Warning: mysqli_stmt::bind_param(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 68

Warning: mysqli_stmt::execute(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 78

Warning: mysqli_stmt::bind_result(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 79

Warning: mysqli_stmt::fetch(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 80

Warning: mysqli_stmt::close(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 83
© Данная статья была опубликована в № 03/2002 журнала "Школьный психолог" издательского дома "Первое сентября". Все права принадлежат автору и издателю и охраняются.
  •  Главная страница "Первого сентября"
  •  Главная страница журнала "Основы православной культуры"
  • ПОЛОВИНА НАСЕЛЕНИЯ РОССИИ ПОДДЕРЖИВАЕТ ИДЕЮ ВВЕДЕНИЯ ДОБРОВОЛЬНОГО РЕЛИГИОЗНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

    НАВСТРЕЧУ РОЖДЕСТВЕНСКИМ ЧТЕНИЯМ

    ПОЛОВИНА НАСЕЛЕНИЯ РОССИИ
    ПОДДЕРЖИВАЕТ ИДЕЮ ВВЕДЕНИЯ
    ДОБРОВОЛЬНОГО РЕЛИГИОЗНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

    Фото Службы коммуникаций Московского Патриархата

    Начало 2002 года знаменуется открытием Юбилейных Десятых Международных Рождественских Образовательных чтений. Прошедший год завершился одним из самых значимых событий в православной жизни страны – VI Всемирным Русским Народным собором, на котором также обсуждались проблемы образования. Как сказал владыка КИРИЛЛ, митрополит Смоленский и Калининградский, проблема образования – одна из самых болезненных проблем сегодняшнего дня. В своем докладе на Девятых Рождественских чтениях митрополит Кирилл посвятил вопросам образования много внимания. Почти в каждом своем выступлении, на пресс-конференциях владыка обязательно касается этой темы.

    Вопрос газеты "Воскресная школа" на пресс-конференции по итогам VI Всемирного Русского Народного собора:

    – Какова роль Русской Православной Церкви в системе государственного образования России?

    – Во время работы VI Всемирного Русского Народного собора целый ряд вопросов был посвящен образованию. И главной темой здесь остается тема присутствия Церкви в системе образования страны. С точки зрения Конституции Российской Федерации, с точки зрения закона – это возможно. На практике же в большинстве субъектов РФ это по-прежнему остается невозможным. Почему? Казалось бы, есть такая ясная конструкция, имеющая мировую практику, мировое признание, апробированная во всех западноевропейских странах, существующая во всем мире, везде, даже в странах с чрезвычайно развитыми демократическими институтами, но как только она предлагается к применению в России, начинаются какие-то просто сюрреалистические искажения. Возникает королевство кривых зеркал. Вам начинают говорить, что это невозможно, потому что нарушает принцип отделения Церкви от государства, потому что это вносит элементы межконфессиональной и межрелигиозной напряженности. Непонятно, почему нет этой напряженности в стране икс и почему она должна быть в России? В России за всю ее историю, в отличие от многих других стран мира, никогда не было межрелигиозных конфликтов.

    Из интервью газете "Коммерсантъ":

    – Вводить обязательное религиозное образование в общеобразовательной школе совершенно не нужно. Это может даже повредить. Однако очень актуальна сегодня проблема возвращения российского образования к своим историко-культурным и духовно-нравственным корням. Это важно прежде всего для государственной школы, которая, к сожалению, не вполне справляется с задачей морального, правового и патриотического воспитания. А ведь без этого невозможно нормальное экономическое и социальное развитие страны. Проводившиеся в последние годы социологические исследования показывают, что почти половина населения России поддерживает идею введения добровольного религиозного образования; школа призвана, как в любом цивилизованном обществе, дать всем ученикам начальное представление о религии, причем в согласии с теми вероучениями или убеждениями, которых придерживаются в семье. Разрешить эту задачу без участия Православной Церкви и других традиционных религий не представляется возможным. Присутствие Церкви в системе государственного образования нисколько не нарушает ее светский характер, поскольку этим не устанавливается обязательное исповедание и отправление религиозного культа. Цель обучения религии в стенах светской школы – приобщить учащихся к духовным и культурным ценностям той или иной духовной традиции, ее нравственному потенциалу. При этом видится обязательным учет свободного волеизъявления как детей, так и их родителей.
    У нас есть ислам, буддизм и другие религии. Когда их последователи компактно проживают в какой-либо местности, то почему бы им не иметь там свою школу? Если в школе учится, положим, 10–20 процентов мусульман, то для них вполне можно ввести занятия по исламской культуре, а для неверующих – уроки светской этики. Механизмы реализации права последователей разных религий и убеждений на подобное образование можно отработать – в этом не видится совершенно ничего недостижимого, тем более что подобные механизмы эффективно действуют в разных странах.

    Пресс-конференция в интернет-издании "Вести.ru":

    – Владыка, Церковь в Российской Федерации отделена от государства, но нет четкого определения этого термина. Где, на ваш взгляд, проходит граница между сферами интересов Русской Православной Церкви и государственной власти?

    – Существуют совершенно конкретные юридические термины, в которых описывается это понятие. Церковь, согласно принципу отделения от государства, не может вмешиваться в управление страной, а государственная власть не должна вмешиваться во внутреннюю жизнь Церкви. К сожалению, нередко приходится сталкиваться с попытками расширительного толкования этого принципа. К примеру, нам говорят: "Церковь не имеет права заниматься пастырской работой в армии, не может прийти в школу, потому что она отделена от государства". Но и солдаты, и школьники – граждане России, которые, согласно Конституции, имеют право на религиозный выбор. Человек, служащий в армии или учащийся в школе, не должен быть огражден стенами учреждения от общего принципа свободы совести, который заложен в Основном Законе нашей страны.

    Из Основ социальной концепции Русской Православной Церкви

    С православной точки зрения желательно, чтобы вся система образования была построена на религиозных началах и основана на христианских ценностях. Тем не менее Церковь, следуя многовековой традиции, уважает светскую школу и готова строить свои взаимоотношения с ней исходя из признания человеческой свободы. При этом Церковь считает недопустимой намеренное навязывание учащимся антирелигиозных и антихристианских идей, утверждение монополии материалистического взгляда на мир… Церковь призывает к устранению последствий атеистического контроля над системой государственного образования.
    …К сожалению, доныне во многих учебных курсах истории недооценивается роль религии в формировании духовного самосознания народов. Церковь постоянно напоминает о том вкладе, который внесло христианство в сокровищницу мировой и национальной культуры. Православные верующие с сожалением воспринимают попытки некритического заимствования учебных стандартов, программ и принципов образования из организаций, известных негативным отношением к христианству вообще или Православию в частности. Нельзя игнорировать и опасность проникновения в светскую школу оккультных и неоязыческих влияний, деструктивных сект, под воздействием которых ребенок может быть потерян и для себя, и для семьи, и для общества.

    TopList