Warning: mysqli_stmt::bind_param(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 68

Warning: mysqli_stmt::execute(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 78

Warning: mysqli_stmt::bind_result(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 79

Warning: mysqli_stmt::fetch(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 80

Warning: mysqli_stmt::close(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 83
© Данная статья была опубликована в № 08/2002 журнала "Школьный психолог" издательского дома "Первое сентября". Все права принадлежат автору и издателю и охраняются.
  •  Главная страница "Первого сентября"
  •  Главная страница журнала "Основы православной культуры"
  • Только любовь способна преобразить страдающую душу
    УЧИМСЯ ПРАВОСЛАВИЮ

    Только любовь способна преобразить страдающую душу

    Литургический аспект социального служения
    Православной Церкви

    Исследуя феномен вдохновенной проповеди Христа Спасителя, хотелось бы привести вначале слова Самого Господа, обращенные ко всему миру: Идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари (Мк. 16, 25). Или в другом месте: Все предано Мне Отцом Моим... Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Мое на ceбя и нayчитecь от Meня, ибo Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим, ибо иго Мое благо и бремя Мое легко (Мф. 11, 27–30). Евангелие от Иоанна приводит и еще более лаконичные мысли: Я есмь путь и истина и жизнь (Ин.14, 6), Я свет миру (Ин. 8, 12).
    Святоотеческое богословие, раскрывая важнейшие литургические, экклезиологические, и, наконец, сотериологические положения учения Православной Церкви, говорит о том, что человек уверовавший, покаявшийся, принявший таинство Крещения, становится "новой тварью", то есть новым творением. Но ни в коем случае не отметается тот опыт, который накопил человек, те национальные, интеллектуальные, социальные особенности, которые украшали каждый социум, каждую отдельную личность. По этому поводу прекрасно выразился выдающийся богослов русского зарубежья профессор, протоиерей Н. Афанасьев: "Принадлежность к народу Божиему не является отречением от национальности, но преодолением ее в Церкви ради высшей ценности "горнего звания", получаемого при вступлении в Церковь" ("Вступление в Церковь". – М., 1993, с. 17). Здесь можно обратиться к такому важнейшему и красивейшему богословскому термину как "преображение". Вся совокупность человеческих различий преображается в Церкви при даровании ее члену "горнего звания".

    Свое тело мы должны питать. Если оставим его без питания, оно слабеет, чахнет и умирает. И наша душа без духовной пищи умирает для жизни вечной. Мы должны ее питать: она алчет и жаждет, имеет свой голод и свою жажду. Если мы непосредственно, по грехам своим, временами не ощущаем этого голода, то мы не можем не видеть хотя бы частичных его проявлений в томлении духа, тоске, какие нередко наблюдаем в людях. Надо питать душу той духовной пищей, которая этот голод утоляет: вечно живым Словом Божиим, благодатью Христовой, которая обильно раздается в наших храмах в таинствах и за богослужениями, той Божественной пищей, какая подается нам в Святой Чаше.

    Митрополит НИКОЛАЙ (Ярушевич)

    Но мы обратимся более конкретно к теме самой проповеди, а именно к апостольству. Исходя из слов Божественного Евангелия, то есть самих слов Христа Спасителя, анализируя исторический опыт Церкви, можно вывести, что важнейшими сторонами апостольства являются создание по всему миру множества связанных между собой Евхаристических общин и преображение самого мира, всех сторон человеческой жизни и деятельности в свете новозаветного христианского учения.
    Книга Деяний апостольских, Послания апостола Павла ярко нам рисуют картину этого роста и расширения Церкви. Распространяясь по всему миру, при этом не смешиваясь с этим миром, но благодатно преображая его, Церковь уже два тысячелетия подвижнически и героически выполняет свое высшее предназначение по отношению ко всему миру и "всей твари".
    Но как видимо закрепляется и утверждается победа Церкви над мировым злом? Откуда можно увидеть, что посевы христианской проповеди дали всходы? Венцом этой стороны апостольской деятельности является создание Евхаристических общин. Сначала это создание местных церковных организаций (Поместных Церквей), а затем наступает и новый этап апостольства. В нашей Русской Православной Церкви это можно увидеть по времени в неразрывной связи с юбилейной датой 2000-летия Рождества Христова. Большинство социальных групп принесли в дар 2000-летию Рождества свои Евхаристические общины. Сейчас повсеместно слышно об армейских храмах, университетском, железнодорожном. И эта тема должна повсеместно развиваться и далее, ибо это не есть тенденция создать свою отдельную церковную общину, а именно все свое, все свои отличия и весь свой особенный жизненный опыт положить в общую сокровищницу Церкви, преобразить сквозь призму дарования всем "горнего звания".
    Все эти благие начинания касаются момента позитивных человеческих различий. Но болезнь, грех и смерть, все больше проникая во все поры, в саму суть человеческого сообщества, создают целые социальные организации, объединенные вокруг какой-то трагедии, войны, беды.

