Warning: mysqli_stmt::bind_param(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 68

Warning: mysqli_stmt::execute(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 78

Warning: mysqli_stmt::bind_result(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 79

Warning: mysqli_stmt::fetch(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 80

Warning: mysqli_stmt::close(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 83
© Данная статья была опубликована в № 03/2002 журнала "Школьный психолог" издательского дома "Первое сентября". Все права принадлежат автору и издателю и охраняются.
  •  Главная страница "Первого сентября"
  •  Главная страница журнала "Основы православной культуры"
  • РОССИЯ И НОВОЕ ЯЗЫЧЕСТВО

    ДУХОВНОЕ ЗДОРОВЬЕ

    РОССИЯ И НОВОЕ ЯЗЫЧЕСТВО

    Может быть, уместно вспомнить, что история нашего образования,
    а иначе и быть не могло, – эта история нашей Церкви.

    Академик Виктор Антонович САДОВНИЧИЙ, ректор Московского государственного университета

    Языческий тупик

    Официальная история фальсифицирована и подлежит пересмотру – таков основной тезис книги томского автора И.В. Ташкинова, вышедшей в издательстве Рязанской писательской организации "Узорочье". Называется она "Древний Египет и Русь: некоторые вопросы истории, мифологии и языкознания".
    Работа Ташкинова очень напоминает произведения другого автора, получившего всероссийскую известность, – Анатолия Тимофеевича Фоменко. Книгами Фоменко буквально завалены крупнейшие московские магазины. Главная мысль Ташкинова та же, что и у Фоменко: вся история фальсифицирована и ее надо перечеркнуть. Фоменко, например, убежден, что не было никакого татаро-монгольского нашествия. Оно-де выдумка позднейших московских летописцев.
    "Это свободный творческий поиск ученых! – воскликнет поклонник подобных теорий. – Чем больше точек зрения, различных мнений, тем лучше. В споре, как известно, рождается истина…"
    Вроде бы все верно. "Одиночка"-ученый отстаивает свою точку зрения. Но посмотрите, как роскошно издаются такого рода книги, в частности Анатолия Тимофеевича Фоменко, какими большими (скажем, даже навязчивыми) тиражами по нашим нищим временам.
    Приведем одну цитату: "Ведь народу, не знающему своей истории, культуры, можно внушить свое превосходство и добиться добровольного повиновения, покорности, особенно если этот народ, как русский, не победить в открытом бою…" Поразительно только, что эта цитата принадлежит человеку, который, как и Ташкинов, Фоменко, делает все для разрушения народной исторической памяти, совершенно фальсифицируя прошлое. Автор данного высказывания – Алевтина Николаевна Алексеева, имеющая техническое образование. Она доцент Радиотехнической академии города Рязани, не историк. Точно так же как и Фоменко. А цитата взята из сборника "Мир русской души", вышедшего в 1998 году в том же издательстве Рязанской писательской организации "Узорочье", что и книга Ташкинова. Издание сборника финансировало Управление культуры и искусства города Рязани. А вот еще одна: "Следует ограничить в печати упоминания о тысячелетней истории Руси…" (Н.Р. Гусева. Русские сквозь тысячелетия: арктическая теория. М.: Белые альвы, 1998).
    Алевтина Николаевна Алексеева делает попытку доказать, что православное христианство, придя на Русскую землю, разрушило высокоразвитую духовную культуру наших предков и поработило издревле существовавший русский народ чужеземному началу. А русские – это ядро мировой цивилизации. Русский язык – основа для многих языков мира. Она говорит, что нужно отказаться от христианства, вернуться к русскому(?) язычеству, создать новую культуру и новое общество. Но в этом новом обществе не будет православного христианства. Не будет потому, что общество, которое они строят, не имеет ничего общего ни с русской нацией, ни с реальной исторической Россией.

