Warning: mysqli_stmt::bind_param(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 68

Warning: mysqli_stmt::execute(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 78

Warning: mysqli_stmt::bind_result(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 79

Warning: mysqli_stmt::fetch(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 80

Warning: mysqli_stmt::close(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 83
© Данная статья была опубликована в № 06/2002 журнала "Школьный психолог" издательского дома "Первое сентября". Все права принадлежат автору и издателю и охраняются.
  •  Главная страница "Первого сентября"
  •  Главная страница журнала "Основы православной культуры"
  • Для Бога никто не потерян
    ЦЕРКОВНЫЙ ПРАЗДНИК

    Публикация произведена при поддержке интернет проекта «Семейная Летопись». Посетив сайт проекта, который располагается по адресу www.the-family-chronicle.com, Вы сможете скачать программу «Семейная Летопись», которая позволит составить генеалогическое дерево Вашей семьи или любого другого человека. Простой и интуитивно понятный интерфейс, большой набор функций и возможность внесения огромного количества подробных данных о каждой персоне, делают работу с программой «Семейная Летопись» простой и удобной, позволив быстро создать красиво оформленное генеалогическое дерево, сохраняя историю семьи и рода для будущих поколений.

    Для Бога никто не потерян

    Слово в Неделю о Закхее (Лк. 19, 1–10)

    Столь важное место занимает Великий пост в нашей жизни, что Церковь больше чем за месяц начинает нас вести к нему. Среди обыденных забот мы должны приучить себя к мысли, что нам этого не избежать. Мы к этому заранее должны подготовиться, как к самой главной молитве, от которой зависит все, что будет с нами здесь и в вечности, как к решающему испытанию нашего сердца, на котором так просто не устоять, как к смерти, которой мы будем умирать в эти дни, приобщаясь смерти Христовой, как к нашему воскресению, которое будет нам даровано в Пасхальную ночь Его воскресением.
    Путь к Великому посту начинается сегодня, когда снова мы слышим за литургией этот короткий и волнующий рассказ о Закхее. Снова проходит Христос через город, и снова бежит по улице на глазах у всех этот маленький человек, обгоняя толпу, потому что ему ничего не видно из-за чужих спин и голов, и вот, к изумлению всех, он влезает на дерево. Очень точно он рассчитал, что именно здесь будет проходить прославленный Учитель и сверху он сможет хорошо разглядеть Его. Что это с Закхеем произошло? Может, он просто странный такой человек, юродивый, или немножко поэт, или сгорает от любопытства, как мальчишка? Никогда ничего такого за ним не замечалось, никогда не было у него ничего романтического или возвышенного, наоборот, он вполне земной, всегда самый практичный, сугубо материальный человек. Быть начальником над сборщиками налогов у римских оккупантов, быть презираемым всеми вымогателем-богачом и держать своих хитрых работников в подчинении – какую властность и какой изворотливый ум надо иметь! Какую способность прислуживаться к чужеземцам – ну хотя бы для того, чтобы тебя не сняли и другого не поставили начальником. Для чего же ему надо было увидеть Христа, чего ему в жизни не хватало? Власть и деньги, здоровье и, наверное, жена, дети – все у него было. Не было только чего-то главного, о чем возвещает новый Учитель и без чего нет покоя душе. И ему надо было увидеть Христа своими глазами, а не чужими. Он не такой человек, которому достаточно рассказа.
    Размышляя о Закхее, я вспоминаю одного простого, сделавшего большую карьеру в советские годы человека, который на вопрос, верит ли он в Бога, ответил: "Верить – не верю, а все чего-то боязно". И когда его собеседник убеждал его в том, что есть жизнь после смерти, он сказал: "Я бы согласился на любые нескончаемые мучения ада, только бы жизнь не кончалась". Может быть, Закхей и сам не заметил, что залез на дерево, вернее, взлетел на него? Может, его какая-то сила подняла, его ангел-хранитель? Он увидел Христа и уверовал. Христос назвал его по имени, потому что Он всех нас знает. В имени заключено то единственное и неповторимое, что есть в каждом человеке, то сокровенное, что дано ему от Бога. Бог назвал человека по имени – как душу его окликнул, назвал его и позвал: Закхей, сойди скорее, ибо сегодня надобно Мне быть у тебя в доме.