    В детском приюте Костромского Богоявленско-Анастасиина женского монастыря В детском приюте Костромского Богоявленско-Анастасиина женского монастыря

    Издавна существуют общества инвалидов, а как новое веяние времени – общества чернобыльцев, ветеранов афганской и чеченской войн. Болезнь, близкая смерть, война ни в коем случае не сделали этих людей второсортными, но, что явно, они сделали их другими, инаковыми. А что может предложить Церковь этим людям?
    Конечно же, они повсеместно вливаются в Церковное тело, в обычные общины и приходы. Но есть и интереснейший особый опыт.
    В Москве создана приходская община, где служба ведется с сурдопереводом. Потребности скольких людей, желающих найти свое общение с Богом и свое место в Его Церкви, удовлетворило это начинание? И ведь, что важно, речь здесь идет не только о преодолении недуга и, как следствие его – проблемы общения. Зная многих глухонемых людей, хочется сказать, что это люди, которые часто имеют свой особенный, красивейший мир, внутренний мир, воспитанный тишиной, и, преобразив его, они также могут принести его на алтарь Вселенского Православия.
    В нашей Красноярско-Енисейской епархии мы также видим чудесный опыт роста литургического самосознания среди инвалидов. Когда епархия, в лице нашего епархиального отдела, заключила соглашение с сообществом инвалидов "Щит", почти: сразу же родилось доброе начинание – через объявления в городской газете, уже около двух лет Свято-Пантелеимоновский больничный храм совершает благотворительно все церковные требы для инвалидов города. За это время десятки людей, прикованных к постели, замкнутых в своих квартирах, смогли стать участниками Тайной Вечери, совершили свое вступление в Церковь. Возвращаются первохристианские времена, когда при невозможности посещения обязательных литургических собраний, храмов после каждой службы Святые Дары рассылались всем отсутствующим больным членам общины. Но вот уже появляются и первые ростки большего: уже второй год на престольный праздник в день святого Пантелеимона в храм для совместной молитвы съезжаются множество инвалидов, которые сами не в состоянии добраться до храма. Им в этом помогает и сама инвалидная ассоциация "Щит", и много других добрых людей. Это прекрасно, когда у людей возникает потребность в этом, когда общая молитва в день мученика и исцелителя воспринимается как праздник. Пусть это только начало, но уже намечено направление, горизонты этого аспекта социального служения Святой Православной Церкви. Благодатное развитие этого опыта позволит полностью выполнить завет Господа о проповеди спасения всему человечеству, без ссылок на немощь, болезнь или инвалидность.

    О милостыне

    Господи! Научи меня подавать милостыню!
    Господи! Научи меня подавать милостыню охотно, с ласкою, с радостью и верить, что, подавая ее, я не теряю, а приобретаю бесконечно больше того, что подаю. Отврати очи мои от людей с жестоким сердцем, которые не сочувствуют бедным, равнодушно встречаются с нищетою, осуждают, укоряют, клеймят ее позорными именами и расслабляют мое сердце, чтобы не делать добра, чтобы ожесточить и меня против нищеты. О Господи мой! Как много встречается таких людей! Господи, исправь дело милостыни! Господи, да идет всякая милостыня моя в пользу, а не во вред! Господи, приемли Сам милостыню в лице нищих Твоих людей! Господи, благоволи воздвигнуть дом для бедных во граде сем, якоже многократно молих Тебя Всеблагого, Всемогущего, Премудрого, Чудного (и воздвигнут).