    Именно эту реальную историческую Россию они, называя себя "русскими патриотами", отрицают. Для себя они создали другую родину – некий виртуальный образ "светлой Руси", или "Светлоруси". Собственно, и являются они патриотами именно этой виртуальной страны, а не подлинной России, с ее великими подвижническими подвигами, тяжелыми испытаниями, высокой духовностью и историческим величием. Основная задача – оболгать, вынести за исторические пределы России Святую Русскую Православную Церковь вместе с сонмом ее святых подвижников, создававших русскую нацию, ее духовную основу.
    А ведь русский вопрос является сейчас вопросом выживания страны. Сумеем ли мы остаться подлинно русскими? И что значит – быть русским?
    Нация – это не только экономическая, культурная и этническая общность людей на какой-то территории. Нация – это в первую очередь общность духовная. Воссоздать экономику, добиться демографического подъема, отладить политическую систему, просто наладить, в конце концов, нормальную жизнь – всего этого можно добиться только при наличии воли. Где взять нации волю, где взять ей силу? В вере. Только в вере. Единая вера – вот что служит фундаментом национальной жизни. Следовательно, быть русским означает иметь русскую веру. Но какая это вера?
    Вся русская история свидетельствует, что эта вера – православное христианство, существующее на нашей земле уже тысячу лет. Даже наши главные стратегические противники признают, что Православие – это стержень и опора России, но многие наши соотечественники думают по-другому и выбирают язычество. Считаю, что среди них множество искренне заблуждающихся людей. Именно для них я и пишу все это.

    Где искать "русских" богов?

    Способно ли язычество обновить и воскресить нашу страну?
    Христианство призвано привести ко Христу все народы. Языческие культы, реально существовавшие в прошлом, в этом отношении христианству противоположны. Они не направлены вовне того народа, которому принадлежат. Персом-огнепоклонником или индусом, членом высшей касты, надо было родиться, но нельзя было стать. У каждого народа свои боги, и эти боги покровительствуют только конкретным народам – вот основной постулат исторического язычества.
    Необходимо отметить, что русская нация как исторический феномен возникла вовсе не в языческие времена. Под русскими обычно понимают три родственных народности – великороссов, малороссов (украинцев) и белорусов. Любому человеку, мало-мальски знакомому с историей освоения тех огромных просторов, которые занимают эти народности, с историей их взаимоотношений, очевидно, что срок формирования русской нации вполне укладывается в минувшую тысячу лет, в тысячелетие христианства на Руси.
    Например, В.О. Ключевский и С.Ф. Платонов, одни из наиболее значительных отечественных историков рубежа XIX–XX веков, относили образование великорусской народности (тех, кого мы обычно называем русскими) к XII–XIII столетиям, времени колонизации Суздальско-Владимирской Руси. Если же говорить о русской нации как о политической и экономической общности, то любому человеку, учившемуся в средней школе, очевидно, что сформировалась она не ранее XV–XVII веков.
    А что же было раньше?
    Были, например, скифы-пахари, иначе называемые сколотами. Древнегреческий историк Геродот писал, что они пришли на земли Среднего Поднепровья за тысячу лет до Дария, то есть за полторы тысячи лет до Рождества Христова. Достаточно подробно на сколотской проблеме останавливается Б.А. Рыбаков в своих книгах.

