Warning: mysqli_stmt::bind_param(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 68

Warning: mysqli_stmt::execute(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 78

Warning: mysqli_stmt::bind_result(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 79

Warning: mysqli_stmt::fetch(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 80

Warning: mysqli_stmt::close(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 83
© Данная статья была опубликована в № 04/2002 журнала "Школьный психолог" издательского дома "Первое сентября". Все права принадлежат автору и издателю и охраняются.
  •  Главная страница "Первого сентября"
  •  Главная страница журнала "Основы православной культуры"
  • НРАВСТВЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ДЕТЕЙ - ГЛАВНОЕ СЕГОДНЯ

    ПАНОРАМА ПРАВОСЛАВНОЙ ЖИЗНИ

    НРАВСТВЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ДЕТЕЙ – ГЛАВНОЕ СЕГОДНЯ

    Фото Александра Степанова Фото Александра Степанова

    Так повелось сегодня – на поверхность бушующего моря житейского выносит все больше сор, а важнейшие события духовной и культурной жизни страны творятся в тиши, иногда как бы незаметно для глаз людских. Может, и уместно было бы обстоятельство это, но что же мы видим тогда – засилье интересов, чуждых России, семье и Церкви. Поэтому надо не только трудиться внутренне, но и показывать, и говорить о том, что есть истинное делание для России. И, узнавая, радоваться.

    В Подмосковье морозным ясным утром начавшегося Рождественского поста (16/29 ноября 2001 г.) состоялась конференция "Православная нравственность и культура", где речь шла о школьном образовании, новой и важной составляющей его – преподавании Основ православной культуры. Особенный интерес и особенное значение конференции в том, что это не теоретические выкладки, а сообщения, основанные на живом опыте. Уже несколько лет в подмосковном Ногинском (Богородском) районе (Балашихинского благочиния) в большинстве школ введен предмет "Основы православной культуры", а в городе Железнодорожном действует Православная гимназия во имя Святого праведного Иоанна Кронштадтского. Сопредседателями конференции и были благочинный Балашихинского района протоиерей Николай Погребняк и председатель Комитета по образованию администрации г. Железнодорожного Наталья Игоревна Бланкенгорн. Можно было видеть: идет сотрудничество Церкви и школы – самая благоприятная возможность в деле воспитания, как бы свыше дарованная в наше смутное время. Поистине отрадно, когда власти предержащие относятся с пониманием и готовностью содействия, как отнесся руководитель В.Н. Лаптев в Ногинском (Богородском) районе.
    Хорошо, когда осознает школьное руководство, "откуда есть пошла земля Русская". Где корни наши, дающие силу росткам и свет Солнца правды, животворящий их. Талантливый, глубокий русский мыслитель Иван Ильин писал в 30-е годы XX века: "В современном мире есть большая беда – оторванность человека от корней... лишенный корней теряет живое чувство Отечества, ибо Отечество – это "страна отцов", об образе которой он конкретно слишком мало знает. Отрыв от корней – большая опасность в современном мире: потерявшая корни жизнь становится противоестественной, лишенная корней душа – безбожной". Мы и наблюдаем это теперь. Но, слава Богу, есть и надежда. Так, например, подписан долгожданный договор о сотрудничестве Московской Патриархии и Министерства образования.
    Необходимость православного просвещения для России сегодня очевидна. Мудрость разумного – знание пути своего, глупость же неразумных – заблуждение (XIV), – сказано в Притчах премудрого царя Соломона. Для нас знание пути своего значит знание православных основ жизни.