    Святой ИОАНН Кронштадтский

    Также и победоносное шествие греха в мире удерживается не только административными и карательными мерами. В местах лишения свободы создаются тюремные храмы, православные братства заключенных. И здесь нет места созданию "блатных" общин, примитивизации православной религиозной традиции, а наоборот, свое место во Вселенской Церкви находит их особый внутренний опыт покаяния, тоски по своему "утерянному раю", стремления к обретению истинной свободы, свободы духа через несвободу тела. На примере всего этого мы видим, что бывший грех, болезнь, смерть не только не уничтожают человеческую душу, находящуюся в благодатном, литургическом единстве с Церковью, а только искушают, испытывают ее, закаляют в горниле болезни и страдания.
    Что самое важное, за всеми этими сообществами страждущих людей ясно виден Сам Христос, не только пришедший избавить род человеческий от болезни и смерти, но и Сам понесший эти человеческие страдания даже до смерти крестной. Был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне (Мф. 25, 36) – эти важнейшие слова Самого Господа придают особую насыщенность социальной миссии Церкви, так как подлинно, если вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне (Мф. 25, 40).
    Но мы часто сталкиваемся с плодами этих страданий, такими, как социальная незащищенность, потеря смысла жизни, четких нравственных критериев и ориентиров, озлобленность на все и вся, материальная и духовная нищета, униженность в человеческом сообществе. И вот здесь-то Церковь призвана жертвовать собой ради своих страждущих детей, радоваться с радующимися и плакать с плачущими, сострадать им в их смертной тоске.
    Свет, мир и благодать, дарованные Господом, не просто должны дойти до всех людей, а в первую очередь должны быть донесены именно до этих страждущих, которых поразил недуг, которых злой мир выбросил на свою обочину, но которые стали тем самым ближе к Богу.

    Православной Церкви должен родиться и уже рождается опыт, когда через преодоление униженности социально незащищенных слоев общества из них должен выкристаллизоваться социальный авангард через осознание ими себя в Церковном теле, через литургическую актуализацию ими себя в Церкви как христиан и Христовых. Болезнь, страдание, некоторая изоляция от множества общественных процессов способны не только погубить человека, но и возродить человеческую душу, преобразить ее. В сораспятии с Невинным Страдальцем, взявшим с Собой на Крест грехи и болезни всего человечества, в благодатном Причащении Его Тела и Искупительной Крови, в возможности почувствовать себя своим в церковной общине, найти свое место и дело в едином Церковном теле, в сотрудничестве и сослужении со всеми верными рождается особая внутрицерковная общность людей, уже сейчас испытавших на себе горечь и тщету этой жизни, желающая и находящая свою внутреннюю целостность и счастье не в каком-то потустороннем мире иллюзий, а уже здесь, в этой жизни, в пределах уже этого мира, но в Граде Божием, в Его Царстве, которое уже сейчас таинственно пронизывает весь мир.
    Когда Господь излагал свое учение, многие из учеников недоумевали: кто же может тогда спастись? Ибо множество человеческих несовершенств, греховных привычек, слабости самого человеческого естества серьезно затрудняют путь в Царство Божие. Господь сказал тогда ученикам: невозможное человекам возможно Богу (Лк. 18, 27). Но в силу чего Божественная благодать восполняет в людях их неполноту и немощное врачует? Бог ждет от человека особой напряженности духовной жизни, особого подвига, который высвечивал бы всю честь и красоту человеческих стремлений сквозь толщу безобразных греховных наслоений, сквозь всю его слабость, болезнь и немощь, как в день Страшного нелицеприятного Суда обнажал бы в людях всю их суть и все их намерения. Таким образом, при всей труднодоступности духовно-нравственного идеала всю жизнь человеческих сообществ должно пронизывать стремление к вышнему совершенству. И это должно в особенности касаться тех слоев общества, которые внешне более подвержены болезни, смерти или же греху.
    И здесь мы ясно видим поставленную нам Самим Господом задачу. Нами осознается, что вовлечение как можно большего количества социально незащищенных слоев общества в литургическую жизнь Церкви, а точнее в литургическое единение в таинствах, является одними из основных звеньев социальной программы Православной Церкви. Ибо литургический путь преображения человеческой личности является кратчайшим путем в стремлении к совершенству, к "горнему званию".