    Сколоты, так же как и венеды и анты, – предки нынешних русских. Но в том-то и дело, что они конечно же не русские в нашем сегодняшнем понимании. Безусловно, они жили на территории нашей страны, и мы – их отдаленные потомки. Однако мы другие – и по широте своего географического охвата, и экономически, и культурно, и духовно, и даже уже антропологически. Мы мало похожи на них. Мы не сводимся к ним. Нас разделяет История. И их боги – это именно боги сколотов, венедов, антов и так далее. Это ни в коей мере не русские боги.
    Сейчас в массовом сознании активно насаждается искаженное представление о происхождении русского народа, при этом конкретно-историческое понятие "русские" подменяется некоей абстракцией – "русами", "русичами".
    В трудах выдающихся российских историков, таких, например, как Н.М.Карамзин, С.М.Соловьев, В.О.Ключевский, перед нами открывается монументальное полотно становления русской нации. История эта достойна любви и почитания не только потому, что она наша. Это путь, может быть, величайшего народа земли. Однако родился этот народ, родился как одно великое целое, в купели святого равноапостольного князя Владимира. До этого были весьма разные племена, вернее союзы племен. В "Повести временных лет" находим их перечисление: поляне и древляне, дреговичи и радимичи, северяне и вятичи, словене и многие другие. И для нашей с вами темы важно то, что эти племенные союзы были очень разные. Как свидетельствует "Повесть временных лет", все они "имели свои обычаи, и законы своих отцов, и предания, каждое – свои обычаи" ("своя норовъ" – слав.). Попытки ряда авторов воссоздать некий единый древнерусский пантеон оказываются несостоятельными.
    Люди, выросшие в традиционной среде, хорошо знают детскую игру в "Яшу", ждущего свою невесту. Игра эта восходит к очень далеким временам. И "Яшу" на самом деле звали Ящер. Северные славяне поклонялись змею-Ящеру, владыке подземных вод. Очень подробно этот культ описывает в своей книге "Язычество Древней Руси" один из самых известных историков современности Борис Александрович Рыбаков.

    Святилища Ящера располагались, естественно, на болотах, берегах озер и рек. Главное капище помещалось недалеко от Новгорода, в том месте, где из озера Ильмень вытекает река Волхов. Древнерусский летописец называет Ящера "князем Волхова". Он-де "перекрывал в той реке Волхове водный путь. И не поклоняющихся ему иных пожирал, иных потоплял. Поэтому люди, тогда несведущие, сущим богом окаянного того называли". В качестве жертв Ящеру кидали в воду черных кур, а также молодых девушек. Вот почему "Яша" в детской игре ждет свою "суженую".
    Одним из самых подробных изложений мифа о Ящере является знаменитая былина о Садко – гусляре, восхитившем своей игрой подводного владыку. Во второй части былины рассказывается о том, что Садко отправился на дно морское как жертва Ящеру-царю.

    Ай же, вы дружки-братья корабельщики,
    Верно, не пошлины Поддонный царь требует,
    А требует он голову человеческу!

    Впрочем, в былине все заканчивается благополучно. Садко с помощью дочери подводного царя выбирается на поверхность.
    Культ Ящера чисто северный. Это для нас важно чрезвычайно. У других славянских племен – другие боги. Прибалтийское божество Перкунас (Перун), укрепившись сначала на среднем Поднепровье, пришло на север "с огнем и мечом". Капище у устья Волхова было разрушено по приказу молодого Владимира Святославича. Тогда, еще до своего обращения ко Христу, он пытался привести всех языческих богов разных славянских племен к одному знаменателю. На месте поклонения Ящеру был воздвигнут идол Перуна, и само место получило название "Перынь". Впрочем, и этот бог мягкосердечием не отличался и тоже требовал "голову человеческу". А были ли человеческие жертвоприношения в культах славянских племен? Помните детский стишок:

    Костры горят горючие,
    Котлы кипят кипучие,
    Ножи точат булатные,
    Хотят меня зарезати.

    Для современного человека это всего лишь плач братца Иванушки, обернувшегося козленочком. В действительности приведенное четверостишие – это дошедший до нас сквозь тысячелетия вопль объятого ужасом человека, приносимого в жертву. А вот еще стишок, из "Сказаний русского народа", собранных Иваном Петровичем Сахаровым (1807 – 1863):

    – Ты, братец Иванушко,
    Ты выди, ты выпрыгни!
    – Я рад бы выпрыгнуть –
    Горюч камень
    К котлу тянет,
    Желты пески
    Сердце высосали.

