Warning: mysqli_stmt::bind_param(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 68

Warning: mysqli_stmt::execute(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 78

Warning: mysqli_stmt::bind_result(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 79

Warning: mysqli_stmt::fetch(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 80

Warning: mysqli_stmt::close(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 83
© Данная статья была опубликована в № 02/2002 журнала "Школьный психолог" издательского дома "Первое сентября". Все права принадлежат автору и издателю и охраняются.
  •  Главная страница "Первого сентября"
  •  Главная страница журнала "Основы православной культуры"
  • ТЕЛЕПУЗИКИ - НАШЕ БУДУЩЕЕ?

    РАЗГОВОР С НЕЦЕРКОВНЫМ ЧЕЛОВЕКОМ

    ТЕЛЕПУЗИКИ – НАШЕ БУДУЩЕЕ?

    Уважаемые читатели! Мы хотим сообщить вам сенсационное известие. Достоверно доказано существование Страны дураков (синонимы – Страна развлечений, Шлараффия) (в немецком фольклоре – Страна лентяев. – Авт.), которая ранее ошибочно почиталась сказочной. Мало того – вычислены ее координаты. А также разработан путь, которым каждый желающий отныне без проблем и забот может туда переместиться. Для этого просто-напросто надо включить телепрограмму РТР в 7.15 по будням или в 8.20 по выходным. Попадание в Страну дураков гарантировано!
    Разумеется, это шутка. А вот телепрограмма для "самых маленьких", на которую на РТР ежедневно отводится полчаса времени, – это уже совсем нешуточная вещь. Название ее на первый взгляд звучит странно – "Телепузики". Впрочем, ничего странного в названии передачи нет. Так зовут четырех ее героев – человекоподобных толстеньких существ с антеннами на головах и телеэкранами на брюшках. Имена их звучат несколько странно для русского уха – Тинки-Винки ("винки" по-английски – "моргающий"), Дипси, Ляля и Во (по-английски это возглас, означающий испуг или удивление, вроде нашего "ба"). А живут они, как объясняется в начале передачи, где-то "за холмами, за лесами". Запомним координаты – немного позднее постараюсь дать им разъяснение. Так вот, живут эти самые телепузики под улыбающимся солнышком на полянке, усыпанной цветами, живут весело и беззаботно.
    Меня спросят: так что же в этом плохого? И при чем тут Страна дураков, если речь идет о милой и невинной развлекательной детской передаче? Стоит ли ожидать от развлекательной программы какого-либо глубокого смысла?
    Что ж, попробуем разобраться, несет ли какую-то смысловую нагрузку передача "Телепузики". А если несет, то какую именно?
    Коль скоро это – передача детская, значит, несмотря на развлекательный сюжет, она должна чему-то учить своих зрителей. Так чему же?
    Как ни странно, из передачи в передачу маленьких зрителей учат... безделью. Причем безделье отождествляется со счастьем.

    Надо стараться, чтобы не только действием, но даже и словом не соблазнять других.