    Синайский образ Спасителя. Монастырь Святой Екатерины. VI–VII вв. Синайский образ Спасителя. Монастырь Святой Екатерины. VI–VII вв.

    Иисусе прелюбезный

    Иисусе мой прелюбезный, сердцу сладосте,
    Едина в скорбех утеха, моя радосте!
    Рцы душе моей: "Твое есмь Аз спасение,
    Очищение грехов и в Рай вселение!"
    Мне же Тебе, Богу, благо прилеплятися,
    От Тебе милосердие надеятися.
    Но кто же мне в моих бедах, грешному, поможе, –
    Аще не Ты, о Всеблагий, Иисусе Боже?
    Хотение мне едино с Тобой быти,
    Даждь мне Тебе, Христа, в сердце всегда имыти!
    Изволь во мне обитати,
    Благ мне являйся,
    Много грешным, недостойныя не возгнушайся!
    Исчезе в болезни живот мой без Тебе, Бога:
    Ты мне крепость и здравие, и слава многа.
    Радуюся аз о Тебе и веселюся,
    И Тобою по вся веки, Боже мой, Хвалюся.

    Святитель ДИМИТРИЙ Ростовский

     

    Я видел это коренастое дерево в Иерихоне, широко раскинувшее свои ветви, и залезал на него. Многие в нашей паломнической группе не могли удержаться от этого, как бы желая ощутимее прикоснуться к чуду. А может быть, это просто дерево, выросшее от того дерева? Неважно. Как это было со мной, как позвал Он меня и вошел в мою жизнь? Как это было с вами, по-другому, чем у меня? Но в конце концов, то же самое было у каждого, как у Закхея, – Он пришел, и мы приняли Его, не помня себя от радости: неужели такое возможно? Это рассказ о том, что было со мной и со всеми, кто знает Его. Если бы каждый из нас мог поведать о том, как открывалась вера ему, мы изумлялись бы без конца богатству милосердия Божия и разнообразию переживаний. И никто из нас никогда бы не смог ни себе, ни другим объяснить, почему это именно с ним случилось, в то время как он грешник – грешнее других. Это слишком очевидно, это видно со стороны, как у Закхея, когда посещение его Христом даже вызвало ропот у всех, почему он зашел к грешному человеку, как будто Христос не для того пришел в мир, чтобы взыскать и спасти погибшее!
    Поразительное дело! Фарисеи, которые в своей праведности поворачивались спиной к грешникам, из-за этой религиозной суровости и надменности отвергли Того, Кто пришел избавить человека от несчастья греха. Закхей же, став, сказал Господу: Господи! Половину имения моего я отдам нищим, и, если кого чем обидел, воздам вчетверо. И это не минутный вдохновенный порыв – святой Климент Римский свидетельствует, что Закхей впоследствии стал спутником святого апостола Петра и вместе с ним проповедовал в Риме, где и принял при Нероне мученическую кончину. Тем, кто убивал его, он благовествовал о Христе, отдавая за них и самую жизнь свою. Он знал, что Господь требует от него любить всех людей до полноты Своего благодатного дара, который Он дал ему.
    Мы часто удивляемся, почему порою Господь в час Своего посещения – в час благодати или решающих для всех испытаний – избирает как будто совсем незначительных, недостойных и далеких от Него людей, а люди как будто благочестивые, бескомпромиссные и добрые внезапно оказываются в стороне. Это потому, что Господь – сердцеведец, Он знает сердца и, как говорит апостол Павел, кого Бог предузнал, того и предопределил, а кого Он предопределил, тех и призвал, а кого призвал, тех и оправдал, а кого оправдал, тех и прославил. Что хочет сказать нам Церковь этим Евангелием о Закхее накануне Великого поста? Прежде всего – что для Бога никто, никогда не потерян, потому что душа у каждого человека – живая, и Господь дал каждому человеку возможность покаяния, но покаяние бесполезно, если наши дела говорят о другом. Однако самое главное – глубина сердца. Господа не обманешь. От Него не скроешься никаким постом, никакими добрыми делами, ни даже молитвой, потому что Господь видит глубоко и любит до конца. Он хочет дать нам всю Свою благодать Креста и Воскресения.

    5 февраля 1995 г.
    Протоиерей Александр ШАРГУНОВ

    TopList