Warning: mysqli_stmt::bind_param(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 68

Warning: mysqli_stmt::execute(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 78

Warning: mysqli_stmt::bind_result(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 79

Warning: mysqli_stmt::fetch(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 80

Warning: mysqli_stmt::close(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 83
© Данная статья была опубликована в № 05/2002 журнала "Школьный психолог" издательского дома "Первое сентября". Все права принадлежат автору и издателю и охраняются.
  •  Главная страница "Первого сентября"
  •  Главная страница журнала "Основы православной культуры"
  • ЦЕРКОВЬ О ЧЕЛОВЕКЕ

    ПАНОРАМА ПРАВОСЛАВНОЙ ЖИЗНИ

    ЦЕРКОВЬ О ЧЕЛОВЕКЕ

    5–8 ноября 2001 г. в Москве в гостинице "Даниловская" состоялась конференция Русской Православной Церкви "Учение Церкви о человеке".

    Это второе общебогословское собрание. Первое прошло в год Великого Юбилея – 2000-летия пришествия в мир Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа. Тогда были подведены итоги века уходящего и намечены планы на будущее. Первой темой, предложенной для обсуждения в новом тысячелетии, стало учение Церкви о человеке.
    Открыл конференцию и благословил ее работу Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.
    "Значение таких встреч сегодня трудно переоценить, – отметил Святейший Патриарх. – Русская Православная Церковь с помощью Божией вот уже более десятилетия успешно возрождает церковную жизнь в новых условиях. То, что удалось сделать за это время, многими справедливо оценивается как чудо: многократно увеличилось число приходов, созданы новые епархии, восстанавливаются порушенные храмы, воссоздаются монастыри, обустраивается церковная жизнь. Но самое главное – то, что Церковь за последнее время обрела множество новых чад. Их воцерковление, приобщение к традициям и устоям Церкви, научение основам веры и церковного благочестия стало одной из ключевых задач ушедшего десятилетия.
    Свобода свидетельства и служения дала Церкви возможность быть в открытом диалоге с обществом, властью, наукой, культурой. Но такая возможность подразумевает огромную ответственность. Именно поэтому столь значимым оказывается сегодня дело возрождения и развития церковной науки и богословского образования.
    Русская богословская школа имеет богатую традицию. Отрадно видеть, что сегодня переизданы труды выдающихся православных богословов прошлого, работавших как в России до революции, так позднее – во время вынужденного изгнания. Это наследие необходимо не только осваивать, но и приумножать".

    Вел работу конференции председатель Синодальной богословской комиссии, митрополит Минский и Слуцкий, Патриарший экзарх всея Белоруссии высокопреосвященный Филарет. Во вступительном слове Его Преосвященство, в частности, отметил:
    "...В современной "науке о человеке" существует плюрализм подходов, точек зрения, приоритетов. Это естественно, когда научное исследование и теоретическая мысль развиваются свободно, когда их не сдерживает одна-единственная общеобразовательная идеология. Все мы испытали на себе диктат такой насильственной идеологии, и сегодня, быть может, именно христиане, сохранившие свое "альтернативное" мировоззрение на протяжении всего периода откровенных и скрытых гонений на веру и Церковь, сознают не просто значимость, но великое благо интеллектуальной и духовной свободы, которая признана нашим обществом. Навязывание человеку каких-либо представлений в качестве единственной истины – будь то вера во всесилие науки, или в истинность определенных политических теорий, или же в "высшее благо" материального благосостояния, – это насилие над совестью, а потому зло именно с антропологической точки зрения.
    Вместе с тем надо сказать, что свобода мысли и свобода веры – это не только неотъемлемое право каждого человека, но и его призвание. Правам человека, признанным обществом, соответствуют обязанности человека перед обществом, но призвание – нечто большее, чем обязанность и долг. Христиане призваны к свободе (ср. Гал. 5, 13). Если пребудете в слове Моем, то вы истинно Мои ученики, и познаете истину, и истина сделает вас свободными, – говорит Спаситель Христос (Ин. 8, 32). Для христиан свобода – не только путь к истине, но и результат познания истины. Путь свободы ведет их за пределы здешнего, земного существования – к познанию и принятию того, что Бог открывает человеку.
    Учение Церкви по существу своему антропологично, потому что Откровение Божие обращено к человеку. Бог хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины (1 Тим. 2, 4). Конечно, церковная вера порождает определенное мировоззрение, но само христианское мировоззрение сотериологично, центральное место в нем занимает учение о спасении человека.
    С чего начинается спасение? Прежде всего с того, что человек осознает свое призвание. Учение Церкви содержит замысел Бога о человеке, который является основополагающим для богословской антропологии. Проповедуя веру в Бога – Творца и Промыслителя, Церковь говорит человеку о том, каким он призван быть согласно воле Божией. Именно человек является центром Евангельского Благовестия – благой вести о том, что к человеку приблизилось Царство Божие (Мк. 1, 15), что человек может вступить в свободное общение с Богом (1 Ин. 1, 6).

