Warning: mysqli_stmt::bind_param(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 68

Warning: mysqli_stmt::execute(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 78

Warning: mysqli_stmt::bind_result(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 79

Warning: mysqli_stmt::fetch(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 80

Warning: mysqli_stmt::close(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 83
© Данная статья была опубликована в № 07/2002 журнала "Школьный психолог" издательского дома "Первое сентября". Все права принадлежат автору и издателю и охраняются.
  •  Главная страница "Первого сентября"
  •  Главная страница журнала "Основы православной культуры"
  • Определить судьбу нации
    ПАНОРАМА ПРАВОСЛАВНОЙ ЖИЗНИ

    Определить судьбу нации

    Обзор выступлений на открытии и пленарных заседаниях X Международных Рождественских образовательных чтений

    Они начались 27 января 2002 года с Божественной литургии в храме Христа Спасителя в Москве. Церемония открытия, по благословению Его Святейшества Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия, состоялась в Кремлевском дворце съездов. В чтениях приняли участие архиереи, священники Русской Православной Церкви, государственные деятели нашей страны, ученые, писатели, военные, педагоги, представители всех регионов России, других стран.

    Святейший Патриарх Московский и всея Руси АЛЕКСИЙ, открывая чтения, с духовной радостью приветствовал всех людей, посвятивших себя великому и святому делу образования. В своем Слове Святейший Патриарх отметил, что проблемы, обсуждаемые на чтениях, стали актуальны как никогда прежде, недаром на чтениях присутствуют руководители федеральных органов исполнительной власти, представители региональных отделов образования.
    Говоря о проблеме школьного образования, Святейший Патриарх сказал: "Школа, выпавшая из традиций, школа, в которой не соблюдают преемственности поколений и не передают нравственных начал, способствует только дальнейшему разрушению общества, а не созиданию его. Взрывчатое вещество растления, будучи заложено в школу, может оказаться для народа более гибельным, чем любые теракты". Святейший Патриарх в этой связи отметил, что если мы хотим, чтобы у нас было достойное будущее, необходимо вернуться к тому, чем жил наш народ тысячу лет.

    "Думается, что пора распространить опыт преподавания Основ православной культуры на все государственные школы России. Законодательство нашей страны позволяет вводить данный предмет в рамках национально-регионального компонента основной образовательной программы".

    И не нужно бояться того, что среди учеников могут оказаться дети мусульман, иудеев, буддистов. Ведь достижения русской православной культуры суть неотъемлемая часть мировой духовной сокровищницы. "Во многих школах уже осуществляется добровольное православное образование и воспитание. Такая практика нуждается в расширении. Причем она никоим образом не ущемляет прав национальных и религиозных меньшинств – мы будем только рады, если они смогут реализовать возможность религиозного обучения в рамках государственной системы образования, и такая возможность должна быть перед ними открыта".

    Министр образования Российской Федерации В.М. ФИЛИППОВ от имени российского образования выразил глубокую признательность Русской Православной Церкви и Святейшему Патриарху Алексию. В своем докладе он отметил важнейшие моменты в деле образования и воспитания.
    Первый. Государство в принятой в 2000 году Национальной доктрине образования вернуло положение о том, что "государство обязано обеспечить воспитание молодого поколения в духе высокой нравственности".
    Второй. В преддверии светлого праздника Рождества Христова правительством России утверждена Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года, где воспитание рассматривается как "первостепенный приоритет в образовании" и подчеркивается, что "мы должны сохранить основы, принципы фундаментальности и духовности нашего образования. Нельзя разрушить многовековые благотворные традиции отечественной школы, сложившиеся в том числе, и даже во многом, под благотворным влиянием Русской Православной Церкви".
    Основные направления модернизации образования: расширение доступности образования и повышение качества образования.
    Таким образом, педагог сегодня имеет все необходимые концептуальные основания для работы в области духовно-нравственного воспитания, но нередко он не готов к этому, поэтому одна из важнейших задач сегодняшнего дня – духовно-нравственное воспитание самих педагогов. В этом процессе особое значение приобретают учебные пособия по нравственному воспитанию. Например, "Симфония по творениям святителя Тихона Задонского", написанная современным педагогом-нравоучителем архимандритом Иоанном (Масловым), издана в рамках Федеральной программы учебного книгоиздания и рекомендована Министерством образования для образовательных учреждений всех типов.
    Свое выступление министр образования закончил замечательными словами: "Воспитывать человека – значит определять судьбу нации".
    Президент Межпарламентской ассамблеи Православия, председатель Комитета Государственной Думы по делам общественных объединений и религиозных организаций Виктор Ильич ЗОРКАЛЬЦЕВ подчеркнул, что Рождественские чтения внесли неоценимый вклад в обеспечение духовной безопасности России: "Рекомендации чтений имеют огромное общественное звучание и общегосударственное значение. На чтениях обсуждаются наиболее актуальные вопросы современности, даются ответы на вызовы времени, вырабатываются соборные решения по важнейшим проблемам страны. Здесь большое поле деятельности для законодателей".
    Виктор Ильич особо отметил мысль о том, что "рекомендации чтений следует сделать реальной основой практической работы для создания правовой базы в обеспечении духовной безопасности страны – главного условия существования любого государства".
    Президент Академии образования Российской Федерации Н.Д. НИКАНДРОВ выступил с замечательным докладом, в котором затрагивались актуальнейшие проблемы духовно-нравственного состояния нашего общества, говорилось о таком понятии, как "информационное загрязнение окружающей среды", и на примере детской песенки "В лесу родилась елочка", которую пели малышам многие и многие поколения людей, – о поругании национальных традиций и пошлости. (Редакция планирует публикацию этого доклада).