    Когда пало господствовавшее мировоззрение, построенное на атеизме – очень непрочном фундаменте, люди, по выражению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, "мировоззренчески растерялись". И в этой ситуации полным ходом пошел сбыт подделок – ложной духовности. "Традиция атеизма создала почву для распространения сектантства", – прямо заявил архимандрит Платон (Игумнов) в своем докладе на конференции "Миссия Церкви. Гражданское общество. Свобода совести" в 1998 году. Духовная безграмотность губительна, к сожалению, тому множество примеров. Духовное безразличие и всеядность опасны не менее. И эти опасные тенденции были замечены в образовательной сфере. На VII Рождественских образовательных чтениях митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл отметил: "Направление, которое пытаются ныне придать системе светского образования – от детского сада до высшей школы, – фокусируется на формировании и утверждении... либерального стандарта человеческой свободы... совлечения со своего существа всего, что ограничивает, стесняет, не попускает. Мы с полным основанием приходим в ужас, сталкиваясь с фактами растлевающего... образования детей или засильем порнографии на семейном телеэкране. Но это следствие, а не причина..."
    Дети открыты и влиянию массовой культуры, агрессивной, разлагающей бесценную личность, буквально разрывающей ее на части. Чем же? Если мы рассмотрим составляющие массовой культуры сегодня, в большинстве средств массовой информации – газетах, журналах, телерекламе, видеопродукции и массовой литературе, – увидим, как изображены все семь смертных грехов – гордость, сребролюбие, блуд, гнев, чревоугодие, зависть, уныние. Такое засилье – к чему? Нам пытаются внушить чудовищную ложь, будто грех стал нормой. И как уберечь от этого внутренний мир детей, юных школьников?
    "Нравственное состояние подрастающего поколения – главный вопрос сегодня", – отметил в своем выступлении на конференции по Основам православной культуры в г. Железнодорожном иеродиакон, кандидат педагогических наук отец Киприан, декан педагогического факультета Православного Свято-Тихоновского Богословского института. Поистине, рассматривать преподавание Основ православной культуры в школе следует исходя именно из этого вопроса.
    Так, рассказал протоиерей Виктор Дорофеев, настоятель Богоявленского собора г. Ногинска (Богородска), даже если возникает вопрос – для чего это нужно в школе? – есть как минимум несколько понятных, доступных доводов. Это знакомство с культурой нашей страны, которая основана на Православии. Протоиерей Виктор привел хрестоматийный пример: стихотворение Александра Сергеевича Пушкина "Отцы пустынники и жены непорочны..." – о чем сие, для большинства словесников до сих пор остается непроясненным. Несмотря на частные мнения, Православие остается все же доминирующим вероисповеданием в России. И, согласно данным анкетирования по Ногинскому (Богородскому) району, 92 процента родителей учащихся причисляют себя к православным. Какое же это богатство – знать свою веру!
    Затем, преподавание Основ православной культуры имеет глубоко нравственный смысл. Ибо те правила, которые предлагаются в здоровом обществе, сами по себе непонятны до конца, пока дети не познают учения Христова. Только тогда нравственные заповеди становятся духовно наполненными, связующими с Богом. Не имея этого духовного связующего смысла, заповеди могут и не прижиться. (Добавим от себя: особенно в современном, "новом", мире, который идет войной на нравственные ценности.)
    И наконец – духовная безопасность. Ведь именно безграмотные духовно взрослые и беззащитные дети попадают в секты и оккультные объединения, теряют смысл жизни, уходят в тьму наркотической зависимости. По этому поводу протоиерей Николай Погребняк привел тревожные цифры, собранные медиками по Подмосковью, – 10 процентов школьниц и 13 процентов школьников уже пробовали наркотики, многие курят, регулярно употребляют алкоголь. Страшная плата за безверие...
    Протоиерей Виктор рассказал: регулярно проводится анкетирование, которое свидетельствует, что предмет "Основы православной культуры" принят хорошо и многие одобряют его введение в школах. Хотя посещение этого предмета добровольное – в расписании первый или последний урок, – отказов крайне мало. Маленьким детям этот урок в радость, а более половины родителей с интересом перенимают знания от своих детей и признают, что Основы православной культуры привносят в семью нечто новое.

    Господь так любил человека. Создал его, хотел дать ему счастье, радость, Сам был его нянькой, любящей матерью. Люди забыли Его, отошли от Него. Он Сына Своего предал на страданья и подарил нам небо: "Вы забыли, что на небе, вы забыли, что там за жизнь, так вот смотрите – там любовь". И Господь нам это показал, и мы это видели в Нем.

    Праведный Алексий МЕЧЕВ

    При всей тревожности сегодняшней картины, и особенно нравственного состояния детей, иеродиакон Киприан уверенно говорит о достижениях: Основы православной культуры вводятся в школах тридцати российских регионов, в десяти вузах утвержден стандарт по теологии, то есть фактически вводятся богословские предметы. Белгород, Тюмень, Самара, Волгоград, Курск охвачены этим просветительским движением. Это значит – лед тронулся, замороженное в бездуховности образование оживает.
    Меняется атмосфера в классах, соприкасающихся с православной культурой: детей уже не привлекают безнравственные поступки. Педагоги иной раз думают: "На какую же ценностную систему должно опираться образование?" "Но для нас этого вопроса не существует, он давно решен, – подытожил иеродиакон Киприан. – К тому же качество образования существенно повышается".
    Православная культурная традиция для образования и воспитания – сокровище неоскудевающее.
    Своим опытом делятся учителя из Ногинска (Богородска), и в словах их – вера и вдохновение.