    И это тоже не столько о братце Иванушке, сколько о человеческом жертвоприношении. Современному читателю невдомек, что словосочетание "желтые пески", которые высасывают сердце, – это ритуальный песок, на который выливается кровь жертвы. Это наш фольклор…
    Россия как духовно-исторический феномен не сводима к тем племенам, которые населяли ее территорию до чуда рождения русской нации. "История России, – писал Василий Осипович Ключевский, – это история страны, которая колонизуется". Осваивались огромные пространства. И эти просторы стали плавильным тиглем, в котором вятичи, кривичи, поляне и прочие славянские племена становились единым русским народом. Этот народ, придя на новые земли, уже был христианским.
    Ярким примером тому служит Рязань. Материалы археологических раскопок свидетельствуют, что люди, селившиеся на берегу Оки на месте бывшего маленького мордовского городка, пришли с самых разных сторон. Здесь и вятичи, и кривичи, и радимичи, и поляне. И стали все они рязанцами одновременно с Христовой проповедью в этих местах. Рязань – не город вятичей, хотя они и составляли большинство из заселивших его колонистов. А какой же это город? Русский.
    Можно сколько угодно выискивать среди археологических находок в Старой Рязани материальные следы пережитков языческих времен. Но поднимать их на щит и кричать о том, что город был языческим или, в лучшем случае, рязанцы были двоеверами, нельзя. Это неправда. Старая Рязань изначально застраивалась, как и все древнерусские города, по плану, в основе которого лежала чисто христианская символика. Город строился, осмысливался как икона Небесного Иерусалима. У каждого из его элементов – и у Соборной площади, и у Спасских (вернее – Золотых) ворот, и у Благовещенского монастыря на въезде в город было свое священное христианское обоснование. И тот прекрасный город, сожженный дотла Батыем, который каждый русский человек оплакивает до сих пор, был в первую очередь христианским. Так что рязанская, русская, вера – это христианство. А ящеры, перуны и прочие – это боги давно канувших в лету племен. И не более того.