    Председатель Отдела религиозного образования и катехизации Московского Патриархата архимандрит ИОАНН (Экономцев) в своем докладе не стал подводить итоги десятилетия существования Рождественских чтений, но заметил, что "мы уже порой не обращаем особого внимания, встречая на улице священнослужителя в облачении, глядя на сияющие золотом купола восстановленных из руин храмов, склоняясь у прилавков, полных православной литературы... Появились православные детские сады, гимназии, высшие учебные заведения… Совсем недавно это все было строго-настрого запрещено, об этом нельзя было и подумать. У нас на глазах произошло и продолжает происходить настоящее чудо, являющееся несомненным знамением помощи Божией".
    ГАНИЧЕВ Валерий Николаевич, председатель Союза писателей России, рассказывая об истории русской святости, призвал паломнические службы обратить внимание на разработку новых маршрутов: "Если ранее прославленные святые вошли в храм, представлены на многочисленных иконах, то новомученики, за исключением Николая II, известны не самому широкому кругу верующих. Надо, чтобы святые места, связанные с ними, с их земной жизнью, вошли в паломнические маршруты, надо включить эти святые места в общие паломнические маршруты православных людей".
    Валерий Николаевич, будучи участником торжества прославления праведного воина Феодора Ушакова, рассказал о Божиих знамениях, сопровождавших церемонии прославления адмирала в Санаксарах и перенесение мощей в город Балтийск. Православная пресса в свое время широко освещала эти события, и мы надеемся вернуться к ним в наших последующих публикациях.

    Протоиерей Владимир ВОРОБЬЕВ, ректор Православного Свято-Тихоновского Богословского института, обратил внимание участников чтений на слова "Церковь отделена от государства".
    "Известный декрет об отделении Церкви от государства ничего точно не предусматривает, то есть нельзя перевести эти слова в конкретную область, если не понять, в каком смысле Церковь отделена от государства, школа – от Церкви.
    Ведь под словом "Церковь" может пониматься Московская Патриархия или епископат и духовенство, а может пониматься так, что Церковь – это все мы, то есть все люди, которые веруют в Бога и ходят в церковь, участвуют в церковных таинствах. Это и есть правильное понимание этого слова. Если это так, то как такая Церковь может быть отделена от государства? Ведь люди, которые ходят в церковь, являются гражданами государства. Как их можно отделить от государства? То же и об отделении школы от Церкви. От какой Церкви? Если от Московской Патриархии, это понятно, но если Церковь – это народ, то тогда как народ должен учить своих детей в школе?
    Отделение Церкви от государства может строиться совершенно по-разному, и в нашей истории XX века разными главами нашего государства оно понималось по-разному. Вскоре после революции под этим подразумевалось просто физическое уничтожение Церкви и всех верующих – расстрелять, разрушить, и все. На сегодняшний день есть другое толкование – не давать ей бюджетных средств.
    В нормальных европейских государствах отделение Церкви от государства трактуется мягко, с учетом того, что Церковь является общественным организмом, которому государство обязано помогать, так как именно Церковь воспитывает истинную нравственность, законопослушание, трудолюбие…"