    Наталия Александровна Лисицына 31 год работала в школе и теперь, будучи инспектором по предмету "Основы православной культуры" г. Ногинска (Богородска), имея возможность наблюдать учебный и жизненный процесс, уверенно говорит, насколько меняются школьники, становятся более чуткими, отзывчивыми на добро, соприкасаясь с православной культурой. Наталия Александровна делится педагогическими секретами – а она, совместно с протоиереем Виктором, стояла у истоков преподавания.
    "Первый урок должен быть особенно интересным, можно пользоваться материалами из сказок" (добавим, сказки содержат народную мудрость, основанную на нравственном законе, и часто религиозную). Наталия Александровна Лисицына приводит примерные темы уроков Основ православной культуры: "Твое имя" (здесь прямой путь к рассказу о святых), "Семейный альбом", "Фамильное древо" – любовь и внимание к семье, "Новомученики Российские" – о пострадавших за веру в годы безбожной власти. Старшеклассники узнают о судьбе солдата Жени Родионова, который был жестоко замучен в плену у чеченских бандитов за отказ снять с себя крест, теперь это воин-мученик Евгений, не отрекшийся от веры.
    В Основы православной культуры органично входит составляющая краеведения – вся земля Русская освящена молитвами, храмозданием, подвижничеством святых. В этом можно убедиться воочию – школьники посещают святые места, монастыри, храмы Москвы и Подмосковья. Изучают в родных городах и весях историю храмов, в том числе разрушенных в годы безбожных гонений. Это источник чистых впечатлений духовных, трепета молитвенного... Это и прекрасный повод к написанию собственных работ, к размышлению об увиденном.
    Еще одно обстоятельное, интересное выступление на конференции – Наталии Александровны Горьковой, много лет преподающей русскую словесность в школе. Ею отмечено реальное положение – уже 10 лет, как преподавание перестало быть идеологически окрашенным в тона соцреализма, но приобрело иные издержки. И в этом виде преподавать литературу нельзя. Необходимо вспомнить, что "русская классика творилась в Православии людьми", еще раз повторяет Наталия Александровна и справедливо отмечает лучшее на сей день пособие – шеститомный труд профессора М.М. Дунаева "Православие и русская литература". "Уроки русской словесности, основанные на православном осмыслении, обладают особой, несравненной глубиной подачи материала", – передала слова одного школьного методиста, посетившего урок, Наталия Александровна Горькова. Занимательную "историю класса" рассказала учительница: Основы православной культуры вводили несколько лет назад в 6-х классах, которые считались проблемными, слабыми, сложными. Потому и отвели "под эксперимент". Теперь получили закономерный результат – классы из лучших. У этих школьников открылись источники сострадания, милосердия к ближним. Поучительно из жизни класса: однажды в школе состоялось мероприятие – сбор макулатуры, скажем. За это были получены денежные средства, и в школе прошел "Огонек", застолье. Но школьники, знакомые с основами Православия, поступили иначе. На вырученные деньги была подарена радость нуждающимся – куплены игрушки в детский дом. И еще собирались средства для вновь устраиваемого храма во имя Священномученика Константина Богородского. Удивительна история о кресте на расстрельном месте, рассказанная Наталией Александровной Горьковой. Ребята из класса пошли к месту погребения священномученика Константина на Страстной неделе, избежав таким образом и празднования в школе (в эти святые дни страданий Господа Иисуса Христа). Придя, увидели надругательство – был выкорчеван крест на могиле новомученика. А верующие столь почитают это место! Решение пришло: восстановить поруганный крест. Несмотря на то что в школьной трудовой мастерской (предназначенной, казалось бы, для добрых дел) было отказано в содействии, школьники добились: с помощью родственников крест был восстановлен! И снова напоминает о подвиге новомучеников, вере и терпении до конца.
    Выступила Лидия Сергеевна, директор начальной школы, рассказала, как радуются маленькие ученики Основам православной культуры, как понимают они милосердие и как передают свои познания старшим, в семью. Говорила Лидия Сергеевна о важности семейного начала – одной из православных основ воспитания. Преподаватель математики и Основ православной культуры Наталия Евгеньевна Симонова отметила возможность занятий по форме урока, а также по форме кружковой работы.
    Выступавшие преподаватели Основ православной культуры были единогласны – снимается множество педагогических проблем, но появляются и новые. Ведь какая это ответственность перед Богом и людьми – формировать детскую душу!