    Праведный Алексий МЕЧЕВ

    Для примера приведем "распорядок дня" телепузиков. Проснулись. Побегали по травке. Посмотрели телесюжет про то, как растут ананасы. Легли смотреть на облака. Потом нюхали цветы на полянке. Когда перенюхали все цветы, отправились искать кроликов. Поглядев на кроликов, побегали вокруг пузедомика. После чего отправились спать. Не правда ли, очень полезное и плодотворное времяпрепровождение? Причем из передачи в передачу показывается, насколько довольны телепузики такой жизнью. Четверка бездельников умильными голосками внушает зрителям: "Да-да, мы очень-очень счастливы!"
    Между прочим, о том сильнейшем воздействии, которое оказывает на детей информация с телеэкрана, еще в 1982 г. православный иеромонах отец Серафим (Роуз) говорил вот что: "Телевизор часто становится тайным домоправителем, диктующим современные ценности, мнения, вкусы. Если у вас есть маленькие дети, вы знаете, насколько это верно, если они видели что-то по телевизору, очень трудно бывает бороться с этим новым мнением, которое дано телевидением как авторитетное".
    Страшно подумать, кем вырастут детишки, которые доверчиво смотрят передачу про телепузиков, вовсе не догадываясь, что скрывается за идиллическим сказочным сюжетом. А ведь в прежние времена в России детей сызмальства приучали к труду. Так, в житии праведного Артемия Веркольского говорится, что он начал помогать своему отцу в крестьянских трудах с пятилетнего возраста. И смерть двенадцатилетний отрок Артемий принял тогда, когда вместе с отцом боронил поле... Безусловно, труд, которым занимались дети, носил разнообразный и посильный характер. Например, в Иоанно-Богословском монастыре, основанном в пинежском селе Сура праведным Иоанном Кронштадтским, в числе послушниц были девочки 12–14 лет. Они несли посильные послушания на кухне, на клиросе, а также в качестве свещеносиц. Двум малолетним сурским воспитанницам (Анне Даниловой и Антонине Малкиной) в качестве послушания было заповедано учиться в школе, которая была открыта при монастыре. Таким образом, и учеба приравнивалась к труду. Но в передаче про телепузиков ни о каком ученье, естественно, нет и речи. Зачем лодырям учиться? Ведь ученье, как известно, свет...

    Может быть, эта передача развивает детское мышление? Это тоже более чем спорно. Обращает на себя внимание убогий лексикон телепузиков. Если вспомнить известные почти каждому статистические данные из романа И.Ильфа и Е.Петрова "12 стульев", словарный запас дикаря-людоеда из племени Мумбо-Юмбо составлял целых 300 слов. Но по сравнению с героями передачи "Телепузики" даже "людоедка" Эллочка Щукина, чей лексикон ограничивался 30 словами, покажется этаким "гигантом мысли". Ведь их словарный запас почти полностью состоит из междометий, охов и вздохов. Среди которых, между прочим, можно услышать часто повторяемое знаменитое "хо-хо", явно заимствованное у той же Эллочки... Вдобавок ко всему, картаво-сюсюкающий характер их речи вряд ли будет способствовать тому, чтобы дети, которые смотрят программу, научились говорить правильно.
    Впрочем, в передаче про телепузиков имеются-таки и познавательные сюжеты. С намеком на расширение детского кругозора. Например, про то, как растут в оранжерее экзотические фрукты. Или как украшают торты на кондитерской фабрике. Но в этих сюжетах опять-таки нет ни слова про труд. Про то, как удалось вырастить в той же оранжерее удивительные тропические плоды. Или про то, чьими трудами выращена пшеница, из которой пекут хлеб и "тортики".
    Чем больше смотришь программу про телепузиков, тем более становится понятным, что она носит не развивающий, а оглупляющий характер. На протяжении передачи ее герои с визгом носятся туда-сюда по полянке, пугая пасущихся кроликов, прыгают, трясут и крутят животиками, пожирают "пузеблинчики". Да поют песенки типа: "Телепузик, телепузик, всем привет! Телепузик, телепузик, мы друзья!" После этого остается только сожалеть о замечательных, добрых, умных, веселых песенках, которые распевали герои мультиков прежних лет. "Поделись улыбкою своей, и она к тебе не раз еще вернется", "одному на свете грош цена", "в полдень или в полночь друг придет на помощь", "каждому-каждому в лучшее верится"... Эти песенки, такие на первый взгляд бесхитростные, учили дружбе, жертвенности, честности, любви к людям. Почему же теперь современным детям с телеэкрана внушают совсем иное? Кому это понадобилось?