    Особенно важна антропологическая тема для свидетельства и служения Церкви Христовой в наше время. Для современного мира характерны господство светских идеологий, мировоззренческий плюрализм, свобода выбора жизненных ориентиров. Человек ищет верного пути жизни, стремится обрести свое место в сложной структуре современного общества. В этих условиях Церковь должна предлагать миру прежде всего то видение человека, то понимание его призвания, которое содержится в Божественном Откровении. Говорить человеку о нем самом, о способах разрешения его духовных проблем, об истинном значении человечности, но говорить исходя из опыта Церкви, в свете Божия замысла о человеке – такова должна быть миссионерская установка современных православных проповедников.
    Для того чтобы современная церковная проповедь была обращена к реальным людям, но в то же время преподавала истины евангельской веры, необходимо выделить собственно богословские основания учения Церкви о человеке, так сказать, утвердить антропологию на камне веры. В противном случае, снисходя к человеку и пытаясь ответить на его собственные вопросы, можно удалиться от существа Благовестия и впасть в человекоугодие. С целью избежать этой опасности мы сегодня и приступаем к всестороннему, по возможности, обсуждению православного учения о человеке".
    Антропологическая тема, особенно в наше время, – одна из наиболее важных и актуальных не только для современного православного богословия, но и для всего общества в целом. Это отметили все участники конференции – богословы Православной Церкви России, Белоруссии, Украины, Польши, Англии, а также ученые Института философии Российской академии наук, Международного общества христианских философов, ученые-медики, экономисты, юристы, психологи России и православного зарубежья. В рамках конференции прошел "круглый стол" по теме "Содержание курса психологии в духовных школах РПЦ", под руководством главного редактора газеты "Воскресная школа", преподавателя МДА иеродиакона Киприана (Ященко).
    Около 40 докладов было представлено для обсуждения, в том числе: "Основные антропологические понятия в посланиях святого апостола Павла" (архимандрит Ианнуарий (Ивлев); Санкт-Петербургская Духовная Академия); "Антропология Дионисия Ареопагита" (епископ Сергиевский Василий; Оксфорд, Англия); "Современное знание в свете антропологии преподобного Максима Исповедника" (протоиерей Александр Геронимус); "Актуальные вопрос этики пола в свете Основ социальной концепции Русской Православной Церкви" (протоиерей Николай Балашов); "Применение теории неоплазии и православного понимания первородного греха для решения этических вопросов, возникающих при генетических манипуляциях" (профессор А.И. Холодный; Корнельский университет, США); "Концепция права в свете христианской антропологии" (профессор, протоиерей Владислав Цыпин; МДА); "Христианская и нехристианская этика: общность, различия, возможность диалога и сотрудничества" (протоиерей Всеволод Чаплин; ОВЦС); "Церковь и российское общество: проблемы и пути продуктивного взаимодействия" (профессор М.И. Гельвановский, директор Национального института развития); "Богословское понимание личности у В.Н. Лосского" (профессор Н.В. Лосский; Свято-Сергиевский Богословский институт, Париж); "Проблема разрыва между онтологией и этикой в современных учениях о человеке" (профессор К.Б. Сигов; Исследовательский центр Киево-Могилянской академии); "Учение о святости в православной аскетической традиции" (профессор А.И. Осипов; МДА) и многие другие.
    Все доклады будут опубликованы Отделом внешних церковных связей. Некоторые, в сокращении, увидят свет на страницах нашего издания.

    Алла АНДРИАНОВА

    TopList