    Фото Евгения Крылова Фото Евгения Крылова

    Бывает, возникают школьные проблемы с участием преподавателей биологии, когда речь заходит о происхождении человека. В Основах православной культуры ученики получают знания из Священного Писания о сотворении Богом человека. Следует заметить, что и новые данные науки не противоречат этому. Доступ к этим сведениям ныне открыт – научные исследования, научно-популярные издания, – стоит самим проявить интерес. Пока что многие школьные биологи просто не готовы отказаться от "дарвинизма", служившего атеистической идеологии, столь необоснованно и унизительно толкующего природу человечества.
    Преподавание, точнее, навязывание чуждых русской школе неоязыческих и оккультных учений, – это серьезная проблема. Теперь, слава Богу, есть официальное постановление – запретить преподавание в школе лженауки валеологии. Это ведь показательно – растлевающие занятия, которые проходили в некоторых школах и, возможно, проходят еще; половое воспитание, разрушающее душу и тело, посягающее на целомудрие детей, – вот альтернатива Основам православной культуры, православному воспитанию. И здравомыслящие люди призываются помнить об этом.
    Интересно и отрадно, что, когда в одной из школ, где преподаются Основы православной культуры, попытались ввести валеологию, ученики сами насторожились, пришли к преподавателю Основ..., пришли к священнику. Внедрение валеологии не прошло.
    Есть, конечно, организационные трудности – учебные, кадровые. Но, с Божией помощью, вполне решаемые. Проблема кадров. "Преподавателями Основ православной культуры должны быть люди, духовно ориентированные, – сказал иеродиакон отец Киприан. – Те, кто готов к духовной работе. Не сомневаемся, что в русской школе есть еще такие люди. Проблему обучения также можно решить с помощью Церкви Божией. Курсы православного образования существуют, действуют в Москве, в Курске. Надеемся, будут и в тех городах, где есть духовные семинарии и училища, и там, где вузы намереваются преподавать богословские дисциплины. И сами студенты семинарий могут быть задействованы в преподавании Основ православной культуры".
    Из опыта Ногинска (Богородска). Сначала были организованы краткосрочные курсы для школьных учителей при соборе, по окончании которых проводились индивидуальные собеседования и выдавались соответствующие свидетельства. Теперь открыты долгосрочные 2–3-годичные курсы, которые с большим интересом посещают около девяноста преподавателей, отметил протоиерей Виктор Дорофеев.
    В городе Железнодорожном Православная гимназия во имя Святого Иоанна Кронштадтского действует уже девять лет. Накоплен значительный опыт, который может быть предложен школам района, – об этом говорил протоиерей Василий Мельничук, директор православной гимназии.

    Особенно важны в преподавании Евангелие, личная вера и воцерковление, утверждает священник Василий. По мнению Ирины Владимировны Кузьминой, заместителя директора православной гимназии Святого Иоанна Кронштадтского, Основы православной культуры особенно прослеживаются в русской классической литературе, и преподаватели гимназии могут провести несколько уроков совместно с учителями-словесниками школы.
    Иеродиакон Киприан рассказал о действующем семинаре для учителей в Москве при Академии образования и педагогическом факультете Православного Свято-Тихоновского Богословского института.
    Сегодня решается газетой "Воскресная школа" и научно-методическим кабинетом православного издательства "Покров" и проблема учебно-методических пособий. Здесь обобщается опыт десятков пособий, есть авторские труды. Вскоре ожидается выход в свет долгожданного учебника для школы по Основам православной культуры.
    По словам иеродиакона Киприана, состоявшаяся встреча-конференция "исторически важна". Была высказана надежда, что такие встречи будут и в дальнейшем. Даст Бог, будут новые достижения и новые участники.
    Обратимся же к словам историка и философа, ученого Ивана Ильина:
    "Русский учитель должен прежде всего продумать и прочувствовать до конца свою великую национальную задачу. Он не специалист по ликвидации безграмотности, а воспитатель русских детей. Он должен знать и понимать, что дело не только в развитии наблюдения, рассудка и памяти, а в пробуждении и укреплении духовности в детях. Поэтому он должен сам твердо и ясно постигнуть, что есть духовное начало в человеке, как надлежит пробуждать его в детях, укреплять и развивать, как можно пробудить в ребенке религиозное чувство, достоинство, честь, художественный вкус, братскую сверхклассовую солидарность. Православие – это чувство ответственности, патриотизм и уважение к своей и чужой частной собственности.
    Все, что воспитывает духовный характер человека, все хорошо для России, все должно быть принято, творчески продумано, утверждено, насаждено и поддержано. И обратно: все, что не содействует этой цели, должно быть отвергнуто, хотя бы оно было принято всеми остальными народами".