    Далее протоиерей Владимир Воробьев призвал всячески развивать сотрудничество с государством и рассказал о возможных путях развития его в образовательной деятельности, подчеркнув, что на этом пути многое уже сделано. (Мы рекомендуем читателям обратиться к третьему номеру газеты за этот год, где помещена статья отца Владимира "Проблемы православного образования сегодня".)
    Крымская епархия наметила пути интеграции со светским образованием: "Мы не противопоставляем светское образование духовному", – сказал в своем слове владыка ЛАЗАРЬ, архиепископ Симферопольский и Крымский. Он отметил, что "противопоставление светского и духовного образования не совсем правомочно. Во-первых, образование не может быть недуховным. Во-вторых, история этого противопоставления свидетельствует, что понятие "светское образование" сложилось в России к XVII столетию в придворной среде, ориентированной на европейские традиции, и не совсем правомочно".

    Протоиерей Владимир СИЛОВЬЕВ, председатель Издательского отдела Русской Православной Церкви, выступил с докладом о концепции развития церковных средств массовой информации.
    Первый вывод, который был сделан отцом Владимиром: "Мы имеем колоссальную потенциальную аудиторию, и очевидно, что сегодня, как и пять–восемь лет назад, уровень развития православных СМИ далеко отстает от того запроса, который сформировался во второй половине 1990-х годов".
    В этой связи он обращает внимание на две опасности: в отсутствие церковной информационной линии слишком громко начинают звучать голоса отдельных внутрицерковных, а подчас околоцерковных групп мирян, газеты и журналы и другие информационные проекты которых, отражая лишь частную, а зачастую и радикальную, точку зрения, внешне воспринимаются как голос Церкви. Для людей, недавно пришедших в Церковь, они несут соблазн и приводят к формированию искаженного церковного сознания.
    Вторая опасность: голос Церкви в едином информационном пространстве страны раздается исключительно со стороны – со стороны государства или владельцев СМИ. Но Церковь не может перепоручить государству, даже благожелательно настроенному к Церкви, свою информационную политику. Именно это требует от нас поставить вопрос о состоянии церковных СМИ в самой решительной форме.

    Протоиерей Владимир Силовьев, являясь главным редактором газеты "Московский церковный вестник", затронул перспективы развития своей газеты: "Мы хотели бы видеть эту газету 32-полосной, выходящей раз в неделю. Естественно, что газета, которая выходит два раза в месяц, – это не периодическое издание газетного плана. Иначе говоря, полноценной газетой, которая ничем не уступает другим российским еженедельным газетам, "Церковный вестник" должен стать.
    Во-вторых, мы хотели бы, чтобы главная газета Церкви звучала в информационном пространстве России в соответствии с ее статусом". Отец Владимир сообщил также, что с февраля газета будет называться "Церковный вестник", поскольку слово "московский" "необоснованно локализует издание в пределах Московской епархии", и что у газеты должен быть свой ежегодный праздничный фестиваль.
    Протоиерей Димитрий СМИРНОВ, вслед за отцом Владимиром Воробьевым, вновь обратил наше внимание на термин "Церковь отделена от государства", что он вообще означает. Напомнив его зарождение (в пучине французской революции), а затем воплощение (в 1917 году), он показал абсурдность не только этого термина, но и возникающей в результате юридической ситуации. Почти все население страны (если не все, то 70 процентов уж точно) являются членами Церкви. Членство в Церкви определяется крещением (степень воцерковления при этом, конечно, может быть разной), и каким образом можно представить ситуацию, когда 70 процентов населения отлучены от государства? Кого тогда обслуживает это государство? Ведь государство – это механизм по управлению большой массой людей, аппарат, договорная система, с помощью которой решаются задачи по жизнеобеспечению граждан. В формулировке "Церковь отделена от государства" изначально заложен абсурд, так как получается, что законодательно оно обслуживает только атеистов, которых на сегодня практически нет.
    И второй момент: почему же тогда государство требует налоги от тех 70 процентов населения, которые отделены от него, по какому праву? Это вопрос, на который в юридическом пространстве ответа нет. Нужно либо отказаться от этого термина, либо определить его так, чтобы было понятно, что за этим стоит. Русский чиновник в силу своей духовной непросвещенности и невоцерковленности, из страха, как бы чего не вышло, толкует этот термин по-старому, марксистско-ленинскому, принципу.
    Отец Димитрий привел такую картину: за семьдесят лет безбожия мы потеряли сто миллионов населения и триста миллионов нерожденных детей. Если проехаться по территории нашей страны, оставшейся после перестройки (мы потеряли как держава огромные земли), то создастся такое впечатление, что только что кончилась война. Разорено все что только можно – казалось бы, зачем нам сегодня вводить термин, привнесенный французской революцией, в наш в Основной Закон?

