Warning: mysqli_stmt::bind_param(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 68

Warning: mysqli_stmt::execute(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 78

Warning: mysqli_stmt::bind_result(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 79

Warning: mysqli_stmt::fetch(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 80

Warning: mysqli_stmt::close(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 83
© Данная статья была опубликована в № 07/2002 журнала "Школьный психолог" издательского дома "Первое сентября". Все права принадлежат автору и издателю и охраняются.
  •  Главная страница "Первого сентября"
  •  Главная страница журнала "Основы православной культуры"
  • Мой путь к вере
    ПУТИ ГОСПОДНИ НЕИСПОВЕДИМЫ

    Мой путь к вере

    Жизнь современного человека стремительна и переменчива. Иногда кажется, что вихрь событий бесцельно и бессмысленно кидает нас то в ту, то в другую сторону. Но всегда интересно и полезно бывает, окидывая мысленным взором пройденный путь, вспомнить все успехи и ошибки, взлеты и падения, ибо пренебрегающий прошлым не имеет будущего.

    Вот уже почти три года я студент Московской Духовной Семинарии. Путь, приведший меня сюда, в древние стены обители Святой Троицы и преподобного Сергия, не был прямым и гладким. Можно даже назвать необычным и случайным то, что бывший комсомолец и выпускник советской школы увидел свое призвание в том, чтобы стать православным священником. Однако многие вещи, когда-то казавшиеся случайными, с высоты нового положения часто воспринимаются как закономерные. Поэтому, думаю, стоит вспомнить все то, что предшествовало моему поступлению в семинарию.
    С чего же все началось? С чего начать рассказ о пути к вере? Ответить на этот вопрос очень трудно. Сейчас я с уверенностью могу сказать, что всю свою жизнь я шел к Богу, даже тогда, когда еще ничего о Нем не знал. Это звучит парадоксально, но это действительно так, и, надеюсь, это будет видно из дальнейшего рассказа.
    Итак, родился я на издревле славной ярославской земле. Мой отец был инженером, мама – воспитателем детского сада. В Бога они конечно же не верили. Неверующими были и представительницы старшего поколения, бабушки, но все же вряд ли можно назвать их безбожницами. Мама мне как-то рассказывала, что в нашем старом доме на чердаке стояли большие иконы, мимо которых ей, маленькой, всегда было страшно ходить.

    За все свое детство я, однако, не видел дома ни одной иконки, кроме маленького картонного образка святителя Николая.
    – Мама, кто это? – спрашивал я.
    – Николай Чудотворец.
    – Это он Бог?
    – Да.
    В храм впервые я попал, когда учился в четвертом классе общеобразовательной школы. Произошло это случайно, но мне очень понравилось и запомнилось то, как священник красиво полупел-полуговорил (это была панихида). В целом же мое отношение к религии было неприязненным, если не сказать враждебным. Единственным источником, из которого возможно было почерпнуть сведения о Церкви, была атеистическая пропаганда.
    В девятом классе, когда пришло время задуматься о выборе будущей профессии, я начал интересоваться историей допетровской России, которую мы "прошли" в седьмом. Этому очень способствовало то, что ярославская земля богата историческими памятниками, которые можно встретить практически на каждом шагу. Документы, повествования о "делах давно минувших дней" стали моим любимым чтением. Для меня это было как бы открытием нового мира, притягивающего и манящего своей таинственной красотой. Географически этот мир – здесь, рядом, вокруг, но он недоступен так же, как легендарный Китеж, и дорога туда забыта. Следами этого мира остались на Руси храмы Божии, в большинстве своем со срубленными крестами и главами, с тленом и запустением в святых стенах. Не знаю почему, но я всегда, сколько себя помню, всей душой любил эти беззащитные перед людской злобой древние камни, которые в своем величественном молчании, казалось, хранят какую-то глубокую тайну.