    ©  Дарья ПАВЛОВА

    Спонсор публикации статьи: сайт бесплатных купонов iCoupons.ru предлагает приобрести купоны Everbuying, которые дадут выгодные скидки на широкий спектр товаров магазина, от электронных гаджетов до одежды и аксессуаров. На страницах сайта можно найти купоны на магазины AliExpress, DinoDirect, Lamoda и многих других. Отзывы других посетителей сайта помогут выбрать лучший скидочный купон.

    Пророчества подвижников благочестия XIX – начала XX века

    Нас увлекает просвещенная Европа... Да, там впервые восстановлены изгнанные было из мира мерзости языческие; оттуда уже перешли они и переходят и к нам. Вдохнув в себя этот адский угар, мы кружимся, как помешанные, сами себя не помня. Но припомним двенадцатый год: зачем это приходили к нам французы? Бог послал их истребить то зло, которое мы у них же переняли. Покаялась тогда Россия, и Бог помиловал ее. А теперь, кажется, начали уже забывать этот урок. Если опомнимся, конечно, ничего не будет; а если не опомнимся, кто весть, может быть, опять пошлет на нас Господь таких же учителей наших, чтобы привели нас в чувства и поставили на путь исправления. Таков закон правды Божией: тем врачевать от греха, чем кто увлекается к нему. Это не пустые слова, но дело, утверждаемое голосом Церкви. Ведайте, православные, что Бог поругаем не бывает.

    Святитель ФЕОФАН ЗАТВОРНИК

    Нам надобно, оставя европейские обычаи, возлюбить Святую Русь и каяться о прошедшем оном увлечении, быть твердым в Православной вере, молиться Богу, приносить покаяние о прошедшем... Благодетельная Европа научила нас внешним художествам и наукам, а внутреннюю доброту отнимает и колеблет Православную веру; деньги к себе притягивает... Как жаль, что наши русские увлекаются в чужую веру, да еще восстают на свою Церковь: вот плоды иезуитского воспитания и проповеди папских агентов.

    Иеромонах МАКАРИЙ, старец Оптинский

    Западом и наказывал и накажет нас Господь, а нам в толк не берется... Завязли в грязи западной по уши, и все хорошо. Есть очи, но не видим, есть уши, но не слышим; и сердцем не разумеем. Господи, помилуй нас! Пошли свет Твой и истину Твою!

    Святитель ФЕОФАН ЗАТВОРНИК

    Я предвижу восстановление мощной России, еще более сильной и могучей. На костях вот таких мучеников, помни, как на крепком фундаменте, будет воздвигнута Русь новая – по старому образцу; крепкая своей верою в Христа Бога и во Святую Троицу! И будет, по завету святого князя Владимира, как единая Церковь! Перестали понимать русские люди, что такое Русь: она есть подножие Престола Господня! Русский человек должен понять это и благодарить Бога за то, что он русский.

    Святой праведный ИОАНН КРОНШТАДТСКИЙ

    Но не до конца прогневается Господь и не попустит разрушиться до конца земле Русской, потому что в ней одной преимущественно сохраняется еще Православие и остатки благочестия христианские.
    У нас вера Православная, Церковь, не имеющая никакого порока. Ради сих добродетелей Россия всегда будет славна и врагам страшна и непреоборима, имущая веру и благочестие – сих врата адовы не одолеют.

    Преподобный СЕРАФИМ САРОВСКИЙ

    TopList