствуя его настроение и основное вопрошание.
    После цикла лекций по педагогике, прочитанных Р. Штейнером в Базеле и Штутгарте в 1919 году, была основана так называемая вальдорфская школа. Инициатива ее создания принадлежала рабочим табачной фабрики "Вальдорф–Астория" (отсюда и название) во главе с ее директором. В ответ на предложение о создании школы для воспитания и образования детей рабочих этой фабрики Штейнером были определены основы обновления школьного образования.
    По существу, вальдорфская педагогика, строящаяся на основе штейнерианства, стремится утвердить альтернативу традиционной педагогике, воспитать граждан будущего "мондиалистского сообщества", объединенного "антропософской Церковью", заменяющей собой все религии религией безбожной, антихристианской.
    Например, на уроках арифметики детское сознание постепенно приготовляется к принятию основной оккультной аксиомы: добро и зло (четное и нечетное) есть две стороны одного Единого Начала. В "Теософском словаре" Е. Блаватской, которой и обязан Штейнер основным своим мировоззрением, об этом говорится так: "Дьявол есть перевернутый бог, не существует ни зла, ни добра".
    Сегодня во всем мире насчитывается около 500 школ, положивших в основу учебно-воспитательного процесса антропософское учение, и сотни детских садов. В России вальдорфская педагогика и ее идеи получили распространение во время перестроечной волны. Новизна и свежесть запретного плода, отдельные яркие и привлекательные черты штейнерианской воспитательной системы оказались для некоторых педагогов-энтузиастов и родителей-экспериментаторов непроницаемым барьером, закрывшим сущность целого, общее духовное содержание антропософии, ее исходные постулаты и конечные цели.

    В здоровом теле – здоровый дух?
    (О популярном курсе валеологии)

    При входе в главный корпус Вятского госпедуниверситета еще не так давно вас встречало объявление, приглашающее к посещению курса валеологии для всех желающих. Курсы проходят на базе валеологического центра, уже несколько лет действующего в стенах университета. Подготовительные кадры валеологов уже сегодня работают в некоторых детских садах и школах г. Вятки. Перспективы же у новой дисциплины с загадочным названием, по-видимому, блестящи. Согласно "Основным положениям концепции очередного этапа реформирования системы образования" (см. газету "Первое сентября", 19 августа, 1997) "развитию системы валеологических и психологических служб" в сфере образования будет уделяться большое внимание.
    Что же скрывается под вывеской "валеология"? Валеология подается как наука о здоровом образе жизни.
    Мотивы введения нового предмета вроде бы ясны: сегодня наблюдается резкое ухудшение здоровья наших граждан, особенно детей. Приходя в школу, дети из потенциально больных скоро превращаются в реально больных. О каком уж тут обучении вести речь? "В связи с этим, – заявляют авторы "Основных положений", – одной из приоритетных задач нового этапа реформы системы образования должно стать сохранение и укрепление здоровья детей, учащихся и студентов, формирования у них ценности здоровья и здорового образа жизни".
    Это вывеска, а что за ней?
    О чем же этот предмет – о здоровье или о здоровом образе жизни? Если о здоровье, так за ним призваны наблюдать медики, в задачу которых входит и профилактика заболеваний, включающая обязательное просвещение населения. "Нет, – говорят валеологи, – наша наука не медицинская, а педагогическая". С этих позиций и попытаемся посмотреть на то, что она предлагает и что из этого получается.
    На московском Крутицком подворье второй год существует своеобразный медицинский (душепопечительский) центр. В приемных покоях отца Иоанна всегда очередь страждущих. Вот из ближнего Подмосковья приехала с тремя малолетними детьми молодая женщина. Жалуется: "Старшего сына отдала в разрекламированную вальдорфскую школу. Что это такое? Да обычная галиматья на астральном уровне! Не скрою, дети там как бы получают самые разнообразные знания – музыка, живопись, абстрактное мышление, но дома становятся совершенно неуправляемыми, психически надломленными. Я поняла, что теряю сына. Мой духовный отец – священник – посоветовал обратиться сюда".