    Власть

    Власть и богатство, основанные на колдовстве, – вот цель и смысл язычества. Все разговоры о народной культуре, об отеческих традициях – лишь словесная ширма. Язычник готов служить миру смерти для того, чтобы властвовать в этой жизни.
    Православное христианство дает нам совершенно другое представление о характере власти. В христианстве власть исходит от Бога. Власть нужна потому, что в мир вместе с грехопадением вошли зло и смерть. И христианская власть не есть следование этому злу. Она призвана противостоять злу, максимально сдерживать его. Конечно, власть не может устроить здесь, на земле, Царство Божие. Но она, борясь со злом, не дает земле превратиться в ад. Власть отвечает своему предназначению только тогда, когда она устраивает общество в соответствии с волей Божией, с заповедями Евангелия. Она выше человеческих страстей, она не должна подчиняться им. В силу этого власть объединяет людей на началах добра, воспитывает их, содействует их спасению, осуществляемому в Церкви Христовой.
    Страсти разделяют. Разделенными людьми, которые погружены во зло, легко манипулировать. Их очень просто подчинять. Да они и есть рабы по определению. В первую очередь – рабы бесов. С крайней легкостью они становятся рабами и земных бесовских слуг. Люди, строящие свою жизнь по заповедям Божиим, борясь со страстями, с тем злом, которое коренится в человеке, обретают свободу в Боге. Они возвышаются над миром, лежащим во зле, и этому миру победить их крайне трудно. Трудно потому, что эти люди едины. В Боге они составляют одно целое. Это целое – Церковь Христова.
    Власть же языческая воистину есть "кощное царство".
    Язычество сводит человека на животный уровень. Оно не только не способно сделать его нравственным, но и всячески этому препятствует. Сложный мир христианской морали, общественных отношений, культуры принципиально недостижим для язычества прошлого. А если язычество утверждается в настоящем, то все христианское наследие должно быть уничтожено. Иначе триумф язычества невозможен, ибо оно и христианство – несовместимы.
    Христианство – это не только храмы, духовенство, культура, вообще всяческое "наследие". Христианское наследие – в самом человеке. Это голос совести, голос нравственного закона. Уничтожить его можно только превратив человека в зверя. К этому и стремятся современные неоязычники.
    Для православного христианина Россия – Дом Пресвятой Богородицы. Так называл ее тысячу лет русский народ. Святой праведный Иоанн Кронштадтский говорил о том, что Россия – подножие Престола Божия. Русские православные люди все свои города и монастыри строили как земную икону Небесного Иерусалима, а села устраивали как модель мира, где на высоком холме непременно высился храм – воплощение реальности присутствия Царства Божия на земле.
    Помните? "О светло светлая и красно украшенная земля Русская! Многими красотами дивишь ты… всего ты исполнена, земля Русская, о правоверная вера христианская!" (Слово о погибели Русской земли после смерти великого князя Ярослава // Изборник. Сборник произведений литературы Древней Руси. – М.: Художественная литература, 1969.С. 327) В сознании древнерусского книжника родная земля неотделима от родной веры – православного христианства.
    Издревле православные русские люди воспринимали свое Отечество и свою государственность как богоданный сосуд, который призван сохранить веру Христову во всей ее чистоте и непорочности до Второго Пришествия Христова.
    На Западе христианство сначала было искажено в католицизме и протестантизме. Затем западный мир вообще стал стремительными темпами отходить от основ христианской цивилизации, поставив в центр всех общественных отношений человеческий эгоизм и гордыню. Отсюда – недоверие православного христианина к глобализации, к стиранию цивилизационных границ в современных международных отношениях. Отсюда же желание устроить родную землю по-своему – по-русски, по-православному.
    Святейший Патриарх Алексий говорит об этом так: "Мы хотим сохранить свою национальную культуру, свое историческое бытие и свою веру. Не случайно многие люди, глубоко размышляющие о судьбах мира, изучают феномен сохранения веры в русском народе при самых тяжелых испытаниях. Поэтому раствориться в европейском котле или новом мировом порядке мы не согласны. Россия была великой державой и должна быть великой державой. Но это возможно лишь при условии духовного возрождения нашей страны. Мы не ставим себе задачу глобального переустройства мира на православных началах, но мы должны восстановить Православие в России" (Интервью Святейшего Патриарха Алексия "Православие.Ru").