    Господь сотворил человека по образу и подобию Своему, взяв за творческий образец совершеннейший архетип Святой Живоначальной Троицы: сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему (Быт. 1, 26). Эта высшая степень совершенства, утраченная вследствие грехопадения и вновь обретенная через величайшее таинство Боговоплощения Сына Божия, явственно обозначается и во всем новозаветном учении о спасении. Заданное воплотившимся Сыном Божиим преодоление пораженности грехом человеческого естества проецируется и на весь Новый Израиль – Святую Православную Церковь. Оно слагается не из заимствования у Бога каких-либо особенных Божественных черт, а из восстановления в человеке собственно человеческих, изначально данных ему идеальных качеств, а именно царственности, священства и пророчества. Еще один выдающийся богослов русского зарубежья протоиерей А. Шмеман прекрасно замечает, что никакая человеческая "идея, никакое учение не может спасти мир, и однако он гибнет или спасается в каждом человеке, и он спасается всякий раз, когда человек принимает Крест и свое собственное распятия для мира" ("Водою и духом"). Ибо Царь, призвавший нас быть Его соправителями, есть Царь Распятый. О всеобщем царственном священстве отец Александр говорит так: "Священническая природа Церкви проявляется в отношении ее к самой себе, ибо ее жизнь состоит в приложении себя Богу, и в ее отношении к миру, в ее миссии приношения мира Богу и, таким образом, освящении его". Литургический возглас гласит: Твоя от Твоих Тебе приносяще о всех и за вся. Здесь же и возвращение изначального дара пророчества не как простого предугадывания и прозревания будущего, а как возвращение к утраченной простоте богообщения, подобно тому, как Адам разговаривал с Богом, ходящим в раю во время прохлады дня, как Моисей разговаривал с Богом на Синае, когда говорил с ним Господь лицем к лицу, как бы говорил кто с другом своим (Исх. 33, 11). Когда пророчество проявляется в человеке как дар благодатного осмысления им всего Божественного замысла о всем мире и о человеке, когда человек становится сотаинником Божества. Эти дары, вновь явленные миру во Христе не как индивидуальные харизматические служения, а как общий дар Всемилостивого Бога Своей Церкви через таинство Крещения (нового творения, созидания "новой твари" во Христе), ставят высокую планку заложенному в вероучении Святой Церкви и стремлению к совершенству, и совершенствованию каждого индивидуума, общества, общественной жизни в целом.

    Всякое улучшение человека, особенно пораженного страданиями, болезнью или всякой другой немощью, возможно, во-первых, только при отделении его от всякого зла. Этот процесс, проходящий через всю жизнь верных чад Божиих, прекрасно мистически прозревается на примере литургического текста древних "Постановлений Апостольских": "Отделивший нас от общения с нечестивыми, соединил нас с посвященными Тебе" (гл. 150).
    Во-первых, отделение от нечестивых, а во-вторых, соединение со всеми посвященными Богу является одним из основных моментов стремления к совершенству. Само слово Божие учит, что даже простое человеческое братание, единение в любви, при сосредоточенности своих мыслей, чаяний и плача на вещах горних, на Боге, приближает к нам Божество, обожая нас самих ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них (Мф. 18, 20). 3десь ясно высвечивается следующий стандарт общественной жизни социальной философии Православия – как стремление к созданию новой коллективистской общности, соборности – Святой Церкви. Текст Божественной литургии святителя Василия Великого в одной из тайных священнических молитв содержит прекрасный парафраз слов из Послания апостола Павла к Коринфянам (1Кор. 10, 17): Нас же всех, от единого хлеба и чаши причащающихся, соедини друг ко другу, во единого Духа Святаго причастия.
    Третьей, высшей ступенью на пути к совершенству, является теснейшее единение человека с Самим Богом, литургическое Причащение Божества. Святое Евангелие, приводя слова Самого Господа Иисуса Христа, дает нам четкую заповедь такого единения: Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем (Ин. 6, 56).
    Что является скрепой всех этих процессов? Литургический возглас гласит: Возлюбим друг друга да единомыслием исповемы. Только любовь к Богу и ближнему, возведенная в степень социального императива, способна реально преобразить мятущуюся и страдающую человеческую душу, стремящуюся к подлинному совершенству.

    Именно так Божественная литургия – "общее дело" Православной Церкви как претворение в жизнь социально-философского стандарта коллективистской жизни народа Божия – способна возвысить падшее человеческое естество до уровня Самого Первообраза, актуализировать человека в его новом "горнем звании".
    Очень важно не пройти мимо ни одного человеческого сообщества, особенно страдающего или же стонущего под гнетом греха и смерти, ибо Сам Господь сказал: Смотрите, не презирайте ни одного из малых сих; ибо говорю вам, что ангелы их на небесах всегда видят лице Отца Моего Небесного (Мф. 18, 10).
    В Церкви Христовой, в ее литургической жизни, так как она есть подлинно тело Христово, Глава которого Сам Христос, преодоление болезни и смерти души происходит на самом глубоком, онтологическом уровне, ибо Христос уже однажды ходил, проповедуя Евангелие Царствия и исцеляя всякую болезнь и всякую немощь в людях (Мф. 9, 35). И это его победное шествие продолжается Им в Его Церкви, в Его теле, когда через наше осознание и воплощение в жизнь социальных задач, поставленных Богом перед Своей Церковью, оживают и облекаются в плоть наших добрых дел слова литургического моления великой, мирной ектении: О... недугующих, страждущих, плененных и о спасении их Господу помолимся. Помолимся же и о спасении всех.

    2000 г.
    Священник Валерий Солдатов,
    Председатель Епархиального отдела по взаимодействию с органами здравоохранения и социальной защиты, а также УИН и УВД, Красноярск
    Фото Евгения Крылова

    TopList