    "Что, мы никак не можем обойтись без революционного сквозняка, дующего из форточки, открытой Петром? Хорошо, пусть так. Посмотрим тогда на эти термины в европейском законодательстве, где они также фигурируют. В европейских странах все верующие имеют возможность давать религиозное образование детям на государственной основе и ограждать их от вреда атеизма. Более того, священники за свою деятельность на благо народа и государства получают зарплату из бюджета страны и не беспокоятся о восстановлении церковных руин. А что у нас? – вопрошает отец Димитрий. – Не знаю, как в других епархиях, но в Москве только пять или шесть храмов принадлежат Церкви, а остальные – государству. Но восстанавливаются эти храмы за счет Церкви!"
    Далее отец Димитрий коснулся вопроса налогообложения граждан, отлученных от государства. Государством устанавливается налог с прибыли в Церкви. Интересно, какая прибыль может быть с пожертвования человека на Церковь? Это же не коммерческая организация! "И здесь так же, как и в первом случае, мы сталкиваемся с аналогичной проблемой толкования: нет понятия церковной собственности. Государственные чиновники толкуют слова об отделении Церкви от государства не в смысле невмешательства в ее богослужебный строй, а в том смысле, чтобы не давать ей ни рубля. Не давать ни рубля для восстановления государственной же собственности, разрушенной государством. Очень странное толкование отделения Церкви от государства".
    Отец Димитрий рассказал о ситуациях, когда Церковь стремится смягчить сердца людей, находящихся в местах лишения свободы, уменьшить число рецидивов, участвовать в устроении нормальной жизни бывших заключенных, организует приюты, реабилитационные центры для бездомных детей, а государственные чиновники, то есть государство, всячески препятствует этому, утверждая, что с юридической точки зрения такие действия неправомочны, так как, например, помещение, где содержатся дети, не соответствует норме. И это уладить совершенно невозможно, так как эти самые нормы, скажем, на реабилитационный центр, не разработаны.
    "То есть ребенок может ночевать в осенних листьях или обнимая какую-нибудь трубу теплотрассы, ночевать на вокзале, быть голодным и беспризорным – это соответствует юридическим нормам, а спать чистым на белой простыне – нет".

    В заключение отец Димитрий сказал: "Церковь занимается душой человека, а государство должно обустраивать внешнюю жизнь. Этот смысл должен быть зафиксирован в тексте Основного Закона, а не запрет на совместное решение определенных задач".
    Хочется особо отметить также слово владыки ФЕОФАНА, епископа Магаданского и Чукотского, о духовном состоянии нашей страны (надеемся, что читатель сможет ознакомиться с ним на страницах нашей газеты, а также с другими материалами Рождественских чтений), объемное слово владыки ГЕРМАНА, архиепископа Волгоградского и Камышинского.
    На торжественном открытии чтений выступили также Патриарший Экзарх всея Беларуси митрополит Минский и Слуцкий ФИЛАРЕТ, представители органов государственной власти и общественных организаций. Участники Рождественских чтений выслушали много интересных докладов на пленарных заседаниях, в том числе и доклад кандидата педагогических наук, главного редактора газеты "Воскресная школа" иеродиакона КИПРИАНА (Ященко), члена рабочей группы Координационного совета по взаимодействию Министерства образования и Московского Патриархата Русской Православной Церкви. В следующих номерах редакция планирует публикацию его выступления, а также обзор других выступлений по вопросам образования.

    Обзор подготовила Валентина МОРЕВА
    Фото Евгения Крылова

    TopList