    Вместо послесловия

    Русская нация созидалась на огромном географическом пространстве. Множество славянских племен, очень разных по образу жизни, по своим обычаям, по своим религиозным представлениям, были вовлечены в этот процесс. Славянские племена распространялись на северо-восток и восток одновременно с приходом на эти земли христианства. Два фактора – географическая необъятность и вера во Христа – создали русскую нацию. Лишить нашу страну ее просторов и ее православной христианской души – значит вычеркнуть русский народ из мировой истории. Для нас это – отказаться от самих себя.
    Многие люди, числящие себя патриотами России, не осознают того, что ведут работу по сокрушению своей страны, Православной Церкви. Не будет Христовой веры – исчезнут скрепы, соединяющие русских, и они рассыплются. Нельзя ведь воссоздать полян, древлян, вятичей и иже с ними. Нужно ли в Новгороде восстанавливать капище Ящера или же ставить идол Перуна? На подобные вопросы придется постоянно давать ответы, и все равно ничего не получится. А вот выпустить силы зла, разрушения, дать им возможность полностью затопить нашу землю – можно. Но это будет страшной национальной катастрофой.
    Дело даже не в том, что Православная Церковь подвергнется кровавому гонению. Гонений было много в ее истории, и в них закаляется христианство, а кровь мучеников укрепляет Церковь. Дело прежде всего в том, что придется разрушить всю русскую культуру, всю русскую государственность, перечеркнуть всю историю страны, не создав ничего взамен.
    Новые язычники создали свой образ христианства. Оно кажется им религией покорных рабов. Неужели православное христианство – это действительно религия рабства, религия непротивления злу силой? Такой взгляд на христианство является совершенно ошибочным. На самом деле нет ничего более чуждого православному христианству, чем утверждение о том, что не должно противиться любому злу.
    В Евангелии речь идет лишь о своей щеке. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую (Мф. 5, 39). Это значит – прости своего личного врага, не мсти ему и не умножай зло, однако ни в коем случае не подставляй врагу щеку ближнего. Ближнего должно защищать даже ценою своей жизни! А он точно так же защитит тебя. Об этом в Евангелии написано так: Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих (Ин. 15, 13).
    Христианское смирение – это смирение не перед злом, а перед Богом. Выражение "раб Божий" означает и признание Божьего всемогущества и готовность отстаивать Его замысел о мире – и здесь христианин должен превращаться в мужественного воина в битве против сил зла.
    Великий русский святой преподобный Феодосий Печерский (XI век) в этой связи говорил: "Живите мирно не только с друзьями, но и с врагами, но только со своими врагами, а не с врагами Божиими". А вот что говорил святитель Филарет, митрополит Московский (он жил полтора столетия назад): "Люби врагов своих, сокрушай врагов Отечества, гнушайся врагами Божиими". Так что патриотизм, защита Отечества от врагов во все времена является религиозным долгом православного христианина. И долг этот неразрывно связан с защитой православной веры. Сам Христос применил силу для защиты святыни, когда выгнал из храма оскверняющих его торгашей и ростовщиков.

    Таким образом, христианство – религия вовсе не слабая, а благородная и мужественная. Достаточно взглянуть на русскую историю, чтобы увидеть, какова была наша "христианская слабость": объединили в одно государство огромные, необозримые пространства. Причем не силой – добром, неся более высокую мораль язычникам. Главное же: христианство лучше язычества не потому, что создало такую империю. Только христианство объясняет смысл жизни человека и смысл истории. Это религия предельно личностная, ибо проповедует путь личного спасения человека через стремление к совершенству, к раскрытию в себе образа и подобия Божия.
    Это религия предельно коллективистская, ибо указывает главное средство этого спасения и совершенствования – через любовь к другим людям, вплоть до самопожертвования.
    Это религия предельно свободная, ибо мыслима лишь как свободное служение человека этим ценностям. Человек призван вновь духовно родиться, для чего требуется огромное усилие над собой. Победить самого себя и встать на путь добра гораздо труднее, чем выбить "око" или "зуб" у врага.
    Это религия, предельно дисциплинирующая и обязывающая человека следовать Истине. Познавший Истину становится ее добровольным служителем, "рабом Божиим". Именно благодаря служению Истине христианство и распространилось по всему миру. Оно явило свое внутреннее, духовное превосходство над язычеством. Христианин остается "верным, даже до смерти".
    Это религия предельно уважающая человека и раскрывающая его величие как бессмертного существа. Христианство раздвигает границы человеческой личности за временные пределы жизни и за черту материального мира – до Царства Божия.
    И наконец, это религия предельно справедливая, ибо мир устроен Богом так, что в конечном счете победит добро и Царство Божие. Наша же задача – понять смысл идущей в мире битвы между добром и злом и занять в ней соответствующее место. От этого зависит наша посмертная судьба. К этому мы идем всю жизнь.
    Будем же православными, сделаем усилие над собой, преодолеем то зло, которое внутри нас, и то зло, которое снаружи. Вместе победим!

    Иеромонах ВИТАЛИЙ (Уткин)
    (Печатается по изданию: Диакон Андрей Кураев. Трудно быть русским; Иеромонах Виталий (Уткин). Россия и новое язычество. М.: Свято-Иоанно-Богословский монастырь, 2001)

    TopList