    Зная о подобных результатах, уже можно оставить без внимания множество вполне приемлемых и понятных советов, которые дают валеологи ребятам: о том, как беречь зрение, следить за осанкой, избегать плоскостопия, о вреде пьянства, курения, наркотиков и т.п., так как эти советы носят частный характер. Об этом говорили, говорят и будут всегда говорить с ребятами и родители, и педагоги, когда речь идет действительно о здоровье. Педагогическая наука предполагает, что обучаемому будет преподан некоторый образ жизни, жизненный идеал, исходя из которого человек должен уяснить смысл своего бытия, ради чего следует жить, к чему стремиться. Кроме того, поскольку валеология имеет дело с самим человеком, предполагается, что она формирует представление о том, кто есть человек, какова структура его внутреннего мира, что в нем первично, что вторично.
    Знакомство с программами по валеологии, предлагаемыми и будущим педагогам, и детям, показывает, что для данной науки человек в первую очередь есть тело. С точки зрения валеологии вся жизнь человека зависит от того, здорово ли его тело. Будущих педагогов учат сначала тому, как провести диагностику своего состояния здоровья: по выносливости, давлению, пульсу, различным характеристикам мочи, мозолям на стопах, ногтям, лысине и т.д. Такое комплексное обследование даст предсказуемый результат: вы больны, надо немедленно укреплять здоровье.
    Обратимся к программе валеологии для учеников 1-го класса. Вскоре после темы "Откуда берутся дети" ребята знакомятся с телом. Знакомство начинается с чрева. Тело – это фабрика, чрево в ней – кухня, желудок – скороварка с привратником у входа (язык, губы и зубы), передвижением пищи занимается начальник станции – глотка. За всеми знаниями, которые получает школьник, нетрудно увидеть основной образ: тело – это механизм. Отсюда и болезнь – это поломка механизма, лечение – ремонт. Дерзнем продолжить аналогии: начало тайны жизни – механический акт, старение – изнашивание механизма, смерть – в механизме сели аккумуляторы. Какая же нравственность будет произрастать из таких образов? Увы, с нравственностью у валеологии отношения сложные.

    Зато в программе для педагогов-валеологов "соответствующий" раздел занимает видное место и рассматривается с точки зрения и сексологии, и детской сексуальности. Не будем останавливаться на этом, помня призыв апостола Павла: А блуд и всякая нечистота и любостяжание не должны даже именоваться у вас (Еф. 5, 3). Отметим только, что в отношении детей валеологи исходят из следующей установки: дошкольник уже сексуально активен. Программы и для учителей, и для школьников предусматривают подробное знакомство и с тем, как избежать рождения нежеланных детей, как правильно планировать рост семьи (не случайно работники отделений Российской ассоциации планирования семьи (РАПС) – частые консультанты в валеологических центрах).
    Сейчас обратимся к воспитательной стороне валеологии. Телесный механизм требует питания, которым является энергия. Человек получает энергию разными путями, например, через вкусную и здоровую пищу. Но организму этого мало. Надо научить его питаться энергетикой окружающей среды. Валеология в этом отношении плюралистична. Она открыта для любых, даже оккультных, методик и традиций, связанных с накачкой человека энергией. В зависимости от широты подходов педагога он может, например, рассказывая о закаливании, познакомить ребят с "нетрадиционными методами". Здесь и система Порфирия Иванова, и ушу с обязательной медитацией и освобождением энергетических каналов от пробок. Для предотвращения стрессов можно порекомендовать йоготерапию. Хотите – занимайтесь хоть спиритизмом!
    Вся эта смесь язычества и оккультизма выдается за научный подход к проблеме охраны здоровья человека. А вообще простор для творчества в валеологии достаточно широк. В одном классе, например, педагог начал с того, что стал обучать детей тому, как надо правильно улыбаться. Оказывается, здесь есть стандарт: при улыбке должно быть видно по восемь зубов в каждом ряду. Чей же это стандарт? Как тут не вспомнить трафаретные приклеенные американские улыбки, которые, по мысли американских психологов, располагают партнера к контакту с тобой. Да и сама "наука" валеология родилась на Западе: в ее основе идеи Штерна и вальдорфской школы, которые удивительно созвучны американской программе здорового образа жизни "Познай себя". Так не будет ли тогда более честным определять валеологию не как науку о здоровом образе жизни, а как пропаганду западного образа жизни с его крайне примитивным представлением о человеке и смысле его бытия? Конечно, после всего сказанного остается много вопросов: почему необходимость такого предмета особо прописывается в "Основных положениях концепции очередного этапа реформирования системы образования"; почему "здоровый образ жизни" требует снижения учебной нагрузки до 20 процентов за счет классических, особенно гуманитарных, дисциплин; почему ребята, ведущие такой "здоровый образ жизни", заведомо должны резко сдать в интеллектуальном уровне развития (в "Основных положениях..." предусматривается снижение требований, предъявляемых к выпускникам школ, замена экзаменов системой "национального тестирования")? Но конечная ответственность за ребят все-таки лежит на исполнителях программ валеологии и ей подобных.
    Братья и сестры, прислушайтесь, не к нам ли обращены слова Спасителя: Горе миру от соблазнов, ибо надобно прийти соблазнам; но горе тому человеку, через которого соблазн приходит (Мф. 18, 17)? Последуем же совету апостола: Не будьте сообщниками их и не участвуйте в бесплодных делах тьмы (Еф. 5, 7, 11).

    Сергей ГОМАЮНОВ,
    кандидат исторических наук, доцент Вятского госпедуниверситета

    TopList