    Что касается нравственных идеалов, которые воспитывает в своих зрителях программа "Телепузики", то это хорошо видно на примере вот такого сюжета одной из передач. Телепузики собрались поесть. Но на столе оказался один большой пузеблинчик, который не сумели съесть три более крупных телепузика. Проще всего было бы поделить блинчик на четыре части. Но нашим героям отчего-то это не пришло в голову. Проблему решила Ляля, которая в одиночку справилась с огромным блинчиком. И все телепузики (оставшиеся в результате голодными) почему-то кидаются обнимать и поздравлять эту самую Лялю...
    Согласитесь, разве это не прекрасный способ воспитать у зрителей жадность и самолюбие? Оказывается, чтобы получать похвалы от друзей, не надо ничем и ни с кем (в том числе и с ними) делиться. В отличие, кстати, от прежних российских мультфильмов, где любая "хорошо воспитанная мартышка" знала, что банан покажется гораздо вкуснее, если им поделишься с друзьями.
    При просмотре программы про "телепузиков" не может не возникнуть мысль: ведь эту Телепузию-теледурию уже приходилось где-то видеть раньше. И наконец становится понятно, где. Я уже упоминала, что телепузики живут "за холмами, за лесами". Говоря по-простому, "за бугром". Так в народе частенько именуют заморские края. Телепузия поразительно напоминает тот "рай на земле", что сулят своим слушателям-прохожим на улицах адепты американской секты "Свидетели Иеговы". Те же цветочки, добрые зверюшки – от кроликов до тигров. Те же фальшиво звучащие уверения: "Да-да, мы так счастливы!" Сходство усугубляется еще и тем, что в титрах программы про телепузиков – сплошь иностранные фамилии. Режиссер Эндрью Дэвенпорт, автор идеи и продюсер –Энн Вуд... Она явно не наша, эта страна Телепузия. Но ее творцы, а также те, с чьего ведома программа "Телепузики" попала на канал РТР, пытаются зачем-то сделать ее родной и любимой для российских детишек.

    А напоследок – самое главное. Если с вышесказанным читатели могут не согласиться, то я предлагаю им поразмыслить хорошенько еще над одной идеей этой программы. Она закамуфлирована и поэтому не бросается в глаза. Но все-таки она существует. Это идея полной порабощенности телепузиков кому-то незримому и неведомому.
    Этот персонаж не показывается перед зрителями ни разу. Но именно ему полностью подчиняются телепузики. Именно он каждое утро выпускает их погулять-попрыгать из полуподземного "пузедомика". Он следит за ними через перископ откуда-то из-под земли и зловеще-металлическим голосом вопрошает: "Куда делись телепузики?" Именно он насильно отправляет их спать, чему они нехотя, но все же повинуются. Именно он комментирует их действия, заставляя их верить в то, что они счастливы и уверять в этом зрителей. И телепузики вовсе не так свободны и беззаботны, как кажется на первый взгляд. Потому что, хотя их жизнь представляет собой непрестанную цепь развлечений, иначе как рабством ее назвать нельзя. Ведь телепузики живут под чьим-то постоянным контролем и по чьим-то приказам. Уже упоминавшийся выше отец Серафим (Роуз) писал, что "мир, который создал наше избалованное время, предъявляет душе требования – в религии ли, мирской ли жизни, которые можно назвать ТОТАЛИТАРНЫМИ". И не случайно за символикой развлекательного американского "Диснейленда" он разглядел лагерные вышки Гулага... Страшно жить по чьей-то недоброй и безбожной воле. Но еще страшнее то, что нам сейчас внушают, что такая жизнь как раз-то и является счастьем. И навязывают нам именно такой образ жизни.
    Наблюдая развеселую возню телепузиков на экране, присмотритесь к ним повнимательнее, дорогие читатели. Именно такими – безбожными, бездумными и покорными своим заморским господам-хозяевам хотят видеть российских детей и взрослых те, кто заказал, создал и внедрил на российский экран эту программу. И, пожалуй, перефразируя известный лозунг, можно сказать: "Телепузики – наше будущее!" Пока этому еще можно противостоять. Если вовремя объяснить своим детям, что без труда, как говорится в известной пословице, не вынешь и рыбку из пруда. А еще то, что испокон веков Россия была непобедима благодаря тому, что свято хранила она православную веру. Она, эта вера, и сейчас может помочь нам не поддаться обману, не превратиться в "телепузиков", покорно пляшущих по приказу заморского кукловода.
    Но на этот счет пусть каждый из вас подумает и примет решение сам.

    © Монахиня ЕВФИМИЯ (Пащенко),
    Архангельск

    TopList