    Кижи Кижи

    Всегда стоит у меня перед глазами полуразрушенный храм, что в селе Старый Некоуз. Это место называется так потому, что воинам Батыя некого было там "узити" после того, как все до единого жители были убиты в неравной схватке. В нескольких километрах находится место сражения с поляками в годы Смуты, а еще чуть к северу – то поле у реки Сить (что значит "сеча"), где в 1238-м полегли владимиро-суздальские дружины великого князя Юрия. Следы тех лет, когда Русь, казалось, вот-вот будет стерта с лица земли, сохранились там по всей округе в названиях сел и деревень, цепочках могильных курганов. На местах сражений верующий русский народ на трудовые копейки воздвигал храмы, в которых звучала "Вечная память" в честь тех, кто по заповеди Христовой положил душу за други своя. А двое героев неравной битвы, князь Юрий и юный князь-мученик Василько Ростовский, в лике святых молят Бога о земном Отечестве своем. Свидетельством поругания вековой народной святыни возвышается над округой величественный некоузский храм, оскверненный современными "татарами", не помнящими своего родства. Есть еще в тех местах очень примечательное сооружение: стоит в чистом поле огромный каменный шатер-полусфера с арками на четыре стороны света. Это – бывший собор бывшего монастыря Шестоковской иконы Божией Матери, сестры которого постоянно молились "за солдатушек", могилами которых богата та земля. Какое русское сердце не содрогнется пред размахом вандализма во имя "борьбы с религиозными предрассудками"? Мерзость запустения и тлен в святых стенах, срублены кресты и маковки, умолкла колокольная песнь: все дальше уходит от нас Святая Русь, сердце которой – Православие. Под семью печатями хранили эту тайну от наследников, но она не забылась и не затерялась. Если даже умолкнет слово евангельского благовестия из уст человеческих, то заговорят камни, сказал Христос. И сегодня, как никогда, камни древних стен зовут нас вернуться к тому истинному небесному богатству, которое мы безумно попрали в погоне за раем на земле.
    Но вернемся к рассказу. Однажды, когда пришла пора прощаться со школой, мы с приятелем поехали к нему в пригородную деревушку на дачу, чтобы отдохнуть на свежем воздухе от экзаменационной суеты, поесть ягод, искупаться в речке... Стоял солнечный воскресный день. Доехав на автобусе до нужной остановки, села Покровского, мы из любопытства решили заглянуть в расположенный поблизости храм, из дверей которого доносилось пение. Войдя внутрь, мы увидели похожего на васнецовского богатыря священника, который, покропив народ водой, взошел на амвон и начал проповедь. Так я впервые увидел отца Николая, который впоследствии стал моим духовным наставником.

    Из первых слов проповеди я узнал, что в тот день был праздник Всех Святых, в земле Российской просиявших. А дальше шел рассказ о тех великих людях, которые во Христе утвердили и прославили Русь, о крестном пути Русской Церкви, о том, что мы должны стать достойными продолжателями дела наших святых сродников. Это был своеобразный урок истории, какой не услышишь ни в одной светской школе. Слова проникали в самое сердце, тревожили душу и переполняли ее светом неземной радости.
    Из храма я выходил совсем другим человеком и, несмотря на моментально всколыхнувшийся рой с материнским молоком впитанных предрассудков, твердо решил, что должен приехать сюда еще раз.
    Случилось это нескоро, когда я уже был студентом педагогического института. Приезжая из Ярославля домой после учебной недели, я по воскресеньям все чаще бывал в Покровском. Вскоре я познакомился с отцом Николаем и его большой семьей и принял Святое Крещение. Летом, после первого курса, мне, как и большинству моих восемнадцатилетних сверстников, пришлось на два года расстаться с родным домом.
    Армия дала мне возможность еще раз проверить истинность выбора и утвердиться в нем окончательно. Я без сожаления расстался с соблазном коммунистической идеи, с этой ложью, которая присвоила себе имя правды. И это не было с моей стороны изменой юношеским идеалам; это был возврат к идеалу Божией справедливости, который был идеалом Святой Руси.
    Возвратившись с затерянной в горах Казахстана пограничной заставы домой, я первым делом поехал в Покровское. Там я и проводил в основном каникулы и свободные от учебы дни, помогая при храме и постигая науку христианской жизни. И в конце концов, чтобы, не теряя драгоценного времени, овладеть так необходимыми в нашем неустойчивом мире сокровищами христианской мудрости, я поехал поступать в семинарию.
    Как бесконечно долго тянулось время вступительных испытаний! Какой радостью наполнилось мое сердце, когда в списке зачисленных я увидел и свою фамилию! И домой я приехал, не до конца еще поверив в реальность происшедшего. Как мне благодарить Бога, приведшего меня в эти благословенные стены, где найдешь все необходимое для того, чтобы стать добрым пастырем?
    Высокая ответственность за судьбу Родины лежит сегодня на каждом из нас. Русская Церковь, словом Божиим преобразившая некогда конгломерат языческих племен в православную державу и прошедшая страшные испытания в наше время, и ныне, как прежде, свидетельствует о любви Божией всем тем, кто был от нее насильно отчужден. Многие сети расставлены сегодня врагом человеческого спасения против тех, кто осознает ненормальность и пустоту жизни без Бога. Силы зла всеми путями стремятся не допустить возрождения былого величия Православной Руси. Но это лишь свидетельствует об их бессилии в борьбе с Истиной. Несмотря ни на что, народ сегодня снова идет в ожившие храмы, звучат на Руси слова Христова благовествования и воспеваются торжественные песни в честь Победителя смерти. Христова любовь вновь воскрешает души обманутых людей, которые, не зная Бога, всем сердцем к Нему стремятся.

    Священник Роман ВИТЮК
    Фото Бориса Чубатюка

    TopList